Правый руль?стоит ли покупать такие автомобили?

Содержание:

Результаты на сегодня

Праворульные автомобили запретят в России — это факт, и этому, как водится, есть объективные и субъективные причины. Беспрецедентная экспансия иностранцев в прошлом произошла в результате усилий внутренних реформаторов, Япония завоевала этот рынок абсолютно без усилий с ее стороны, и развивать его ей не очень нужно. А отечественный бизнес можно направить в желаемое русло постепенно по апробированным рецептам. Предыдущие таможенные меры и контрмеры торговцев были разнообразны вплоть до появления «конструкторов» — разрезаемых в Японии и свариваемых вновь здесь автомобилей. Информационное просвещение и практика езды убедила водителей в неудобстве расположения баранки слева. В результате этих действие и изменения общих экономических условий рынок подержанных автомобилей потерял свою привлекательность для европейской части страны, спрос сократился на три четверти. Востребованными остались суперкомпакты с малым литражом, вместительные минивэны и дешевые гибриды или электроприводные мини-авто. Очень хорошо держатся мини-грузовики, оснащенные спецприспособлениями для строительства.

Но препятствий для законного оформления экспортной техники все больше. Во владивостокских таможенных органах запрещено оформлять ввозимые для личных нужд автомобили жителям других регионов. А оформление их по месту жительства затруднено из-за немногочисленности площадок для досмотра, прошедших аккредитацию. Доставка к месту эксплуатации по Таможенному кодексу должна осуществляться немногочисленными специализированными перевозчиками, что увеличит стоимость таможенных действий.

Переключение поворотников и «дворников»

К включению сигналов поворотника и стеклоочистителей привыкать придется долго. У праворульных машин рычаг переключения поворотников расположен со стороны водительской двери, а «дворники» включаются с левой стороны. Полная противоположность леворульным машинам.

Особенно тяжело ездить на автомобиле с правым рулем тем, кто долгое время передвигался на леворульном авто. Чтобы не создавать аварийные ситуации на дороге, рекомендуется перед поворотом или перестроением убедиться, что сигнал поворотника включен.

У некоторых праворульных автомобилей расположение подрулевых переключателей такое же, как у леворульных. В таком случае привыкать не придется, изменений никаких.

Исчезающий вид

В свое время праворульные автомобили хлынули в Россию не от хорошей жизни. На определенном этапе нашей непростой истории подержанные японские машины стали основным средством автомобилизации российской Сибири и Дальнего Востока, да и в европейской части их было немало. Согласно статистике, вплоть до середины 2000-х ежегодно в Россию ввозилось порядка полумиллиона праворульных «японок». В последние же годы этот поток сократился примерно до 100 тыс. в год, и эта цифра уменьшается.

По поводу правомерности использования машин с правым рулем в России дискуссия идет уже давно. Главная претензия к таким моделям в том, что они менее безопасны, чем традиционные для нашей страны леворульные машины. Доля справедливости в этих утверждениях есть. Действительно, располагающемуся в правой части машины водителю при правостороннем движении сложнее делать обгон и совершать другие маневры. Однако апологеты японских машин возражают, что это, мол, лишь вопрос привычки. Дескать, при наличии навыка совершать обгон на таких авто можно ничуть не хуже, чем на «леворуких». Да и статистика аварий в дальневосточных регионах никак не подтверждает, что ввезенные из Японии машины более опасны. К тому же в некоторых смыслах в праворульных машинах водитель может себя считать более защищенным: к примеру, при остановке он выходит сразу в сторону тротуара, а не на проезжую часть.

Тем не менее ограничения на ввоз праворульных машин в Россию появились давно. Сначала в 2003 году были существенно подняты ставки для мощных машин – и содержать шикарные, быстрые и при этом дешевые на вторичном рынке машины вроде Toyota Mark II или Nissan Cedric мощностью более 250 л.с. стало накладно. Впрочем, у большинства ввозимых праворульных моделей мощности было меньше, поэтому по-настоящему серьезным заслоном транспортный налог тогда не стал.

В 2005-м на пути подержанных праворульных иномарок (впрочем, как и других подержанных машин) возник еще и экологический препон: государство ввело нормы Euro 2. А в 2008, 2013 и 2014 годах экологические стандарты продолжали повышать соответственно до нормативов Euro 3, Euro 4 и Euro 5. Автомобили, собранные до 1995 года и не соответствующие этим нормам, с тех пор легально ввезти в Россию стало невозможно. Одновременно в 2009 году резко увеличили таможенные пошлины, что сделало ввоз многих типов машин из Японии невыгодным.

В 2010 году была предпринята еще одна попытка окончательно поставить крест именно на «японцах», запретив ввоз автомобилей с 11-значными (вместо европейских 17-значных) VIN-номерами. В ответ Дальний Восток провел массовые митинги протеста, в ходе которых, в частности, была ритуально сожжена старая вазовская «копейка». Власти, побоявшись неуправляемых народных волнений, нововведение отменили.

В середине 2012 года запретить ввозить автомобили с правым рулем хотели с помощью технического регламента, принятого Таможенным союзом, куда помимо России также вошли Казахстан и Белоруссия (кстати, в соседних странах законы давно запрещают эксплуатацию праворульных машин). Но позже от этой затеи отказались.

И все же идея запрета автомобилей с правым расположением руля витает до сих пор. Последний раз чиновники возвращались к ней летом 2014 года. Тогда НАМИ прописал в новом проекте технического регламента для тех же стран Таможенного союза запрет постановки на учет машин с правым расположением руля. При этом в ходе обсуждения проекта не раз звучали предложения запретить не только ввоз, но и эксплуатацию таких машин.

Дискуссия продолжилась чуть позже, когда в 2015-м в России запретили эксплуатацию микроавтобусов и автобусов с правым рулем. Но самым резонансным решением стало обязательное наличие системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с 1 января 2017 года. На таможне Дальнего Востока «подвисли» тысячи праворульных машин, на которые владельцы не могли получить ПТС. Митинги и массовые протесты опять же заставили оперативно найти выход из ситуации, но можно предположить, что будут предприняты и новые попытки сделать автомобили с правым рулем персоной нон грата на российском рынке.

Запретят ли правый руль в России наших дней

Но задули ветры перестройки, и ситуация изменилась. В 1993 году железный занавес рухнул, как ни странно, под давлением извне, и в числе прочего на территорию бывшего Союза хлынул поток автотранспорта секонд-хенд. И если западнее Урала это была продукция европейских производителей, то с Дальнего Востока безоговорочно авторынками овладели потомки самураев.

И сразу же утвердилась мысль, что праворульные автомобили запретят в России неизбежно и очень скоро.

Отечественная экономическая мысль АвтоВАЗа была занята высокоприбыльными операциями сейчас подзабытого альянса АВВА по экспорту и реэкспорту продукции, улучшать материальную базу было недосуг. А «японцы» были, во-первых, престижнейшими иномарками, а главное, будучи даже с солидным пробегом, объективно на порядки превосходили изделия автопрома тех лет по всем показателям.

Ужесточение закона о праворульных автомобилях с 1 июля 2021 года

С 1 июля этого года в силу вступает новый ГОСТ 33670-2015 технического регламента Таможенного союза, принятый Евразийской экономической комиссией, который изменит требования к получению свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств. Значительно усложнится не только ввоз на территорию России автомобилей с правым рулем, но и их дальнейшая постановка на учет и эксплуатация.

Правда, что правый руль теперь вне закона?

Это так, но только лишь отчасти. Частичный запрет на ввоз, а также новые ограничения на растаможку и постановку на учет в ГИБДД будут распространяться на машины, которые будут ввозить после 1 июля 2021 года. Автомобили, которые были ввезены и растаможены до вступления в силу нового технического регламента, можно эксплуатировать без ограничений в прежнем режиме.

Однако стоит напомнить, что ранее у ввозимых в Россию автомобилей с правым рулем были сложности из-за отсутствия устройств системы ЭРА-ГЛОНАСС. До 1 января 2018 года установка системы на праворульные автомобили с пробегом была необязательной, но позже стала необходимостью, и владельцы таких машин платили за дооснащение терминалом ЭРА-ГЛОНАСС до 40 тыс. рублей.

То есть с 1 июля 2021 года ввозить «праворульки» больше нельзя?

Запрет на ввоз праворульных автомобилей в Россию, изготовленных для стран с правосторонним дорожным движением, вводится лишь для некоторых типов транспортных средств.

  • Согласно все тому же техническому регламенту, под запрет на ввоз пока попадает лишь техника категорий M2 и M3.
  • Это в первую очередь самосвалы и строительная спецтехника, а также микроавтобусы, грузовики, имеющие манипуляторы, и пассажирские автобусы.

В чем же будет сложность?

Начиная с 2018 года с минимальными пошлинами можно ввозить лишь автомобили не старше трех лет и не ниже экологического класса Евро-5.

Если же машина старше, то растаможка осуществляется с плавающей тарификацией пошлины исходя из рабочего объема двигателя и возраста автомобиля.

  • Минимальная пошлина может составлять 1,5 евро за 1 куб. см на машине не старше пяти лет и с двигателем рабочим объемом менее 1 л,
  • а максимальный тариф может достигать 5,7 евро за «кубик» на автомобилях старше пяти лет и с двигателем объемом свыше 3 литров.

Однако в случае с праворульными машинами для получения ПТС и дальнейшей постановки на учет в ГИБДД необходимо будет получить еще и технический сертификат на соответствие конструкции транспортного средства требованиям по безопасности. Эти сертификаты будут выдавать специализированные лаборатории.

Еще в прошлом году для подготовки инфраструктуры в связи с изменениями техрегламента в Минпромторге была создана специальная рабочая группа с участием представителей Росстандарта, МВД, Федеральной таможенной службы, Росаккредитации и ФГУП «НАМИ». А на обновление лабораторий выделили свыше 30 млн рублей. Согласно новому ГОСТу, лаборатории, у которых есть право выдавать сертификаты безопасности транспортных средств, должны будут проходить аккредитацию по новым требованиям. От них потребуют оборудовать площадки для осмотра ввозимых подержанных автомобилей, а также разгонные полосы и испытательные стенды.

История противостояния

В Россию праворульные автомобили приехали из Японии. Их обилие на Дальнем Востоке и в Сибири связано с большим потоком подержанных машин, начавшимся не в самые лучшие времена для россиян и продолжавшимся вплоть до середины нулевых. Объём поставок постепенно снижается и даже то небольшое количество ввозить становится всё сложнее. Согласно данным, собранным в 2017 году статистическим агентством «Автостат» в среднем 73% дальневосточного автопарка составляют японские иномарки с правым рулём, и это в исследовании не были учтены такие крупные города, как Владивосток, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. Значительна доля «праворуких» машин и в больших сибирских городах – Новосибирск, Красноярск, Омск и другие. Стоит ли говорить, что уже поколение автомобилистов использует праворульные автомобили, поэтому сложно представить, что будет, если введут полный запрет на эксплуатацию этих авто.

Ограничения на ввоз экземпляров с правым рулём появились ещё в 2003 году, когда поднялся транспортный налог на машины с моторами мощностью более 250 лошадиных сил, но большинство «японцев» всё же укладывались в нужные пределы, поскольку такими показателями не обладали. В 2005 году они снова оказались под угрозой исчезновения с дорог по причине введения экологического стандарта Евро 2, в последующие годы требования к авто только повышались, с 2016 года в России официально уже действуют нормы Евро-5. Так, легальный ввоз в РФ автомашин, собранных до 1995 года и не соответствующих жёстким экологическим нормам, невозможен. При этом выросли и пошлины, создавшие дополнительные препятствия для ввоза японских машин, теперь многие из них гнать просто невыгодно.

Следующий этап войны с «праворукими» авто начался в 2010-м, когда был запрещён ввоз авто с 11-значными VIN-номерами, но жители отстояли своё мнение по этому поводу многочисленными массовыми акциями протеста. Тогда же было устроено ритуальное сожжение вазовской «копейки». Власти отменили своё решение, опасаясь столь сильного недовольства народа, но ещё через 2 года снова принялись за своё, прикрываясь теперь техническим регламентом, принятым Таможенным союзом. Не прижилось нововведение и на сей раз.

При этом чиновники регулярно пытаются внедрить идею запрета праворульных машин в РФ, в 2014-м НАМИ Российской Федерации в новом проекте технического регламента был прописан для стран Таможенного союза (сюда входят также Белоруссия и Казахстан) запрет на постановку на учёт ТС с правым рулём. Российскими чинами ведутся споры по поводу подобных решений, предлагаются также кардинальные действия по борьбе с «праворукими» машинами, такие как запрет не только на ввоз, но и на пользование этими автомобилями. В 2015 году всё же была запрещена эксплуатация автобусов и микроавтобусов с правым расположением руля, а с 1 января 2017 с введением системы ЭРА-ГЛОНАСС возникли уже серьёзные народные недовольства, в результате которых правительством было найдено компромиссное решение во избежание массовых волнений.

Запретят ли правый руль в России с 1 июля 2021 года?

С 1 июля 2021 года в силу вступает новый ГОСТ 33670-2015 технического регламента Таможенного союза, принятый Евразийской экономической комиссией, который изменит требования к получению свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств. Значительно усложнится не только ввоз на территорию России автомобилей с правым рулем, но и их дальнейшая постановка на учет и эксплуатация.

Правда, что правый руль теперь вне закона?

Это так, но только лишь отчасти:

  • Частичный запрет на ввоз, а также новые ограничения на растаможку и постановку на учет в ГИБДД будут распространяться на машины, которые будут ввозить после 1 июля 2021 года.
  • Автомобили, которые были ввезены и растаможены до вступления в силу нового технического регламента, можно эксплуатировать без ограничений в прежнем режиме.

То есть с 1 июля ввозить «праворульки» больше нельзя?

Запрет на ввоз автомобилей с правым рулем, изготовленных для стран с правосторонним дорожным движением, вводится лишь для некоторых типов транспортных средств.

Согласно все тому же техническому регламенту, под запрет на ввоз пока попадает лишь техника категорий M2 и M3.

Это в первую очередь:

  • самосвалы и строительная спецтехника,
  • а также микроавтобусы,
  • грузовики, имеющие манипуляторы,
  • и пассажирские автобусы.

В чем же будет сложность?

Начиная с 2018 года с минимальными пошлинами можно ввозить:

  • лишь автомобили не старше трех лет
  • и не ниже экологического класса Евро-5.

Если же машина старше, то растаможка осуществляется с плавающей тарификацией пошлины исходя из рабочего объема двигателя и возраста автомобиля.

При этом в любом случае таможенными органами при подсчете стоимости растаможки, помимо установленной пошлины, будут учитываться обязательный сбор за оформление, утилизационный сбор, акциз, НДФЛ и НДС.

Еще в прошлом году для подготовки инфраструктуры в связи с изменениями техрегламента в Минпромторге была создана специальная рабочая группа с участием представителей Росстандарта, МВД, Федеральной таможенной службы, Росаккредитации и ФГУП «НАМИ». А на обновление лабораторий выделили свыше 30 млн рублей. Согласно новому ГОСТу, лаборатории, у которых есть право выдавать сертификаты безопасности транспортных средств, должны будут проходить аккредитацию по новым требованиям. От них потребуют оборудовать площадки для осмотра ввозимых подержанных автомобилей, а также разгонные полосы и испытательные стенды.

Что год грядущий нам готовит

Наступивший год принесёт полный запрет на ввоз коммерческих автомобилей, автобусов и спецтехники произведённых для стран с левосторонней организацией дорожного движения. Такие нормы прописаны в техническом регламенте таможенного союза.

Для остальных автомобилей значительно усложнится процесс сертификации, что повлечёт за собой немалые расходы при постановке на учёт и других регистрационных действиях.

Таким образом полный запрет на ввоз и эксплуатацию автомобилей с правым рулем в 2021 году не предвидится. Однако сильно осложнит жизнь владельцам такого транспорта. Придётся немало потратиться на установку обязательной системы Глонасс и позаботиться о подготовке автомобиля к прохождению технического осмотра по новым правилам.

Плюс ко всему теперь класс экологической нормы должен содержаться в семнадцатизначном коде автомобиля, которого у старых японцев просто нет.

История противостояния

В Россию праворульные автомобили приехали из Японии. Их обилие на Дальнем Востоке и в Сибири связано с большим потоком подержанных машин, начавшимся не в самые лучшие времена для россиян и продолжавшимся вплоть до середины нулевых. Объём поставок постепенно снижается и даже то небольшое количество ввозить становится всё сложнее. Согласно данным, собранным в 2020 году статистическим агентством «Автостат» в среднем 73% дальневосточного автопарка составляют японские иномарки с правым рулём, и это в исследовании не были учтены такие крупные города, как Владивосток, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. Значительна доля «праворуких» машин и в больших сибирских городах – Новосибирск, Красноярск, Омск и другие. Стоит ли говорить, что уже поколение автомобилистов использует праворульные автомобили, поэтому сложно представить, что будет, если введут полный запрет на эксплуатацию этих авто.

Ограничения на ввоз экземпляров с правым рулём появились ещё в 2003 году, когда поднялся транспортный налог на машины с моторами мощностью более 250 лошадиных сил, но большинство «японцев» всё же укладывались в нужные пределы, поскольку такими показателями не обладали. В 2005 году они снова оказались под угрозой исчезновения с дорог по причине введения экологического стандарта Евро 2, в последующие годы требования к авто только повышались, с 2020 года в России официально уже действуют нормы Евро-5. Так, легальный ввоз в РФ автомашин, собранных до 1995 года и не соответствующих жёстким экологическим нормам, невозможен. При этом выросли и пошлины, создавшие дополнительные препятствия для ввоза японских машин, теперь многие из них гнать просто невыгодно.

Следующий этап войны с «праворукими» авто начался в 2010-м, когда был запрещён ввоз авто с 11-значными VIN-номерами, но жители отстояли своё мнение по этому поводу многочисленными массовыми акциями протеста. Тогда же было устроено ритуальное сожжение вазовской «копейки». Власти отменили своё решение, опасаясь столь сильного недовольства народа, но ещё через 2 года снова принялись за своё, прикрываясь теперь техническим регламентом, принятым Таможенным союзом. Не прижилось нововведение и на сей раз.

При этом чиновники регулярно пытаются внедрить идею запрета праворульных машин в РФ, в 2014-м НАМИ Российской Федерации в новом проекте технического регламента был прописан для стран Таможенного союза (сюда входят также Белоруссия и Казахстан) запрет на постановку на учёт ТС с правым рулём. Российскими чинами ведутся споры по поводу подобных решений, предлагаются также кардинальные действия по борьбе с «праворукими» машинами, такие как запрет не только на ввоз, но и на пользование этими автомобилями. В 2020 году всё же была запрещена эксплуатация автобусов и микроавтобусов с правым расположением руля, а с 1 января 2020 с введением системы ЭРА-ГЛОНАСС возникли уже серьёзные народные недовольства, в результате которых правительством было найдено компромиссное решение во избежание массовых волнений.

Автобусы под запретом

Давайте разберёмся, какие транспортные средства с правым рулём стали запрещены для эксплуатации на российских дорогах. Категория М2 включает в себя транспортные средства, которые приспособлены для транспортировки пассажиров, содержат более восьми сидячих мест, кроме водительского, и чья допустимая масса в самом большом значении не превышает показатель в 5 тонн.

К категории М3 относятся такие же средства передвижение с допустимой массой более 5 тонн. Следовательно, запрет правого руля распространяется только на пассажирские автобусы, которые по старой градации категорий относились к категории D. Этот запрет выглядит вполне логичным с точки зрения безопасности движения, так как для пассажиров выходить на сторону движения чревато последствиями. Это небезопасно.

В России правый руль запретят?

Регламент регламентом, но опасения автомобилистов, что со временем в нашей стране запретят не только отдельные категории праворульных машин, но и все остальные, все же остаются. Особенно взволнованы жители Дальнего Востока, и это понятно: доля подержанных праворульных авто здесь составляет больше половины, многие семьи имеют по несколько японских авто, и даже существуют специальные автошколы, специализирующиеся на обучении вождению на «японках».

Кстати, были и комментарии наших властей по этому поводу, в которых они обещали не трогать владельцев авто с правым рулем (в частности, жителей дальневосточных регионов), поскольку противное означало бы ущемление их прав. Однако при этом было замечено, что это не значит, что всю жизнь надо ездить только на праворульных. Что обозначают данные комментарии, предугадать трудно, но хочется надеяться, что ограничения прав российских автовладельцев действительно не будет.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Запреты и ограничения».

Что за новый закон?

Сначала выясним, о чём говорит большинство изданий в сети интернет. Речь идёт о том, что якобы с 1 июля 2019 года будет затруднён ввоз праворульных транспортных средств на территорию России – это самая распространённая версия на сайтах и форумах. Но существуют и иные:

  • запрет по новому закону с 1.07 2019 года будет распространяться только на праворульные автобусы и спецтехнику,
  • будет ограничен как ввоз, так и регистрация в ГИБДД таких автомобилей,
  • с этой даты полностью запретят правый руль, в том числе эксплуатацию и использование таких машин на дорогах РФ.

При этом, издания ссылаются на недавние изменения в Техническом регламенте о безопасности колёсных транспортных средств, а также вступление в силу некоего Решения Коллегии Евразийской комиссии №219.

Уроки географии

Понятно, что чем ближе к Дальнему Востоку, тем больше машин с правым расположением руля бегает по дорогам. Крупнейшие дальневосточные города, в частности Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, увы, до миллионной отметки жителей не дотягивают, поэтому они не были охвачены исследованием «Автостата». Хотя и так понятно, что как минимум 70–80% автопарка этих городов именно с правым расположением руля (в среднем этот показатель по Дальневосточному федеральному округу составляет 73%).

Но и по мере продвижения от дальневосточных портов к Уралу картина меняется не радикально – доля таких машин по-прежнему остается весьма значимой. Например, на удивление весьма велика она в крупных сибирских городах. Рекорд здесь установил Новосибирск, где парк автомобилей с правым рулем насчитывает 147 тыс. единиц, (график 1), что составляет более трети (34%) всех зарегистрированных в этом городе легковых транспортных средств.

Высока доля «праворуких» и в Красноярске – там число таких авто достигает 96 тыс. единиц, что превышает 30% автопарка города. В Омске сейчас с правым рулем каждый пятый автомобиль (57 тыс. единиц – 18% автопарка). И это при том, что расстояние от Дальнего Востока до Омска – более 4 тыс. км.

В других городах-миллионниках доля автомобилей с правым расположением руля уже не столь велика – как правило, она не превышает 5% всего автопарка. Но в абсолютных величинах число таких машин все еще довольно значимо: например, в Москве их зарегистрировано более 40 тыс. (1,1% автопарка), в Екатеринбурге – свыше 20 тыс. единиц (4,8%), в Челябинске – почти 16 тыс. (5%). В среднем же доля праворульных машин во всем российском автопарке достигает 8,8%, что в абсолютных цифрах составляет около 3,5 млн единиц. Согласитесь, армия приличная!

Почему хотят ограничить продажу праворульных автомобилей?

В течение последних лет государство старается ограничить использование праворульных автомобилей в России. Официальная причина — в их небезопасности, но на самом же деле речь идет о защите интересов российских производителей. До середины 2000-х годов двум отечественным сборщикам легковушек (АвтоВАЗ и ГАЗ) вполне хватало спроса в европейской части РФ. Население городов, находящихся за Уральским хребтом, по большей части передвигалось на подержанных японских праворульных авто, так как конкурировать с ними по надежности и комфорту Жигулям и Волгам было невозможно. Задачи охватить азиатскую часть России топ-менеджмент АвтоВАЗа не имел, так как производственные мощности выпускать больше автомобилей попросту не позволяли, а коммерческая целесообразность вкладывать в новые разработки и, тем более, новые заводы, была сомнительной. Раз россияне готовы покупать устаревшую технику, зачем что-то менять?
 

     

 
Конечно, конкуренцию составляли автомобили из Европы. Но потребителей хватало на всех. Доходы россиян, вместе со спросом на автомобили, постоянно росли. А мощности АвтоВАЗа оставались прежними.
 
Так, конечно, не могло продолжаться долго и дикорастущий российский рынок стал привлекательным для иностранных автопроизводителей. После того, как компания Ford с успехом начала выпускать во Всеволожске свой Focus, к идее строительства собственных заводов у нас стали присматриваться и Hyundai, и General Motors, и Toyota, и Volkswagen… Впрочем, для того, чтобы быстро отбить свои немалые вложения, им нужно было повысить потенциальный спрос на их продукцию, убрав ненужных конкурентов. Возможности для расширения у автоконцернов были: теоретически, они все вместе могли обеспечить автомобилем хоть каждого россиянина, будь у него деньги. Поэтому поток импортных авто с пробегом из Европы, США и Японии нужно было прекращать. Так появились заградительные импортные пошлины, введенные в январе 2009 года.
 
Впрочем, если бы не кризис, эти меры протекционизма могли бы применить чуть позже. Но так как АвтоВАЗ терпел огромные убытки, а инвесторы могли передумать насчет того, чтобы размещать свои площадки в России, правительство решилось на эту непопулярную меру. В итоге из всех желавших собирать автомобили на российской территории от этой идеи отказался только концерн Suzuki, присмотревший ранее участок в Петербурге. Поэтому уже почти четыре года на российский рынок поступает минимальное количество праворульных авто из Японии.
 

Очевидные меры

Владивосток быстро обзавелся еще одним, наряду с багульниками, фортом и амурскими тиграми, всенародным брендом — авторынком «Зеленый угол», а народ отметил это мудростью о том, что жена должна быть российской, а машина — японской. В нынешней реальности без криминала и коррупции никуда, и в ответ на рост этого бизнеса и его смежных сфер по ремонту, предпродажной подготовке и перегону в западные части страны столица ответила слухами, что в России запретят правый руль. В России в общем отреагировали привычно и безразлично, а вот во Владивостоке вспомнили про существование в свое время Дальневосточной республики. Ведь в городе в этой сфере трудилась десятая часть населения.

Аргументы властных структур

Внимательный анализ статистики из раза в раз подтверждают лидирующие позиции Дальнего Востока по аварийности. Подобная ситуация наблюдается и в Краснодарском крае.

Предприимчивость жителей этого региона пошла ещё дальше. Ввозят праворульные авто из Абхазии или Армении, что позволяет держать их на временном учёте и уходить от сборов в казну и оплаты штрафов.

Предположительно, полный запрет на эксплуатацию транспортных средств с правосторонним рулём будет рассмотрен в 2023 году. В качестве исключения планируется разрешить применение таких ТС органам власти, коммунальным и экстренным службам, а также киностудиям.

Прощание с эпохой

Раз уж государство взялось за поддержку производства машин внутри страны, понятно, что, как и в отношении других подержанных иномарок, послаблять правила ввоза японских машин с правым рулем неправильно. А значит, постепенно парк таких машин попросту выйдет из строя, и люди, в том числе на Дальнем Востоке, пересядут на более современные автомобили с принятыми в нашей стране нормами расположения руля.

Однако нападки на тех, кто уже имеет транспортное средство с правым рулем, на мой взгляд, недопустимы: нечестно пытаться делать владельцев праворульных машин людьми второго сорта на дорогах. Как мы видим, таких автомобилистов еще много, и они не виноваты в том, что в свое время в полном соответствии с законом приобретали себе средство передвижения, выступив вполне добросовестными покупателями.

Кстати, недавно инициативная группа жителей Владивостока внесла предложение установить в городе памятник правому рулю. Причем совет по культуре и искусству при главе администрации крупнейшего города Приморья поддержал эту идею. «Правый руль – это целая эпоха», – заявили представители городских властей. И с этим мнением сложно не согласиться. А значит, и провожать эту эпоху следует цивилизованно и без ущемления прав миллионов сограждан.  

Чем «помешал» правый руль

Основная претензия к машинам, в конструкции которых руль предусмотрен с правой стороны, это недостаточный уровень безопасности в сравнении с привычными в нашей стране «леворукими» автомобилями. Так, если водитель находится справа, ему в условиях правостороннего дорожного движения сложнее идти на обгон и выполнять прочие манёвры, но автовладельцы утверждают, что это вопрос привычки. Плюс ко всему отмечается и отсутствие соответствующей дорожной инфраструктуры в России, правила и знаки, разработанные для правостороннего движения, а также статистика аварийности. Кстати, количество ДТП с участием праворульных авто в дальневосточных регионах никак не подтверждает их небезопасность, с попаданием в аварии неплохо справляются и автомобилисты европейской части России, управляющие машинами с левым рулём. Так что это не веская причина, по которой может быть отменена возможность эксплуатации обычных для Дальнего Востока и Севера машин, ведь настоящую опасность на дороге представляют некомпетентные, безответственные водители, а не положение рулей в их автомобилях. Сворачивать на то, что виновником ДТП стал именно правый руль несерьёзно.

Справедливости ради, а также в поддержку «праворуких» отметим, что для водителя безопаснее выходить из машины на тротуар, а не на проезжую часть. Более реальная причина, почему японские автомобили хотят вытеснить с дорог, это поддержка собственного производства и реализации машин внутри страны. По этой причине смягчать правила ввоза импортных авто, не только праворульных, а и других, было бы нецелесообразно. С течением времени парк автомашин с правым рулём иссякнет сам по себе, если сделать проблематичным и нерентабельным ввоз, но лишать автовладельцев возможности эксплуатации этих машин само по себе неприемлемо.

Проблемы, требующие решения

На территории Российской Федерации зарегистрировано более 4 млн. единиц транспорта с правым расположением руля, значит возникает необходимость выдать такое же количество заключений о правомерности использования.

Лабораторий, имеющих право проводить испытания и выдавать разрешительный документ катастрофически мало. Такое положение дел, неизбежно, приведёт к длительному ожиданию очереди, росту цен на услугу и всевозможным мошенничествам.

Помимо этого, запрет на использование частной собственности, приобретённой до вступления в силу постановления, должно предусматривать некоторые компенсации от стороны инициатора запрета.

Пока что законодатели рассматривают льготную замену предполагаемых к запрету средств передвижения на продукцию Волжского Автомобильного Завода. Сможет ли эта мера смягчения воздействия удовлетворить пострадавших собственников – большой вопрос.

Запрет на праворульные автомобили

С 1 июля 2021 года в России начал действовать ГОСТ 33670-2015, из-за которого ТС с правым расположением руля сложнее ввезти в РФ, а также поставить на учет.

Действительно, запрет на праворульные автомобили введен, но он действует лишь на определенные типы ТС. Запрещен ввоз транспортных средств таких категорий:

  • M Автобусы, микроавтобусы, предназначенные для перевозки людей, где более 8 мест, а максимальная масса не более 5 тонн;
  • M Автобусы, чья масса более 5 тонн. Относят также самосвалы, строительную технику, погрузчики.

Легковые автомобили относятся к категории M1. Следовательно, запрет на их ввоз и эксплуатацию в РФ не распространяется. Несмотря на это, ввоз и растаможка стала сложнее.

Сложно ли ездить на праворульной машине? Однозначно, нет. Дело привычки, нужно лишь привыкнуть к некоторым особенностям, и разница с леворульным авто не будет чувствоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector