Ремонт рулевых редукторов легковых и коммерческих авто

Содержание:

Ремонт рулевого управления — тонкости и нюансы

  • После любой манипуляции в системе рулевого управления нужно обязательно проверять схождение/развал, наши мастера настроят геометрию колес с ювелирной точностью – под ваши нужды.
  • Своевременная диагностика и замена вышедших из строя деталей помогает избежать полной замены рулевой тяги. Следите за автомобилем, вовремя обращайтесь в техсервис и он будет служить вам долгие годы – без дорогостоящих трат на капитальный ремонт.
  • Часто возникает проблема взаимозаменяемости штоков – например, штоки с косой насечкой зубьев не будут взаимозаменяемыми на автомобилях одной и той же марки, но с левым и правым рулем.

Ремонт рулевого управления автомобиля с ГУР – проблема, которой каждый владелец пытается избежать всеми силами. Многие и вовсе продают авто при первых признаках поломки. Иногда замена гидроусилителя в сборе выходит дешевле. Но бывает и так, что цена за новую рейку вызывает у хозяина судорогу. И тогда механизм приходится ремонтировать.

Наши мастера специализируются на ремонте авто японских марок – стоимость оригинальных запчастей для них иногда «зашкаливает». Стараемся держать недорогие цены и работать на достойном уровне, ни в чем не уступая дилерам. А по отдельным позициям мы даже на шаг впереди – ваша машина отправляется в ремонт без очереди, а любую запчасть достанем в течение 14 дней. Кстати, при ремонте у нас авто не слетает с гарантии. Клиенты обращаются к нам снова, отмечая самые приятные цены в Москве и подход «как для себя».

Ремонтировать или менять?

Ремкомплект для рейки Ford Focus II стоит 30-40 у.е., пыльники с хомутами — 9 у.е. Экономия очевидна, но на снятие, ремонт и установку узла придется потратить около 2-х дней. Для демонтажа и монтажа подойдет обычный комплект гаечных ключей, но чтобы разобрать и собрать рейку нужен специальный инструмент, который придется купить или изготовить самостоятельно.

Перед началом ремонта постарайтесь трезво оценить свои силы и возможности, сопоставить выгоду от самостоятельного ремонта и предстоящие трудозатраты.

Мнение автовладельцев о ремонте рулевых реек

Ремонтировать дорого.

«Цена ремонта рулевых реек высокая, конечно, можно и восстановить механизм, однако тогда придется заплатить крупную сумму. Но дешевле будет установить контрактный».

Работаю на СТО – ремонт реек возможен.

«Так как много лет тружусь автомехаником, с уверенностью могут утверждать, что есть неплохие шансы отремонтировать этот механизм. Главное обзавестись ремкомплектом и иметь опыт проведения таких работ.

Не всегда достаточно просто подтянуть регулировочный ролик. У рейки имеется допустимый люфт, его пределы знает только механик, изучивший допуски. Во время замены деталей с использованием ремкомплекта может потребоваться установить новый вал, а его нет в продаже, поэтому придется покупать его в Японии под заказ.

Если говорить про контрактные рейки, здесь никто не дает гарантии качества механизма. Вы можете приобрести рейку с теми же проблемами, что и у вас, и при этом не понятно, как она хранилась. Кроме того, можно купить «ребилд», то есть старую рейку, которую перебрали, установили новые элементы вместо изношенных. В итоге вам продают готовую рейку, кто сталкивался с таким, тот поймет. Также специалист должен правильно установить этот механизм. Чтобы не возникло проблем в дальнейшем, обращайтесь только к проверенным мастерам и покупайте качественные запчасти».

Регулировать тоже нужно правильно.

«Причина того, что рейка стучит в области рулевого колеса, заключается в том, что прижимная пружина, расположенная под регулировочной гайкой, ослабла. Чтобы устранить проблему, устанавливаем новую пружину либо подкладываем под старую шайбу, если у нее свободный ход. С помощью этих простых манипуляций устранили стук на Nissan и Honda. Чтобы проверить работу механизма, нужно с силой дернуть рулевую тягу вдоль движения авто.

Неисправность не получится ликвидировать, просто затянув гайку. И потом, нужно знать момент, с которым затягивать, эти данные указаны в мануале. После затяжки нужно открутить на 30ᵒ

Важно, чтобы пружина не зажалась. Гайка зажимает рейку не через пружину

Я не доверяю ремонт своего авто неопытным механикам в автосервисах, которые не хотят делать свою работу правильно. У них всегда одно решение: установить контрактную запчасть, которая ничуть не лучше моей, вышедшей из строя».

Причины и признаки неисправностей

Как поменять рулевой наконечник: ремонт и замена своими руками

Причин, по которым требуется замена рулевой рейки ВАЗ-2114, несколько:

  • Естественный износ составных элементов;
  • Износ по причине попадания внутрь механизма сторонних частиц (песка, грязи);
  • Повреждение зубьев рейки или шестерни.

С естественным износом все понятно. Если автомобиль «накатал» более 100 тыс. км (а по нашим дорогам может и меньше), то люфты в рулевом управлении – обычное явление. А вот на остальные причины возникновения неисправностей влияют особенности эксплуатации и обслуживания.

Поврежденные пыльники и сальники, небрежная эксплуатация авто, игнорирование проведения регулировочных работ – все это значительно сокращает ресурс рулевого механизма и приводит к повреждениям, при которых дальнейшее использование узла невозможно.

Изношенная или неисправная рулевая рейка ВАЗ-2114 обязательно себя проявляет, причем симптомы могут быть разными:

  • Увеличенный свободный ход в рулевом управлении;
  • Стуки со стороны рулевой рейки при движении по неровностям;
  • Сильные вибрации руля;
  • Уводы автомобиля в разные стороны;
  • Хруст в районе рулевого механизма при поворотах;
  • Подклинивание;
  • «Утяжеление» руля.

Поскольку множество симптомов присущи и проблемам с другими составными частями рулевого управления ВАЗ-2114, то перед проведением замены сначала следует сделать диагностику.

Сводится она к проверке углов развала/схождения, состояния наконечников и сайлентблоков тяг, а также вала колонки и его составных частей.

Методы проверки рулевого управления автомобиля

Проверка рулевого управления автомобиля на слух

Прокатитесь на выбранном автомобиле по ровным и грунтовым дорогам, выключите музыку, закройте окна и прислушайтесь ко всем звукам. Посторонние бряцанья, шумы, лязг, постукивания, скрипы, хрусты сигнализируют о неисправностях машины. При расшатанном рулевом управлении:

  • отчетливо слышен стук рейки — детали передней подвески изнашиваются и разбалтываются из-за низкого качества дорог;
  • появляется шум при повороте колес — как правило, водитель незамедлительно ремонтирует элементы рулевого управления, потому что ездить с такой неисправностью нельзя; если же вы обнаружили шум при осмотре продаваемого автомобиля – это повод задуматься о доверии к продавцу;
  • шум из-за работающего насоса (для автомобилей, на которые установлены гидроусилители) означает, что подошел конец срока его эксплуатации.

Если на ровной дороге никаких шумов вы не услышали, то прокатитесь по препятствиям — лежачие полицейские, поребрики, грунтовые дороги — и прислушайтесь к звукам еще раз.

Тормозная система и рулевое управление — самые важные в вопросах безопасности узлы автомобиля. Не жалейте времени на проверку этих деталей при покупке авто с рук.

Проверка рулевого управления автомобиля на ходу

Вам придется «отрастить» шестое чувство, чтобы не только услышать, но и почувствовать неисправности. Садитесь на водительское кресло и покрутите руль во всех направлениях. Если узел управления машиной уже сдает свои позиции, то:

  • руль крутится с усилием, туго — скорее всего, нарушены углы установки колес, руль при этом не будет стоять ровно;
  • руль крутится слишком легко. Не проверяйте этот пункт на скользкой дороге, потому что на льду даже при исправно работающем узле, руль крутится легко;
  • руль заедает или люфтит – это означает, что пришел конец шарнирам наконечника рулевой тяги или изношен подшипник рулевого вала;
  • руль вибрирует при поворотах – в этом случае также необходимо проверить подшипник рулевого вала.

Обратите внимание, что усилитель руля (если он установлен) на разных скоростях работает с разным усилием: чем выше скорость, тем легче крутится руль, и чем ниже скорость, тем труднее. На ходу автомобиль должен ехать ровно по прямой дороге и не уходить в сторону

Такой дефект также намекает на неисправность рейки

На ходу автомобиль должен ехать ровно по прямой дороге и не уходить в сторону. Такой дефект также намекает на неисправность рейки.

Также читайте: Как провести тест-драйв автомобиля

Внешний осмотр

Если во время движения не были обнаружены шумы, стуки и люфты, автомобиль хорошо «держал» дорогу, передняя подвеска и рулевое управление не вызвали у вас подозрений, то нет смысла самому ковыряться в наконечниках, болтах и шарнирах – скорее всего, автомобиль исправен. Однако если хоть что-то вас смутило при осмотре, то найдите возможность заглянуть под машину самостоятельно, спустившись в яму или, загнав машину на эстакаду, и посмотрите:

  • нет ли подтеков масла на рейке или насосе ГУР – если рабочие жидкости текут, значит, нарушена герметичность рулевого механизма;
  • имеются ли зазоры в шарнирах рулевых тяг – возможно, ослаблены крепления, это обязательно нужно проверить;
  • крепко ли затянуты гайки на шарнирах;
  • не должны быть видны механические повреждения.

Помимо внимания к стукам, шуму и отклонению машины от заданного курса на ходу, осмотрите колеса. Износ всех шин должен быть равномерным, все колеса должны быть отбалансированы, давление в шинах соответствует норме. Эти характеристики указывают не только на неисправности в рулевом управлении, они могут свидетельствовать об искаженной геометрии кузова, о проблемах с подвеской, со сходом-развалом и т. д., но оставить незамеченными такие повреждения нельзя!

Методы проверки рулевого управления автомобиля

Проверка рулевого управления автомобиля на слух

Прокатитесь на выбранном автомобиле по ровным и грунтовым дорогам, выключите музыку, закройте окна и прислушайтесь ко всем звукам. Посторонние бряцанья, шумы, лязг, постукивания, скрипы, хрусты сигнализируют о неисправностях машины. При расшатанном рулевом управлении:

  • отчетливо слышен стук рейки — детали передней подвески изнашиваются и разбалтываются из-за низкого качества дорог;
  • появляется шум при повороте колес — как правило, водитель незамедлительно ремонтирует элементы рулевого управления, потому что ездить с такой неисправностью нельзя; если же вы обнаружили шум при осмотре продаваемого автомобиля – это повод задуматься о доверии к продавцу;
  • шум из-за работающего насоса (для автомобилей, на которые установлены гидроусилители) означает, что подошел конец срока его эксплуатации.

Если на ровной дороге никаких шумов вы не услышали, то прокатитесь по препятствиям — лежачие полицейские, поребрики, грунтовые дороги — и прислушайтесь к звукам еще раз.

Тормозная система и рулевое управление — самые важные в вопросах безопасности узлы автомобиля. Не жалейте времени на проверку этих деталей при покупке авто с рук.

Проверка рулевого управления автомобиля на ходу

Вам придется «отрастить» шестое чувство, чтобы не только услышать, но и почувствовать неисправности. Садитесь на водительское кресло и покрутите руль во всех направлениях. Если узел управления машиной уже сдает свои позиции, то:

  • руль крутится с усилием, туго — скорее всего, нарушены углы установки колес, руль при этом не будет стоять ровно;
  • руль крутится слишком легко. Не проверяйте этот пункт на скользкой дороге, потому что на льду даже при исправно работающем узле, руль крутится легко;
  • руль заедает или люфтит – это означает, что пришел конец шарнирам наконечника рулевой тяги или изношен подшипник рулевого вала;
  • руль вибрирует при поворотах – в этом случае также необходимо проверить подшипник рулевого вала.

Обратите внимание, что усилитель руля (если он установлен) на разных скоростях работает с разным усилием: чем выше скорость, тем легче крутится руль, и чем ниже скорость, тем труднее. На ходу автомобиль должен ехать ровно по прямой дороге и не уходить в сторону. Такой дефект также намекает на неисправность рейки

Такой дефект также намекает на неисправность рейки

На ходу автомобиль должен ехать ровно по прямой дороге и не уходить в сторону. Такой дефект также намекает на неисправность рейки.

Внешний осмотр

Если во время движения не были обнаружены шумы, стуки и люфты, автомобиль хорошо «держал» дорогу, передняя подвеска и рулевое управление не вызвали у вас подозрений, то нет смысла самому ковыряться в наконечниках, болтах и шарнирах – скорее всего, автомобиль исправен. Однако если хоть что-то вас смутило при осмотре, то найдите возможность заглянуть под машину самостоятельно, спустившись в яму или, загнав машину на эстакаду, и посмотрите:

  • нет ли подтеков масла на рейке или насосе ГУР – если рабочие жидкости текут, значит, нарушена герметичность рулевого механизма;
  • имеются ли зазоры в шарнирах рулевых тяг – возможно, ослаблены крепления, это обязательно нужно проверить;
  • крепко ли затянуты гайки на шарнирах;
  • не должны быть видны механические повреждения.

Помимо внимания к стукам, шуму и отклонению машины от заданного курса на ходу, осмотрите колеса. Износ всех шин должен быть равномерным, все колеса должны быть отбалансированы, давление в шинах соответствует норме. Эти характеристики указывают не только на неисправности в рулевом управлении, они могут свидетельствовать об искаженной геометрии кузова, о проблемах с подвеской, со сходом-развалом и т. д., но оставить незамеченными такие повреждения нельзя!

Рулевая колонка

Переходим к одному из сложных моментов при ремонте рулевого управления, это проведение ремонта рулевой колонки.

Рулевая колонка с электроусилителем.

Сложность ремонта рулевой колонки заключается в том, что она состоит из множества деталей. Для качественной диагностики неисправности рулевого управления необходимо каждую деталь снять и в ходе визуального осмотра выявить вышедшую из строя.

Разборку рулевой колонки желательно доверить специалисту или хотя бы тому, кто это хоть раз в жизни делал. В руководстве по эксплуатации и ремонта того или иного автомобиля, которая должна быть у каждого уважающего себя водителя, последовательность разборки рулевой колонки в подробных деталях расписана. Останавливаться на этом мы не будем.

После осмотра и выявления неисправных деталей в рулевой колонки происходит их замена. Затем рулевая колонка собирается и проверяется на исправность, и только потом устанавливается на свое штатное место.

В случае если поломки внутренних деталей рулевой колони очень серьезные, то целесообразней будет установить новую рулевую колонку.

И последнее, замена рулевых наконечников.

Очень часто ремонт рулевого управления автомобиля сопровождается заменой рулевых наконечников. Частота их износа напрямую зависит от состояния наших дорог и характера езды самого водителя.

Заменить рулевой наконечник не так просто. В ходе эксплуатации и под воздействием больших нагрузок и как следствие температур, он прикипает к другим деталям, и выбить его оттуда довольно сложно.

Съемник для быстрого съема рулевых наконечников шаровых опор.

Для этого существуют специальные съемники, один из них показан на рисунке выше.

Так же существуют специальные наборы инструментов для ремонта рулевого управления

Как мы видим, ремонт рулевого управления на некоторых этапах является не сложным видом ремонта и с использованием специальных инструментов и приспособлений вполне возможен для обыкновенного водителя в гаражных условиях.

Но вот ремонт рулевых реек, колонок, ремонт и замена усилителей руля вызовет уже определенные сложности. Без специального диагностического и проверочного оборудования добиться надежного ремонта рулевого управления автомобиля при поломках в данных его узлах Вам вряд ли удастся.

Видео.

https://youtube.com/watch?v=C7k3SkNBJxI

Неисправности, диагностика и ремонт рейки рулевой

Как уже было сказано выше, есть три основных вида рулевых реек:

  • механическая;
  • гидравлическая;
  • электрическая;

Также можно выделить комбинированные системы, однако подобные решения не так широко распространены и обычно встречаются на дорогих авто высокого класса. Так или иначе, существуют как общие неполадки для всех типов, так и поломки, зависящие от конкретного вида рулевой рейки.

В любом случае, нужно помнить, что рулевая рейка является далеко не самым дешевым узлом. По этой причине при появлении малейших признаков неисправности нужна диагностика рулевой рейки, после чего принимается решение о ремонте или замене узла.

Первое, водителю нужно знать признаки неисправности рулевой рейки. Как правило, основная причина выхода данного узла из строя —  сбои в работе управляющей электроники, течь рабочей жидкости или сильный износ отдельных частей.

На проблему укажет снижение уровня рабочей жидкости (масла) в бачке системы с гидроусилителем или электрогидроусилителем. Если  же течи масла нет, тогда основными признаками неполадок  рейки принято считать:

  • явное изменение усилия на руле (обычно в сторону утяжеления);
  • руль крутится рывками, толчками, усилие неравномерно;
  • в определенных точках руль «клинит» (рейку закусывает);
  • при проезде неровностей слышен стук, появилось биение руля;
  • имеют место заметные люфты рулевой колонки;

При появлении даже одного из указанных симптомов нужна диагностика. Для проверки на конкретном авто нужно, как минимум, поднять машину на подъемнике, осмотреть рейку и пыльники на предмет повреждений корпуса, трещин, течей масла.

Также нужно оценить люфты в области рулевых тяг, на рулевой колонке, отдельно проверяется усилие на руле и т.д

Если система сложная (особенно с ЭУР и комбинированными решениями), отдельное внимание уделяется электронике, датчикам, сервомеханизмам (часто необходима компьютерная диагностика).     . При этом следует помнить, что затягивать с проверкой рейки нельзя

Дело в том, что даже малейшая неисправность будет прогрессировать, а эксплуатация авто с неисправным рулевым управлением небезопасна и может стать причиной ДТП

При этом следует помнить, что затягивать с проверкой рейки нельзя. Дело в том, что даже малейшая неисправность будет прогрессировать, а эксплуатация авто с неисправным рулевым управлением небезопасна и может стать причиной ДТП.

Также важно учитывать, что в ряде случаев на начальном этапе можно остановить разрушение рейки, то есть ограничиться ремонтом. Если же проблему игнорировать, через время узел будет поврежден так сильно, что нужна будет только его полная замена в сборе, что достаточно дорого.. В случае, когда выявлено, что неисправна рулевая рейка, ремонт часто бывает возможен

Для этого необходимо приобрести ремкомплект рулевой рейки. Как правило, ремкомплект на рулевую рейку предполагает возможность замены ряда комплектующих в рамках переборки данного узла

В случае, когда выявлено, что неисправна рулевая рейка, ремонт часто бывает возможен. Для этого необходимо приобрести ремкомплект рулевой рейки. Как правило, ремкомплект на рулевую рейку предполагает возможность замены ряда комплектующих в рамках переборки данного узла.

Зачастую, в таком комплекте есть пыльники, сальники и уплотнительные кольца, а также подшипники, опорные втулки и втулки скольжения, пружины и т.д. Такие детали позволяют восстановить работоспособность рулевой рейки без необходимости полной замены узла.

Однако, это решение подходит только для реек, которые изношены естественным путем. Если рейка повреждена (разбита), вал поражен коррозией, имеются проблемы с золотниковым механизмом и т.д, в такой ситуации нужна или полная реставрация рулевой рейки, или замена на новый узел. Как правило, второй вариант предпочтительнее, но получается заметно дороже.

В свою очередь, реставрация рейки рулевой предполагает шлифовку зубчатого вала, восстановление зубьев, изготовление втулок и сальников под новые размеры, пескоструйную обработку корпуса рейки и т.д. Качество работы и надежность такого узла напрямую будет зависеть от опыта и квалификации специалиста, выполняющего ремонт.   

Ремонт деталей рулевого привода

В рулевом приводе наибольшему износу подвергаются шаровые пальцы (рулевой сошки и поворотных рычагов) и вкладыши шаровых пальцев. Кроме того, иногда разрабатываются отверстия на концах тяг, срывается резьба, ослабляются или ломаются пружины и гнутся тяги. Ослабевшие или сломанные пружины и изношенные вкладыши шаровых пальцев заменяют новыми. Разработанные отверстия на концах рулевых тяг заваривают и обрабатывают слесарными инструментами.

Погнутую рулевую тягу можно выправить в холодном состоянии или с местным нагревом до температуры 800°. В том и другом случае перед правкой тяги заполняют сухим мелким песком.

Изношенные шаровые пальцы ремонтируют двумя способами:

  1. На изношенную поверхность сваркой наплавляют слой металла. После этого поверхность обрабатывают на станке под требуемый размер. Вследствие трудоемкости и сложности процесса этот способ применяют очень редко.
  2. Шаровой палец нагревают до температуры 1000—1100°, устанавливают в специальную матрицу и ударами через боек производят раздачу пальца. Затем палец подвергают механической и термической обработке, предусмотренной при изготовлении пальца.

Сборка и регулировка рулевого механизма

При сборке рулевого механизма с двойным роликом автомобиля ГАЗ-51 выполняют следующие операции:

  1. Запрессовывают в картер бронзовую втулку 22 с натягом 0,04—0,10 мм и развертывают ее разверткой под размер шейки вала рулевой сошки с расчетом получения зазора 0,025—0,1 мм.
  2. Устанавливают наружное кольцо верхнего роликового подшипника 10 в картер с зазором 0,01—0,07 мм.
  3. В верхний конец рулевой колонки устанавливают роликовый цилиндрический подшипник 27, а в нижний — пружину 14 с сальником 15; надевают колонку на шейку верхней крышки 11 картера и закрепляют ее стяжным хомутом 12.
  4. Снизу картера рулевого механизма вставляют рулевой вал с червяком 8 и двумя роликовыми коническими подшипниками, ставят наружное кольцо 6 нижнего подшипника и привертывают нижнюю крышку 2 с регулировочными прокладками 5 толщиной 0,12 мм (пергаментные) и 0,25 мм (картонные).
  5. На шлицы рулевого вала надевают рулевое колесо и закрепляют гайкой 25.
  6. Проверяют затяжку подшипников червяка. При правильной затяжке усилие, приложенное по касательной к окружности рулевого колеса, необходимое для поворота рулевого вала, должно равняться 0,3—0,5 кг. При отсутствии динамометра затяжку проверяют вращением вала, который должен легко вращаться и не иметь заметного осевого зазора.
  7. В боковую крышку 18 запрессовывают роликовый цилиндрический подшипник 19 и ввертывают регулировочный винт 17 вала рулевой сошки 21.
  8. Соединяют вал рулевой сошки (в сборе с роликом) с регулировочным винтом, устанавливают вал в картер и привертывают боковую крышку 18 с уплотняющей прокладкой.
  9. Устанавливают на конец вала сошки сальник 23, уплотняющее войлочное кольцо 1 в обойме, сошку и закрепляют ее гайкой.
  10. Производят регулировку зацепления ролика с червяком, для чего червяк ставят в положение, при котором ролик будет находиться посредине червяка (движение автомобиля по прямой).

В этом положении перемещают сошку в плоскости ее качания при работе и измеряют величину перемещения конца сошки.

Если это перемещение более 0,8 мм, то регулировку зацепления следует производить винтом боковой крышки. После окончания регулировки проверяют легкость вращения рулевого вала, который должен повертываться от усилия 1,6—2,2 кг, приложенного по касательной окружности рулевого колеса, затем устанавливают на регулировочный винт стопорную шайбу и завертывают контргайку винта.

При сборке рулевого механизма с тройным роликом автомобиля ЗИС-150 выполняют следующие операции:

  1. Запрессовывают в картер рулевого механизма и в боковую крышку бронзовые втулки и развертывают их разверткой. Со стороны сошки в картер устанавливают пробковый сальник 3 и шайбу сальника 4, которую в трех местах отгибают.
  2. Устанавливают в картер наружное кольцо верхнего роликоподшипника, вставляют рулевой вал с червяком и подшипниками 8, наружное кольцо нижнего роликоподшипника и привертывают крышку 5 со стальными регулировочными прокладками 6.
  3. Сверху в рулевую колонку устанавливают сальник 11, шарикоподшипник 12, пружину, вставляют шпонку 13 в рулевой вал, надевают рулевое колесо и закрепляют его гайкой.
  4. Регулируют затяжку подшипников червяка прокладками нижней крышки так, чтобы усилие для поворота вала, приложенное по касательной к окружности рулевого колеса, составляло 0,3—0,8 кг по динамометру.
  5. Вставляют в картер вал рулевой сошки 25 в сборе с трехрядным роликом и привертывают боковую крышку 19 с уплотняющей прокладкой. На крышку устанавливают резиновые уплотняющие кольца 21.
  6. Надевают на вал сошки регулировочные стальные кольца и упорную бронзовую шайбу. Завинчивают до отказа фасонную гайку, надевают рулевую сошку и проверяют правильность зацепления ролика с червяком. Для этого червяк и ролик устанавливают в среднее положение (движение автомобиля по прямой) и проверяют величину движения конца сошки (нормально должно быть не более 0,8 мм). При этом усилие для поворота вала, приложенное по касательной к окружности рулевого колеса, должно равняться 2,5 кг.
  7. После регулировки зацепления фасонную гайку закрепляют стопорной пластиной.

Признаки неисправности рулевой рейки

Рулевой рейкой называется силовой узел в конструкции рулевого механизма, предназначенный для передачи усилия с руля на колеса (управляемые). Именно через рулевую рейку и осуществляется процесс управления автомобилем посредством поворота направляющих колес.

Рейки подразделяются на 3 категории:

  1. Механические;
  2. Гидравлические;
  3. Электрические.

Рулевая рейка в разрезе

Неисправности  могут быть разными. Впрочем, для их обнаружения не требуется обладать особыми знаниями – достаточно просто периодически инспектировать данный узел. Кроме того, следует знать причины, по которым могут возникнуть подобные дефекты.

1. Люфт на рулевом колесе

Люфт на рулевом колесе и возникновение звуков – если это проявляется при заглушенном силовом агрегате в процессе активного поворачивания рулевого колеса. В подобной ситуации проблема может заключаться в ослабленном упоре золотника , а также в недостаточных показателях упругости торсиона.

Люфт – причины подобного дефекта разнообразны. Он может проявиться в результате чрезмерного износа сайлент-блоков, фиксирующих рейку, изменение угла прилегания винта и зубьев из-за искривления картера либо вала, повреждения (механического характера) или ход (вертикальный) винтового подшипника. Для определения причин требуется диагностирование состояния втулки (сухаря) рулевой рейки, шарниров тяг, а еще центрального зуба.

2. Тяжесть и стук при повороте руля

Схема-рулевой-рейки

Тяжесть при повороте руля обычно это проявляется в случае закисания карданчика.

Стук – наиболее распространенный признак. Причем источники такого стука в рейке различны. Как правило, звук возникает в следующих случаях:

  1.  ход вала в подшипнике по вертикали;
  2.  выработка ресурса шарниров и картера;
  3.  предельный ресурс подшипников винта, втулки либо центрального зуба;
  4. кривизна картера либо вала, что приводит к неверному углу прилегания винта и зубьев;
  5.  выработка ресурса сайлент-блоков;
  6.  ослабление фиксации рейки;
  7.  нарушения люфта.

3. Тяжелый ход и течь

Устройство рулевой рейки

Тяжелый ход баранки в крайних позициях – это, наряду с недостаточным возвратом и скрипом, наблюдается в случае перетянутой втулки, а также искривления картера либо вала.

Течь – она возникает в случае коррозии на валу либо износе сальника. Кроме того, подтекание имеет место при разгерметизации трубок (отводящей либо нагнетательной) цилиндра.

Диагностика неисправности

Ремонт рулевого управления автомобиля напрямую зависит от правильно проведенной диагностики. Профессиональное обследование машины позволит точно выявить неисправную деталь, которая привела к выходу всей системы из строя.

Чаще всего при диагностике обнаруживаются проблемы со следующими деталями:

  • рулевые рейки;
  • рулевые колонки и наконечники;
  • рулевая тяга.

Несколько реже из строя выходят усилитель руля, оснащенный электроприводом, или же гидроусилители. Однако эти детали обычно легко заменяются, в отличие от других запчастей.

О том, что в системе рулевого управления произошла поломка, свидетельствуют следующие признаки:

  • при повороте руля он движется с заеданием или же с резкими рывками;
  • во время стоянки машины при работающем двигателе и при вращении колес появляется странный гул, который доносится из капота;
  • во время движения автомобиля на большой скорости при вращении руля в большую сторону появляются щелчки. Они слышны в период вращения колеса;
  • поворот в одном направлении осуществляется в разы легче, чем в противоположную сторону (наблюдается ведение руля в одну из сторон);
  • реагирование колес транспортного средства при повороте осуществляется с опозданием. При этом возможно появление вибрации рулевого колеса;
  • в рулевой колонке при покачивании руля появляется стук. Его можно услышать при невключенном двигателе;
  • в баке гидроусилителя уровень гидравлической жидкости определяется как ниже необходимой отметки.

Это признаки наиболее распространенных поломок. Однако могут встречать и другие свидетельства выхода из строя данной системы. Поэтому необходимо внимательно следить за своей машиной и искать поломки при выявлении любых, даже самых незначительных отклонений от нормы.

Принцип работы люфтомера, видео

ДТП

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Скажите, если бы в салоне автомобиля стояло управление, как в танке – рычажное, вы бы чувствовали и называли бы себя полноправным водителем. Скорее всего, нет.

А, коль скоро рулевое управление автомобиля является той системой, без которой мы в полной мере не ощущаем себя водителями, то на повестке дня: ремонт рулевого колеса.

Любовь водителя к рулю отложена у нас на подсознательном уровне. Вы можете поулыбаться, но даже в «сонниках» написано: если вы видите, что кто-то отломал руль на вашем авто, значит, что вы находитесь в полной растерянности. Поэтому рулевое управление автомобиля нам нужно содержать в полном порядке и уметь делать ремонт рулевой системы в рамках нашей компетенции.

Диагностика рулевого управления – куда повернуть руль для ремонта

Признаки неисправностей рулевого управления, которые мы вам сейчас приведем, являются условно-правильными. Вы же прекрасно понимаете то, что точный диагноз можно поставить только после вскрытия… рулевого механизма. А для этого нам нужно знать, как снять рулевое колесо. Но, вначале о признаках неисправностей рулевого управления.

  • Руль «тяжелый» в обе стороны или во время быстрого вращения – в ГУР попал воздух, масло в бачке ГУРа недостаточно, либо слабый шкив, износился корпус рулевой рейки, плюс может быть нарушена регулировка .
  • Руль «тяжелый» в центре означает износ корпуса рейки.
  • Руль «тяжелый» лишь в одну сторону говорит о выходе из строя золотников рейки.
  • Плохое возвращение руля в центральное положение – это могут быть неисправности в ходовой, нарушение развал-схождения колес, износ крестовины вала рулевой колонки либо износ рулевого механизма
  • Основной причиной вибрации руля является, чаще всего, нарушенная балансировка колес.
  • Люфт рулевого колеса означает: при покачивании руля вертикально – неисправность подшипников в ступицах, при покачивании руля горизонтально – требует замены. Допустимый люфт рулевого колеса вы увидите в мануале производителя к своему автомобилю.
  • Cтук в рулевой колонке при покачивании руля или во время движения – характерный признак, указывающий на люфт руля вызванный увеличением зазора между шестерней и .

Регулировка люфта рулевого колеса

Итак, коль скоро речь пошла о люфте рулевого колеса. Люфт руля измеряется простым приспособлением – люфтомером. Стрелка его закрепляется на рулевое колесо, а шкала на рулевую колонку.

Люфт руля – это угол свободного вращения рулевого колеса без движения (поворота) передних колес. По ГОСТ РФ люфт руля допускается до 10 градусов. На стендах в сервисе, если вы ленитесь проверить люфт самостоятельно или нет люфтомера, применяется датчик люфта руля -датчик угла поворота руля.

Замена датчика угла поворота рулевого колеса

На многих моделях сейчас устанавливаются датчики угла поворота рулевого колеса. В случае выхода его из строя, производится замена датчика. В принципе, эту операцию можно провести самостоятельно.

В первую очередь нужно снять рулевое колесо. Как снять рулевое колесо вам подскажет мануал от производителя для конкретной модели авто.

Затем снимаем кожух рулевой колонки, блок комбинированного переключателя и переключтель стеклоочистителя. Корпус комбинированного переключателя меняется полностью и постарайтесь не ронять его, так как датчик очень чувствителен к сотрясениям.

Регулировка рулевого управления на примере автомобиля Volkswagen Polo

Цель регулировки – переместить упор рулевой рейки. Регулировка производится при помощи регулировочного винта, который расположен в торцевой крышке рулевого механизма.

  • Для доступа к регулировочному винту авто нужно поднять: на платформу либо на эстакаду.
  • Колеса автомобиля устанавливаются прямо и покачивания рулевого колеса влево-вправо должны показать вам стук в рулевом управлении.
  • Регулировочный винт вкручиваем, систематически проводя покачивания рулем. Стук пропал, значит нужно провести тест-драйв.

В случае, если руль тяжело возвращается, регулировочный винт нужно немного ослабить. И таким образом довести рулевое управление до нужного параметра: нет стука или явного люфта и руль свободно возвращается на место. Регулировку рулевого управления нужно проводить с помощником.

Обновлено: 08.08.2019

103583

Первое ТО

Комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобильной системы управления в случае проведения ТО-1 включает в себя следующие дополнительные действия:

  • проверка состояния крепления гаек и шплинтовки крепежей рулевых сошек;
  • контроль состояния рычагов поворотных цапф, а также пальцев шаровых;
  • мониторинг свободного хода тяговых шарниров;
  • проверка того, насколько герметичен гидроусилитель рулевого управления, ремонт при обнаружении неполадок;
  • контроль уровня технической жидкости в бачке гидроусилителя, ее доливка или замена при понижении уровня ниже критической отметки, установленной производителем.

Помимо этого, производится тщательная проверка затяжки крепежных гаек, состояния клиньев, шкворней и других закрепляющих элементов. В дополнение к этому проводится более тщательный, нежели обычно, визуальный осмотр состояния деталей, узлов и креплений системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector