Разряд автомобильного аккумулятора: причины и как его избежать
Содержание:
- Каким током нужно разряжать АКБ автомобиля, не повредив его?
- Замер тока разряда аккумулятора
- Сравнение кальциевых аккумуляторов с другими типами батарей
- Почему разряжается АКБ и как предотвратить саморазряд?
- Что такое саморазряд аккумулятора?
- Как лучше хранить аккумулятор?
- Виды и причины саморазряда АКБ
- Как проверить саморазряд
- Процессы, происходящие при саморазряде
- Общие правила для аккумуляторных батареек
- Какие аккумуляторы можно восстановить
- Что такое саморазряд автомобильного аккумулятора
- Утечка с аккумулятора при выключенном зажигании
- Что такое саморазряд автомобильного аккумулятора?
Каким током нужно разряжать АКБ автомобиля, не повредив его?
Оптимальное значение – 5 А. Не рекомендуется вести разрядку аккумулятора более сильным током, это отрицательно сказывается на долговечности пластин-электродов. Сначала нужно определить напряжение на клеммах батареи с помощью прибора. Далее проводите тестирование каждые 4 часа. Как только вольтаж упадёт до 11 В, контролируйте прибор каждые 15 минут. При появлении значения 10,5–10,9 В разряд прекратите и снимите провода с клемм АКБ.
Определение ёмкости путём разряда
Если вы разряжаете батарею с изначальной (заводской) ёмкостью 60 А*ч, а время разряда при токе в 5 А составило 6 часов, то реальное состояние АКБ можно рассчитать по формуле Q = 5х6, то есть 30 А*ч. Очевидно, что в данном случае половина ёмкости потеряна.
Замер тока разряда аккумулятора
В любом аккумуляторе со временем при длительном хранении в банках постепенно падает напряжение, теряется емкость, при этом тип АКБ не имеет большого значения. Еще не изобретена аккумуляторная батарея, которая была бы совсем не подвержена саморазряду, поэтому любой аккумулятор, стоящий без действия, рекомендуется хотя бы раз в полгода заряжать. Такое правило не распространяется на сухозаряженные аккумуляторы, и то только в том случае, когда они еще не использовались в работе, и банки запечатаны герметичной пленкой. Разрядка без нагрузки происходит в любом случае, но степень утечки тока может быть разной.
Для проверки утечки электроэнергии водители чаще всего пользуются мультиметром, замер производится при снятой клемме (обычно отсоединяется минус). Измерить саморазряд АКБ можно следующим образом:
- переводим мультиметр в режим вольтметра, один щуп устанавливаем на клемму, вторым проводим по корпусу батареи. Если имеется утечка, прибор покажет напряжение, саморазряд может происходить из-за подтеков электролита, попадания токопроводной грязи на корпус батареи;
- следующая проверка – меняем положение переключателя мультиметра для измерения силы тока (максимальный предел – 10 Ампер, полярность подключения проводов значения не имеет), один щуп прибора соединяем с минусовым аккумуляторным проводом, второй – с массовой клеммой самого аккумулятора, производим измерение.
Если амперметр показывает приблизительно 0,02-0,06 А, саморазряд аккумулятора в норме, он не превышает допустимого значения. В случае более серьезной утечки тока нужно искать причину разряда батареи, возможно, какой-то из плюсовых проводков замыкает на массу, также могут быть и другие причины дополнительного расхода электроэнергии.
При обнаружении утечки тока следует проверить все потребители энергии, пробовать их по очереди отключать. Возможно, электроэнергия расходуется из-за магнитолы, находящейся в режиме ожидания: если после исключения ее из цепи питания потребление тока уменьшится, причину саморазряда АКБ можно считать найденной.
Сравнение кальциевых аккумуляторов с другими типами батарей
Аккумуляторы для автомобиля Са/Са имеют свои преимущества и недостатки, если сравнивать их с батареями других видов. Чтобы определить, какой аккумулятор лучше рассмотрим различия между АКБ с кальцием и их сурьмяными и гибридными аналогами.
Параметры |
Кальциевый аккумулятор |
Сурьмянистый свинцовый аккумулятор |
Гибридный аккумулятор |
Легирующий элемент свинцовых пластин (как маркируются — /+) |
Са/Са |
Sb/Sb |
Sb/Ca |
Начало процесса электролиза электролита |
15 – 16 В |
12- 12,5 В |
14 — 15 |
Тип АКБ |
Необслуживаемый / малообслуживаемый |
обслуживаемый |
обслуживаемый |
Стоимость |
Относительно дорогой (с учетом усредненной стоимости такое устройство будет стоить не менее 3 тысяч рублей) |
В среднем стоимость свинцового устройства 1,5 раза дешевле кальциевого |
В среднем 1,5 – 2 раза дешевле кальциевого |
Таблица 1. Основные различия между кальциевыми, свинцовыми (сурьмянистыми) и гибридными аккумуляторами.
Кальциевые и гибридные аккумуляторы считаются прогрессивными устройствами и пользуются большей популярностью среди современных автомобилистов благодаря своим улучшенным техническим характеристикам.
Плюсы кальциевых аккумуляторов
Если говорить о том, какие плюсы и минусы характеризуют кальциевый аккумулятор, то, в первую очередь, стоит остановиться на преимуществах АКБ такого класса (их намного больше, чем недостатков):
№ п/п
Преимущества кальциевых аккумуляторов
Примечание
1
Длительный срок эксплуатации
В среднем срок службы кальциевого аккумулятора составляет около пяти лет при правильной эксплуатации.
2
Характеризуются низким уровнем саморазряда
Если сравнивать с малосурьмянистыми разновидностями, то аналогичная характеристика кальциевых аккумуляторов ниже почти на 70%.
3
Повышенная прочность пластин АКБ
Это делает пластины устойчивыми к вибрации
4
Снижение процесса электролиза воды
Благодаря этому кальциевые аккумуляторы в большинстве своем являются необслуживаемыми (около 90%).
5
Снижение интенсивности коррозионных процессов
Увеличивает срок службы АКБ.
6
Защита от перезаряда
Для кальциевых АКБ характерно свойство выдерживать напряжение до 14,8 В.
7
Возможность изготовления пластин меньшей толщины
Производители имеют возможность выпускать аккумуляторы с увеличенным количеством пластин, а значит – с большей мощностью.
8
Идеальный вариант для начинающих автомобилистов
Аккумулятор автомобильный Са/Са (в большинстве случаев) является необслуживаемым, поэтому владельцу не требуется проводить дополнительных манипуляций, таких как измерение уровня и плотности электролита – есть или нет у автомобилиста опыт работы с такими устройствами неважно
Установив новую кальциевую АКБ, о ней можно просто забыть практически на весь период эксплуатации, периодически уделяя внимание подзарядке.. Таблица 2
Достоинства кальциевых аккумуляторов. Таблица 2
Таблица 2
Достоинства кальциевых аккумуляторов
Таблица 2. Достоинства кальциевых аккумуляторов
ВАЖНО! Оптимально подходят такие аккумуляторы для установки в автомобили с полностью исправным электрооборудованием, относительно новых моделей – желательно присутствие в транспортном средстве системы, которая самостоятельно отключает музыку, свет, габаритные огни, в случае, если автолюбитель проявил невнимательность или забывчивость.
Минусы кальциевых АКБ
К сожалению, кальциевые аккумуляторы для автомобиля не лишены некоторых недостатков, среди которых нельзя не отметить следующие:
№ п/п |
Недостатки |
Примечание |
1 |
Чувствительность к глубоким разрядам |
Это главный минус и основное отличиекальциевых батарей от их гибридных или сурьмянистых аналогов. Аккумуляторы этого класса не рекомендуется разряжать ниже напряжения 12 В. Достаточно всего одного глубокого разряда, чтобы такая АКБ потеряла пятую часть своей емкости. Однократный полный разряд – и батарея лишится половины емкости, тогда как устройство, пережившее 9 – 10 разрядов становится полностью непригодным к эксплуатации. |
2 |
Высокая стоимость |
Объясняется сложностью и дороговизной производственного процесса. |
3 |
Не подходят для режима передвижений в «городском стиле» |
Длительные простои (если, к примеру, владелец пользуется автомобилем только для того, чтобы добраться из дома на работу и обратно), езда в ритме «старт – стоп» губительно воздействуют на кальциевые аккумуляторы. |
Таблица 3. Недостатки кальциевых АКБ
ВНИМАНИЕ! Кальциевые аккумуляторные батареи подходят для использования только в автомобилях. От установки устройств такого класса в катер или лодку, где они могут подвергнуться глубокому разряду, лучше воздержаться.
Почему разряжается АКБ и как предотвратить саморазряд?
Саморазряд – сложный процесс, который характеризуется сокращением емкости батареи при условии разомкнутой цепи. Другими словами, это разряд при бездействии. Данное явление является следствием окислительно-восстановительных реакций, которые проходят самопроизвольно на обоих электродах. Ему особенно подвержена пластина отрицательного электрода любого авто и мото аккумулятора за счет произвольного растворения свинца в электролите.
В процессе саморазряда электрода, имеющего отрицательную полярность, в газообразном виде выделяется водород. Причем, чем выше концентрация серной кислоты в электролите, тем быстрее растворяется свинец. Так, например, повысив плотность электролита всего на 0.05 г/с м³ , можно увеличить степень саморазряда на 40%.
Что влияет на саморазряд?
Каталитическое влияние на скорость саморастворения свинца также оказывают примеси различных металлов, которые могут присутствовать на отрицательном электроде. Это относится практически ко всем металлам, которые имеются в аккумуляторном сырье. При попадании на отрицательный электрод, эти компоненты упрощают выделение водорода. Кроме того, некоторая часть таких примесей, в частности, соли металлов, имеющие переменную валентность, играют роль переносчиков зарядов с одной пластины на другую. При такой ситуации ионы металлов быстро восстанавливаются на электроде с отрицательной полярностью и окисляются на положительной пластине.
Что касается саморазряда положительного активного материала, то данная реакция имеет скорость, полностью зависящую от концентрации электролита. Однако в любом случае она существенно ниже, чем в случае с отрицательным активным материалом.
Еще три причины саморазряда:
- существенная разность потенциалов активной массы электрода, а также материала токоотвода, в результате чего образуется гальванический микроэлемент, который способствует превращению свинца электрода в сульфат;
- внешнее загрязнение батареи или другие факторы, создающие возможность разряда посредством электропроводной пленки, которая образуется между перемычками и полюсными выводами;
- температура электролита, которая чем меньше, тем ниже будет саморазряд.
Решение проблемы
Наименее всего саморазряду подвержены те аккумуляторы, в производстве которых применяются самые чистые материалы и сырье. Достижение такого эффекта становится возможным, благодаря:
- сокращению объема легирующих элементов в сплавах, применяемых для изготовления АКБ.
- применения исключительно чистой серной кислоты и только дистиллированной воды для приготовления электролита;
Яркий пример эффективности данных мер: снизив содержание сурьмы в сплаве электродов всего на 3% и используя высокоочищенную воду для электролита, удается сократить саморазряд в 4 раза! Еще больший эффект дает замена сурьмы на кальций, что давно и успешно используется при производстве аккумуляторов VARTA, а также многих других марок. Кроме того, сокращению самопроизвольного разряда способствует применение добавок органических ингибиторов.
Что такое саморазряд аккумулятора?
Саморазряд аккумулятора – процесс, при котором батарея разряжается при снятых и выключенных клеммах и потребителях, т.е. хранится в гараже, дома, либо в спец.хранилище.
Какие виды хранения АКБ используются?
• Обслуживаемые аккумуляторы хранятся по сухому методу, т.е. не заливают электролитом. Этому способу хранения уже не один год, и он позволяет сохранить работоспособность батареи на несколько лет. • Необслуживаемые аккумуляторы хранятся по «мокрому» или заправленному методу. При таком методе батарея заливается электролитом, заряжается и хранится на складе или в магазине. Такой способ сопряжён со множеством сложностей: оседание серной кислоты, сульфатация пластин, проникновение серной кислоты к свинцовым решеткам. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что хранить сухой АКБ проще и безопаснее.
Типы саморазряда аккумулятора
АКБ может саморазряжаться двумя путями:
• Поверхностный саморазряд начинается, когда на корпусе батареи образуется токопроводящая пленка из влаги, электролита, пыли и грязи, по которой начинает проходить ток. Устранить проблему можно хорошо прочистив корпус и клеммы. На клеммы также следует нанести антикоррозийный состав. • Внутренний разряд аккумулятора вызывается протекающими реакциями окисления и восстановления на электродах батареи. При этом на отрицательном электроде реакция проходит в несколько раз более интенсивно, чем на положительном. Реакция также усиливается при повышении плотности электролита, а также если в электролите присутствуют посторонние частицы или сам состав низкого качества. Аккумулятор также быстрее разряжается при высоких температурах, поэтому хранить полностью заряженный АКБ рекомендуется в прохладном месте.
Какая норма саморазряда?
Так ли иначе, саморазряд будет присутствовать даже при хранении батареи согласно всем требованиям. Скорость саморазряда новой и уже использовавшейся батареи разнится. Для нового аккумулятора средним значением тем саморазряда считается 0.5-1% ёмкости, т.е. батарея уходит в глубокую степень разряда через 50-60 дней, а полная разрядка наступает через 100-140 дней. Для уже бывших в использовании батарей норма разряда а среднем составляет 1-1.7% в зависимости от состояния АКБ. Если вы храните АКБ дома или а гараже, обязательно раз или два в месяц проверяйте уровень заряда и, при необходимости, осуществляете подзарядку батареи, чтобы сохранить ее ресурс работы.
Купить все необходимые запчасти вы можете в магазине IXORA. Квалифицированные менеджеры обязательно помогут сделать правильный выбор, ответят на все ваши вопросы. Обращайтесь, это выгодно и удобно.
Производитель | Номер детали | Наименование |
TITAN | 6CT551L | Аккумулятор TITAN 470 Standart 6СТ-55.1 L |
FORD | 1712276 | Аккумулятор FORD 1712276 |
RENAULT | 8671016930 | Аккумулятор RENAULT 8671016930 |
TITAN | 6CT561VLEUS | Аккумулятор TITAN EURO SILVER 6CT561VLEUS |
EXIDE | EC700 | Аккумулятор EXIDE Classic EC700 |
FURUKAWA | 40B19L | Аккумулятор малообслуживаемый B/L 12V 37 190x130x200 Super Nova |
* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону (звонок по России бесплатный).
Как лучше хранить аккумулятор?
Содержать источник питания в помещении можно двумя способами. Первый – «сухой». Аккумулятор не заправляется электрохимической жидкостью. Недостаток один – окисление свинца пластин от воздуха и влаги. Происходит это медленнее, чем процессы в залитой раствором АКБ. При таких условиях хранение легче и продлевается срок службы прибора. Предназначен такой метод для обслуживаемых батарей. Второй – «мокрый». В этом случае источник питания, полностью заправленный электролитом, с максимальным напряжением «запаковывают». Благодаря последнему жидкость не испаряется и при этом не работает. Чаще всего так содержатся аккумуляторы с низким саморазрядом или необслуживаемые. Тут есть ряд минусов.
- Сульфатация анода и катода.
- Вероятность протекания вещества к свинцовым решёткам.
- При длительном бездействии кислота оседает.
- Примеси в элементах.
Виды и причины саморазряда АКБ
На практике можно встретить два вида процесса саморазряда:
- Поверхностный. Он вызывается тем, что на корпусе имеются потёки влаги или электролита, а также имеется механическое загрязнение. В итоге появляются проводящие ток мостики, соединяющие контакты батареи, а при саморазряде проявляется малый ток. Избавиться от него достаточно просто, устранив всё механической чисткой, а клеммы обрабатывают защитной антикоррозионной смазкой или гелем.
- Внутренний. Данный вид саморазряда автомобильного аккумулятора спровоцирован химическими реакциями восстановления и окисления, проходящими самопроизвольно на обоих электродах.
При повышении плотности электролита (повышении степени заряда батареи) растёт интенсивность происхождения реакции. Следует знать, что интенсивность разряжения поднимается более чем на треть, когда плотность электролита достигает от 1,29 до 1,32 г/мл.
Как проверить саморазряд
Выявить проблемы аккумуляторной батареи в гаражных условиях, включая возможный саморазряд, удастся по косвенным признакам. Одним из важных помощников в такой ситуации является мультиметр. Этот прибор помогает замерять практически все важные характеристики АКБ, например, поможет узнать напряжение или ток в подключённой бортовой сети.
Для работы с аккумулятором мультиметр необходимо перевести в режим вольтметра и переключить на 20 единиц. Красный плюсовой провод соединяем с положительной клеммой на батарее, а чёрный (или синий в некоторых моделях) – с отрицательным контактом на источнике питания.
Рекомендуем замеры проводить после того, как машина постоит около часа без движения, чтобы получить максимально объективные показатели. Когда цифры на дисплее будут от 12,4 В и более, это свидетельство полного заряда. При значениях 11,7–12 В стоит готовиться к ухудшению эксплуатационных качеств АКБ, а если показатели близки к 11 В, то это – свидетельство серьёзных проблем с батареей.
Рекомендуем проконтролировать внутреннее сопротивление. Для тестирования используется лампа накаливания на 12 В (не светодиодная). Во время присоединения её контактов одновременно измеряем напряжение на клеммах. Откидываем её и проводим замер повторно. Если разница не превысит 0,05 В, то батарея исправна, в противном случае у АКБ есть проблемы.
Процессы, происходящие при саморазряде
Процесс на отрицательном электроде описывается следующей реакцией:
Pb + H2SO4 ? PbSO4 + H2
На положительном электроде протекает следующая реакция:
2PbO2 + 2H2SO4 ? PbSO4 + 2H2O + O2
Теперь несколько слов о том, как оценить величину саморазряда и какое значение считать нормой. Степень саморазряда АКБ оценивается, как потеря ёмкости за сутки или другой выбранный период в процентах. Это может быть две или четыре недели, а также 90 суток. Эту величину можно рассчитать по следующей формуле:
S =((C — Ct)/(t*C))*100%, где
C – ёмкость заряженной АКБ;
Ct – ёмкость через выбранный интервал времени;
t – время саморазряда в сутках.
Стоит также отметить, что по мере увеличения срока службы аккумулятора, возрастает интенсивность его самопроизвольного разряда. На следующем графике представлена зависимость саморазряда от срока службы и температуры.
Производители автомобильных аккумуляторов постоянно работают над снижением саморазряда. Они делают это путём использования более чистых исходных материалов для производства, применения чистого электролита, а также с помощью добавления легирующих компонентов в материал электродов.
В частности, широко используются кальциевые аккумуляторы. Часто их называют необслуживаемыми. Отрицательные и положительные электроды в таких АКБ легированы кальцием. Есть гибридные аккумуляторные батареи, где из сплава свинца с кальцием делается только отрицательный электрод. Некоторые производители используют органические ингибиторы для снижения саморазряда.
На графике ниже можно посмотреть снижение степени заряженности при хранении для различных типов аккумуляторов.
Общие правила для аккумуляторных батареек
Тем не менее, существует ряд универсальных качеств, которые действуют для всех подзаряжаемых аккумуляторов одной химической группы. Так:
1. Меньшая емкость аккумуляторной батарейки свидетельствует о меньшем саморазряде.
2. Литиевые элементы питания отличаются минимальным саморазрядом по сравнению с прочими химическими схемами.
3. Саморазряд будет гораздо ниже, если аккумуляторные источники тока хранятся в специальном чехле или сумочке, не контактируют с металлическими предметами и между собою.
4. Саморазряд будет гораздо ниже, если хранить батарейки в прохладном месте, где отсутствует повышенная влажность, отсутствует яркий свет и обеспечено проветривание.
5. Для большинства аккумуляторных батареек АА и ААА срок в 3 года хранения является критичным, т.к. к этому времени элементы питания на саморазряде теряют 30-50% своей энергии.
6. Саморазряд никель-металлогидридных («Nickel-Metal Hydride») элементов питания ниже, чем никель-кадмиевых аккумуляторных батарей.
7. Наиболее значительный саморазряд аккумуляторов отмечается в первые 24 часа после их подзарядки. Далее эта цифра становится ниже;
8. Перед использованием любые аккумуляторные батарейки нужно подзарядить по максимуму (за исключением литиевых элементов питания (Li), которые должны храниться в заряженном состоянии).
Причем, делать это нужно не ранее 12 часов до начала эксплуатации. Лучше зарядить их прямо перед использованием, чтобы избежать того самого саморазряда, который происходит в первые сутки.
И в завершение полезное видео
Внимание, видео может не отображаться на некоторых моделях мобильных устройств
Какие аккумуляторы можно восстановить
Сразу определимся, что восстановить удастся далеко не все свинцово-кислотные аккумуляторы. Восстановлению, к примеру, не подлежат гелевые (GE) аккумуляторы и аккумуляторы, выполненные по технологии AGM. Есть, конечно, умельцы, заправляющие эти типы батарей с подсохшим электролитом дистиллированной водой, но после такого восстановления АКБ годятся разве что для аварийного питания на даче – радио послушать и 12-вольтовую лампочку зажечь.
Сульфатации этот тип АКБ практически не подвержен, хотя если очень постараться, то можно и засульфатировать. Для такой батареи путь один – утилизация. Поэтому дальше речь будет идти только о свинцово-кислотных батареях с жидким электролитом.
Можно попробовать реанимировать аккумулятор, если он не держит емкость. То есть быстро заряжается и так же быстро разряжается. Причем по окончании зарядки на клеммах АКБ устанавливается вроде бы нормальное значение напряжения – 12.66 В (измеряется через 10 минут после снятия батареи с зарядки).
Если в батарее произошло замыкание одной из банок (обычно происходит при осыпании пластин), то, скорее всего, реанимировать такое устройство уже не получится. Характерный признак внутреннего замыкания – напряжение полностью заряженного аккумулятора составляет 10.6 В (замкнула одна банка) или ниже.
Лопнувший корпус батареи, скорее всего, качественно починить тоже не удастся. Трещину, конечно, можно заклеить или запаять – тут проблем нет. В ход пойдет клеевой термопистолет или обычный паяльник. Но автомобильный аккумулятор эксплуатируется в очень жестких условиях вибрации и тряски, так что рано или поздно этот шов все равно лопнет, залив моторный отсек кислотой. Причем лопнет в самый неподходящий момент. А батарея с вытекшим электролитом – уже не батарея. Такая не то что двигатель не запустит — лампочку не зажжет. Поэтому от ремонта лучше сразу отказаться. Разве что использовать эту АКБ дома для резервного питания.
От ремонта такой батареи лучше отказаться
Не получится восстановить и замерзший автомобильный аккумулятор. Это обычно случается при длительной стоянке на сильном морозе, если АКБ частично разряжена или плотность электролита выбрана не по сезону. Ну и, конечно, не удастся оживить батарею с внутренним обрывом. Напряжения на клеммах АКБ не будет вовсе, и ничего с этим не поделать. Разве что слить кислоту с поврежденной банки, промыть ее обычной водой и замкнуть, натыкав гвоздей между пластинами. Более удачный вариант – вскрыть поврежденную банку и замкнуть ее как следует. Напряжение на всей АКБ упадет до 10.6 В, но работать она будет исправно. Если на даче отключат электроэнергию, то мы не останемся без света и сможем при ее помощи запитать ноутбук через повышающий преобразователь.
Большинство предложенных в этой статье методов предполагают работу с электролитом, который придется доливать, сливать, заливать. Поэтому они подходят для обслуживаемых моделей АКБ. Но вполне реально применить их и на необслуживаемом аккумуляторе. Для этого достаточно просверлить отверстия в каждой банке в местах, где раньше были технологические отверстия для заводской заливки. В последующем закрывать их можно пробками от медицинских пузырьков.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Важно! Сверлить нужно очень осторожно, неглубоко и только в местах бывших технологических отверстий. В противном случае можно повредить пластины или конденсационные лабиринты. Такую АКБ придется выбросить
Такую АКБ придется выбросить.
Что такое саморазряд автомобильного аккумулятора
Бесконечное количество времени АКБ не может находиться в готовности для запуска мотора. Это связано с особенностями проходящих внутри физико-химических явлений. Со временем происходит саморазряд под капотом автомобильного аккумулятора, поэтому без восстановления он будет выдавать всё меньшие показатели.
Серная кислота при саморазряде на отрицательно заряженном электроде взаимодействует с оксидом свинца. Процесс сопровождается выделением газообразного кислорода. Полностью избавиться от постепенной потери заряда в кислотно-свинцовых батареях не удастся, но в определённых обстоятельствах получается существенно продлить во времени скорость протекания реакции.
На расход энергии оказывают влияние такие факторы:
- Период активной эксплуатации АКБ. Для источников питания, работающих более трёх лет, риск саморазряда существенно повышается.
- Длительность хранения вне машины и подключения к бортовой сети повышает ток саморазряда.
- Используемые примеси и механический/химический мусор, провоцирующий растворение свинцовых элементов на плюсовом контакте. Виновником может являться недистиллированная вода, которую вливали для поднятия уровня электролита в банках.
- Энергия теряется активнее при повышении температуры более +50 С.
- Частыми причинами, приводящими к возникновению утечек, бывают увлажнение и загрязнения, появляющиеся на корпусе батареи.
- Механическое и физическое разрушение свинцовых электродов.
Утечка с аккумулятора при выключенном зажигании
Если зажигание выключено, мотор не работает, аккумулятор не подзаряжается. Вся энергия, накопленная во время движения, расходуется на питание потребителей – обогрев окон, работу медиацентра, освещение. Чем больше невыключенных потребителей, тем быстрее разряжается аккумулятор. Поэтому все приборы при длительном простое должны быть выключенными.
Однако при неправильно собранной схеме телевизора, звуковой системы, кондиционера может быть ток утечки. Часто ошибкой, приводящей к посадке напряжения аккумулятора, становится перевод этих приборов в спящий режим, не полное отключение. Проверка мультиметром на утечку выявит проблему.
К возникновению паразитных токов приводят окисленные контакты проводки. Причина -сопротивление, способствующее нагреву проводов. Паразитные токи в этом случае не главное – можно получить возгорание. К таким же последствиям проводит изношенная электропроводка со скрутками и плохой изоляцией.
Однако и сам аккумулятор со временем теряет емкость и скорость саморазряда увеличивается. Если большой утечки тока нет, а батарея разряжается, значит нужно проверить ее пригодность.
Что такое саморазряд автомобильного аккумулятора?
Саморазряд – это явление, при котором происходит снижение ёмкости аккумуляторной батареи в момент её бездействия. То есть, когда цепь разомкнута. Чтобы понять, почему это происходит, нужно обратиться к процессам, происходящим в автомобильной АКБ. Аккумулятор накапливает электрическую энергию при заряде и затем отдаёт её при разряде. Это происходит благодаря электрохимическим реакциям, которые будут показаны ниже. Эти реакции происходят между минусовым и плюсовым электродами в среде кислотного электролита. В промежутке между зарядом и разрядом автомобильный аккумулятор может находиться в бездействии. К примеру, вы зарядили его и поставили на хранение. Проблема в том, что и при бездействии химические процессы в автомобильной батарее не прекращаются.
Теперь подробнее рассмотрим виды и причины саморазряда аккумулятора. Вернуться к содержанию