Климат-контроль: чем отличается от кондиционера? в чем разница?
Содержание:
- Можно ли установить вместо кондиционера климат-контроль
- Преимущества и недостатки кондиционера
- Отличие климатической системы от кондиционера
- Рекомендации по выбору системы
- Компоненты
- Что такое климат-контроль в автомобиле
- Что делать, когда не работает климат-контроль?
- Что экономичнее — кондиционер или климат-контроль
- Алгоритм замены автокондиционера на систему климат-контроля
- Управление
- Основополагающие понятия
Можно ли установить вместо кондиционера климат-контроль
Технически замена обычного автокондиционера на автоматизированную климатическую систему, безусловно, возможна, но подобные работы связаны с большим количеством нюансов, о которых мы поговорим позже.
А пока расскажем, в чём заключаются основные отличия между этими системами, поскольку задачи у них одинаковые – обеспечение комфортного микроклимата в салоне автотранспортного средства.
Автокондиционер – устройство, предназначенное для эффективного охлаждения воздуха внутри машины в жаркое время года, а также для поддержания уровня его влажности на приемлемом уровне. Схема его работы в принципе не отличается от таковой у обычных бытовых кондиционеров, но в силу ограниченности объёма автомобиля и дефицита свободного пространства конструктивные отличия всё же имеются, и немалые. Основные части автомобильного кондиционера – это испаритель, компрессор, осушитель, конденсор. Автокондиционер также связан с работой и других устройств автомобиля – вентилятора системы охлаждения и салонного фильтра.
Приводом для всех активных компонентов автокондиционера является силовой агрегат, поэтому при неработающем двигателе кондиционер тоже не функционирует. За охлаждение внутрисалонного воздуха отвечает хладагент, который циркулирует по внутренней магистрали между вышеназванными компонентами под высоким давлением, переходя их одного агрегатного состояния в другое.
Недостатком автокондиционера можно назвать необходимость ручного включения/выключения без возможности осуществить тонкую настройку температурного режима.
Климат-контроль в этом отношении является гораздо более продвинутым устройством, поскольку позволяет производить как охлаждение, так и нагрев воздуха внутри машины, и осуществляет это в автоматическом (программируемом человеком) режиме. Если в кондиционере степень охлаждения регулируется вручную посредством изменения силы подачи воздуха, не имея возможности влиять на его температуру, то в климатической установке этот параметр можно задавать любым (разумеется, в допустимых пределах).
Установив наиболее комфортный для себя температурный режим, водитель может сколь угодно долго поддерживать его, не прилагая к этому абсолютно никаких усилий. Столь же легко осуществляется изменение пары взаимосвязанных параметров влажность/температура.
Регулировка температуры осуществляется посредством включения либо блока кондиционирования, либо перехода в режим работы отопителя. Параметры влажности и температуры отслеживаются соответствующими датчиками, а управление работой климат-контроля осуществляется электроникой. В полуавтоматической разновидности климат-контроля нет возможности запрограммировать силу и направление потока воздуха, но их можно корректировать вручную. В полностью автоматическом КК эти функции тоже можно устанавливать, как и температуру или влажность.
Наличие климат-контроля позволяет водителю абстрагироваться от функций, связанных с контролем за климатом внутри салона. В качестве примера приведём ситуацию, когда один из пассажиров (или сам водитель) открыл боковое окно. В этом случае в салон начнёт проникать более холодный или горячий воздух, устремляясь соответственно вниз или вверх. Возникнут области с различной температурой, и датчики климатической системы уловят расхождение и компенсируют его, обеспечив более мощный поток воздуха в требуемую зону. Как только окно будет закрыто, климат-контроль самостоятельно вернётся в штатный режим работы. Таким образом, никто в автомобиле не ощутит никаких изменений, чего бы не было, будь автомобиль оснащён обычным автокондиционером.
Более того, установки климат-контроля последних поколений могут обеспечивать различные температурные режимы отдельно для водителя, его соседа справа, а также для заднего ряда сидений (а самые продвинутые – для четырёх человек).
Преимущества и недостатки кондиционера
Для удобства восприятия разобьем сильные и слабые стороны комплектующей на несколько списков.
Водителям нравится:
- возможность охладить воздух при высокой температуре за лобовым стеклом;
- повышение уровня внимательности и реакции за счет комфортных условий в салоне;
- борьба автокондиционера с неприятным запахом (табак, спиртное);
- осушивание воздуха при неблагоприятных погодных условиях (препятствует запотеванию окон).
Недостатки:
- снижение мощности движущего агрегата;
- повышенная температура под капотом (свободного места становится меньше);
- частые ТО составных частей устройства, их стремительный износ;
- повышенный расход топлива.
Недостатки компенсируются очевидной дешевизной установки аналога системы охлаждения.
Отличие климатической системы от кондиционера
Устройство климат-контроля представляет собой систему, состоящую из нескольких блоков. Посредством датчиков климатическое оборудование контролирует не только температуру, но и влажность воздуха в машине. В более продвинутых современных моделях климатического оборудования заложено определение и других параметров, таких как радиация от солнечных лучей, аэродинамическое давление при высоком скоростном режиме и температура за бортом. Но, как правило, такие функции редко используются автовладельцами. Если установлен климат-контроль, то у водителя полностью пропадает необходимость отвлекаться от управления транспортным средством на постоянную регулировку температуры.
Климат-оборудование практически полностью исключает возможность простудиться пассажирам автомобиля и создает максимально комфортные условия во время поездки. Поэтому для семей с маленькими детьми, которые особенно восприимчивы к изменениям температурного режима и не имеют крепкого иммунитета – однозначно лучше выбирать климат-контроль.
Чтобы не заболеть, рекомендуется выставлять температуру в машине на 5 градусов ниже уличной, не более.
Климатическое оборудование оснащено блоком управления, который, считывая информацию с внутренних датчиков и датчиков, находящихся за бортом автомобиля, анализирует ее и принимает взвешенное решение, какая температура и влажность воздуха оптимально подойдет пассажирам при данных условиях. При этом водитель еще и экономит на топливе, так как полноценный анализ климат-контроля позволяет избежать ненужного переохлаждения или чрезмерного нагрева температуры воздуха в салоне.
Управление климатической системой более сложное по сравнению с кондиционером, который регулируется вручную буквально двумя кнопочными панелями с изображением снежинки или надписью «А/С». С климат-контролем так просто разобраться не получится. Однако, единожды настроив свое климатическое оборудование, водитель надолго забывает о контроле влажности и температуры воздуха в автосалоне.
Следует сказать, что в большинстве моделей климат-систем есть кнопка Auto, которая необходима для запуска блока управления и начала анализа информации от датчиков. После считывания реальных показателей за бортом автомобиля и в салоне, происходит активация режима подогрева воздуха или его охлаждения. Но все-таки сказать, что все климатические системы идентичны будет неправильным, так как каждый производитель пытается создать свое уникальное оборудование, дополненное специальным неповторимым функционалом.
В холодное время года, климат-контроль грамотно прогревает салон автомобиля, начиная с окон, спускаясь к ногам и в процессе управления машиной – в направлении «на водителя/пассажира».
Важное отличие климатической системы от кондиционера – это способность создавать несколько зон микроклимата в салоне одного транспортного средства. Устройство климат-контроля может быть двух, трех или четырехзонной
То есть, наличие двухзонного климата позволяет создавать различные температурные режимы водителю и пассажиру.
Очевидно, что более удобна в эксплуатации климат-система. Однако она имеет ряд существенных минусов по сравнению с автокондиционером:
- Высокая цена (как известно, за комфорт нужно платить)
- Низкая надежность климат-контроля ввиду сложной сборки из различных электронных элементов.
- Дорогостоящий ремонт в случае поломки ввиду труднодоступности некоторых элементов системы, сложности конструкции и непростой диагностики.
На фоне этих недостатков кондиционер выглядит более надежным и позволяет к тому же сэкономить ваши денежные средства.
Установка кондиционера в автомобиль было настоящим техническим прорывом. Сегодня водитель с трудом может представить себе машину, в которой нет климат-контроля или кондиционера. Это уже неотъемлемая и важная составляющая любого современного транспортного средства.
Выбирая между двумя устройствами, правильно соотносите свои финансовые возможности и потребности. Для поездок с детьми прекрасно подходит климатическая система, способная создать идеальный температурный режим для самых маленьких пассажиров. Если же вы не гонитесь за техническими характеристиками устройства и ваша цель – надежность и простота, тогда сделайте выбор в пользу кондиционера.
Рекомендации по выбору системы
Следует понимать то, что готовых комплексных решений на рынке нет, так как каждый отдельный случай является уникальным. И система управления комплектуется с учетом особенностей каждого помещения отдельно.
В результате правильным решением будет не поиск оборудования, а выбор компании-исполнителя.
Специалисты которой смогут:
- создать проект, согласно действующих стандартов;
- подобрать подходящее по параметрам оборудование, соответствующее даже стилю дизайна;
- выполнить монтаж системы, причем качественно.
Оптимальным решением считается приобретение и установка климат-контроля совместно с отопительным, вентиляционным и любым другим оборудованием, с которым он будет использоваться для обеспечения нужного микроклимата.
Причина в том, что далеко не все приборы и агрегаты совместимы и имеют внутренние блоки управления, на которые можно подать командный сигнал.
А в ряде случаев даже не предусмотрена возможность установки сервоклапанов и прочего оборудования, что гарантировано не позволит интегрировать отдельные элементы в целостную климатическую систему.
Следует понимать, что актуальные версии умных систем управления микроклиматом довольно дорогие, поэтому они станут оптимальным вариантом далеко не для всех. При этом не нужно пытаться найти выход с помощью покупки дешевого оборудования неизвестных производителей
Это же является еще одной причиной, чтобы начать процедуру выбора с поиска квалифицированных специалистов, способных разобраться в ситуации и составить проект, позволяющий приобрести все необходимое без денежных потерь.
Осложняет самостоятельный выбор компонентов климатической системы и то, что среди производителей, даже относящихся к группе лидирующих в сфере, много неизвестных.
А также сотрудники организации, занимающейся климатическими системами, единственные люди, которые смогут определить стоимость необходимого в конкретном случае оборудования, его монтажа, который тоже не из дешевых.
В любом случае климат-контроль обойдется дорого, так необходимый блок управления может стоить десятки тысяч рублей.
К примеру, в 15-25 тыс. рублей обойдется один датчик, измеряющий температуру, а их может понадобиться от нескольких штук до нескольких десятков, если площадь квартиры внушительная, а помещений много.
Компоненты
Система поддержания комфортных условий в салоне разрабатывается и устанавливается на автомобиль в процессе сборки на предприятии завода изготовителя. Для выполнения возложенных на климат-контроль функций в его конструкции предусмотрен целый ряд устройств и компонентов:
- нагнетающий вентилятор;
- отопитель;
- кондиционер;
- датчики температуры и положения заслонок;
- процессор;
- панель управления;
- блок регулирующих заслонок;
- система воздуховодов и дефлекторов.
Каждый из элементов системы выполняет определенные функции.
Вентилятор предназначен для создания давления в системе. Воздух забирается как снаружи, так и изнутри при работе системы в режиме рециркуляции.
Радиатор печки и испарителя кондиционера монтируются в одном корпусе с блоком заслонок. Данная конструкция приводит параметры воздушной среды в соответствии с заданными значениями.
Система воздуховодом и дефлекторов перераспределяет потоки по всему салону согласно определенной программе. Управление процессами осуществляется при помощи процессора, который получает данные от датчиков, регуляторов и переключателей с панели.
Эффективность работы системы климат-контроля во многом зависит от характеристик ее компонентов и программы управления.
Помимо основных функций поддержания комфортного микроклимата в салоне автомобиля установка может иметь несколько дополнительных режимов:
- Ручного управления.
- Обдува ветрового стекла для предотвращения запотевания, для чего воздух осушается, а вентилятор включается на полную мощность.
- Подачи кондиционированного воздуха к разным частям тела: лицу, рукам, ногам отдельно или в разных комбинациях.
- Обдув ветрового стекла и нижней части салона теплым воздухом.
- Рециркуляция.
Последний режим необходим для ускоренного прогрева или охлаждения салона автомобиля, а также при движении в пробках. В такой ситуации возникает сильная загазованность, и система климат контроля перекрывает подачу воздуха снаружи.
Для этого в установке предусмотрен датчик с рабочим элементом из оксида олова, сопротивление которого изменяется в зависимости от концентрации вредных веществ.
Что такое климат-контроль в автомобиле
Используя ряд датчиков, система климат-контроля постоянно измеряет температуру воздуха в салоне. Отсюда можно определить, насколько холодным или горячим должен быть воздух, закачиваемый в кабину, чтобы поддерживать желаемую температуру, установленную водителем.
Другими параметрами, которые система может регулировать, являются скорость вентилятора и настройки рециркуляции (поступает ли свежий воздух снаружи или рециркулируемый воздух в кабину).
Многие автомобили теперь имеют двух- или трёхзонный (иногда называемый многозонным) климат-контроль, в котором автомобиль может поддерживать две или три отдельные температурные зоны. Например, у водителя может быть установлена зона климат-контроля на 23 градуса, для пассажира – на 18 градусов, а для задней части автомобиля – на 25 градусов.
Двухзонный климат-контроль – это процесс разделения салона автомобиля на секции или зоны, и каждая секция может иметь отдельную настройку кондиционирования воздуха.
Климат-контроль является частью системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, которая также контролирует размораживание ветровых стёкол, обогрев руля и сидений. Большинство автомобильных систем климат-контроля могут быть описаны как использующие датчики и ECU для добавления дополнительных функций к базовой системе кондиционирования автомобиля. Датчики измеряют температуру внутри и снаружи автомобиля, поэтому система может автоматически настраиваться для поддержания постоянной температуры внутри автомобиля независимо от температуры снаружи.
Датчики также проверяют воздух на наличие нежелательных частиц, чтобы очистить воздух, удалить запахи и отрегулировать влажность, прежде чем она попадёт в пассажирский салон. Ниже описаны несколько типов систем, каждая из которых использует преимущества, перечисленные выше. Усовершенствованная система климат-контроля может иметь более одного компрессора в отсеке двигателя.
Панель управления КК
Двухзонный климат-контроль
Для водителя и переднего пассажира предусмотрены отдельные элементы управления, позволяющие им иметь разную температуру и скорость вращения вентилятора, если это необходимо. Это в конечном итоге приведёт к тому, что вся левая и правая стороны автомобиля будут иметь разные кондиционеры. Элементы управления для обеих зон находятся на приборной панели, где вы обычно находите элементы управления кондиционером.
Трёхзонный климат-контроль
Для водителя, переднего пассажира и заднего сиденья предусмотрены отдельные органы управления. Это позволяет пассажирам на задних сиденьях автомобиля иметь свои собственные настройки независимо от двойных настроек спереди. Органы управления климат-контролем на задних сиденьях обычно расположены в задней части центральной консоли. Для транспортных средств, таких как минивэны, большие кроссоверы или внедорожники с третьим рядом сидений, настройки третьего сиденья обычно используются для третьего ряда.
Четырёхзонный климат-контроль
Для водителя, переднего пассажира предусмотрены отдельные элементы управления, а заднее сиденье разделено на две части с отдельными элементами управления для каждой половины, что позволяет четырём пассажирам пользоваться своими собственными настройками климат-контроля. Если в автомобиле пять пассажиров, человек, сидящий посередине заднего сиденья, будет наслаждаться сочетанием левого и правого заднего положения.
Из-за различных зон вентиляционные отверстия расположены в нескольких местах вокруг салона автомобиля. В дополнение к обычному расположению вентиляционных отверстий на приборной панели, эти дополнительные вентиляционные отверстия могут быть расположены в задней части центральной консоли (над элементами управления задним сиденьем), в стойках b и на крыше автомобиля.
Четырёхзонная система
Что делать, когда не работает климат-контроль?
При проявлении признаков неисправности рекомендуется провести тестирование устройства при помощи алгоритмов встроенной самодиагностики. Если владелец не знает, как провести процедуру или она не предусмотрена конструкцией, то эксплуатация климата запрещается. Требуется обратиться в сервис для проведения обслуживания и ремонта.
Самостоятельная диагностика системы
Ряд автомобилей оснащается встроенной самодиагностикой системы. Примером может служить климат автомобиля Kia Soul, который тестируется удержанием кнопки Off и частыми нажатиями на клавишу Mode. На экране включится двузначное число, указывающее на исправность системы или наличие ошибок.
Результат диагностики — ошибки не найдены
На других автомобилях используется свой алгоритм запуска самодиагностики климатической системы. Информацию об особенностях проведения процедуры можно найти в инструкциях по эксплуатации.
Возможна проверка климата сканером ошибок. Подобную процедуру проводят в специализированном сервисе, поскольку в личном владении сканирующие приборы почти не встречаются.
Ремонт климат-контроля своими руками
Владелец может самостоятельно ремонтировать климат-контроль, основываясь на результатах самодиагностики или проверки тестовым компьютером. Для замены узлов необходимо разбираться в конструкции автомобиля и иметь необходимые навыки и инструмент. Неквалифицированное вмешательство приведет к еще большим повреждениям и дорогостоящему ремонту.
Выполнение ремонта:
- При внезапной остановке компрессора рекомендуется проверить предохранитель, расположенный в подкапотном монтажном блоке. Плавкая вставка заменяется на деталь аналогичного номинала. Если происходит повторное сгорание, то следует искать неисправность в электрических цепях. Запрещается установка более мощных предохранителей или «жучков», поскольку это может привести к возгоранию.
- Окисление контактов проводки вентилятора или износ щеток двигателя. Вентилятор климатических установок снимается без особых сложностей. Контакты очищаются и промазываются специальной токопроводящей пастой. Щетки заменяются на новые, подходящие по размеру.
- Неисправности блока управления можно попробовать исправить пропаиванием дорожек на печатных платах, которые часто отслаиваются от перепадов температуры. Встречаются растрескивания мест припаивания регуляторов. Повреждения можно обнаружить при внимательном осмотре через увеличительное стекло.
- Немного сложнее ремонт двигателей приводов заслонок, которые расположены в глубине приборной панели. Для доступа к ним потребуется снятие ряда элементов — бардачка, боковых крышек и т. д. Снятый моторедуктор разбирается, поврежденные детали заменяются аналогичными. Если таких узлов найти не удалось — то редуктор меняется на новый.
Ремонт компрессора или вентилятора рекомендуется проводить в специализированных сервисах, которые заправят систему климат-контроля и полноценно протестируют работу всех узлов.
Профилактика неисправностей системы
Регулярное профилактическое обслуживание резко снижает риск поломки климатической установки:
- Нужно контролировать давление хладагента и при необходимости заправлять его до нормы. Рекомендуется проводить проверку в начале летнего сезона.
- При повреждении уплотнительных колец или радиатора используется специальная добавка в хладагент. Средство просачивается через неплотности и обнаруживается при освещении деталей ультрафиолетовой лампой.
- Заменять салонный фильтр минимум один раз в год. Желательно производить смену каждые полгода.
- Периодически промывать систему специальным дезинфицирующим веществом на основе хлоргексидина. Процедура избавит от неприятного запаха, возникающего при работе климат-контроля.
Что экономичнее — кондиционер или климат-контроль
Сразу выбрать лидера не получится, так как это довольно трудный и неоднозначный вопрос. Вот допустим, если вы возьмете новый автомобиль, то версия с климат-контролем обойдется дороже.
Но в то же время если вы возьмете авто с обычным кондиционером, то с одной стороны вы сэкономите, но с другой этот кондиционер придется долго настраивать. Если судить по расходу топлива, то климат-контроль съедает чуть больше, но в противовес ложится тот факт, что это умная система и за ней не нужно будет постоянно следить.
Поэтому делать выбор необходимо самостоятельно, перед этим нужно хорошо взвесить все аспекты. Еще вы можете ориентироваться на финансовое положение, либо на вкусы и потребности.
Алгоритм замены автокондиционера на систему климат-контроля
Сразу предупреждаем, что предлагаемый нами алгоритм действий носит обобщающий характер и содержит последовательность действий, состав и порядок которых могут несколько различаться в зависимости от марки/модели транспортного средства.
Знания алгоритма, как поменять кондиционер на климат-контроль, недостаточно – от вас также потребуется умение работать как со слесарным инструментом, так и способность разбираться с электрическими компонентами, а также немалая толика инженерной смекалки при решении определённых задач.
Первая задача, которую вам придётся решить, – демонтировать торпеду, поскольку большинство устройств, связанных с работой климатических систем, расположено именно здесь.
Затем нужно будет снять сам автокондиционер, части которого расположены как в салоне, так и в моторном отсеке.
Система климат-контроля автомобиля
Третий этап, который определённо можно назвать самым сложным и трудоёмким – прокладка проводки и её подключение к компонентам климат-контроля. Если используется электропроводка штатного автокондиционера – потребуется правильная врезка всех требуемых разъёмов.
В обоих случаях придётся столкнуться с большим количеством проводов, разобраться в которых будет достаточно сложно, а любая ошибка чревата в лучшем случае неработоспособностью климатической установки.
Итак, перейдем к описанию, какие провода подключать в 22-контактному разъёму климат-контроля и к другим его компонентам:
- проводок красного цвета направляем к блоку предохранителей, соединяя его с проводом такого же цвета;
- коричневый проводок соединяем с кнопкой аварийной остановки (там тоже имеется провод аналогичного цвета);
- третий по счёту провод остаётся незадействованным;
- четвёртый провод (чёрный) коммутируем с четырнадцатым контактом блока предохранителей;
- провод красно-синего цвета ответственен за подключение климат-контроля к ЭБУ (с таким же по цвету разъёмом);
- проводок коричнево-белого цвета соединяем с аналогичным, идущим к колодке сервопривода красного цвета (или, как вариант, с проводком диагностического разъёма OBD);
- сине-коричневый проводок соединяем с солнечным датчиком;
- бело-коричневый направляем на разъём такого цвета, расположенный на электрорегуляторе автокондиционера;
- жёлто-серый провод соединяем со вторым разъёмом клавиши рециркуляции;
- десятый проводок направляем на свободный контакт клавиши «Эко»;
- одиннадцатый оставляем незадействованным;
- чёрный двенадцатый проводок идёт на замок зажигания;
- жёлто-чёрный коммутируем с аналогичным по цвету разъёмом клавиши рециркуляции;
- бело-чёрный соединяем с разъемом идентичного цвета на клавише «Эко», старый провод отсоединяем;
- пятнадцатый проводок (тоже бело-чёрного цвета) коммутируем с отсоединённым проводом кнопки «Эко»;
- фиолетово-коричневый проводок соединяем с разъемом ЭБУ, расположенным в моторном отсеке (на круглом белом разъёме, находящемся возле АКБ);
- серо-жёлтый провод коммутируем с чёрным разъёмом клавиши включения печки;
- чёрно-синий – соединяем с идентичным по цвету разъёмом печного вентилятора;
- проводок синего цвета коммутируем с синим проводом, находящимся на разъёме БК;
- бело-чёрный проводок ответственен за работу солнечного датчика, обеспечиваем соответствующее его подключение;
- жёлто-серый 21-й проводок идёт на свободный контакт клавиши «Эко»;
- последний, 22-й провод не используется.
Разобравшись с разъёмом климат-контроля, можно переходить к подключению печного вентилятора. Два провода мы уже использовали на предыдущем этапе. Осталось направить красный проводок на блок предохранителей, а коричневый соединить с разъёмом такого же цвета, оставшимся от прежнего вентилятора печки.
На этом электрическая часть работ по замене автокондиционера на климат-контроль завершена. Осталось установить на штатное место торпеду, после чего можно приступать к перепрошивке ЭБУ. Эту операцию следует поручить профессионалам, поскольку для её выполнения потребуется дорогостоящее оборудование вместе со специализированным программным обеспечением и, разумеется, сама прошивка, которая при неправильном выборе не обеспечит нормальную работоспособность климатической установки.
Управление
Поддержание необходимого микроклимата салона возможно при помощи следующих узлов:
- блок управления. Посредством электроники идет обработка поступающей информации с датчиков. Специальная программа автоматически расшифровывает приходящие данные, после чего формулируются и передаются указания на приводящие устройства;
- приводящие устройства: различные движки на электрическом приводе, заслонки;
- датчики входа.
Датчики
- Фотодиодный. Выявляет уровень внешнего освещения.
- Датчик входа (наружный). Определяет температуру воздуха за бортом и сверяет с салонной. Расположен на передней части автомобиля, за бампером.
- Датчики выхода. Идентифицируют салонную температуру воздуха.
- Датчики температуры испарителя.
- Датчик, определяющие давление (кондиционер).
- Датчики приводящих устройств.
- Датчик солнца. Крепится на ветровое стекло, на основании определения влияния солнечных лучей повышает/снижает температуру в салоне.
- Датчик определения положения солнца относительно автомобиля. Можно встретить данную функцию в машине премиум-класса. Идут в комплектации с многозонными установками. Суть устройства заключается в определении разности температуры в салоне и восстановление ее баланса.
Каждый датчик работает следующим образом: аналоговые сигналы преобразуются в цифровые, и поступают в блок управления “климатом”.
Приводящие (исполнительные) элементы климатической установки:
- механические/электрические приводы;
- моторчик вентилятора.
Элементы приводятся в действие через единый блок управления, который подает соответствующие сигналы.
Дефлекторы воздушных масс
Заслонки управляют потоками воздуха и позволяют использовать климат-контроль более рационально. Виды:
- центральная. Смешивает потоки горячих/холодных воздушных масс;
- рециркулирующие. Позволяет закрыть/открыть поступление воздуха в салон из улицы. Не рекомендовано часто пользоваться режимом рециркуляции во избежание образования конденсата на испарителе, так как воздух внутри салона имеет большую влажность относительно наружного;
- вентиляция окон;
- для приточного воздуха;
- отдельные заслонки. Для пассажиров заднего ряда, а также многозонных установок.
Что предпочтительней?
Кондиционер или климат-контроль – что лучше? По сути, “климат” – это и есть кондиционер, только более функциональный. Ответ на вопрос напрашивается сам собой, но не все так просто.
Преимущества “климата”:
- возможность установки фиксированной температуры воздуха. Кондиционер может только уменьшать/повышать скорость вращения вентилятора, иными словами – просто морозить. Тогда как его оппонент позволяет как охлаждать поток воздушных масс, так и греть;
- наличие автоматического режима. Кондиционер данной функции лишен, из-за чего приходится постоянно отвлекаться на его регулировку;
- умение экономить расход топлива посредством отключения оборудования по достижении им нужной температуры. Кондиционер же работает до тех пор, пока его не отключишь вручную;
- “климат” лучше переносится человеческим организмом за счет более мягкого перехода температуры. Это возможно благодаря датчикам в салоне, которые посылают импульсы на блок управления, а тот, в свою очередь, выставляет щадящий температурный режим. Поэтому, меньше риск простудиться. Кондиционер выдает холодный воздух резко, создавая резонанс между температурой за бортом и салонной – что чревато.
Климат-контроль и его близкий родственник обслуживаются одинаково – проверка систем и замена фриона осуществляются два раза в год.
Основополагающие понятия
Для начала разберем устройства чуть подробнее, дабы иметь представление об изучаемых предметах.
Кондиционер – устройство, охлаждающее воздух в салоне автомобиля. Ременная передача коленвала используется в качестве источника питания. Отсюда тривиальный вывод – потеря мощности двигателя влияет на работоспособность системы, увеличивается уровень потребления топлива (в дальнейшем разберем, почему так происходит).
Панель управления кондиционером
Но недостатки компенсируются приемлемым температурным балансом.
Климат контроль – закрытая система, объединяющая отопительные компоненты, кондиционер, измерительные приборы, сенсоры и отдельный ЭБУ (электронный блок управления). Автоматически (после нажатия кнопки «Auto») принимаются данные от датчиков, расположенных в салоне и за его пределами, а мини-компьютер обрабатывает поступающие сигналы.
Далее проводятся сложные вычисления, сравниваются заданные водителем параметры с имеющимися (определяется их разница), строится дальнейшее модель поведения системы, ее отдельных узлов.
Более продвинутые образцы также анализируют степень освещенности внутреннего пространства и даже влажность воздуха!
Панель управления
Крайслер Империал стал первым автомобилем, который обзавелся кондиционированием воздуха. Эпохальное событие произошло в 1953 году.