Глонасс

ГЛОНАСС – что это такое

Аббревиатура ГЛОНАСС означает «ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система». Группировка включает в себя 24 космических аппарата, 18 из которых покрывают территорию РФ.

В состав системы входят следующие элементы:

  • спутники на орбите;
  • наземные антенны и станции;
  • приемники.

Работа установки выглядит следующим образом:

  1. Космический аппарат отправляет сигнал на наземные станции. Так как антенны стабильны в пространстве и недвижимы, спутник может использовать их как ориентиры для определения собственного расположения.
  2. Космическое устройство отправляет сигналы со своими координатами и временем отправки на Землю.
  3. Приемники получают сообщения от спутников. На этот раз устройства с модемом используют космические аппараты в качестве ориентиров, определяя свое местоположение. Для наиболее точных данных нужен сигнал как минимум с 4 спутников.

ГЛОНАСС – глобальная навигационная спутниковая система

Дополнительное назначение наземных станций – учет помех системы. Дело в том, что сама атмосфера может искажать сигналы с космических аппаратов. Для проверки спутники отправляют дополнительный сигнал на антенну.

Так как антенна недвижима в пространстве, а местоположение космического устройства уже известно, то установка заранее «знает» время, за которое должно дойти сообщение. Если сигнал приходит позже, это говорит об искажении. В таком случае поправки высылаются на все станции и спутники в районе помех.

У отечественной навигационной системы, в отличие от аналогичной GPS, есть альтернативный способ применения – помощь пострадавшим на дорогах. Установка называется «ЭРА», что означает «Экстренное Реагирование на Аварии». С 2018 года весь автотранспорт, предназначенный для использования на территории РФ, в обязательном порядке снабжается системой. В состав ЭРА, помимо базовых элементов ГЛОНАСС, входят следующие приборы:

  • терминал с динамиком и микрофоном;
  • датчики удара;
  • тревожная кнопка;
  • сим-карта.

Установка работает следующим образом:

  1. Срабатывает побудительная система. Возможны два режима действия: ручной и автоматический. Первый подразумевает нажатие кнопки водителем, второй – активацию датчиков удара. При срабатывании пусковой системы сигнал о ДТП уходит в колл-центр. Помимо информации о местонахождении машины, работник центра получает сведения о модели и цвете автомобиля, возможном количестве пассажиров, пристегнутых ремнях безопасности, виде топлива.
  2. Оператор проверяет информацию, связываясь с водителем в голосовом режиме. Этот шаг нужен, чтобы отсеять ложные вызовы от важных.
  3. Если на звонок не ответили, или водитель подтвердил ДТП, оператор направляет информацию о происшествии в службы экстренного реагирования.

История развития

Систему начали разрабатывать еще во времена СССР исключительно для целей военной отрасли. В 1982 году в космос был запущен первый спутник системы. К 1992 году установка состояла из 12 космических аппаратов, началась работа ГЛОНАСС.

К середине 90-х годов система пришла в нерабочее состояние из-за недостатка финансирования. Спутники, уже находящиеся на орбите, ломались, новые запускать перестали, а нестабильная обстановка в стране только провоцировала упадок группировки. В итоге к началу нового века вся сеть состояла из шести аппаратов.

В 2001 году стартовала государственная программа «Глобальная навигационная система». В рамках проекта предполагалось полное восстановление и использование сети в России в 2007 году. С некоторым опозданием, но цель была достигнута: к 2011 году на орбите уже находилось 24 спутника системы.

В 2015 году Правительство заявило об окончательном восстановлении группировки.

Область применения

Сферу применения навигационной системы можно разбить на две отрасли:

  1. Гражданская. В первую очередь это относится к функции навигации – как для людей, так и для автомобилей. При помощи спутникового слежения также контролируют вырубку лесов и лов рыбы в водоемах. Трекеры, принимающие сигналы со спутников, устанавливаются на машины в составе противоугонных систем. Также ГЛОНАСС участвует в оперативном реагировании на ДТП.
  2. Военная. Систему используют для наведения оружия, управления беспилотниками, слежки и связи.

Международная деятельность

Международное сотрудничество, осуществляемое Российской Федерацией в области ГНСС, призвано содействовать обеспечению устойчивого развития системы ГЛОНАСС и направлено на расширение эффективного участия в соглашениях по глобальной спутниковой навигации. За последние годы своего развития ГНСС и их функциональные дополнения стали основой систем координатно-временного и навигационного обеспечения развитых стран, существенным элементом государственных и частных секторов мировой экономики. С одновременным функционированием нескольких ГНСС возрастает необходимость координации программ их развития между странами–владельцами таких систем, а также международными организациями, непосредственно связанными с развитием и использованием ГНСС. Международное сотрудничество в области ГНСС – важнейшая составная часть национальной политики Российской Федерации в области космической деятельности.

С целью обеспечения совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с другими ГНСС и продвижения ее использования за рубежом специалисты ИАЦ КВНО АО «ЦНИИмаш» участвуют самостоятельно и организуют участие российских представителей в мероприятиях:

  • Международного комитета по ГНСС, созданного по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН;
  • Международной службы глобальных навигационных спутниковых систем (IGS), где ИАЦ КВНО является ассоциированным центром анализа службы IGS;
  • Международной службы лазерной дальнометрии (ILRS), где ИАЦ КВНО – ассоциированный центр анализа службы ILRS;
  • Международной службы вращения Земли (IERS), где ИАЦ КВНО – официальный центр анализа IERS;
  • Комиссии по авиационным радиотехническим средствам (RTCA), на заседаниях которой обсуждаются вопросы включения системы ГЛОНАСС в стандарты авиационной навигационной аппаратуры;
  • Международной организации гражданской авиации (ICAO), на заседаниях которой представляется информация о создаваемом в Российской Федерации Стандарте эксплуатационных характеристик открытых услуг системы ГЛОНАСС.

Специалисты ИАЦ КВНО также участвуют в двусторонних переговорах и консультациях с провайдерами зарубежных глобальных и региональных навигационных систем, участвуют в работах по созданию за рубежом наземного измерительного сегмента системы ГЛОНАСС, являющимся одним из важнейших факторов обеспечения ее конкурентоспособности и широкого применения.

Тревожная кнопка в автомобиле

С момента Постановления Правительства РФ об обязательной установке ЭРА в машины кнопка ГЛОНАСС есть на авто у многих, но что это знают лишь единицы. Руководитель фильтрующего контакт-центра системы Роман Рулев рассказал о самых интересных ответах водителей на вопрос «Зачем эта кнопка?»:

  1. «Мне при покупке сказали никогда ее не нажимать».
  2. «За нами всеми следят, Оруэлл был прав».
  3. «Не знаю, наверное, деньги за что-то дерут».

Ниже расскажем о том, что такое кнопка ГЛОНАСС в автомобиле (информацию можно получить также из инструкции к системе, у продавцов-консультантов в салонах автодилеров).

Описание и назначение

В настоящее время системой пользуются водители по всей России. Внешне устройство выглядит как коробочка с небольшой кнопкой. Основное назначение системы – оперативная реакция на ДТП. При аварии водитель должен нажать на кнопку «SOS», после чего сигнал уйдет в колл-центр.

Место расположения

Обычно кнопка монтируется в скрытном, но доступном водителю и пассажирам месте. Как правило, это небольшая ниша над водительским сиденьем, закрытая крышкой. Внешне выглядит как маленький бардачок.

Где в машине находится ГЛОНАСС

Принцип работы

Чтобы разобраться с тем, как работает кнопка ГЛОНАСС в автомобиле, нужно узнать, как действует вся система. Процесс разделен на два этапа:

  1. Действие пусковой системы. Установка поддерживает два режима работы: ручной (нажатие кнопки) и автоматический (при помощи датчиков удара). Сигнал от машины уходит в колл-центр. Обычно передается следующая информация: марка машины, цвет, местоположение, возможное количество пассажиров, пристегнутые ремни безопасности, тип топлива. При передаче сообщения сим-карта, установленная в терминале, сама выбирает мобильную сеть с наиболее устойчивым сигналом, ставя свой запрос в приоритет. Это значит, что если сеть перегружена, то звонки прервутся, «пропуская» сообщение ЭРА.
  2. Проверка информации. Оператор колл-центра связывается с автомобилем по аудиосвязи в терминале. Если ответа на вызов не последовало, или водитель подтвердил аварию, работник отправляет информацию в службы экстренного реагирования.

Система ЭРА ГЛОНАСС

Когда нужно нажимать

Кнопка ГЛОНАСС предназначена для использования в любых экстренных ситуациях. Первоочередное назначение установки – ДТП, но, по словам операторов колл-центра, водители связываются с ними в самых необычных обстоятельствах. Несколько нестандартных случаев применения кнопки:

  1. Замерзание. В 2018 году мужчина перегонял машину на Дальний Восток. Посередине трассы в автомобиле заглох двигатель. Система позволила найти пострадавшего и отправить к нему службу скорой помощи.
  2. Завал снегом. Устройство несколько раз находило машины, занесенные снежными бурями.
  3. Ледоход. Не раз сигналы поступали из авто, уносимых льдинами в Якутии.
  4. Обнаружение пострадавшего. Иногда поступают вызовы от водителей, обнаруживших раненых людей на трассе.
  5. Аварии с лесными животными. Сигнал SOS приходил и от автолюбителей, столкнувшихся с лосями и медведями.

О системе

«ЭРА-ГЛОНАСС» — российская государственная система экстренного реагирования при авариях и других ЧС. С начала 2021 года абонентские терминалы устанавливают на все транспортные средства, которые ввозят в Российскую Федерацию.

Модуль системы состоит из акселерометра, гироскопа, дымоуловителя, датчика подушек безопасности, спутниковой системы слежения, кнопки экстренной связи, динамика, микрофона, автономного источника питания.

Основной для системы «ЭРА-ГЛОНАСС» послужил «ГЛОНАСС» — это комплекс спутников, которые отслеживают местоположение по аналогии с GPS.

Принцип работы

Информацию передают в диспетчерский центр по выделенному каналу связи. Но система работает только в зоне действия сотовых сетей.

В момент столкновения сигнал поступит на пульт дежурного, который осведомится о произошедшем и вызовет машину «Скорой помощи», если ответ получен не был. С помощью спутника можно определить местонахождение автомобиля, точность — 15 метров.

Устройство будет пребывать в спящем режиме до момента срабатывания. Номер сим-карты с каждого из модулей должен быть вписан в паспорт ТС.

После того, как будет получен сигнал, автоматически сформируется «карточка ДТП», в ней уже будет вписан номер машины и фамилия водителя.

Вызвать помощь можно вручную — нажать специальную кнопку SOS. Если оператор контакт-центра уточнит детали происшествия и не получит подтверждения, то сразу направит спасателей, скорую помощь, ГИБДД.

Рассматривают возможность предоставления полиции возможности дистанционного отключения двигателя транспортного средства и автоматическую фиксацию выезда на встречную полосу движения.

Растаможка

После выбора подходящего автотранспортного средства автовладелец осуществляет следующие действия, необходимые для перевозки и документального оформления приобретения:

  • ввоз машины в РФ;
  • таможенное оформление;
  • установка системы;
  • получение паспорта ТС;
  • постановка на учет в ГИБДД.

Паспорт ТС выдается только после получения свидетельства о безопасности конструкции ТС и копии договора на приобретенный терминал. СБКТС — документ, который предоставляют в таможенные органы для получения паспорта ТС на бывшие в употреблении машины.

Экспертиза проводится в аккредитованной экспертной лаборатории. Там проверяются документы, проводится техническая экспертиза на соответствие требованиям технического регламента.

Узнаем, сколько стоит поставить на автомобиль «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2019 году.

Стоимость

Цена отличается в зависимости от региона и компании-продавца. Тарифы можно посмотреть на сайте: https://aoglonass.ru/ao-glonass/dokumenty/informaciya-po-ustanovke-ustrojstv-s-funkciej-vyzova-ekstrennyh-operativnyh-sluzhb/.

Продавать систему имеют право только авторизованные компании. Основные расценки:

  • идентификация в системе — 950 рублей;
  • установка устройства для вызова экстренных служб — 18950 рублей.

С учетом ставки НДС окончательная стоимость составит 23482 рубля. Данные по стоимости могут меняться.

Для автовладельцев услуги системы бесплатны, и таковыми должны оставаться все время эксплуатации автотранспортного средства, который оборудован терминалом «ЭРА-ГЛОНАСС».

Что такое GPS?

GPS (расшифровывается как Global Positioning System, система глобального позиционирования) – система спутниковой навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение во всемирной системе координат WGS 84. Данная система позволяет определять местоположение и скорость объектов практически в любой точке планеты (за исключением приполярных областей).

Разработка GPS началась в 1950-е годы прошлого века для Министерства обороны США, однако сейчас технология используется не только военными, но и в повседневной жизни. В то время СССР запустил первый искусственный спутник Земли и американские ученые, наблюдавшие за этим событием, заметили, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого сигнала возрастает при приближении спутника и снижается при увеличении его дистанции. Они пришли к выводу, что при наличии информации о своих точных координатах на Земле можно измерить положение и скорость спутника, а зная, где находится спутник – вычислить собственную скорость и координаты.

Система GPS состоит из искусственных спутников, которые вращаются на средней орбите Земли (спутниковая система NAVSTAR, разработанная в США), и наземных станций мониторинга, объединенных в общую сеть. Спутники непрерывно передают на Землю навигационный сигнал, включающий «псевдослучайный код», данные эфемерид (прогнозируемые координаты и параметры движения спутника на определенный момент времени) и альманаха (данные для вычисления приблизительного местоположения спутника). Этот сигнал принимают абонентские GPS-устройства, которые на основании полученных сведений вычисляют свою геопозицию.

Один из недостатков технологии GPS заключается в низкой скорости передачи данных (до 50 бит/с) из-за чего процесс вычисления координат может занимать несколько минут. Кроме того, система GPS неэффективна для определения координат устройства, которое находится в помещении, на территории, окруженной высокими строениями, в лесах и парках, туннелях и т.д.

ГЛОНАСС – что это такое

Расшифровка аббревиатуры ГЛОНАСС – «глобальная навигационная спутниковая система». Это отечественная разработка, позволяющая определить местоположение объектов на земной поверхности. Для уточнения их координат применяется специальное оборудование, а также спутники, которые были запущены на околоземную орбиту.

История развития

Проект навигации ГЛОНАСС был предложен советскими учеными в 1976 году. Он стал продолжением ранее реализованной программы «Циклон». Правда, запуск ГЛОНАССа удалось произвести только спустя шесть лет.

Вывод спутников в космос начался в 1986 году. Тогда удалось разместить всего 3 объекта. К началу 1991 года спутников стало 12. Спустя пару лет после этого навигационная система была наконец-то введена в эксплуатацию.

В начале 2000-х программа дальнейшего развития системы была утверждена на государственном уровне. После проведения стартового этапа модернизации точность ее существенно возросла. Спустя десятилетие ГЛОНАСС был подготовлен для «покрытия» всей планеты. На следующем этапе ученые увеличили точность определения сигналов, система стала совместима с комплексом «Байдоу». Финальные испытания завершились в 2015 году.

ГЛОНАСС – глобальная навигационная спутниковая система

Сфера применения

Навигационная система ГЛОНАСС призвана отслеживать координаты движущихся и стационарных объектов. Ее применяют для обнаружения людей на тех территориях, где не ловит мобильная сеть. Мониторинг используется в оборонном и государственном секторе. Его применяют предприятия с целью оптимизации работы транспорта: ГЛОНАСС навигатор устанавливают на коммерческие и частные авто.

Основные функции навигационного комплекса:

  1. Слежение за автотранспортом, передвигающимся по коммерческим маршрутам. Определяются точные координаты, время простоя, возможное отклонение от заданного пути.
  2. Фиксация расходов горючего и состояния наземного транспорта в реальном времени. Используются датчики, которые синхронизируются с навигационной системой.
  3. Непрерывный контроль диспетчера за работой всего автопарка.

Также система применяется в фотокамерах. При ее использовании удается получить не обычную картинку, а снимок с указанием местоположения.

Как работает система

Радионавигационный комплекс работает по следующему принципу:

  1. В системе ГЛОНАСС онлайн со спутниковой станции передается сигнал приемнику с указанием необходимых параметров, в частности, времени, долготы, широты, высоты.
  2. Все спутники, расположенные в зоне действия сигнала, передают информацию о точном времени соединения с системой.
  3. Определяется задержка между приемом и излучением сигнала.
  4. Полученные данные выводятся на систему координат.
  5. Показания анализируются, и выдается информация о координатах объекта.

Зона покрытия

Система разрабатывалась преимущественно для пользователей стран бывшего СССР. Зона покрытия составляет 60 % всей площади Земли. ГЛОНАСС на 100 % охватывает территорию РФ, а также полноценно работает в странах СНГ.

Что такое ГЛОНАСС

ГЛОНАСС (GLONASS) — это глобальная система спутниковой навигации, разработанная и принадлежащая России. Позволяет с точностью до 2.8 метра определять координаты практически любого объекта на планете, независимо от того, находится он в воздухе, на земле или воде. Как и GPS, обеспечивает полное покрытие земного шара.

ГЛОНАСС включает 24 спутника, которые летают по орбите земли в трех орбитальных плоскостях. Используется в самых разных сферах и целях. Пользоваться ей можно на бесплатной основе и ее возможности доступны всем: простым гражданским для личных нужд, военным, ученым и коммерческим структурам.

ГЛОНАСС сейчас занимаются «Роскосмос», АО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева» и АО «Российские космические системы». Обеспечением технологией и ее внедрением, как и коммерческой частью, занимается «Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности», обязанности которого с 2 012 года возложены на некоммерческого партнера «Содействие развитию и использованию навигационных технологий».

Что представляет собой ГЛОНАСС:

Сеть спутников, развернутую на околоземной орбите на высоте 19400 км с наклонением 64.8 градуса. Что позволяет ГЛОНАСС хорошо работать в высоких широтах — северных и южных полярных регионах, это преимущество над GPS, у которой с этим есть определенные проблемы. Сам сигнал для передачи направлен в 38 градусов с правой круговой поляризацией.

Спутниковая развертка сделана в 3 орбитальных плоскостях, по 8 спутников в каждой. Чтобы полностью покрыть РФ нужно 18 спутников, а, чтобы покрыть всю планету — 24.

Как и в случае с GPS, чтобы определить точные координаты, нужно участие, как минимум 4 спутников. Хотя может хватить и 3, но местоположение при этом может быть не точным.

Основные отличия ГЛОНАСС от GPS:

  • Движение спутников осуществляется в 3 плоскостях, по 8 спутников в каждой. У GPS — 4 плоскости по 6 спутников.
  • На данный момент GPS чуть более лучше определяет координаты, в некоторых случаях до двух метров, но зависит, конечно же, все от погоды и места на земле.
  • Есть мертвые зоны на планете, которых практически нет у GPS.
  • У спутников резонанс, поэтому их не нужно постоянно корректировать во время всего срока их действия / эксплуатации.
  • Используется сложная и энергоемкая кодировка FDMA, которая напрямую влияет на срок эксплуатации, а GPS применяет не такую энергоемкую CDMA.
  • Учет российского законодательства и потребностей российских пользователей.

По сути, они практически равнозначны, а если использовать их в связке, то можно получить еще более точные координаты в любой точке мира.

Где используется:

Сфера применения и возможности, которые дает GLONASS действительно огромны, рассмотрим только основные. В первую очередь навигация устанавливается в частные и коммерческие автомобили. Коммерческие организации так могут отслеживать полностью расходы и издержки на топливо, контролировать свой автопарк и сотрудников.

Частники также получают возможность отслеживать свой автомобиль и, в случае его кражи — всегда знать, где он находится на данный момент. Плюс в случае непредвиденных обстоятельств, вас и ваш автомобиль всегда смогут найти спасатели.

Самым востребованным и практичным инструментом навигации в РФ является ЭРА-ГЛОНАСС. Это комплекс для экстренного реагирования в опасных ситуациях: при ДТП и других непредвиденных обстоятельствах, где каждая секунда может стоить жизни человеку.

Представляет собой специальный терминал с СИМ-картой и тревожной кнопкой для вызова диспетчера. Передает информацию о: местонахождении, количестве людей внутри, скорости движения, данные об авто. Причем система сработает и передаст данные не только при нажатии на эту кнопку, но и при ударе автомобиля или опрокидывании кузова.

Зачем нужна ЭРА ГЛОНАСС

Первая (и пока что единственная в мире) бесплатная система экстренного вызова, обязательная к установке на все автомобили, появилась в России недавно: официально она была введена в эксплуатацию с 1.01.15, поэтому все еще встречаются машины, не подключенные к системе. Согласно плану правительства, постепенно их будет становиться все меньше.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза №877, с 1.01.17 все новые автомобили должны быть оборудованы системой экстренного реагирования. В 2019 году истечет срок ОТТС (одобрения типа транспортного средства), полученного на машины, проходившие проверку в 2016 году. Это означает, что после 2019 года невозможно будет даже случайно купить автомобиль, не подключенный к общей системе экстренного вызова.

Самый близкий действующий аналог ЭРА ГЛОНАСС – это eCall, система безопасности, единая для всех стран Евросоюза. Она настолько популярна, что используется и в некоторых других европейских странах, но пока что не является обязательной, хотя уже с 2018 года машины без eCall в Европе продаваться не будут. Обе эти системы предназначены для уменьшения смертности водителей и пассажиров (в результате ДТП), и отлично справляются со своей задачей. ЭРА ГЛОНАСС совместима с системами eCall: водитель, находясь в странах Европы, может вызвать помощь точно так же, как и в России, без прохождения дополнительной регистрации или предварительной перенастройки оборудования.

Система существенно повышает шансы водителя выжить в ДТП, поскольку большинство смертей от автомобильных происшествий происходит из-за замедленного реагирования и недостаточной скорости прибытия врачей на место автокатастрофы. Используя сигнальную кнопку, водитель может послать автоматический вызов непосредственно в момент аварии или сразу после нее, многократно увеличивая вероятность благоприятного исхода.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector