Расшифровка маркировки аккумуляторных батарей разных производителей
Содержание:
- Роль АКБ в машине
- Азиатский стандарт маркировки аккумулятора автомобиля
- Расшифровка даты производства аккумуляторов от ARMTEK | Автозапчасти от ARMTEK для Вашего автомобиля
- Дата выпуска на аккумуляторе. Расшифровываем дату выпуска аккумулятора (Часть 3)
- Дата выпуска аккумуляторов
- Термин в автомобильной тематике
- Правильная эксплуатация АКБ
- Устройство и электрохимические типы
- Конструкция автомобильного аккумулятора
- Маркировка и обозначение аккумуляторных батарей
- Опыт пользователей
- Что выбрать для покупки?
- Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор
Роль АКБ в машине
Обычно на легковые автомобили устанавливают два источника питания:
- Первый – это аккумулятор.
- Второй – генератор (или только генератор на старинных моделях).
Говоря по-простому, оба устройства в машине работают поочередно. Если один подает ток, то другой в это время «отдыхает».
Аккумулятор подает электрическую энергию на стартер, катушку зажигания и все электрические цепи автомобиля. Если этот элемент исправен, а также все системы в машине работают должным образом, тогда АКБ способен обеспечить беспрепятственный запуск силового агрегата независимо от погодных условий.
АКБ также отвечает за подачу электричества во время стоянки автомобиля, когда двигатель заглушен, а именно:
- Обеспечивает возможность прослушивания радио.
- Позволяет включить свет в машине.
- Осуществляет питание сигнализации и так далее.
Но с момента запуска двигателя источником электричества становится генератор, который дополнительно заряжает аккумулятор, чтобы восполнить энергию, затраченную АКБ во время простоя машины.
Азиатский стандарт маркировки аккумулятора автомобиля
Азиатский стандарт имеет обозначение JIS D 5301 состоит из шести символов, которые означают:
- первые две цифры — емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера)
- третий символ — буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) — от A до H:- A — 125 х 160 мм- B — 129 х 203 мм- C — 135 х 207 мм- D — 173 х 204 мм- E — 175 х 213 мм- F — 182 х 213 мм- G — 222 х 213 мм- H — 278 х 220 мм
- четвертый и пятый символ — число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в см
- шестой символ — буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.
Буквы. Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или электролит невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.
Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.
Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:
- N — открытая с нерегламентированным расходом воды
- L — открытая с малым расходом воды
- VL — открытая с очень малым расходом воды
- VRLA — открытая с регулирующим клапаном
Пример такой маркировки с расшифровкой приведен на изображении ниже
Ниже приведен пример маркировки азиатской АКБ на этикетке
1 — Технология изготовления. 2 — Потребность в периодическом обслуживании. SMF (Sealed Maintenance Free) – полностью необслуживаемая; MF (Maintenance Free) – обслуживаемые, нуждаются в периодическом доливе дистиллированной воды. 3 — Маркировка параметров АКБ (старый тип) в данном случае это аналог аккумулятора 80D26L. 4 — Полярность (расположение клеммы). 5 — Номинальное напряжение. 6 — Ток холодного запуска (A). 7 — Пусковой ток (A). 8 — Емкость (Ah). 9 — Индикатор заряженности АКБ. 10 — Дата изготовления. Год и Месяц подчеркиваются маленькой отметкой. |
На Азиаткских АКБ (если смотреть на аккумулятор спереди, со стороны наклейки) «плюс» располагают на правой клемме, а «минус» на левой… Но не всегда. Поэтому надо быть внимательным.
Диаметр клемм на азиатских АКБ составляет: «плюс» — 12,5 мм, а «минус» — 11,1 мм.
Расшифровка даты производства аккумуляторов от ARMTEK | Автозапчасти от ARMTEK для Вашего автомобиля
Аккумулятор, как практически любой товар, имеет свой срок хранения. Чтобы знать срок годности аккумулятора, необходимо знать дату его выпуска. Это задача не всегда простая даже для специалистов, так как разные производители обозначают дату по-разному.
- Знать дату производства аккумулятора необходимо при покупке, так как чем дольше такой товар бездействует, тем меньшим остается срок его службы.
- Большинство производителей указывает дату изготовления аккумулятора в виде набора букв и цифр, а иногда и в виде цветовой маркировки.
- Дата изготовления аккумулятора может быть указана на фронтальной этикетке, выбита на крышке или помещена на отдельной этикетке на боковой стенке.
Мы научим расшифровывать дату производства аккумулятора самых распространенных брендов, которые можно приобрести в ARMTEK. Это такие бренды как VARTA, BOSCH, EDCON, Baren, Fiamm, Exide, Centra.
VARTA, BOSCH, EDCON
Маркировки аккумуляторов VARTA, BOSCH и EDCON очень схожи, поэтому разберем их вместе. С 2014 года Varta, Bosch и EDCON стали использовать новую кодировку даты изготовления батареи. Первая цифра — номер конвейера.
Вторая буква — территориальное расположение завода VARTA, BOSCH, EDCON: H — Германия (Ганновер) С — Чехия (Чешска Липа) S — Швеция (Хальтсфред) А — Австрия (Вена) F или R — Франция (Руан) E или G — Испания (Гвардамар — Бургос) Вторая цифра — последняя цифра в нумерации года (год выпуска).
- Седьмая цифра — номер смены.
- Пример маркировки: H6C658102 Расшифровка: 6 – 2016 год 58 – октябрь.
- Дата изготовления – октябрь 2016 года.
- В таблице соответствия можно найти даты до 2030 года.
BAREN, FIAMM
Аккумуляторы Baren производятся на заводе Fiamm. Страна производитель всех аккумуляторов – Италия, также есть завод в Австрии. Шестизначный код маркировки находится в правом верхнем углу крышки. На аккумуляторах Fiamm информация о дате производства также присутствует на наклейке сверху.
Рассмотрим на примере. В правом верхнем углу крышки аккумуляторной батареи располагается код маркировки. 1 число — год производства, 2 и 3 число — номер недели, 4 число — день в неделе, 5 число — рабочая смена. Удобнее всего узнать точную дату, сверившись с календарем с указанием номера недели.
Например, здесь.
- Код маркировки: 637433 Расшифровка: 6 – 2016 год; 37 – 37-ая неделя; 4 – день недели, то есть четверг.
- Дата изготовления: 15 сентября 2016 года.
- EXIDE, CENTRA
EXIDE Technologies (США) принадлежат несколько брендов аккумуляторов, среди которых есть Centra (Польша, Познань), который Вы так же можете приобрести в ARMTEK.
С 2015 года маркировка обозначается на данных брендах на корпусе в виде круглой этикетки с двумя символами — цифрой и буквой. Цифра — последний символ в обозначении года, буква – сразу 2 месяца.
Например, А-январь/февраль, B-март/апрель, C-май/июнь и т.д.
Более подробно дату производства можно узнать в таблице соответствия.
- Посмотрите более детально, как расшифровывать дату производства аккумуляторов вышепредставленных брендов.
- Огромный ассортимент аккумуляторов по самым приятным ценам только в ARMTEK.
Дата выпуска на аккумуляторе. Расшифровываем дату выпуска аккумулятора (Часть 3)
Каждый автолюбитель при покупке аккумулятора хочет знать, насколько свежий товар он покупает. Многие продавцы в автомагазинах даже не знают, где смотреть год выпуска товара и не обладают информацией, как его определить. Существуют определенные «хитрости» у каждого производителя, чтобы узнать год выпуска аккумулятора.
Чтобы определить, какая точная дата производства аккумуляторной батареи, следует знать какой она марки. К сожалению, нет единой маркировки качества и даты выпуска подобной продукции, каждый производитель сам решает, как ему маркировать данные факты.
Продукция компании VARTA и BOSCH
- Знак, идущий по счету четвертым, это год, а месяц – это 5 и 6 число. Например, в обозначении G2C2100520991, четвертая цифра 2 указывает на 2012 год, а следующие две цифры 1 и 0 на десятый месяц. Таким образом, вы можете узнать, что год и месяц выпуска данного аккумулятора октябрь 2012 года;
- Компания VARTA использует дополнительное обозначение в виде цветного кружка, но чтобы по нему определить срок производства, необходимо иметь специальную таблицу цветовых обозначений. Например, товар, имеющий красный кружок укажет на второй квартал 2014 года выпуска.
Важно! В зависимости от «начинки» аккумулятора, его срок хранения длится от 3 до 12 месяцев, поэтому всегда следует посмотреть дату его изготовления пред покупкой
Продукция компаний Mutlu, ТАВ и Topla
Для аккумулятора Mutlu, произведенного в Турции, присущи 6 чисел, выгравированных сверху на крышке, первое из которых – это серийные данные партии, вторая – год, третья и четвертая – конкретное число. Например, 350112 означает, что товар изготовлен в 2015 году 12 января.
Для компаний Topla и TAB характерны четырнадцатизначные обозначения, в которых третий и четвертый знак означают год, а пятый и шестой неделю выпуска товара. По обозначению F 1151200941864 можно определить, что дата выпуска аккумулятора двенадцатая неделя 2015 года.
Помните, что не следует искать информацию на этикетке, так-как она находится непосредственно на корпусе.
Существуют обозначения, в которых учитываются не только привычные для нас год и месяц, но и полугодие, конкретная смена или работающая в тот день бригада. Определиться в таком количестве цифр очень сложно.
Продукция компаний Forse Westa, Docker, Vortex, FB, Uno, Dominator и Fireball
Важно! Читать такие коды следует с конца, так как именно так указывается дата, затем месяц, полугодие и год выпуска. Многие производители, такие как Ямал, Амур, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Актех, Орион, Зверь, ЗиД и Тюменский медведь указывают дату производства своей продукции на задней стенке в понятной нам всем кодировке из 6 цифр, например, 012015 – это январь текущего года
Многие производители, такие как Ямал, Амур, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Актех, Орион, Зверь, ЗиД и Тюменский медведь указывают дату производства своей продукции на задней стенке в понятной нам всем кодировке из 6 цифр, например, 012015 – это январь текущего года.
Некоторые фирмы еще больше упрощают показатели выпуска аккумулятора, всего 4 цифры, указывающие на месяц и год, например, 0614, что означает июнь 2014 года. В любом случае, необходимо очень внимательно проверять имеющиеся буквенные и цифровые обозначения на товаре, который вы желаете приобрести.
Фирмы, употребляющие буквенные и цифровые обозначения
Компании Cobat и Titan используют сложную маркировку, по которой можно определить день недели, порядковый номер недели в году и сам год.
При этом году присуждается определенная латинская литера, например, H – это 2011, V – 2012, Z – 2013, P – 2014, S– 2015 соответственно.
Запомнить это просто нереально, поэтому прежде чем идти за покупкой, определитесь, какой именно фирмы и марки вы желаете купить батарею и выпишите данные, как именно определяется дата выпуска их товара.
Фирмы Panasonic и Furukawa Battery упростили свою маркировку до простых цифр числа, месяца и года, которые выгравированы на крышке аккумулятора. Здесь код 121114 означает 12 ноября 2014 года.
При покупке данного вида товара важно помнить, что чем он «свежее», тем дольше вам прослужит. Не следует опираться на слова продавцов, желающих совершить продажу, что срок годности аккумулятора минимум 12 месяцев
Помните, что условия хранения играют немаловажную роль для качества этого вида продукции.
Батарея, выпущенная в ближайшие месяцы, будет служить вам без перебоя до 7 лет. Это хороший стимул, чтобы разобраться в вопросе маркировки этой продукции и прийти в магазин с необходимой информацией по данному вопросу.
Дата выпуска аккумуляторов
Часто покупатели задают вопрос о дате выпуска аккумуляторной батареи. Связано это с опасениями, что долго хранившаяся батарея может саморазрядиться. Мы составили таблицу, в которой указали, где найти дату выпуска аккумулятора и как она расшифровывается:
Марка аккумулятора | Место расположения кода даты выпуска АКБ | Расшифровка даты изготовления |
A-MEGA | На передней или на задней стороне крышки | Первая цифра — год. Через « /» день года. |
AUTOPART | Правый верхний угол крышки | Первая цифра – год, вторая и третья цифры – неделя. |
АКОМ | На верхней крышке | 2 цифры месяца, 2 цифры года, 2 цифры дня выпуска |
BAREN | Правый верхний угол крышки | Первая цифра – год, вторая и третья цифры – неделя. |
BOSCH | Левый нижний угол крышки | Четвертая цифра – год. Пятая и шестая цифры – месяц: январь-17, февраль-18, март-19, апрель-20, май-53, июнь-54, июль-55, август-56, сентябрь-57, октябрь-58, ноябрь-59, декабрь-60 |
EXIDE, TUDOR, ZUBR, HAGEN | с 2015 г. круглая этикетка с двумя символами — цифрой и буквой | Цифра – последняя цифра года, буква -2 месяца: А-январь/февраль, B-март/апрель, C-май/июнь и т.д.). |
GLOBAL | Середина нижней части крышки | Третья цифра – год, четвертая буква – месяц (А-январь, В-февраль, С-март, -D-апрель, E-май и т.д.). |
KAINAR | Сверху на крышке | две последние цифры — год выпуска |
BANNER | На верхней крышке | Первая и вторая буква – неделя года, третья и четвертая буква – год. |
SZNAJDER | Передний торец крышки | Три предпоследних цифры – день, последняя цифра минус один – год. |
TAB, TOPLA | На крышке возле плюсовой клеммы | F1 (или 2 и т.д.) — номер фабрики, третья и четвертая цифра — год, пятая и шестая — неделя выпуска. |
TENAX, ENERGIZER | Левый нижний угол крышки | Четвертая цифра – год. Пятая и шестая цифры – месяц: январь-17, февраль-18, март-19, апрель-20, май-53, июнь-54, июль-55, август-56, сентябрь-57, октябрь-58, ноябрь-59, декабрь-60 |
VARTA | Левый нижний угол крышки | Аналогично Bosch |
Саморазрядом называют самопроизвольное снижение емкости аккумулятора во время его хранения. Скорость саморазряда зависит от материала пластин, химического состава электролита, плотности электролита, от чистоты верхней части корпуса батареи и других факторов.
Состояние заряженного аккумулятора полностью готового к эксплуатации характеризуется следующими параметрами:
- напряжение разомкнутой цепи 12,4 В и более.
- плотность электролита 1,27 – 1,28 г/см3.
Только эти параметры определяют работоспособность современных АКБ
Раньше, для сурьмянистых батарей прошлых поколений, надо было обращать внимание на дату изготовления аккумулятора. Сейчас значение этого параметра отошло на второй план
Во всех современных АКБ, из-за применения новых технологий (например, использование свинцово-кальциевого сплава) и очищенных материалов, процессы саморазряда сведены до минимума, а сульфатация во время хранения вообще отсутствует.
Некоторые АКБ (например, Varta) могут храниться до 1,5 лет с даты заливки без потери потребительских свойств.
Поэтому в Европе отсутствует требование «свежести» при закупке батарей даже на конвейеры автопроизводителей. К тому же, емкостные и амперные характеристики четко обозначаются на заводских наклейках, найти дату выпуска на корпусе аккумуляторной батареи иногда весьма затруднительно.
Дата изготовления аккумулятора, как правило, зашифровывается производителями и служит исключительно для идентификации аккумуляторной батареи в рекламационных случаях. Потому как не является полезной информацией для потребителя и не должна влиять на его выбор при покупке аккумуляторной батареи.
Термин в автомобильной тематике
АКБ в технической сфере — это автомобильная аккумуляторная батарея. Без этого устройства не обходится ни одна из современных моделей автомобилей. Это одна из главных составляющих любого автотранспорта.
Без аккумулятора ничего в машине попросту не будет работать, поскольку не будет получать необходимую энергию. Даже сам двигатель не запустится без АКБ.
Маркировка аккумуляторов
Различные компании, выпускающие автомобильные аккумуляторные батареи, занимаясь маркировкой своей продукции, стремятся к тому, чтобы донести до покупателя всю самую важную информацию.
Обязательно указывается:
- Название завода, на котором велось производство.
- Минимальное напряжение, выраженное в вольтах.
- Емкость батареи. Ведь это тоже одна из самых важных характеристик, и именно на нее опираются многие автомобилисты, пришедшие в магазин за автозапчастями.
- Символы, означающие тип аккумулятора по международным стандартам.
- Количество банок. Эту информация также важна для автомобилиста.
- Во избежание неправильного подключения проводов обязательно должны быть обозначены положительная и отрицательная клеммы. Ведь если подключить провода неправильно, то вся электроника в автомобиле мгновенно выйдет из строя или даже вовсе загорится.
У каждого типа аккумуляторных батарей имеются свои характерные особенности, и поэтому условия транспортировки и эксплуатации могут отличаться. Следовательно, о том, как стоит перевозить и использовать аккумулятор, автомобилист должен знать уже заранее — перед покупкой.
Типы автомобильных батарей
Поскольку батареи отличаются своими свойствами, они подразделяются на несколько типов. К наиболее важным характеристикам аккумуляторов относятся их размер, ширина клемм, емкость, напряжение.
Что касается размеров, то выпускаемые сегодня батареи, имеющие в подавляющем большинстве случаев прямоугольную форму, могут иметь разные ширину, длину и высоту. Наиболее существенные различия в этом плане наблюдаются между европейскими и азиатскими батареями.
Емкость, которая обычно обозначена на аккумуляторе, указывает на то, каким током устройство будет разряжаться до конечного напряжения. При этом напряжение в современных аккумуляторных батареях может составлять либо 6 вольт, либо 12 вольт, либо 24 вольт.
Чаще всего в легковых автомобилях сейчас применяются аккумуляторы с напряжением 12 вольт. Этого вполне достаточно для того, чтобы питать энергией всю электронику, находящуюся в машине. А что касается двух других типов аккумуляторов, напряжение которых 6 вольт и 24 вольт, то первые устанавливаются обычно на мотоциклах, а последние — на общественном транспорте и на грузовиках с дизельным двигателем.
Правильная эксплуатация АКБ
Обслуживание и уход за аккумулятором
Проводите регулярный внешний осмотр . Это позволить вовремя обнаруживать появившиеся изъяны в следствие эксплуатации (особенно в зимнее и летнее время).
Серьезно относитесь к мерам безопасности при «прикуривании». Подключайте провода к клеммам в строго определенной последовательности : cразу «минуc», потом «плюс», а снимать стоит в обратном порядке. Так же оставлять включенное зажигание на «доноре» не рекомендуется, ведь такая ошибка может повлечь за собой выход из строя электрики.
Нужно следить за состоянием электрооборудования . Какая либо неисправность генератора, реле или других узлов, стоящих в цепи с аккумулятором, может приводить к разряду.
Критическое просаживание АКБ сокращает строк службы . Старайтесь не оставлять на длительное время свет в салоне, включенные фары или пользоваться другим электрооборудованием при не работающем двигателе!
Хорошо закрепляйте батарею , чтобы вовремя движения по неровностям дорожного покрытия тряска не повредила аккумулятор.
Клеммы АКБ и корпус должны быть всегда чистыми
С особым вниманием отнеситесь к появлению окиси. Онa поможет свидетельствовать o недостаточно хорошем контакте клемм.
При запуске двигателя не крутите стартером белее 20-30 ceк
за раз.
Периодически производите зарядку устройством , даже если видимы причин на то нет. Поскольку как правило, в городском режиме, автомобилем пользуются на коротких дистанциях, и малых оборотов, при таких кратких поездках, недостаточно чтобы восстановить емкость АКБ от генератора.
Подпишись
на наш канал вЯ ндекс.Дзене Еще больше полезных советов в удобном формате
Аккумулятор или сокращённо (АКБ), очень важная деталь в любом автомобиле. Нет ни одной машины с двигателем внутреннего сгорания, где бы его не было.
Он отвечает за всё электрооборудование машины и без него она просто мертва. Далее рассмотрим, что же это такое и из чего он состоит.
Устройство и электрохимические типы
Главный принцип работы АКБ – постоянная химическая реакция для накопления, отдачи и восстановления электрического тока. Наиболее популярная и востребованная схема – погруженные в водный раствор серной кислоты (электролит) металлические пластины, изготовленные из губчатого свинца (Pb) и его диоксида (PbO2).
Они чередуются и физически разделены сепараторными перегородками. Диоксид свинца обладает сильными окислительными свойствами, изначально несет положительный заряд (анод) и обеспечивает стабильную отдачу энергии под нагрузкой. Отрицательно заряженный свинцовый электрод (катод) поддерживает общую реакцию электролитического растворения металлов и способствует эффективному восстановлению емкости при подключении зарядного тока.
Важно знать, что стандартная автомобильная батарея на 12В – это комплектное устройство, которое состоит из 6 самодостаточных аккумуляторов по 2В («банок»), которые последовательно соединены в единую энергосистему для получения суммарного напряжения. Выход из строя одного элемента нарушает общую работоспособность
Обслуживаемые модели дополнены крышками на каждой банке для контроля уровня электролита и долива воды. Малообслуживаемые изготовлены по технологиям SMF (герметично запечатанный) и VRLA (клапан для стравливания избыточного давления).
Конструкция автомобильного аккумулятора
С точки зрения конструкции АКБ автомобиля представляет собой набор элементов, электрически соединенных друг с другом и закрытых в отдельных ячейках внутри корпуса. Крайние ячейки имеют так называемые «полюсные наконечники». Это выводы в форме усеченных конусов, которые чаще всего имеют одинаковую высоту, но различный диаметр. Впрочем, их размеры не всегда соответствуют заданным параметрам, это необязательное требование для автомобильных АКБ.
Один из выводов аккумулятора имеет положительный знак (+), а другой отрицательный (-). Они используются для подключения аккумулятора к электрической цепи авто. Подключение к машине происходит с помощью проводов, имеющих с одной стороны специальную клемму (зажим). Их нужно просто надеть и зажать на полюсных выводах АКБ.
В конструкции аккумулятора можно выделить несколько основных элементов, из которых он состоит:
- Корпус АКБ;
- Ячейка;
- Сепаратор;
- Решетка;
- Положительная и отрицательная пластина;
- Электролит.
Ниже постараемся кратко описать каждый из них.
Корпус аккумуляторной батареи – это блок, используемый для установки и герметичного размещения в нем пластин. Изготавливают его из кислотостойкого материала, чаще всего полипропилена или эбонита.
Ячейка – это набор соединенных между собой положительных или отрицательных пластин, разделенных сепараторами. Плюсовые и минусовые пластины сгруппированы в отдельные ячейки. Каждое из них вырабатывает напряжение 2,13 вольт.
Наиболее распространенные АКБ, которые используются в машинах, характеризуются напряжением порядка 12 В. Для того, чтобы аккумулятор соответствовал этому требованию, необходимо последовательно подключить определенное количество этих ячеек. Так, например, 3 параллельно соединенных друг с другом элемента будут давать напряжение 6 вольт. При подключении 6 таких ячеек мы получим приблизительное напряжение аккумулятора в 12 В.
Сепаратор – это элемент, предотвращающий контакт между минусовыми и положительными пластинами. В противном случае может произойти короткое замыкание. Поверхность сепаратора пористая, сделано это для того, чтобы поток тока протекал с наименьшим сопротивлением.
Решетка – как для положительных, так и отрицательных пластинок выполняет одну и ту же роль, а именно структурного каркаса и проводника электрического тока. Чтобы максимально использовать доступную энергию и в то же время уменьшить общую массу АКБ, в современные батареи устанавливают очень тонкие решетки.
Положительные / отрицательные пластины. Плюсовая пластина после зарядки становится коричневой, тогда как минусовая – серой. Эти элементы, погруженные в раствор, вызывают химическую реакцию, результатом которой является электричество.
Электролит. В большинстве автомобилей используются свинцово-кислотные аккумуляторы. В качестве электролита в таких АКБ применяют раствор серной кислоты. Положительные и отрицательные свинцовые элементы погружаются в серный раствор, называемый электролитом. Он осуществляет активацию активного материала пластины и проводит между ними ток.
Нами была рассмотрена упрощенная конструкция автомобильной батареи. В зависимости от производителя могут встречаться некоторые незначительные различия в устройстве, но обычно именно они определяют качество, долговечность и условия эксплуатации аккумулятора. Разобравшись с вопросом, что такое АКБ в машине и из чего состоит, стоит рассказать о том, как правильно батарея должна устанавливаться и обслуживаться.
Подробнее об устройстве АКБ, принципе работы, маркировках автомобильных аккумуляторов и как подобрать батарею для автомобиля можете узнать, просмотрев следующее видео:
Маркировка и обозначение аккумуляторных батарей
Все свинцовые стартерные аккумуляторные батареи, которые производят в России, должны соответствовать требованием ГОСТ Р 53165-2008. В соответствии с требованиями условное обозначение типов батарей устанавливают по следующей схеме: Блок 1 – указывает на количество последовательно соединённых аккумуляторов в батарее. Блок 2 — характеризует батарею по её функциональному признаку ( СТ – стартерная). Блок 3 – номинальная емкость батареи, указанная в ампер-часах, А/ч Блок 4 – исполнение батареи
Исполнение батареи обозначается следующими символами:
- N – открытая с нерегламентированным расходом воды
- L – открытая с малым расходом воды
- VL – открытая с очень малым расходом воды
- VRLA – открытая с регулирующим клапаном.
Так, например, условное обозначение аккумуляторной батареи с 6СТ-60L указывает, что батарея состоит из 6 последовательно соединённых аккумуляторов общим напряжением в 12В, является стартовой с номинальной ёмкостью 60 А/ч, открытая с малым расходом воды.
Европейские производители присваивают стартерным батареям девятизначный номер – ETN (European Type Number). Схематично это можно изобразить так: Блок А. Содержит информацию о напряжении и ёмкости батареи. Для 12-ти вольтовых батарей номинальную ёмкость можно получить вычитая из первых трёх цифр (от 501 до 799) число 500. Например, батарея с обозначением 555065042 имеет ёмкость 55 А/ч ( 555-500=55 А/ч) или батарея с номером 680032100 имеет ёмкость 180 А/ч (680-500=180 А/ч) Блок B. Три средние цифры ETN-номера указывают на геометрические размеры аккумуляторной батареи, тип газоотвода, конструкцию крышки и крепёжных элементов.
Блок C. Последние три цифры ETN-номера численно равны 10% от тока холодной прокрутки аккумуляторной батареи. Например, если в обозначении АКБ последние три цифры 042, то ток холодной прокрутки равен 420 А.
Американские производители маркируют свои аккумуляторные батареи в соответствии с требованиями стандарта SAE. Где первые две цифры номера обозначают её типоразмерную группу и полярность, а последние три равны току холодной прокрутки при -18?С. Например аккумуляторная батарея с номером А27500 принадлежит к 27 размерной группе (306×173×225 мм), а ток холодной прокрутки, измеренный по методике SAE J537 при температуре -18?С равен 500 А. Или американский аккумулятор American c номером на корпусе 34R770 принадлежит к 34 размерной группе (260×173×225 мм) с обратной полярностью и с током холодной прокрутки 770 А.
Японские аккумуляторные батареи маркируются по внутреннему стандарту JIS. Маркировку японского аккумулятора можно схематично изобразить так:
Блок 1. Ёмкость аккумуляторной батареи измеренная по японскому стандарту, она отличается от европейского и зависит от множества параметров. Согласно этому стандарту ёмкость по японскому циклу измеряется по 5-ти часовому разряду, а европейского по 20-ти часовому. Поэтому для перевода значений ёмкости японского цикла в европейский лучше пользоваться таблицей 1. Таблица1. Характеристики АКБ японского стандарта.
Аккумулятор | Емкость (Aч, 5ч/20ч) | Ток холодного запуска (-18) | Общая высота, мм | Высота, мм | Длина, мм | Масса, кг |
50B24R | 36 / 45 | 390 | — | — | — | — |
55D23R | 48 / 60 | 356 | — | — | — | — |
65D23R | 52 / 65 | 420 | — | — | — | — |
75D26R | 60 / 75 | 490/447 | — | — | — | — |
95D31R | 64 / 80 | 622 | — | — | — | — |
30A19R(L) | 24 / 30 | — | 178 | 162 | 197 | 9.0 |
38B20R(L) | 28 / 36 | 340 | 225 | 203 | 197 | 11.20 |
55B24R(L) | 36 / 46 | 410 | 223 | 200 | 234 | 13.70 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 525 | 223 | 200 | 230 | 17.80 |
80D23R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 230 | 18.50 |
80D26R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 257 | 19.40 |
105D31R(L) | 72 / 90 | 675 | 223 | 202 | 302 | 24.10 |
120E41R(L) | 88 / 110 | 810 | 228 | 206 | 402 | 28.30 |
40B19 R (L) | 30 / 37 | 330 | — | — | — | |
46B24 R (L) | 36 / 45 | 330 | — | — | — | |
55B24 R (L) | 36 / 45 | 440 | — | — | — | |
55D23 R (L) | 48 / 60 | 360 | — | — | — | |
75D23 R (L) | 52 / 65 | 530 | — | — | — | |
80D26 R (L) | 55 / 68 | 590 | — | — | — | |
95D31 R (L) | 64 / 80 | 630 | — | — | — |
Блок 2. Указывает на размерную группу аккумуляторной батареи. Существует восемь размерных групп от А до Н.
Блок 3. Длина батареи в сантиметрах.
Блок 4. Обозначение полярности АКБ. Так если стоит буква R — полярность прямая, L — обратная. Для примера расшифруем японский аккумулятор с маркировкой 55D23R. Пользуясь таблицей узнаём, что ёмкость батареи при пересчете на европейский стандарт численно равна 60 А/ч а ток холодного запуска равен 525 А. Также из таблицы узнаём её габаритные размеры. Полярность прямая.
Опыт пользователей
Брат все время жалуется на то, что не понимает маркировку на аккумуляторных батареях. Я никогда не отказываю ему в помощи, конечно, но каждый раз удивляюсь. Ведь он любит автомобили куда больше, чем я, а в каких-то надписях разобраться не может. Тем более, что они легко учатся.
Петр Суздалев
Не вижу смысла учить обозначения и не понимаю людей, которые хвастаются этим. Недавно прочел, что ресурс человеческого мозга ограничен — при полном заполнении объема новая информация заменяет более старую. Так зачем зря тратить память, если можно просто сохранить таблицы?
Сергей Зайцев
Наизусть обозначения не помню, конечно, но интуитивно в них разбираюсь. Когда возникают какие-либо трудности, я просто достаю таблицу, которую всегда держу в гараже. К слову, рекомендую и вам распечатать или списать шпаргалку — это полезно и удобно.
Александр Колегов
Еще в 14 лет я выучил все надписи и обозначения, которые размещают на аккумуляторных батареях. Отец с детства водит меня в автомобильную мастерскую, — он до сих пор там работает — там я научился многому. Одно время он часто менял АКБ, тогда я и выучил все обозначения наизусть. С тех пор не представляю, как можно испытывать какие-либо трудности с запоминанием. Расшифровка маркировки АКБ — это самое простое занятие, которое может быть связано с автомобилями.
Виктор Кузнецов
Раньше часто испытывал трудности с расшифровкой надписей на аккумуляторе. После прочтения тематических материалов понял, что нужно было уделить совсем немного времени вопросу, чтобы полностью разобраться в теме. Алексей Колоянов
Что выбрать для покупки?
Многоразовые элементы мы рекомендуем покупать для техники с высоким энергопотреблением. Они стоят дороже, но благодаря активной эксплуатации довольно быстро обеспечивают экономию. Тем более, что аккумуляторы рассчитаны на большие токи, соответственно, имеют широкие возможности применение. Единственная проблема состоит в том, чтобы угадать с размером самого элемента.
Батарейки из серии «купил – вставил – сдал в утилизацию» подходят для решения простеньких задач, где нет особых нагрузок. Идеальный вариант – пульт дистанционного управления, часы или что-нибудь, что не израсходует весь заряд за неделю. Иначе это неоправданные расходы.
Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор
Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:
дату производства аккумуляторных батарей,
сведения о батарее и условиях производства.
Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе — шесть цифр: 1234 567890.
Схема маркировки:
1 – номер производственной линии
2, 3, 4 – индивидуальный код партии
5 – последняя цифра года
6 – полугодие
7 – порядковый номер месяца в полугодии
Первое полугодие |
Второе полугодие |
||
1 |
Январь |
1 |
Июль |
2 |
Февраль |
2 |
Август |
3 |
Март |
3 |
Сентябрь |
4 |
Апрель |
4 |
Октябрь |
5 |
Май |
5 |
Ноябрь |
6 |
Июнь |
6 |
Декабрь |
8,9 — день (число месяца)
0 — номер бригады (возможны 2 цифры)
Пример маркировки:
2260 311321
Расшифровка:
Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 — индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1
В связи с переносом производства на Курский завод, с 2015 года изменена система маркировки:
Пример: 0713 1 25346
0713-дата производства батареи, где 07-месяц, 13-год
1-номер смены
25346-порядковый номер изготовленной батареи.
Порядковый номер обнуляется в начале каждого месяца.
Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе.
Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей:
14010243
Расшифровка:
Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.