Как и сколько можно хранить бензин

Условия для хранения

Если хранить топливо самостоятельно, то нужно соблюдать ряд условий, что позволит увеличить срок годности бензина. Что необходимо учесть:

  1. Резервуар.
  2. Доступ солнца.
  3. Температуру.
  4. Герметичность.

Про резервуар мы уже поговорили и пришли к выводу, что идеальным будет металлическая емкость, заглубленная или полностью закопанная по уровень крышки в землю. Подобный закопанный резервуар по эффективности хранения топлива не будет отличаться от резервуаров, которые применяются на заправочных станциях. Подобный вариант в домашних условиях оптимален.

Многие автовладельцы используют металлические резервуары на своих участках, не закапывая их в землю. Они стоят на открытом воздухе. Этот вариант хуже, так как на емкость с топливом падают солнечные лучи, и бензин внутри нагревается. В результате нагрева он может испаряться, что ведет к снижению октанового числа. Естественно, срок хранения бензина в подобных условиях понижается. Как минимум, резервуар для хранения необходимо поместить в тень или в подвал, но это все равно хуже по сравнению с закопанным резервуаром. Стоит учесть, что нормальная температура хранения топлива – 20 градусов выше нуля. В сильную жару топливо в закрытой металлической бочке на улице под открытым солнцем может нагреваться вплоть до 70 градусов. При этой температуре начнется интенсивное испарение веществ, входящих в состав бензина.

Также нельзя допускать и замерзания топлива. Хранить его при -10 градусах тоже нежелательно.

Хранение нефти и нефтепродуктов

На большинстве российских нефтеперерабатывающих заводов хранение нефти и нефтепродуктов происходит в вертикальных металлических цилиндрических резервуарах вместимостью 10-50 тыс. м3. На некоторых заводах нефть и темные нефтепродукты хранятся в железобетонных заглубленных емкостях, построенных до 1960 года.

Запас нефти для бесперебойной работы НПЗ

Общая емкость сырьевых резервуарных парков определяется таким образом, чтобы обеспечить запас по нефти, позволяющий заводу безостановочно работать не менее 2 суток при поступлении нефти по магистральному нефтепроводу и в течение 7 суток при поступлении нефти по железной дороге.

Емкость товарных парков должна обеспечивать запас хранения до 15-суточной выработки жидких нефтепродуктов и  до 3-суточной выработки сжиженных нефтяных газов.

Если нефтепродукты отправляются с нефтеперерабатывающего завода по продуктопроводу, то объем товарного парка может быть уменьшен до 7-суточного запаса.

Выбор типа резервуара

Для хранения продуктов осуществляется в соответствии с рекомендациями, приведенными в табл.1. Как правило, для хранения каждого вида нефтепродукта применяется система 3 резервуаров. Товарный продукт поступает в первый резервуар, направляется на анализ из второго и отгружается из третьего.

Основными нормативными документами

Определяющими порядок проектирования товарно-сырьевых баз на НПЗ, являются:

  • Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств
  • Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы
  • Правила безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением
  • Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности
  • Правила устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов.

Рекомендации по выбору резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов

Таблица 1

Нефть, нефтепродукт Тип резервуара
Нефть (в сырьевых парках) Вертикальный стальной резервуар с плавающей крышей или понтоном
Бензин Вертикальный стальной резервуар с плавающей крышей или понтоном
Керосин, дизельное топливо Резервуар со щитовой кровлей под давлением 2 кПа
Мазут, гудрон, смазочные масла Вертикальный стальной резервуар со щитовой кровлей под давлением 200 Па
Легкие фракции бензина, сжиженные газы, индивидуальные легкие углеводороды Горизонтальная цилиндрическая емкость или шаровой резервуар под давлением 2, 8 или 18 кг/см2

Причины ограниченного срока годности

Присадки

Увеличивают октановое число продукта, но ограничивают срок годности. Из-за распада присадок спустя некоторое время первоначальные свойства смеси утрачиваются. Если не соблюдать условия по содержанию, некоторые виды присадок могут распадаться буквально спустя 2 недели.

Одна из причин преждевременной утраты характеристик – осадок, который формируется на дне из-за тяжёлых фракций, содержащихся в бензине.

Влияние влажности и температуры

В горючем материале имеются различные испаряемые фракции, которые добавлены для повышения октанового числа. При нарушении герметичности вещества начинают испаряться. Высокая влажность может изменять состав смесей, что негативно влияет на результат.

Период годности горючего, налитого в алюминиевую канистру, также зависит от температурного режима: при высоких температурах становится меньше. Этот показатель влияет на итоговые свойства материала больше всего. Процессы окисления и смолообразования проходят быстрее, если температура слишком большая. Качественные пределы по этому фактору устанавливаются так:

  1. Не выше 30 градусов по Цельсию в случае с бензином.
  2. Керосин и дизельное топливо не выдерживают больше 40 градусов.

Соответственно, выше этих пределов нагревать данные жидкости запрещается.

Замерзает автобензин при минус 70-74 градусах по Цельсию.

Материал резервуара

Это немаловажный фактор. Правильное продуманное размещение может значительно увеличить временные показатели годности продукта: при погружении резервуаров с горючим в землю и обеспечении полной герметичности влияние температуры и осадков будет минимальным.

Различным вариантам содержания соответствуют следующие сроки:

  • До 5 лет в специальных резервуарах, заглубленных под землю.
  • До 3 лет при использовании ёмкостей для топлива специального назначения.
  • До 2-х лет в цистернах и бочках.
  • В железных канистрах – только 1 год.

По сравнению со специальными бочками в баке смолообразование и окисление проходят быстрее. Рекомендуется доливать свежего топлива, если транспортное средство находится на длительной стоянке. Если авто не заводили больше полугода, а бак наполнен, перед эксплуатацией техники смесь необходимо слить и заполнить свежей.

Пластик

Емкость из этого материала – самый неудачный выбор. Он способствует ускорению окислительных процессов, накапливает статический заряд, что нежелательно. При переливании жидкости увеличивается риск появления искры. Простые пластиковые бутылки запрещено использовать для перелива, даже на короткое время.

Металл

Металлические резервуары – идеальные ёмкости в данном случае. Канистра, бак, бочка – можно использовать любые разновидности. Лучшее решение – цистерны, заглубленные или полузаглубленные. Их легко скрыть от солнца и расположить на грунте так, чтобы не нагревались.

Если закрытая канистра изготовлена из алюминия, стали, то содержимое сохранится на 1 год. При этом хозяин должен проверять целостность резиновой прокладки на крышке, которая обеспечивает герметичность емкости и защищает от воздействия пыли, грязи. Ее потребуется иногда менять, так как старая со временем разъедается. Рекомендуется приобрести резервуар с внутренним защитным слоем для электростатической безопасности.

Стекло

Ни один источник информации не рекомендует пользоваться стеклом, чтобы решать вопрос с хранением автобензина. Этот материал способен вступать в реакцию топливом. По этой причине возникают дополнительные проблемы. На многих АЗС написано, что стекло и пластик не стоит выбирать для покупки бензина. Если автовладелец наливает горючее в стеклянную банку, дома его нужно сразу перелить.

Почему на АЗС нельзя заливать бензин в пластиковую тару?

Почти на всех автозаправочных станциях можно увидеть объявление с запретом наливать топливо в пластиковые канистры. Существует несколько основных причин этого. Прежде всего пластик является диэлектрическим материалом, поэтому он способен активно накапливать статический заряд. Вследствие этого значительно повышаются риски того, что в процессе переливания горючих жидкостей и попадании их на металлические конструкции они могут зарядиться. При этом могут возникать искры и опасные испарения.

По такой же причине все технические агрегаты, расположенные в пределах заправочных станций, обладают заземлением. Посредством него заряд просто уходит в землю. Кроме того, такие емкости запрещены на станциях заправки из-за наличия в пластмассе микропор, в которые со временем начинают проникать частицы топлива, а затем и просачиваться наружу. Все это будет приводить не только к образованию неприятных запахов, но и накоплению опасных для человека и окружающей среды паров.

Кроме того, если такой материал будет низкого качества, то тогда он начнет быстро разъедаться и сильно деформироваться под воздействием данных горючих компонентов. Транспортировку и хранение такого продукта можно осуществить в том числе и в пластмассовых емкостях. Но при этом они должны изготавливаться исключительно из специальных разновидностей данного материала. Их можно приобрести практически в любых супермаркетах и обычных магазинах.

Можно ли хранить бензин в пластиковой таре

Заправки являются объектами повышенной опасности. С каждым годом ужесточаются требования охраны труда, и сейчас часто можно встретить объявление «В пластиковые и стеклянные емкости горючее не отпускается». Чаще всего уведомление размещают на АЗС, расположенных вдоль региональных шоссе. Кассиры и заправщики объясняют запрет по-разному. Как правило, они ссылаются на внутренние приказы и инструкции. Кроме того, среди водителей ходит немало слухов по этому поводу.

Исходя из этого, возникает закономерный вопрос: «Можно ли хранить в пластиковых канистрах?». Прежде чем ответить на него, следует рассмотреть причины, по которым АЗС не желает заправлять емкости из полимерных материалов:

  1. Опасность пожара. Пластик, в отличие от металла, относится к диэлектрическим материалам и способен накапливать статическое электричество. Этим же свойством обладает и бензин. Электрический потенциал накапливается при взаимодействии двух диэлектриков. При длительном хранении велика вероятность появления искры и воспламенения топлива. По этой же причине все заправочное оборудование имеет заземление. Через него статический заряд благополучно уходит в землю. На практике, случаи детонации топлива после возникновения электрического разряда встречаются крайне редко. Однако это является основной причиной запрета.
  2. Низкая химическая устойчивость. Пластиковые емкости неизвестного происхождения могут просто раствориться под действием бензина. В первую очередь это относится к тарам, рассчитанным на хранение пищевых продуктов. Использование специальных емкостей из устойчивых полимерных материалов позволяет решить эту проблему. Топливные баки современных автомобилей изготовлены из высококачественного антистатического пластика, который абсолютно безопасен в эксплуатации.
  3. Перепады давления. Бензин – летучая жидкость. При повышении температуры окружающей среды в емкости создается избыточное давление. Обычная тара может просто лопнуть. Скорее всего, это случится в багажнике вашего автомобиля.

У водителей имеется своя точка зрения. В ход идут следующие аргументы:

  1. Недолив. Используя прозрачную емкость известного объема можно с легкостью вычислить недобросовестных заправщиков. Крупные компании, которые дорожат своей репутацией, вряд ли будут заниматься подобными манипуляциями.
  2. Низкое качество топлива. В процессе заправки отсутствует возможность визуально оценить прозрачность бензина. Таким образом, в бак могут залить что угодно. Используя обычную пластиковую бутылку можно на месте оценить чистоту горючего.

Подводя итог, можно сделать вывод что заправку и хранение бензина можно осуществлять в канистрах из специального пластика. Во многих супермаркетах и торговых центрах можно увидеть в продаже емкости различного объема. Надпись «gasoline» или «petrol» указывает на то, что они предназначены для хранения бензина. В качестве основного материала здесь использованы полимеры, не собирающие статическое напряжение. Товар имеет сертификат соответствия, который следует возить собой.  Он может помочь в случае возникновения спорных ситуаций с работниками АЗС.

В чем хранить

От того в чем хранится бензин напрямую зависит срок его годности. Топливо лучше всего заливать в специальные канистры и металлические бочки. Иногда можно встретить горючее, залитое в пластиковые бутылки и фляги, но это неправильно! Со временем начинает происходить реакция между бензином и пластиком, возникает статистический разряд.

В теории при переливании бензина в топливный бак возможно возникновение искры. а что может быть опаснее этих процессов? В остальных случаях срок хранения горючего в пластиковой таре равен тем же цифрам – один год.

Самым лучшим и рекомендуемым способом хранения бензина является заземленная цистерна, так называемые заглубленные резервуары – так они хранятся всегда в пределах одной температуры и надежно защищены от солнечного света. В бытовых условиях люди зачастую закапывают в землю обычные металлические бочки с бензином, и это позволяет приблизиться к пятилетнему сроку хранения согласно стандартам ГОСТ.

Кроме этого среди тары можно встретить и специальные автоцистерны. При этом не стоит забывать, что идеальная температура для хранения топлива составляет 20 градусов тепла. Если тара с горючим попадает под прямые солнечные лучи – при температуре около 70 начинает активное испарение бензина, что может быть крайне опасно для жизни.

https://youtube.com/watch?v=7VSfIfiTlY8

Как он портится?

Метаморфозы внутри бензина начинаются из-за нарушения условий его хранения, если не брать во внимание временной фактор. Разница в температурах, их перепад, контакт с воздухом – все это приводит к потере своих свойств бензином. Бензин содержит множество фракций, которые обладают отличной летучестью и как раз таки они испаряются и исчезают первыми

Бензин содержит множество фракций, которые обладают отличной летучестью и как раз таки они испаряются и исчезают первыми.

А между тем они выполняют соединительную роль между тяжелыми частицами свинца и не дают им оставаться в двигателе и после переработки топлива. При испарении этих веществ октановое число бензина непременно снижается, что сказывается на его качестве. Такая ситуация может произойти, если горючее хранится в емкости не обладающей достаточной герметичностью.

Другой вредный для качества топлива процесс это окисление. Когда топливо встречается с кислородом – оно неизбежно. Качество бензина снижается, растет количество смол и нагара в топливной системе автомобиля, на цилиндрах и других деталях.

Присадки непременный составляющий компонент бензина. Они попадают в бензин в целях улучшения его качества и октанового числа. Именно поэтому многие автомобилисты считают, что в России нет АИ-95 и АИ-98 в принципе, так как это тот же самый АИ-92 только с добавлением массы присадок, не всегда разрешенных. И высокое октановое число бензина является мнимым, а качество топлива по-прежнему остается низким. Кроме того срок действия таких присадок совсем небольшой.

Иногда некоторые из них испаряются из топлива уже через месяц и, соответственно, АИ-95 превращается в АИ-92. Следует учитывать это обстоятельство при использовании «несвежего» бензина. Иногда для восстановления качества и характеристик топлива, в него добавляют специальные присадки, тем самым компенсируя потерю в силу времени. Такие добавки можно приобрести практически в любом автомобильном магазине.

Если бензин в баке

А если вместо канистры с бензином в гараже стоит …машина с бензином? То есть автомобиль, который не эксплуатируется по назначению и его бак не опустошен. Срок хранения такого бензина еще меньше, в связи с тем, что в процессе хранения образуются смолы и другие тяжелые вещества, являющиеся причиной нагара на деталях машины.

А если ваш топливный бак оснащен фильтром, деталями из латуни, меди, то в этом случае нежелательные процессы проходят еще быстрее. Бензин окисляется, а в жаркие дни (если вдруг машина брошена на улице) процессы эти значительно катализируются.

Срок годности бензина в топливном баке автомобиля значительно мал, он составляет около полугода. Поэтому если ваш автомобиль стоял, заправленный год назад, лучше не использовать такое топливо – залейте свежее.

В целом есть определенные показатели для хранения бензина:

  • в топливном баке – 6 месяцев;
  • в металлической канистре – 1 год;
  • бочка (в подвальном помещении) – 2 года;
  • специальная емкость, находящаяся в земле – 3-4 года.

Не стоит забывать, что стандарты ГОСТ, принятые еще в 1977 году, которые гласят, что срок хранения бензина составляет пять лет. Были отменены и заменены на период длительностью один год. Примечательно, что дизельное топливо не имеет ограничений по сроку годности, в то время как бензин, производимый в нашей стране, может изначально иметь меньший срок хранений, из-за низкого качества.

Автор: Григорий Лисовский

Попробуем очертить проблему кратко и простым языком. Итак, вы готовитесь к возможному зомби-апокалипсису или к глубочайшему экономическому или топливному (что одно и то же) кризису. У вас есть БП-шный транспорт, например, мощный внедорожник с дизельным двигателем.

И еще у вас есть генератор для экстренных нужд, тоже на дизельном топливе. Показать полностью. И, разумеется, сразу же приходит идея купить цистерну солярки, тонн эдак 70, оборудовать своеобразный «соляровый схрон» и ни о чем больше не заботиться.

Или же вы рассчитываете на то, что на стыке эпох вам удастся приватизировать хранилище дизельного топлива, посадить вокруг надежных парней с волынами и продавать соляру ведрами за тушенку и услуги продажных женщин, и таким образом жить безбедно до конца дней… Что же, этот вариант интересен.

Но реальность вносит в радужные мечты грязно-коричневые коррективы))). Дело в том, что в процессе хранения даже самая хорошая солярка меняет свои свойства. И притом меняет не в лучшую сторону.

Хотите хранить — храните. Но надо понимать важную вещь: просроченная солярка будет влиять не только на мощность двигателя, но и на его износ. А в условиях пост_БП-шной экономики ремонт ДВС может оказаться непосильной задачей.

Во-первых, да, солярка окисляется, приходит в негодность.

Теряет так называемое цетановое число. Что это за хрень такая, цетановое число? Оно показывает нам время воспламенения топлива в цилиндре.

Чем число выше, тем меньше времени требуется для воспламенения топлива при его компрессии в цилиндре ДВС. При этом дизельное топливо, цетановое число которого меньше 40, приводит к увеличению износа двигателя, а больше 60-ти — к увеличению расхода солярки, к неполному сгоранию топлива и повышенной дымности. Оптимальным считается цетановое число на уровне 40-55.

Так вот, при хранении топлива даже в соответствующих условиях цетановое число постепенно будет падать (см.

Рис. под статьей). Как видно из графика, совсем, до нуля, за пять лет число не упадет, хотя и снизится.

Но есть и другие тонкости хранения. Например, в топливо может попасть вода. Это не так страшно, однако могут завестись грибки, которые превратят ваш стратегический запас в «сопли», непригодные к использованию.

Сколько же может храниться дизельное топливо реально?

Пять лет — это тот срок, на который рассчитано гарантийное хранение солярки. Реально — год при температуре +20 С и 6-10 месяцев при температуре +30 С. Вот из этого и исходите.

Теперь про условия хранения. Во-первых, хранить топливо надо в герметичной таре, чтобы исключить попадания кислорода из воздуха.

Кислород у нас делает что? Правильно, окисляет. Поэтому без доступа воздуха солярка хранится дольше.

Лучше всего использовать для хранения стальные резервуары с двойными стенками и системой климат-контроля. Но это дорого и не каждый может себе это позволить. Если вы все-таки хотите сделать запас, используйте стальные канистры с плотными крышками.

Во-вторых, очень важна температура хранения.

Зимняя солярка может храниться до -25 С, летняя — до — 5 С. При этих температурах начинается кристаллизация парафиновой фракции, что при использовании такого топлива приводит к серьезному засорению фильтров топливной системы. Верхний предел, от которого реально и будет зависеть срок хранения, обозначен выше.

Оптимальная температура составит примерно +5 С. В-третьих, емкости для хранения не должны содержать медных, латунных или цинковых частей. Эти металлы образуют с топливом нестабильные соединения, что так же не есть хорошо.

Перед длительным хранением емкости следует хорошо промыть, как раз таки чтобы предотвратить плесневение. Хорошо бы, чтобы в емкости имелся циркуляционный насос с фильтром, очищающим топливо от грязи и примесей.

А вообще, хранить солярку в домашних условиях больше года — гиблое дело. Затраты по профессиональному оборудованию долговременного солярового схрона несопоставимы с выгодой.

Для готовности к отключению электричества на важных объектах, устанавливаются системы аварийного электропитания, включающие дизельные генераторы с необходимым запасом топлива.

Объёмы в таких ёмкостях достаточно внушительные. Как правильно сохранять горючее в резервуарах? Сколько времени хранится дизельное топливо и не теряет своих свойств?

Почему возник запрет?

Как видите, вразумительного объяснения запрета пластиковых канистр не существует в природе — остаётся только строить догадки.

Возможно, работникам АЗС не нравится, что такие канистры прозрачные, а значит, будет чётко виден недолив. Да и некачественное топливо можно легко рассмотреть невооружённым взглядом.

А вдруг производители стальных и алюминиевых канистр на самом высоком уровне лоббировали подобное мероприятие, чтобы распродать залежалую продукцию? Ведь стоимость подобной тары в разы превышает полиэтиленовых сородичей, а потому товар не пользуется особым спросом.

Портится ли бензин при хранении?

Надо понимать, что бензин является не самым простым веществом. В его состав входят различные углеводороды, количество и вид которых определяется технологией изготовления, а кроме того, многочисленные присадки, добавляемые производителем. На момент отпуска с завода продукт соответствует предъявляемым требованиям, а вот дальше он начинает изменяться. И вызвано это несколькими факторами.

Испарение

Не секрет, что в состав бензина входят легколетучие фракции, добавляемые для повышения октанового числа. Вероятность его изменения тем выше, чем больше срок хранения у горючего. Понятно, что не в сторону улучшения характеристик. При испарении летучих веществ нарушается соотношение между фракциями и падает качество бензина.

Понятно, что если это происходит в баке автомобиля, то ничего страшного не будет, как правило, такой бензин используется за короткий срок. Но испарение отрицательно влияет на хранение бензина в домашних условиях.

Окисление

Все вещества взаимодействуют с кислородом. Не является исключением и бензин. В результате этого в нем образуются смолистые вещества. Однако с течением времени их количество растет, из-за чего бензин портится. Его использование может привести к отложениям смолы на трубопроводах, резервуарах, а также увеличению нагара в цилиндрах и свечах зажигания.

Сам по себе процесс окисления проходит достаточно долго и в течение нескольких стадий. Его скорость зависит от окружающих условий (давления, температуры), а также от технологии изготовления топлива. Здесь надо сделать небольшое отступление.

Способность бензина взаимодействовать с кислородом (к окислению) характеризуется параметром индукционный период. Под ним понимается время, необходимое для начала окисления при температуре 100° и определенном давлении кислорода. Проверяется это в лабораторных условиях. Чем этот параметр больше, тем стойкость бензина выше.

Она в первую очередь зависит от углеродного состава горючего, что определяется технологией производства. Наиболее подвержены окислению бензины термического крекинга, пиролиза, каталитического крекинга, индукционный период у них равен 50-ти – 250-ти минутам. Получаемые при прямом перегоне и каталитическом риформинге продукты более стабильны.

Индукционный период для бензина, полученного:

  • каталитическим крекингом равен 240-1000 минутам;
  • прямым перегоном – 1200 минутам;
  • каталитическим риформингом – свыше 1500 минут.

Можно ли использовать после истечения срока

После истечения периода использование топлива по назначению недопустимо. Его свойства нивелируются вместе с октановым числом. Причем не имеет значения соблюдение правил содержания: бензин однозначно непригоден.

Естественные реакции разрушают соединения, топливо выдыхается. Поэтому покупать его с запасом не рекомендуют. Лучше приобретать столько, сколько нужно на поездки в течении месяца (плюс/минус).

Окисленный бензин грозит отложением смолы в системах автомобиля, возникновением нагара на свечах и цилиндрах. Самый большой возможный вред – поломка двигателя.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию

— обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: +7 (499) 938 6124 — Москва и обл. +7 (812) 425 6761 — Санкт-Петербург и обл. 8 (800) 350 8362 — Другие регионы РФ Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя! Или опишите ситуацию в форме, ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector