Лучшие огнетушители для автомобилей на 2021 год
Содержание:
- 4 место — Bontel ОВЭ-5 воздушно-эмульсионный
- Разновидности
- Отличительные особенности двух видов
- Правила пользования
- Требования к огнетушителю для автомобиля
- Сколько огнетушителей должно быть в грузовом автомобиле — Пожарная безопасность
- Основные причины пожара
- Рейтинг автомобильных огнетушителей по производителю
- Как определить срок годности
- Техника безопасности при использовании огнетушителя
4 место — Bontel ОВЭ-5 воздушно-эмульсионный
В ТОПе лучших огнетушителей для автомобиля Bontel ОВЭ-5, работающий с воздушно-эмульсионной прослойкой. Аппарат этого бренда занял в перечне 4-ю позицию. Именно такие приборы используют профессиональные спасатели и пожарные. Баллон на 4 литра можно купить за 9 тысяч рублей. Это исключительно надежное устройство, которое рассчитано на использование в самых экстремальных условиях. Bontel ОВЭ-5 не нуждается в техническом обслуживании и постоянной дозаправке, как большинство других моделей. Достаточно раз в год проверять давление аппарата с помощью показателей манометра.
Гарантийный срок составляет 2 года с момента покупки, а прослужить устройство может до 20 лет. Если порошковые аналоги приходится перезаряжать каждое пятилетие, то эта модель без перезаправки полностью сохраняет свои рабочие качества в течение 10 лет.
Плюсы и минусы
Компактные размеры
Применяется во всех типах пожаров
Не нуждается в перезарядке
Гарантия — 20 лет
Несколько баллонов на разные объемы
Высокая эффективность в пожарах всех типов
Безопасен для человека
В два раза дороже порошковых аналогов
Сложно найти в магазинах
Возможно нагревание металлического корпуса в руках
Плохо переносит перепады температуры
Может быть тяжелым для женщин и подростков, нужна предварительная тренировка перед использованием 5-литровый вариант не подходит для легковых автомобилей
Возможны проблемы с подачей воздуха
Выбирать придется между пятилитровым и двухлитровым баллоном. Последний может потушить до 120 литров горящего топлива, хотя собственный вес составляет чуть больше 5 кг. Небольшой в размерах (50 см в длину) прибор легко помещается в салоне легковой машины.
Технические характеристики | |
---|---|
Тип | Воздушно-эмульсионный |
Вес с зарядом | 5 кг или 2 кг |
Вес огнетушащего вещества | Не более 1000 г |
Класс пожара | Универсальный |
Продолжительность действия | До 10 секунд |
Дальность выброса | 5 метров |
Страна-производитель | Россия |
Мне нравитсяНе нравится
Разновидности
В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».
Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.
Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.
Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.
Огнетушитель порошковый закачной автомобильный
Углекислотные
Внутрь баллона закачивается двуокись углерода. Это газ, который вылетает из раструба с низкой температурой, что способствует снижению температуры в зоне горения. Плюс, покрывает собой ту же зону, не давая кислороду проникнуть в нее.
Если говорить о преимуществах ОУ, то отметим:
- газ проникает в самые труднодоступные места;
- не оставляет на автомобиле разводов;
- при долгом хранении не изменяет своих технических характеристик, качеств и свойств;
- сам по себе газ – это неплохой диэлектрик.
Что касается недостатков, то это всего лишь одна позиция – при применении образуется облако, которым можно отравиться, если концентрация огнетушащего вещества большая.
Огнетушитель углекислотный автомобильный
Порошковые
Принцип работы этой разновидности основан на преобразовании порошкообразной субстанции в пену, когда он соприкасается с горячими поверхностями и продуктами горения. Большой и главный плюс ОП – возможность использовать для тушения пожаров разной степени горения. Касаемо недостатков, то это образование достаточно прочного слоя, который с трудом удаляется с поверхностей автомобиля после пожара.
В зависимости от того, в каком состоянии внутри баллона находится огнетушащее вещество, ОП разделяются на три группы. Каждая из них обозначается определенной буквой, которая добавляется к марке прибора.
- Буква «З». Это так называемые закачные агрегаты. Порошок просто закачивается в баллон под давлением, что и обеспечивает его скорость подачи при использовании ОП.
- «Б» обозначает, что внутри баллона кроме порошка находится сжатый воздух. При нажатии на ручку, происходит прокол баллона. Воздух вырывается наружу через сопло, увлекая за собой порошок.
- Буква «Г» обозначает, что внутри баллона находится так называемый газогенерирующий патрон. В последнем находятся специальные вещества, которые при соприкосновении с воздухом образуют давление. Патрон при давлении рукой на рукоятку прокалывается специальным шипом. Так происходит смешивание внутри расположенного вещества с воздухом, находящимся внутри баллона.
Порошковый с газогенерирующим патроном
Отличительные особенности двух видов
Само название «порошковый» огнетушитель получил из-за того, что внутрь баллона закачивается порошкообразный материал. Порошок представлен разными составами, в которых основным ингредиентом выступает один из ниже обозначенных:
- бикарбонат металлов щелочного типа;
- графит плюс хлориды металлов щелочного типа;
- фосфорно-калийные соли;
- силикагель, насыщенный хладоном.
Кроме этих веществ в состав порошка входят кремнийорганический жидкий раствор, гидрофобизатор АМ-1-300 (аэросил), белая сажа. Эти три компонента от общего объема огнетушащего вещества занимают всего лишь 3-5%. Сегодня производители чаще всего используют для производства порошков фосфат аммония, как самый дешевый компонент, но такой же эффективный для тушения огня, как и все остальные.
Состав углекислотных огнетушителей – это двуокись углерода (СО2), международное название – диоксид углерода. Если попадется одно из них, то это одно и то же вещество. Необходимо обозначить, что в природе в жидком состоянии двуокиси углерода не существует. Обычно это газ. Но закачивать газ внутрь в большом объеме невозможно. Потребуется усиленный корпус, который будет тяжелым и дорогим.
Но у этого вещества есть одно свойство – превращаться в жидкость, если газ сильно сдавить, то есть поднять его давление. Так и происходит закачка СО2 под давлением. То есть внутри баллона он находится в жидком состоянии. Это удобнее и при хранении. Давление внутри корпуса – 6 МПа.
При открытии клапана давление углекислоты резко падает, поэтому она вылетает из сопла уже в газообразном состоянии. Добавим для информации, что углекислота может находиться в твердом состоянии. Такое вещество называют сухим льдом. Его используют для хранения скоропортящихся и быстротаящих продуктов. В пожаротушение сухой лед не применяют.
Тушение углекислотным огнетушителем
Итак, типы огнетушащих веществ разобраны, переходим к другим особенностям и отличиям порошкового огнетушителя от углекислотного. Начнем с того, что у них есть одно общее преимущество – с их помощью можно гасить пожары разных категорий. Автомобиль в этом плане не стал исключением.
Порошковые с маркировкой «ОП» выгодны тем, что они легче углекислотных и дешевле них. Их основное действие на огонь – покрытие горящих поверхностей порошковой массой, которая ложится слоем, не пропускающим воздух в очаг возгорания. Отсюда неприятные последствия:
- порошок собой загрязняет все поверхности;
- его сложно отодрать после прилипания при высоких температурах.
В этом плане углекислотные лучше, потому что углекислота на воздухе – это газ, который проникает даже в труднодоступные места, где огня не видно. Но и у него есть отрицательные побочные эффекты:
- газ в виде дымовой завесы – вещество токсичное, отравиться им можно быстро, если концентрация высокая;
- вылетевший из баллона углекислый газ имеет отрицательную температуру, незнающий человек может получить травму.
Еще одно отличие порошкового и углекислотного огнетушителя – масса прибора. В этом плане порошковый тяжелее. К примеру, при объеме баллона 2 л вес ОП-2 – 4,5 кг, ОУ-2 – 3 кг.
Обратите внимание на такой момент – порошок налипает на горящие поверхности, тем самым хорошо перекрывая поступление воздуха в места горения. Углекислота также перекрывает доступ кислорода своей массой, плюс низкая температура, которая понижает температуру нагретых огнем плоскостей
Но при этом СО2 не оставляет на предметах никаких следов. Порошок просто прилипает ко всем поверхностям, после чего его придется отлипать. И не факт, что с некоторых предметов он отдерется.
Поэтому, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для дома, офиса или квартиры: порошковый или углекислотный, то предпочтение лучше отдать второму. Первый в этом плане явно невыгоден. С его помощью потушить пожар – не проблема, но порошок испортит мебель, одежду, бытовую технику, которые не пострадали от огня. Потому что во время пожара огнетушащим веществом заливается все помещение без разбору. И никто не разбирается в экстремальной ситуации: горят вещи и предметы мебели или нет.
В этом плане автомобиль проще. Загорелся – значит, надо тушить. Но специалисты говорят о том, что горючие жидкости, которые воспламенились, лучше тушить порошковым моделями. Если горит проводка под напряжением, то оптимально использовать углекислотный.
Лучше два, чем один
Правила пользования
Теоретически, эксплуатация автомобильного огнетушителя не должна вызывать особых проблем, но, учитывая обстоятельства, при которых он должен использоваться, многие люди, находящиеся в состоянии стресса не могут его правильно запустить. Поэтому стоит внимательно изучить инструкцию по эксплуатации огнетушителя. Ниже приведены три основных шага, которые вы должны предпринять, если вам нужно использовать огнетушитель.
- Разблокируйте огнетушитель Чтобы разблокировать спусковой механизм, удалите шплинт. Лучше всего сделать это, повернув его вокруг своей оси: тогда пластиковый крепежный ремень сломается, и огнетушитель будет готов к использованию.
- Проткните картридж Проткните патрон кулаком, подождите 3 секунды и нажмите на рычаг, тем самым начав распылять огнетушащее вещество. Некоторые огнетушители оснащены манометром, расположенным рядом с ручкой. В них вам не нужно прокалывать картридж, и тушение начинается при первом нажатии на рычаг.
- Держите огнетушитель в вертикальном положении Чтобы максимально эффективно потушить огонь, держите огнетушитель в вертикально, удерживая рукоятку спускового крючка в самом верхнем положении. Старайтесь не переворачивать его вверх дном и не открывайте клапан широко: огонь усиливается из-за притока большего количества кислорода. Чтобы не обжечься, наденьте толстые перчатки.
Требования к огнетушителю для автомобиля
Список требований к огнетушителям был разработан МЧС и Роспожнадзором в целях снижения количества пожаров и предупреждения человеческих жертв. Не изменился он и в текущем году.
Критерии, которым должен соответствовать огнетушитель в авто, следующие:
- Соответствие действующим ГОСТам (Р51057-2001 или НПБ 155-2002).
- Объём огнетушителя: 2 литра — для легковых автомобилях, 5 литров — для огнетушителей, применяемых в грузовых автомобилях.
- Масса заправленного огнетушителя: 2 кг веса – для легковушек, 5 кг – для грузового транспорта.
- Срок годности. С течением времени заправленный огнетушитель теряет давление, также теряются и полезные свойства тушащей смеси. Срок годности и дата проверки, дозаправки иди перезарядки маркируются на самом огнетушителе.
- Маркировка. На огнетушитель должно быть нанесено всё, начиная от инструкции по использованию и заканчивая описанием действия тушащей смеси.
- Тип тушащего вещества. В 2021 году используются, как и прежде, 2 основных типа огнетушителей — порошковые и углекислотные.
Проверяется всё:
- состояние защитного покрытия;
- гибкий шланг;
- распылитель;
- пломба на предохранительном устройстве;
- исправность манометра и показателя давления;
- наличие клейма;
- давление внутри баллона;
- замеряется масса оборудования.
В конце процедуры в паспорт огнетушителя ставятся отметки, а само устройство вписывается в учётный журнал. Если огнетушитель признаётся нерабочим, то проводится его утилизация либо перезарядка.
Сколько огнетушителей должно быть в грузовом автомобиле — Пожарная безопасность
Оптимальным решением для легкового автомобиля можно назвать именно порошковый огнетушитель. Огнетушитель обязательно нужно перезаправлять. Порошковые устройства заправляются каждые 1,5 года, а углекислотные – 1 раз в 5 лет.
Сколько стоит огнетушитель для автомобиля? Цена углекислотного огнетушителя в 2018 году составляет от 600 до 2000 рублей, в то время как порошковые устройства стоят всего 500-800 рублей.
Что лучше: купить новый огнетушитель или перезарядить старый? Во многих ситуациях (особенно для порошковых моделей) проще приобрести новое устройство, нежели перезаряжать старое. Тем более, что перезарядка обойдётся ненамного дешевле.
Приобретение нового устройства будет также целесообразно, если на баллоне начался процесс коррозии или появились следы иных неблагоприятных воздействия.
Они вам помогут сделать правильный выбор и разобраться с нюансами.
- На устройстве не должно быть царапин, вмятин, коррозии или повреждений.
- Проверьте срок годности устройства и наличие пломбы.
- Проверьте работоспособность индикатора давления.
- Тщательно проштудируйте инструкцию по эксплуатации после покупки.
- Не забывайте проверять срок годности устройства по мере пользования. Просроченный огнетушитель в экстренной ситуации не сработает, что может привести к неутешительным последствиям. Штраф за просроченный огнетушитель в автомобиле составляет 500 рублей, аналогичную сумму вы заплатите за отсутствие устройства противопожарной безопасности (ст. 12.5 КОАП). Где хранить и как пользоваться? Зачастую огнетушитель лежит у водителя в багажнике, но это в корне неправильно и даже считается нарушением (СП 9.13130.2009).
Какой огнетушитель должен находиться в автомобиле
Срок годности должен быть промаркирован на самом автомобильном огнетушителе и там же должна стоять примерная дата (год и месяц) его обслуживания — проверки, дозаправки или полной перезарядки.
Как правило, перезаправлять автомобильный огнетушитель с истекшим сроком годности приходится по истечению 1.5 лет — для порошковых огнетушителей, 5 лет — для углекислотных. 5. Маркировка.
Какие требования в 2018 году предъявляются к составу тушащего вещества в огнетушителях для автомобиля? Тут все осталось по-старому — используются сегодня два основных варианта — порошковые огнетушители и углекислотные.
Сколько должно быть огнетушителей в помещении?
Количество огнетушителей в помещении определяется требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту — «ППР»)
Болгарские «пожарогасители», установленные в одном из отелей страны. В РФ не поставляются.
ВНИМАНИЕ! ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ НОРМЫ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 947 ОТ 20 СЕНТЯБРЯ 2016г, ВСТУПАЮТ В СИЛУ В ТЕЧЕНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ СО ДНЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ ДАННОГО ПОСТАВЛЕНИЯ, Т.Е. 20 СЕНТЯБРЯ 2017Г!. До 20 сентября 2017г действовала прежняя версия документа, где существует ряд определенных различий
В частности, требования к оснащению огнетушителями основаны на требованиях к массе и объему огнетушителя и типу его заряда. В новой редакции ППР осуществлен более прогрессивный, ранговый подход, который выражается в требованиях к рангу очага пожара
До 20 сентября 2017г действовала прежняя версия документа, где существует ряд определенных различий. В частности, требования к оснащению огнетушителями основаны на требованиях к массе и объему огнетушителя и типу его заряда. В новой редакции ППР осуществлен более прогрессивный, ранговый подход, который выражается в требованиях к рангу очага пожара.
Таким образом, произошел переход от требований к формальным техническим характеристикам огнетушителей (сколько должно быть огнетушителей и какого типа и объема) к требованиям к главной характеристике — огнетушащей способности, определяющей возможность тушения очага определенного ранга на определенном объекте защиты.
Основные причины пожара
С возгоранием в машине лучше даже не сталкиваться, поэтому рекомендуем ознакомиться с самыми распространенными причинами возгорания:
- неисправности электропроводки;
- курение в салоне или во время заправки;
- перевозка в салоне или багажнике легковоспламеняющихся предметов или жидкостей;
- разогрев машины в зимний период открытым огнем;
- проблемы с аккумулятором.
В большинстве случаев виновником возгорания становится сам водитель. Никто не застрахован от неисправностей проводки, поэтому обязательно купите огнетушитель в машину, при этом регулярно проверяйте корректность работы всех электросистем в машине.
Рейтинг автомобильных огнетушителей по производителю
В рознице довольно широко представлены средства огнетушения, российских производителей, а также компаний ближнего/дальнего зарубежья. Практически вся продукция, поставляемая в Россию, соответствует требованиям ГОСТР 51057-2001.
Российские производители
- Высокотехнологичная по праву лидирует в рейтинге отечественных производителей огнетушителей. Присутствуя на рынке свыше 5 лет, компания сумела наладить выпуск обширного ассортимента ОТ с баллонами объемом 2-50 литров.
- На втором месте – питерская . Санкт-Петербург. НПК присутствует на рынке почти полтора десятилетия, имея в своём составе большой штат квалифицированных специалистов. Основная специализация научно-производственного предприятия – противопожарные установки. Вся продукция компании сертифицирована, многие модели рекомендованы для применения в транспортных средствах.
- «Нота Бене» – ещё один производитель средств пожаротушения из Санкт-Петербурга. Флагманским продуктом в сфере автомобильных огнетушителей считается аэрозольная модель ОХ-1, характеризующаяся компактными размерами. Огнетушитель успешно прошёл приёмо-сдаточные испытания, отличается низкой стоимостью при неплохой эффективности и высокой универсальностью, то есть пригодностью к тушению пожаров разных классов.
- ГК «АПТВ». Один из ведущих российских производителей из Ярославля выпускает широкий спектр первичных средств пожаротушения, включая переносные углекислотные с ёмкостью баллона 1/2/3/5 литров и порошковые (на 2/3/4/5/8 литров).
- Московскую можно назвать самым старым игроком рынка, на котором она присутствует с 1997 года. В её ассортименте – немало наименований противопожарного оборудования включая автомобильные огнетушители.
Как определить срок годности
Дата производства и годность всегда указывается в паспорте огнетушителя. На деле это простая этикетка на баллоне. Сбоку проставлен числовой ряд, по которому легко узнать данные соответствующей модели.
Какая дана информация:
- срок годности, службы, дата выпуска;
- заводской номер;
- особенности устройства;
- давление.
Чаще в маркировке интересует срок годности или эксплуатации огнетушителя. Он отсчитывается самостоятельно на основе проставленной даты.
Определяем сроки годности для огнетушителей
Начальные очаги многих пожаров можно погасить, не прибегая к посторонней помощи. Главное, это соблюдать сроки перезарядки огнетушителей.
Данные устройства имеются в каждом здании, используемом не под жилье (офисы, магазины, склады, студии, школы, больницы и т.д.). В жилых квартирах хранение огнетушителей это личное дело каждого.
А вот в промышленных помещениях использование первых мер противопожарной безопасности обязательное условие. За отсутствие порошкового или углекислотного огнетушителя можно получить штраф от пожарной инспекции после проверки.
При соблюдении правил эксплуатации использование нескольких огнетушителей могут привести к полной ликвидации возгорания. Огнетушители отличаются друг от друга по многим признакам. Где и какой лучше использовать. Какие правила по эксплуатации огнетушителей.
Срок годности автомобильного огнетушителя
Внимание автовладельцев к огнетушителю обычно обращается во время прохождения техосмотра. Однако для повышения безопасности стоит регулярно проверять устройство на повреждения
Однако для повышения безопасности стоит регулярно проверять устройство на повреждения.
Большой популярностью сегодня пользуются порошковые огнетушители, заправленные порошком и газом под давлением 16 атмосфер.
Автовладельцы положительно отзываются о таких моделях, поскольку они просты в использовании и занимают мало места.
Их срок годности составляет 10 лет.
При помощи порошкового огнетушителя можно тушить возгорание в любой части автомобиля.
К недостаткам изделий относят сложность удаления порошка после использования.
Если хранить огнетушитель неправильно, вещество в нем затвердевает и не может пройти через сопло.
Проверять давление автомобильного огнетушителя необходимо каждые полгода.
Изделия углекислотного типа эффективно борются с пламенем, охлаждая источник возгорания до температуры ниже горения.
В отличие от порошковых моделей, они не оставляют следов на потушенных элементах.
При наличии тления в труднодоступных местах огнетушащее вещество не сможет эффективно предотвратить повторное разгорание.
Осмотр огнетушителя проводится каждый год.
Срок годности таких моделей превышает 10 лет.
Углекислотные огнетушители рентабельнее перезаряжать, чем заменять новыми.
Если при ежегодной проверке состояние баллона оценивается как качественное, его можно использовать до 15-20 лет.
Периодичность проверок
Проверка средств тушения осуществляется каждый квартал и ежегодно.
Баллон взвешивается, чтобы определить объем огнетушащей массы.
Порошковые баллоны перезаряжают каждые 5 лет.
Инспектор осматривает корпус баллонов, проверяет состояние пломб и металлического покрытия.
При проверке огнетушителя оценивается функционирование блокировки и запорно-пускового устройства.
Организации, занимающиеся обслуживанием средств пожаротушения, проводят следующие работы:
- осматривают корпус и спусковые механизмы;
- диагностируют оборудование при помощи специальных приборов;
- проводят испытания, чтобы выявить работоспособность огнетушителей;
- выполняют перезарядку;
- ремонтируют изношенные элементы.
Средства тушения пожаров для транспортных средств проходят ежегодную проверку, в ходе которой:
- порошковые огнетушители диагностируются индикаторами;
- углекислотные оцениваются по результатам взвешивания и расчета массы огнетушащего вещества.
Кроме регулярных проверок, для оценки состояния огнетушителей проводятся внеплановые мероприятия, в ходе которых из партии забирается несколько изделий и тестируется на предмет работоспособности.
При наличии повреждений или несоответствии выбранного оборудования нормативам вся партия снимается с эксплуатации или отправляется на перезарядку.
Техника безопасности при использовании огнетушителя
Приобретая огнетушитель для ТС, следует позаботиться о его правильном размещении в машине. Устройство следует закрепить во избежание неприятных ситуаций, в которых незакрепленный огнетушитель, катаясь по салону, может:
- закатиться под педали и их заклинить;
- столкнуться с другими предметами и деформировать свой корпус или повредить пусковое устройство.
Во избежание неприятностей лучше вместе с основным устройством приобрести крепление огнетушителя в авто.
В момент покупки следует проверить огнетушитель на наличие:
- вмятин, заусенец и других повреждений корпуса;
- стрелки манометра, показывающей рабочее давление, в зеленой зоне;
- пломбы на чеке;
- сертификата;
- паспорта изделия,
- инструкции.
Дальнейшая эксплуатация должна проводиться строго по инструкции: следует вовремя заменять или заправлять баллон, обеспечить легкий доступ к огнетушителю. Приобретать огнетушитель стоит только в специализированных магазинах.
С правилами использования огнетушителя при возгорании нужно ознакомиться заранее, так как во время пожара время тушения исчисляется секундами.