Ответственность водителя при дтп

Общие положения

Итак, в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством разрешается проходить обучение на право вождения автомобиля и/или мотоцикла с 16-ти лет. А фактическое получение законного разрешения на право вождения транспортным средством будет зависеть от запрашиваемой категории, а именно:

  • категории «М» и «А1» – то есть мопеды и мотоциклы до 125 кб/с. – допускается получение прав в возрасте 16-ти лет, но перевозить пассажиров возможно только при стаже не менее 2-х лет;
  • категории «А», «В», «С», «В1», «С1» – мотоциклы, автомобили, в том числе грузовые – только с 18-ти лет;
  • категории «D», «D1», «Tm» и «Tb» – пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более 8 – только с 21 года;
  • категории «BE», «CE», «DE» – автомобили с прицепами – для получения прав требуется стаж вождения не менее 1 года по основной категории;
  • категории «C1E» и «D1Е» – вес ТС от 3,5 до 7,5 тонн – аналогичные требования.

Соответственно, несоблюдение данного возрастного ограничения и создаёт один из видов нарушений действующих правил дорожного движения. В целом законодательная система в части обеспечения безопасности дорожного движения насчитывает огромное количество нормативно-правовых актов, что создаёт ещё большее количество их возможных форм.

О соблюдении ПДД

Пешеходы, например, переходящие дорогу, тоже вступают в ответственную зону дорожного движения и обязаны выполнять конкретные правила поведения, определенные в п.1.2 ПДД. Они могут подвергнуться штрафу в размере 500 рублей за нарушение правил перехода, например, в неположенном месте или за движение на красный свет светофора и другие проступки, не приведшие к серьезным последствиям.

Водители, пешеходы, пассажиры, допустившие нарушение правил дорожного движения, вызывающие различные по степени серьезности трагедии, могут быть привлечены к ответственности:

  • гражданской, основанной на главе 59 Гражданского кодекса (ГК РФ);
  • административной, которая регулируется статьей 12.30 Кодекса об Административных правонарушениях (КоАП РФ);
  • уголовной, на основании статьи 266 Уголовного кодекса (УК РФ).

За нарушение ПДД положено наказание, которое зависит от тяжести проступка

Ответственность и ее мера определяются постановлением суда при доказанности совершенного нарушения или преступления. У нас в стране существует принцип «презумпции невиновности». Доказывать вину нарушителя – обязанность ГИБДД, правоохранительных органов и уголовного розыска

Каждый должен понимать, что, вступая в дорожные отношения, незнание ПДД, нарушения по неосторожности или невнимательности установленных правил не освобождают от ответственности

Сотрудники ГИБДД – первые, кто пресекает и фиксирует нарушения на дороге. Для доказательства и определения степени вины они могут воспользоваться единой водительской базой, фото-, видеосъемкой, данными видеорегистратора, показаниями свидетелей. Они имеют право выписать штраф в пределах своих полномочий. Они определены в Административном регламенте МВД РФ приказом ГИБДД за №185 от 20.10.2017 года. В этих регламентирующих документах прописан четкий порядок для сотрудников, который они обязаны при любых обстоятельствах выполнять. Не помешает водителям с ними ознакомиться, что поможет понимать пределы допустимого в общения с инспектором.

Сотрудники ГИБДД имеют право выписать штраф

Важными документами, регулирующими разрешение аварийных ситуаций по всем дорогам нашей страны, являются полисы ОСАГО и КАСКО.

  1. Полис ОСАГО — обязательное страхование автомобильной и гражданской ответственности, согласно ФЗ №40 от 25.04.2002. В обязанности водителя входит получение и заключение договора с перечислением лиц с правом управления автомобилем. Без полиса никто не должен садиться за руль, управлять личным транспортным средством при любых обстоятельствах. К ним относятся даже необходимость установки автомобиля на учёт в ГИБДД, перегонка его из автосалона.

Полис ОСАГО при возникновении форс-мажорных ситуаций поможет водителям сохранить денежные средства, а также сбережет время и нервы. По новым правилам при отсутствии полиса инспектор не может изъять водительские права и отправить транспортное средство на штрафную автостоянку, но он может выписать штраф, причем неоднократно.

ОСАГО обязателен для всех водителей

В случае аварии при наличии полиса ОСАГО потерпевшей стороне будут возмещены расходы:

  • до 400 тыс. рублей при причинении ущерба транспорту и другим средствам потерпевшей стороны;
  • до 500 тыс. рублей, если в аварии был причинен вред жизни и здоровью потерпевшего.

Каждый водитель должен понимать, что, заключая договор на получение полиса ОСАГО, он страхует не только свой автомобиль, но возмещение ущерба пострадавшей стороне.

Полис КАСКО не является обязательным в отличие от ОСАГО. Каждый водитель вправе самостоятельно определять необходимость его приобретения

Важно знать, что при такой страховке производится выплата ущерба в случае повреждения автомобиля или его угоне. Особенно это касается новичков, не имеющих опыта вождения, или обладателей дорогих элитных авто.

КАСКО оформлять необязательно, но любой водитель при желании может это сделать

Гражданская ответственность

Суть гражданской ответственности состоит в том, что лицо, которое своими действиями причинило вред другому лицу, обязано возместить причиненный вред потерпевшей стороне. Как правило, вред возмещает тот, кто виноват в его причинении.

Однако в ряде случаев такая обязанность возникает и без вины причинителя вреда. Также эта обязанность может быть возложена на лицо, лично не причинявшее вреда, но непосредственно связанное с причинителем вреда, который не в состоянии возместить убытки потерпевшим — например, по причине недееспособности.

Любое дорожно-транспортное происшествие связано с повреждением имущества, а зачастую — и здоровья участников ДТП. В рамках гражданской ответственности подлежат возмещению три вида вреда:

  • вред, причиненный жизни или здоровью;
  • вред, причиненный имуществу;
  • моральный вред (только в случае повреждения здоровья или смерти потерпевшего).

Наезд на пешехода

Согласно статье 1079 ГК РФ, лицо, управляющее транспортным средством, является владельцем источника повышенной опасности, что накладывает на него обязанность возмещать вред, причиненный этим источником, в том числе и при отсутствии вины.

К примеру, водитель, совершивший наезд на пешехода, обязан возместить вред, причиненный здоровью пешехода, даже если тот переходил дорогу в неположенном месте.

Владелец источника повышенной опасности освобождается от обязанности возмещения вреда, если он сумеет доказать, что вред возник вследствие действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия) либо вследствие умысла самого потерпевшего.

Кроме того, в тех случаях, когда грубая неосторожность потерпевшего способствовала причинению или увеличению причиненного ему вреда, размер возмещения должен быть уменьшен. При определении размера выплат суд также должен учитывать имущественное положение причинителя вреда

Поэтому в каждом конкретном случае сумма, причитающаяся потерпевшему, определяется индивидуально

При определении размера выплат суд также должен учитывать имущественное положение причинителя вреда. Поэтому в каждом конкретном случае сумма, причитающаяся потерпевшему, определяется индивидуально.

Полис ОСАГО

Для решения проблем, связанных с возмещением вреда владельцами транспортных средств, с 2004 года в России действует обязательное страхование их гражданской ответственности (ОСАГО). Ни один водитель не имеет права сесть за руль, не заключив договор с одной из страховых компаний.

Заключение договора подтверждается страховым полисом, который действует, как правило, один год. По окончании этого срока договор страхования необходимо продлить, купив у страховой компании новый полис на предстоящий период.

Согласно договору ОСАГО, в случае причинения вреда транспортным средством, этот вред будет возмещать потерпевшему не сам владелец ТС, а его страховая компания. Таким образом, наличие договора ОСАГО исключает ситуацию, когда причинитель вреда оказывается полностью неплатежеспособен.

Необходимо иметь в виду, что законом устанавливаются предельные суммы выплат потерпевшим по договору ОСАГО. Они составляют:

  • за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего — не более 160 тыс. рублей;
  • за вред, причиненный имуществу нескольких потерпевших — не более 160 тыс. рублей;
  • за вред, причиненный имуществу одного потерпевшего — не более 120 тыс. рублей.

Если фактически причиненный вред превышает сумму выплат по ОСАГО, то потерпевшие вправе требовать возмещения разницы за счет причинителя вреда. В таких случаях страховка покрывает только часть расходов виновника ДТП.

После возмещения вреда потерпевшим страховая компания применяет к своему клиенту — причинителю вреда — штрафные санкции.

Они состоят в том, что стоимость полиса ОСАГО на предстоящие несколько лет увеличивается примерно в полтора раза (а при двух страховых случаях, допущенных в течение срока договора, — почти в 2,5 раза).

В то же время, если в течение года выплаты не производились, обладатель полиса ОСАГО получает скидку на следующий год в размере 5%.

За невыполнение обязанности по обязательному страхованию своей гражданской ответственности или по своевременному продлению договора обязательного страхования владелец транспортного средства подвергается штрафу в размере 800 рублей.

Кроме того, эксплуатация транспортного средства запрещается, а государственные регистрационныезнаки изымаются до устранения нарушения.

Судебная практика об ответственности водителя и собственника при ДТП

Рассмотрим ситуации, когда в аварию попал водитель, который управлял автомобилем без генеральной доверенности.

В апелляционном суде признали, что возмещать ущерб от аварии должен владелец автомобиля, так как он неправильно передал права управления ТС.

Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела и приложенные документы, определил, что машина была передана водителю на законных основаниях по доброй воле собственника, так как он имеет ключи от машины и страховой полис ОСАГО (где есть его фамилия). Никаких претензий к тому, что данный водитель управлял ТС, нет. 

12 апреля 2016 года Иван Александров, управляя чужим автомобилем Пежо сбил пешехода, Светлова Кирилла. Последний от полученных травм скончался в больнице. Родственники погибшего обратились в суд с требованием возместить ущерб к собственнице автомобиля, Шурыгиной Светлане.

Иск содержал сумму, необходимую для возмещения морального вреда (цифра из актов вымарана), а также необходимые для погашения средства, потраченные на лечение и в последующем на похороны пострадавшего (страховой суммы не хватило на данные расходы).

Полис ОСАГО по данному автомобилю содержит сведения, как о владельце автомобиля, так и о водителе, управлявшего ним в момент аварии.

Районный суд города Тулы отклонил данное требование родственников погибшего к Шурыгиной Светлане (5-983/2016-П-409/2016).

Свое решение судья Алена Прохорова аргументировала тем, что ущерб был причинен не собственницей машины Шурыгиной, а водителем, который стал виновником ДТП. На момент аварии в его владении находилось ТС, являющиеся источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Несмотря на данные аргументы, истцы не захотели заменить ответчика Шурыгину на Александрова.

В областном суде было вынесено другое решение, которое частично удовлетворило требования истцов. В частности основанием для такого постановления стал тот факт, что собственница машины не выдавала Александрову доверенность на управление автомобилем.

Таким образом, не выполнив некоторые нюансы передачи управления ТС другому лицу, собственница ТС должна ответить перед потерпевшими. Так решила коллегия под председательством Андрея Чижова.

Верховный суд, рассмотрев данное дело, пришел к другим выводам. Так как в 2012 году были внесены изменения в ПДД и теперь нет необходимости оформлять доверенность (постановление от 12 ноября 2012 года), водитель Александров имел полное право управлять машиной.

«Тройка» ВС под председательством Михайлова Дмитрия (дело 45-КГ 16-2) решила, что собственница машины лично передала водителю ключи, документы, вписала его в страховой полис, значит водитель, приняв документы, совершил ДТП. Именно поэтому ему придется возмещать ущерб из своего кармана.

Иногда судам бывает сложно определиться с законным владением источником повышенной опасности

Для суда важно разобраться в том, есть ли между водителем и собственником авто трудовые, служебные или должностные отношения

Если таких отношений не обнаружено и собственник авто добровольно дал ключи и документы водителю, возмещать ущерб от аварии будет водитель ТС.

* – имена и фамилии действующих лиц изменены.

Как оспорить штраф за езду без прав

Оспорить такой штраф почти невозможно. Чтобы оправдать свои действия, лишенный прав водитель должен сослаться на обстоятельства, которые угрожали его жизни или здоровью. Это может быть природная катастрофа или коммунальная авария. Если есть доказательства невиновности, действуйте по шагам.

Напишите жалобу. Сохраните и заполните документ на имя начальника отдела, сотрудник которого выписал постановление о штрафе. В основной части жалобы укажите причину и, если необходимо, показания свидетелей.

В ГИБДД такой документ, как правило, принимают быстро — большой очереди нет. Также его можно отправить по почте

Подайте документ в ГИБДД. Специальных сервисов для подачи жалоб у ГИБДД еще нет — придется идти в отдел или отправлять бумажное письмо на Почте России.

Дождитесь ответа. Закон дает срок на такой ответ — 10 дней.

Если отказали — обращайтесь в суд. Гражданин имеет право обжаловать решение ГИБДД и обратиться в суд. Если отказали в районном суде, нужно будет идти в городской, и так далее, до Верховного суда.

Александр Торвард, автоюристЕсли остановил инспектор, проверил права и их не оказалось, оспорить последующий штраф довольно трудно. Доказать невинность обычно нечем, но бывают редкие исключения.

В моей практике был случай, когда водителя лишили прав, но он сел за руль. Суд ограничился штрафом, хотя почти всегда в таких случаях решает арестовать виновного. Дело в том, что этот гражданин был инвалидом и жил в сельской местности. Машина была единственным способом выжить — на ней он мог доехать до районного центра и купить продукты.

Есть еще вариант: владелец передал руль человеку без прав, но не знал, что документа у того нет и не было. Если водитель даст письменное подтверждение, владельца от штрафа освободят.

Виды ответственности. Что грозит водителю?

Юридическая ответственность водителя, сбившего человека, будет зависеть от двух факторов:

  1. нарушал ли водитель ПДД в момент наезда;
  2. была ли у водителя возможность предотвратить ДТП.

Карательная мера в отношении виновника наезда на пешехода зависит от нанесенного ущерба здоровью и жизни пострадавшего.

Степень ущерба определяется по результатам судебно-медецинской экспертизы и может быть легкой, средней и тяжелой. Тяжесть содеянного определяет характер наказания.

Гражданская

Под гражданской ответственностью понимают компенсационные меры, в отношении пострадавшего человека при наезде, к ним относят:

  • возмещение затрат на лечение;
  • выплаты за потерю заработной платы за время реабилитации;
  • моральную компенсацию вреда;
  • компенсация испорченного имущества пострадавшего.

Однако часть затрат может выплатить страховая компания по полису ОСАГО но в пределах установленного лимита:

  1. За нанесенный имущественный урон при наезде – не более 400 тыс. руб.
  2. Ущерб здоровью и жизни – 500 тыс. руб.

Если суммы страховки не покрывают действительные расходы пострадавшего, то недостающую часть компенсирует виновный водитель, наехавший на пешехода.

Что делать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, вы узнаете, ознакомившись с материалами соответствующей статьи.

Административная

Административная ответственность возникает в результате легкого или среднего ущерба пешеходу от наезда, исходя из ст. 12.24 КоАП, в которой дается квалификация правонарушения:

  • Нанесение легкой степени вреда здоровью с лечебным курсом не более 3-х недель, а трудоспособность утрачена не более 10%. Здесь предусматриваются либо штрафные санкции в размере от 2,5 тыс. руб. до 5 тыс. руб., либо лишение права управлением ТС сроком до полутора лет.
  • Средняя степень определяется, как потеря способности трудится более 10% и на реабилитацию здоровья необходимо более 21 дня. Наказание – наложение штрафа от 10 до 25 тыс. руб. либо лишение право управления ТС сроком до 2 лет.

Судебная практика показывает, что в большинстве случаев, при признании вины водителем и раскаяние в содеянном, дело обычно ограничивается наложением штрафа.

Если же водитель ранее уже привлекался по аналогичному происшествию и совершен повторный наезд на пешехода, то избежать лишения водительских прав не получится.

Уголовная

Уголовная – это крайняя мера наказания водителю за наезд на пешехода, если в результате пешеходу нанесено тяжелое увечье, для которого необходим длительный срок реабилитации либо он скончался.

К тяжким последствиям наезда относят утрату жизненно важного органа, зрения или слуха, потерю способности говорить, потеря вынашиваемого ребенка, или в результате наезда на пешехода лицо полностью обезображено. В эту категорию также относятся психоэмоциональные расстройства, возникшую тягу к психотропным веществам или алкоголю

В результате наезда на пешехода, последний теряет общую способность к работе на треть, а профессиональные навыки утрачиваются полностью.

Обратите внимание! С 17 июня 2019 года в России вступил в силу закон об ужесточении уголовной ответственности пьяного водителя по чьей вине совершено ДТП с тяжкими последствиями!

Уголовное преследование рассматривается ст. 264 Кодекса:

  • Наказывается арестом до 0,5 года.
  • Накладывается ограничение свободы до 3 лет.
  • Приговаривается к принудительным работам до 2 лет.
  • Лишается права свободного перемещения сроком до 2 лет, а в иных случаях до 3.
  • Применение наказания в виде ограничения свободного перемещения от 2 лет до 4, могут сопровождать дополнительные карательные меры – запрет на ведение определенного вида трудовой деятельности или отстранение от должности сроком до 3 лет.
  • Нетрезвому водителю грозит лишение свободы от 3 до 7 лет.
  • В случае летального исхода, виновный может лишиться свободы сроком до 5 лет, с дополнительными карательными мерами.
  • Если вину отягчают иные обстоятельства, например, опьянение или оставление места ДТП, срок ограничения свободы может варьироваться от 5 до 12 лет.
  • Наезд со смертельным исходом 2 и более лиц, влечет наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет. А в случае если будет установлен факт опьянения виновника ДТП, наказание может быть увеличено до 15 лет включительно.

Если в результате наезда пострадавшему нанесен тяжкий вред здоровью, не стоит отчаиваться. При юридически грамотном подходе к делу можно рассчитывать на условный срок.

В каждом конкретном случае суд дает обоснование тяжести содеянного, в соответствии с этим назначается определенное наказание за наезд на пешехода, предусмотренное УК РФ.

Наши автоюристы готовы оказать вам правовую поддержку. Юридические консультации оказываются бесплатно.

Тонкие моменты

Важно понимать – если вина человека будет доказана по той либо иной части статьи Уголовного кодекса РФ, это еще не значит, что он получит максимальный срок заключения и обязательно попадет в тюрьму. Именно судья принимает окончательное решение о степени вины подсудимого, мере наказания

Такая оценка проводится индивидуально для каждого конкретного случая.


Окончательное решение всегда принимает судья

Здесь учитывается не только степень тяжести последствий, но и вина, личностные качества обвиняемого, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств. Максимальное наказание вменяется только в том случае, если были выявлены отягчающие обстоятельства.

Если виновное лицо впервые привлечено к уголовной ответственности, искренне раскаивается, а также само принимало участие в том, что раскрыть совершенное им преступление, водитель не препятствовал следствию и добровольно возвестил потерпевшей стороне нанесенный ущерб – суд может освободить его от наказания. В таком случае он не получит судимость.

Также может быть назначена условная мера наказания либо отсрочка исполнения приговора. Еще избежать ответственности и лишения свободы виновник ДТП может в том случае, если попадет под амнистию или помилование.

Судебная практика

Пример 1: Организации удалось обжаловать штраф

Организация, от которой водитель скрыл факт лишения, обжаловала штраф в суде. Суд первой инстанции оставил постановление инспектора без изменений.

Суд второй инстанции пришел к выводу, что вина работодателя не доказана. Водитель не сообщил о лишении, а собирать персональную информацию без согласия работодатель не имеет права. Значит, компания была не обязана выяснять, лишен он прав или нет. Судья отменил штраф (Дело № 7-306/2019).

Пример 2: Организация не смогла обжаловать штраф

Автобусом управлял водитель без прав. Работодатель получил штраф 100 тысяч рублей за выпуск водителя без ВУ на линию. Обжалование не дало результатов — Областной суд оставил судебное решение в силе. Штраф пришлось заплатить. 

Верховный Суд РФ дал дополнительные разъяснения по привлечению организации к ответственности. Они содержатся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 г. Организацию можно считать виновником, если ответственный сотрудник не проверил действительность водительского удостоверения. Это подтверждает необходимость регулярной проверки действительности водительских удостоверений.

Примеры

Рассмотрим примеры нарушений и последующее административное взыскание, которое за них положено.

  1. При пересечении разметки сплошной линии, когда водитель перестраивается в ряду, ему выписывается в первый раз предупреждение, а за повторение нарушения – штраф 500 рублей.
  2. Если водитель выехал на встречную полосу, пересекая сплошную линию, наказание намного строже: 5000 руб. или, возможно, лишение прав до полугода.
  3. Водитель проигнорировал знак «кирпич». Проехал по улице с односторонним движением навстречу движению транспорта. Ему грозит за это лишение водительских прав на полгода. А если это нарушение произошло на площадке, можно получить предупреждение.

  4. За неправильную тонировку стекол положен штраф 500 руб. До 2014 года штраф был очень суров: водителя штрафовали, а автомобиль ставили на штрафстоянку.
  5. За отсутствие полиса ОСАГО или при наличии вовремя не продленного положен штраф 800 руб., который может взиматься каждый день при каждой остановке транспорта инспектором до получения полиса.
  6. Согласно ст. 12.27 КоАП, водитель не имеет право покидать место ДТП, в противном случае за необоснованное покидание место аварии его лишат прав до полутора лет. Может и применяться арест на 15 суток. В п. 2.5 ПДД перечислено, как должен вести себя водитель при аварии: остановиться, включить аварийные фары, за автомашиной поставить знак, предупреждающий об аварии, вызвать инспектора и ждать, не передвигая предметы. Если есть возможность, сделать фото и видеосъемку и остановить свидетелей.

Как исключение, правилами предусмотрена возможность уехать с места аварии по обоюдному соглашению с другими участниками происшествия при отсутствии взаимных претензий, не вызывая инспектора.

Как правило, покидать место аварии не разрешается

Возможно задержание транспортного средства с отправкой на штрафстоянку или блокировкой одного колеса за управление в нетрезвом состоянии, а также в том случае, если у водителя при себе отсутствуют водительские права, и неважно, по какой причине. Если они утеряны, потребуется много времени на их восстановление.
Согласно ст

12.8. КоАП, управление транспортом в нетрезвом состоянии влечет штраф в размере 35 тысяч рублей и лишение прав до двух лет. Инспектор по внешним признакам определяет пьяное состояние водителя, предлагает произнести определенные слова или пройтись по прямой линии. Если подозрения подтвердились, он предложит пройти освидетельствование в месте остановки с помощью алкотестера. При несогласии лицо отправляют на принудительное медицинское освидетельствование.

Управление транспортом в нетрезвом виде строго карается

Какая ответственность лежит на водителе за игнорирование ПДД?

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения классифицируют ответственность водителя таким образом:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.

Обратите внимание! На ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего влияет факт покидания места, где произошло ДТП. Если инспектор считает, что имеет место быть алкогольное опьянение, он должен доказать это

Санкции за административное правонарушение

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Обратите внимание! Назначение штрафа или вынесение предупреждения находится в компетенции автоинспектора. Решение о конфискации транспортного средства, лишении прав на него или аресте нарушителя принимается судом

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности.

Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей ГК РФ.

Обратите внимание! Прежде чем на водителя автомобиля накладывается наказание, доказывается его вина. Если ДТП – это результат непреодолимой силы (стихийное бедствие или другое происшествие) или действий потерпевшего, то он избегает наказания

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины.

Мнение эксперта
Новиков Игорь Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

Обратите внимание! Ответственность уголовного типа предусмотрена также за покидание места аварии с пострадавшими (125 статья УК РФ). Самое строгое наказание в данном случае – ограничение свободы на срок в 1 год

Однако ответственность за уголовное правонарушение может установить только суд после рассмотрения дела.

Гражданская ответственность

Такой вид ответственности наступает, если водитель вследствие нарушения ПДД причинил материальный ущерб третьим лицам. Наказание за нарушение правил дорожного движения будет в виде административного штрафа и возмещения ущерба пострадавшей стороне.

Водитель обязан возместить моральный и материальный ущерб, а также выплатить компенсацию за упущенную выгоду, в связи с наступлением ДТП пострадавшему лицу, если его трудовая деятельность осуществляется за счет пострадавшего транспортного средства.

Он обязан компенсировать расходы, если нарушение нормативов дорожного движения было с его стороны, и он лично управлял транспортным средством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector