Образец книжки мдп
Содержание:
- Книжка МДП: особенности перевозок автомобильной техникой
- TIR Carnet
- Как оформить
- Существующие проблемы
- Применение Carnet ATA
- Судебная практика и законодательство Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП Конвенция МДПЗаключена в г. Женеве 14.11.1975
- Как работает
- Какие нюансы следует учитывать при заполнении желтого листа?
- Книжка МДП (Carnet TIR) ТИР
- Какие страны участвуют в системе карнет АТА?
- Какие грузы нельзя перевозить, используя книжку
Книжка МДП: особенности перевозок автомобильной техникой
Основа книжки МДП или Carnet TIR – это специальный документ, который предполагает осуществление одной перевозки международного формата, который используется стороной перевозчика с целью сокращения времени на прохождение государственных границ. Заполнение Carnet TIR предполагает внесение данных в небольшой альбом со специальными отрывными листами. Большую роль для перевозчиков играют действующие условия международной дорожной перевозки, где информация вносится в стандартную международную накладную CMR. При появлении потенциальных вопросов и конфликтов в контексте использования товара для транспортировки, а более актуальную роль для владельца грузов играет CMR.
МДП представляет собой профильный документ, который применяется в сфере перевозок товаров при добавлении специальных таможенных пломб при наличии сертифицированных представителями таможни пространств. При использовании книжки МДП допускается возможность пересечения территории стран-участников данной конвенции.
Для обеспечения каждой перевозки применяется только одно транспортное средство, которое использует одну МДП-книжку, которая остается актуальной до завершения процедуры транспортировки грузов. Задача представителей таможни в такой ситуации – обеспечивать контроль за целостностью таможенных пломб.
При пересечении границы на таможне из книжки удаляется один из листов, а также вносятся данные в корешок данного листа. Именно поэтому на таможнях остаются части от МДП, которые впоследствии передаются в распоряжение той ассоциации, которая обеспечила выдачу документов.
TIR Carnet
TIR Carnet или книжка МДП используется при перевозках грузов с использованием автомобильного транспорта. Этот документ представляет собой своеобразный паспорт перевозчика. Это его основной контрольный документ, который содержит подробную информацию о перевозимом грузе и самом перевозчике. Данный документ предоставляется в таможенные органы страны отправления груза, таможни транзитных стран и таможню государства назначения. Согласно общему условию, суммарное число таможен мест отправления и мест назначения не должно быть больше четырех. При этом таможни места отправления должны быть лишь в одном государстве, а таможни места назначения могут быть не более чем в двух. Если TIR Carnet заполнен правильно, то грузы, перевозимые в контейнерах, в процессе перевозки таможенному досмотру не подвергаются. Стоит отметить, что TIR Carnet не гарантирует отсутствие досмотра. Если у таможенной службы есть основания, она может провести выборочный досмотр груза, чтобы предупредить ввоз контрабандного груза. Но такие случаи скорее исключение, чем правило.
Книжку МДП выдает национальная ассоциация, уполномоченная таможенными властями. Данный документ включает титульный лист, нескольких отрывных листов и корешков. Его необходимо заполнять для каждой перевозки. Заполнение TIR Carnet – обязанность перевозчика. На каждую страну, где действует система МДП, необходимо по два отрывных листа и корешка книжки МДП. Входная таможня транзитного государства проверяет таможенные печати и изымает из книжки МДП один отрывной лист. Аналогичная операция проводится и на выходной таможне. Окончательный контроль транзитной перевозки грузов осуществляется путем сравнения изъятых листов книжки МДП. Срок действия данного документа не превышает 60 дней. В TIR Carnet вносятся сведения о грузе вместе с его описанием и о таможенных наложениях. Если пломбы на контейнере или груз получили повреждения, заполняется протокол о происшествии, который также входит в книжку МДП.
Рассмотрим более подробно процедуру заполнения TIR Carnet на примере доставки груза автомобильным транспортом из Финляндии в Россию.
На титульном листе необходимо указать следующие данные:
- сроки действия TIR Carnet, которые считаются со дня, следующего после его выдачи;
- название ассоциации, которая его выдала;
- наименование держателя TIR Carnet с указанием личного идентификационного номера, адреса и страны;
- подписи ответственных лиц;
- страна загрузки;
- страна окончательного места доставки, где будет произведено закрытие данного TIR;
- регистрационный номер машины и всех прицепов;
- свидетельство о допуске машины (следует указать номер и дату окончания действия), при этом данный документ должен быть действителен на протяжении всей перевозки МДП;
- номер контейнера;
- оговорки (перевозка негабаритных и прочих грузов);
- подпись держателя TIR.
Для выдачи TIR Carnet требуется заполнение первых пяти пунктов. Начиная с 6-го пункта, данные вносит водитель перед фактической загрузкой на конкретную перевозку.
Первый лист книжки МДП носит название желтого внетаможенного грузового манифеста. Он не включен в общее количество листов, и отрывать его также не следует. Все данные, которые содержит желтый лист, через копирку дублируют на остальные листы TIR Carnet.
При заполнении внетаможенного манифеста необходимо учитывать следующие моменты.
- Пункт № 2 должен содержать наименование таможни отправления.
- Пункт № 4 предназначен для подробной информации о держателе, включая его идентификационный номер. Если в процессе перевозки производится доставка грузов из Финляндии в СПб, финская таможня требует, чтобы в данном пункте фигурировал номер EORI.
- При заполнении пункта № 8, согласно новым правилам таможни Финляндии, указываются только те документы, которые реально прилагаются (прикрепляются) к книжке МДП и заверяются печатью таможни.
- В пункте № 9 необходимо указать все грузовые отделения и их идентификационные номера.
- В пункте № 10 производится перечисление товара, который содержится в контейнере. При описании следует приводить подробные данные, конкретизируя вид груза. Необходимо перечислить все наименования, количество мест, вес брутто каждого наименования, а также общий вес брутто груза в контейнере. Кроме того, финская таможня при заполнении документов требует разделять экспортный и транзитный груз.
После того, как TIR заполнен, ко второму листу следует прикрепить электронный экземпляр TIR и СМR для финской таможни. Весь пакет документов для таможни передается водителю. Оставшаяся часть листа заполняется сотрудниками таможни после того, как контейнер будет опломбирован. После проведения данной процедуры отрывную часть листа изымают.
Как оформить
Хотя сам по себе этот блокнот стоит недорого и доступен в широкой продаже, привилегия его применения доступна не каждой транспортной компании. Процедура её получения подразумевает следующие этапы:
- Получение от ФТС допуска к международным перевозкам.
- Оплата.
- Вступление в АСМАП.
- Получение карточки допуска на каждый отдельный тягач.
- Получение таможенных свидетельств на каждый отдельный прицеп.
Все транспортные средства, на которые приобретаются допуски, должны быть изначально сертифицированы как пригодные для перевозок между странами.
Заполняется документ следующим образом:
- Заполнение обложки допускается от руки.
- Грузовой манифест (отрывные листы) заполняется предварительно в стране отправления из такого расчёта: два листа на каждую страну. В счёт идут следующие страны: отправляющая, транзитная и получающая. Информация вводится на языке отправляющей страны, но водителю передаётся перевод всех данных. Меры веса и длины, а также валюта обозначаются в единицах измерения, применимых в стране-отправителе.
- При открытии таможенной проверки вырывается первый лист.
- При закрытии вырывается второй.
Важно заполнять книжку правильно, иначе она будет признана недействительной.
Обложка заполняется следующим образом:
Номер графы | Кто и как заполняет | Примечание |
---|---|---|
1-5 | Гарантийное объединение, выдавшее документ. | Только гарантийное объединение может вносить изменения в этих графах. Исправления подлежат заверению печатью. |
1 «Действителен до…» | Каждая книжка имеет срок применения, до которого её можно предъявить таможенной службе. | Таможенная служба не принимает книжку, если истекла указанная дата. |
2 «Выдана» | Наименование гарантийного объединения, выдавшего документ. | Наименование должно быть прописано полностью. |
3 «Владелец» | Полное наименование и адрес перевозчика. | Только перевозчик, выполнивший всю процедуру оформления книжки, имеет право ей пользоваться. |
4 «Подпись организации». | Здесь речь идёт о гарантийном объединении: руководитель ставит свою подпись и печать организации. | |
5 «Подпись секретаря международной ассоциации» | Здесь подписывается секретарь МСАТ. | |
6-12 | Владелец | |
6 «Страна отправления» | Государство, откуда производится вывоз товаров. | |
7 «Страна назначения» | Страна, куда ввозится груз. | |
8 «Регистрационный номер ТС» | Регистрационный номер транспортного средства, перевозящего товары. | |
9 «Свидетельство о допущении ТС» | Номер и дата этого документа. | |
10 «Идентификационный номер контейнера» | Актуально при специальных перевозках. | |
11 «Примечания» | Вносятся сведения, которые считаются необходимыми. | |
12 «Подпись владельца | Здесь подписывается уполномоченный перевозчик, владеющий этим документом. |
Скачать бланк можно тут.
Образец книжки МДП
Существующие проблемы
В последнее время наблюдается количественное снижение перевозок с использованием книжек МДП
Один, но крайне важный фактор, имеющий ключевое значение здесь — ограничение российской таможенной службой действия Конвенции МДП на территории страны, поскольку из системы выпадает важное составляющее звено, нарушается базовый принцип — многосторонность и фактическая возможность провозить грузы по единому упрощенному порядку из точки «А» в точку «Б». В мае прошлого года было принято решение Евразийского межправительственного совета, в соответствии с которым правительствам государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) поручалось обеспечить непрерывное действие Конвенции МДП на всей территории интеграционного объединения. Спустя полгода приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации были установлены 45 российских пунктов пропуска, которые уполномочены принимать книжки МДП
Вместе с тем в перечень не вошел ряд автодорожных переходов, которые чрезвычайно востребованы перевозчиками, например Брусничное (на границе с Финляндией), Бурачки (на границе с Латвией), Нехотеевка и Троебортное (на рубежах с Украиной)
Спустя полгода приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации были установлены 45 российских пунктов пропуска, которые уполномочены принимать книжки МДП. Вместе с тем в перечень не вошел ряд автодорожных переходов, которые чрезвычайно востребованы перевозчиками, например Брусничное (на границе с Финляндией), Бурачки (на границе с Латвией), Нехотеевка и Троебортное (на рубежах с Украиной).
Негативным фактором в развитии системы МДП является и позиция относительно осуществления внутренних перевозок с применением книжек МДП между странами — участницами ЕАЭС. Россия решила, что перевозка грузов с применением книжки МДП допускается только в случаях, когда она начинается и (или) заканчивается за пределами таможенной территории ЕАЭС. Похожий шаг сделал и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Еще в 2011 году таможенным службам было направлено указание об исключении помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с применением книжки МДП при доставках в пределах Таможенного союза, если такая перевозка начинается на территории Республики Беларусь и при ее осуществлении не предусматривается перемещение по территории государства, не являющегося членом Таможенного союза.
Еще одной проблемой является невозможность перевозки в «наших широтах» сборных грузов по книжке МДП. Происходит это по разным причинам. Тут и способствующее усилению данных тенденций развитие логистической инфраструктуры в Беларуси, и вполне очевидное сжатие товарных рынков, становящееся причиной сокращения объема грузов и борьбы за «дозволы» на проезд по территории иностранных государств.
Вопрос по сборным грузам изучали специалисты МСАТ. Они пришли к выводу, что техническая возможность в соответствующих информационных ресурсах (прежде всего, имеется в виду TIR-EPD) активировать настройки и подавать предварительную информацию на внутренние таможни в Беларуси в случае нескольких мест разгрузки имеется. Более того, аналогичный пилотный проект был недавно проведен в Казахстане, где приложение TIR-EPD, представленное во внутреннюю таможню, было успешно принято и обработано казахстанскими таможенными органами. Так, может быть, подобный пилотный проект было бы целесообразно организовать и провести в Беларуси, чтобы на практике изучить и представить новые возможности.
Ассоциация «БАМАП» выступила с подобной инициативой в адрес Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, предложив в целях оптимизации и ускорения совершения таможенных операций организовать совместный (в том числе с МСАТ) эксперимент по передаче электронной предварительной информации (ЭПИ) перевозчиками посредством TIR-EPD в два и более внутренних пункта таможенного оформления (ВПТО) при перевозке сборных грузов по процедуре МДП. В частности, предлагается осуществить последовательное представление отдельных ЭПИ, сформированных посредством TIR-EPD, в каждый ВПТО с той частью груза, которая будет находиться в автотранспортном средстве по прибытии в ВПТО. Пока о каких-либо возможностях проведения эксперимента и самой практической реализации предложений нет.
Применение Carnet ATA
Международная система АТА применяется в более чем 70 странах Южной Азии, Африки и Европы. Таможенная конвенция о временном ввозе товара, демонстрационного оборудования, образцов продукции ратифицирована РФ в средине 90-х годов прошлого века. В настоящее время оформляет и выдаёт гарантирующие карнеты АТА Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ, её представительства, вот сайт палаты tpprf.ru.Применение упрощённого таможенного документа допустимо для определённой группы продукции, предназначенной для временного ввоза:
- Оборудование для презентации образцов продукции – стенды, видеотехника, аудио устройства. Используются для создания экспозиции на выставках и ярмарках.
- Образцы продукции с необходимым пуско-наладочным и контролирующим комплексом. Эта группа включает продовольственные товары, напитки. В Конвенции оговаривается, что партия не должна превышать «разумной потребности» с учётом назначения (демонстрации, дегустации).
- Устройства для видео/фотосъёмки, персональные компьютеры, аккумуляторы, сетевые устройства.
- Декоративное, строительное, медицинское оборудование.
- Запасные части для возможного ремонта демонстрационного оборудования.
- Рекламные конструкции.
- Театральный реквизит.
- Научно-популярные документальные фильмы.
- Установки для синхронного перевода с иностранных языков.
- Упаковка, контейнеры для транспортировки, ввоз которых не предусматривает коммерческого использования.
Внимание начинающих участников ВЭДа! Международный таможенный документ на временный ввоз (книжка АТА) не распространяется на временный ввоз транспортных средств. Согласно Конвенции «О временном ввозе» в отношении транспорта применяется другой карнет – CRD
Вся группа товаров, ввезённая по льготному таможенному оформлению, не может быть продана, сдана в аренду. Также запрещено вывозить продукцию с оговоренного места проведения мероприятия.
К реализации разрешены лишь рекламные образцы товара (бесплатная раздача), имеющего мизерную индивидуальную стоимость.
В эту группу не включаются:
- спиртные напитки,
- табачные изделия,
- горюче-смазочные материалы.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
Москва и область (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург
Судебная практика и законодательство Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП Конвенция МДПЗаключена в г. Женеве 14.11.1975
В соответствии со Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975) приказываю:
1. Допускать ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, перемещаемых в соответствии с Конвенцией МДП, 1975 через российско-финляндский, российско-украинский, российско-монгольский, российско-норвежский, российско-эстонский, российско-латвийский, российско-абхазский, российско-азербайджанский, российско-грузинский, российско-польский, российско-литовский участки государственной границы Российской Федерации, только через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, указанные в к настоящему приказу.
— МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее — Конвенция МДП) с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;
11. Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого иностранного государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год).
В целях повышения эффективности контроля за перемещением товаров в соответствии с Конвенцией МДП, 1975, предотвращения нарушений таможенных правил, на основании подпункта 4 пункта I совместного заявления ГТК России, Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по внедрению системы SafeTIR и обмену информацией от 04.12.2003 предлагаю обеспечить выполнение уполномоченными должностными лицами, ответственными за выдачу разрешений на внутренний таможенный транзит (ВТТ) или международный таможенный транзит (МТТ) товаров, следующих действий дополнительно к установленным таможенным законодательством при помещении товаров под процедуру ВТТ (МТТ):
Согласно Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (далее — Конвенция МДП) положения указанной конвенции применяются при перевозке грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся стороны.
В соответствии с к Конвенции МДП, 1975 срок действия Свидетельства о допущении 2 года. В то же время в соответствии со Таможенного кодекса Российской Федерации Свидетельство о допущении действительно до тех пор, пока не произошли изменения конструкции транспортного средства.
1) книжку МДП, оформленную в соответствии с требованиями Конвенции МДП, в случае перевозки товаров в соответствии с указанной конвенцией;
2) лист с обозначением «5» комплектов ТД1 и ТД2 или один из листов с обозначением «4/5» комплектов ТД3 и ТД4 ТД.
В целях обеспечения применения таможенными органами Таможенного Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796)), Таможенной о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975), Федерального от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) и обеспечения единообразного применения таможенными органами мер обеспечения соблюдения таможенного транзита приказываю:
С целью пресечения случаев нарушения Конвенции МДП, 1975 и обеспечения полного перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1567 «Об обеспечении исполнения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5816), Конвенции МДП, 1975 и постановлений по делам об административных правонарушениях (далее — АП) в области таможенного дела N 10119000-89/2012, N 10119000-92/2012 обязываю:
2) заполняет соответствующие графы отрывных , и книжки МДП;
3) указывает в графе 22 комплекта отрывных , и графе 5 книжки МДП таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза;
Как работает
При каждом пересечении границы из блокнота TIR вырывается один лист. Взамен водителю остается корешок от вырванного листа. Все отрывные квитки удаляются парами: белый и зеленый. Первый означает открытие TIR, второй – закрытие.
При использовании документа, не стоит подменять понятия: открытие ТИРа не синоним начала перевозки, также как и ее окончание – не закрытие ТИРа. В данном случае речь идет именно об использовании процедуры МДП, остальная часть перевозки груза может осуществляться по другой методике. Открыть ТИР означает встать под национальный таможенный контроль, закрыть – выйти из него.
Для каждой таможенной зоны предусмотрено четное число отрывных листов. Выехать из этой зоны, не закрыв документ, нельзя. Для каждой зоны он открывается и закрывается заново.
Пример перевозки груза с использование процедуры TIR в таможенном пространстве Швейцария–Европейский Союз–Таможенный Союз:
- Растаможивание в Швейцарии, сопровождается открытием ТИРа. Пломбировка груза, постановка на учет в швейцарском таможенном контроле. По завершению поездки по территории этого государства, происходит закрытие второго листа и закрытие процедуры МДП.
- При пересечении границы Европейского Союза необходимо заново открыть процедуру МДП для нового таможенного пространства. После выхода из этой зоны лист закрывается и открывается четвертый – для въезда в Польшу.
- Въезд в Таможенный Союз сопровождается удалением пятого листа из книжки МДП.
- При въезде в Российскую Федерацию потребуется закрыть предыдущую процедуру и открыть новую. Если мест разгрузки несколько, то процедура повторяется несколько раз. Между ними контейнер с грузом вскрывается и пломбируется заново.
- После закрытия последней процедуры и возвращения из рейса книжка МДП подлежит возвращению в АСМАП, где производится учет этих документов.
В результате процедуры количество прохождения пунктов таможенного контроля и число таможенных зон может не совпадать. При расчете требуемого количества листов в документе учитывается именно число постановок на таможенный контроль и выход из него, а не количество зон на пути следования. Если бы листов не хватило на весь маршрут, то продолжать поездку пришлось бы по иной процедуре.
Однако, не смотря на суммарное число листов, количество таможенных зон не может превышать трех. Это обоснованно тем, что в документе есть всего четыре графы для отметок таможни, включая страну отправления. Также важна и последовательность прохождения таможен. После заполнения и открытия ТИРа невозможно внести изменения в порядок прохождения таможенных зон. Это приравнивается к административному правонарушению.
Преимущества
Плюсы TIR-перевозок, отличающие их от других процедур:
- транспортировка возможна только при наличии пломбы на грузе. Запечатанными могут быть контейнеры или сами автомобили;
- продолжительность транзитной таможенной проверки сокращается в несколько раз, так как тщательное изучение содержимого автомобиля не проводится;
- при пересечении ведущих пограничных постов проводится проверка по упрощённой схеме;
- не требуется вносить сбор или депозит импортируемых или экспортируемых пошлин в промежуточных таможенных пунктов.
Какие особенности применения в России
Начиная с 2013 года, действие TIR на территории России серьезно ограничено. Особенно это коснулось импортируемых товаров. Причина ужесточение – длительный конфликт между ФТС РФ и АСМАП. Итогом конфликта стало заявление о том, что для этого груза любой стоимости TIR не будет считать достаточной гарантией для уплаты таможенных сборов на территории России.
В остальных странах Таможенного Союза ТИР действует по прежним правилам. Теперь при ввозе груза российская таможня работает с ТИРом только в одностороннем порядке – на закрытие. Открыть ТИР при пересечении российской границы невозможно.
Доехать с ТИР можно лишь до первого таможенного пункта на российской границе. Если въезд осуществляется, минуя другие государства Таможенного Союза, то на российской границе ТИР будет закрыт. Исключение из правила – т/п «Брусничное», расположенный на российско-финляндской границе. Здесь проехать с TIR можно до первой внутренней таможни. Во всех случаях для дальнейшего передвижения потребуется открыть транзитную декларацию и предоставить гарантию уплаты пошлины.
Какие нюансы следует учитывать при заполнении желтого листа?
- В пункте №2 указывается наименование таможни отправления. Общее количество таможен отправления может быть три. При этом по правилам TIR Carnet, общее число мест отправления и назначения (пункт №12) не должно быть более четырех.
- В пункте №4 указывается подробная информация о держателе, включая его идентификационный номер. Также финская таможня требует, чтобы в данном пункте фигурировал номер EORI.
- Для заполнения пункта №8, по новым правилам финской таможни, указываются только те документы, которые реально прилагаются (прикрепляются) к TIR Carnet и заверяются печатью таможни.
- В пункте №9 указывают все грузовые отделения с обозначением идентификационных номеров.
- Пункт №10 должен содержать перечисление товара, который содержится в контейнере. При этом таможенный код указывать необязательно, но нельзя описывать груз в общем, описания должны быть конкретные. Нужно указать все наименования, количество мест, вес брутто каждого наименования, а также общий вес брутто груза в контейнере. Кроме того, по требованиям финской таможни, при заполнении документов для осуществления грузоперевозки из Финляндии в Россию необходимо разделять груз на экспортный и транзитный.
После заполнения TIR, ко второму листу прилагают электронный экземпляр TIR и СМR для финской таможни. Водитель получает весь пакет необходимых документов. Оставшуюся часть листа заполняет таможня после опломбировки контейнера, после чего отрывную часть листа забирают.
Книжка МДП (Carnet TIR) ТИР
Книжка МДП (Carnet TIR)
— действует на основании «Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП». Каждая книжка МДП состоит из двух частей: обложки, желтого отрывного листа и корешка, набора белых и зеленых отрывных листов и корешков, содержащих описание груза и таможенных наложений, и протокола о происшествии, который заполняется в случае повреждения в пути пломб или груза. Выпускаемые в настоящее время книжки МДП содержат 14 или 20 отрывных листов, для перевозки товаров через территорию 7 или 10 государств. На каждую перевозку одним транспортным средством выдается одна книжка МДП, действительная до завершения перевозки при условии оформления ее таможней страны отправления в сроки, установленные гарантийным объединением. В процессе перевозки таможенные органы, как правило, контролируют только сохранность таможенных наложений и внешнее состояние транспортного средства, изымают отрывные листы книжки МДП и оформляют соответствующие корешки, которые остаются в книжке. Однако любой таможенный орган сохраняет за собой право проведения контроля перевозимых грузов.
Книжка МДП (Carnet TIR)
cначала заполняется обложка (допускается заполнение шариковой ручкой), а после загрузки на основании международной накладной на пишущей машинке заполняется грузовой манифест книжки (отрывные листы) из расчета два листа (четный и нечетный) на каждую страну, включая страну отправления, страну назначения и все транзитные страны. Грузовой манифест составляется на языке страны отправления, но у водителя должен находиться полный перевод данных по грузу. Вес, объем и все размеры должны быть приведены в метрических единицах, а стоимость — в валюте страны отправления. Книжка МДП должна заполняться четко, с проставлением всех требуемых данных и с необходимым количеством отрывных листов. Если для опознавания тяжеловесных или громоздких грузов необходимы упаковочные листы, фотографии, схемы и т.п., то все эти документы должны быть заверены таможенными органами и прикреплены к каждому листу обложки книжки. Кроме этого, на всех отрывных листках в рубрике «прилагаемые к манифесту документы необходимо указать все необходимые сведения.
Книжка МДП (Carnet TIR) является документом, который позволяет перевозку товаров через транзитные страны под таможенной пломбой и предоставляя странам-участницам международную гарантию уплаты таможенных сборов. Конвенция МДП гарантирует национальным таможням уплату таможенных пошлин на сумму товара в авто до 60 тысяч евро. Если сборы превышают эту сумму, ТИР уже не действует и требуется дополнительное гарантийное обеспечение. Если в пути таможенные пломбы и печати случайно повреждены, или груз погиб или поврежден, перевозчику следует немедленно обратиться к ближайшим таможенным органам, которые составят протокол, приведенный в книжке МДП, который остается в книжке МДП до прибытия груза в таможню места назначения.
Книжка МДП (Carnet TIR)
является документом строгой отчетности и должна быть возвращена в АСМАП. Возврату подлежат также все книжки, срок действия которых истек, книжки, у которых испорчены или использованы все отрывные талоны, и книжки, оформленные на автотранспортные средства, снятые с эксплуатации. Передача или перепродажа книжки МДП другому перевозчику запрещена и влечет за собой применение строгих санкций.
Книжка МДП (Carnet TIR) содержит всю основную информацию по международной перевозке груза:
- Страна отправления и страна назначения.
- Таможня отправления и таможни назначения.
- Очередность прохождения таможен.
- Данные по грузу: описание, код ТН ВЭД, вес брутто/нетто, количество грузовых мест.
- Сколько грузовых мест и на какую таможню должны эти грузовые места быть доставлены.
- Список и номера товаросопроводительных и транспортных документов.
- Регистрационный номер транспортного средства, осуществляющего международную автомобильную перевозку.
- Номера наложенных пломб, печати другие отметки таможни.
При пересечении границы в таможне из книжки последовательно вырывают листы. Листы считаются по парам: белый и зеленый. Первый лист — ТИР открыт, а второй — ТИР закрыт. Следовательно, на каждую страну приходится четное количество отрывных листов. Покинуть таможню с открытым ТИР-ом нельзя. Он должен быть сначала открыт, а потом закрыт.
В 2013 году при импорте товаров действие Карнет ТИРа в России было практически приостановлено, т.е. по книжке МДП можно доехать только до первого российской таможенного поста (обычно это граница), на котором ТИР закрывается. Для дальнейшего движения и перевозки товаров необходимо оформить транзитную декларацию и предоставить гарантийное обязательство уплаты таможенных пошлин.
Какие страны участвуют в системе карнет АТА?
Конвенция о применении карнета АТА на данное время включает около 75 государств, из них – 28 стран, входящих в Евросоюз. В год, по данным статистики, оформляется более 160 тысяч международных паспортов. Участниками Конвенции являются:
- страны австралийского континента: Австралия, Новая Зеландия;
- европейские государства: Австрия, Германия, Польша, Беларусь, все страны Балтии, Ирландия, Великобритания, Исландия, Болгария, Голландия, Португалия, Франция, Венгрия, Дания, Норвегия, Люксембург, Италия, Сербия, Румыния, Андорра, Испания, Словакия, Хорватия, Финляндия, Черногория, Македония, Чехия, Словения, Швейцария, Мальта, Швеция, Израиль, Цейлон;
- страны Азии: Индия, Кипр, КНДР, Китай, Малайзия, Пакистан, Иран, Япония, Таиланд, Ливан, Сингапур, Российская Федерация;
- африканские государства: Алжир, Египет, Кот-Д’Ивуар, Лесото, Маврикий, Сенегал, Марокко, Тунис, ЮАР;
- Северная Америка: Куба, Канада, Мексика, США.
Таким образом, оформление карнета АТА позволяет держателю временно ввозить продукцию по упрощенной схеме в большинство стран мирового сообщества.
Какие грузы нельзя перевозить, используя книжку
Единый для всех стран запрет – транспортировка с помощью ТИР документов спирта и спиртосодержащей продукции. Исключением является лишь вино и пиво. Также под запрет во всех государствах попадают табачные изделия и табак.
Отдельные запреты установлены на территории Европейского Союза. Здесь с помощью книжки МДП запрещается провозить:
- Мясо крупного рогатого скота глубокой заморозки.
- Концентрированные и подслащенные молочные продукты (молоко, сливки).
- Молочный жир и масло в любых формах.
- Бананы в свежем и сушеном виде.
- Свекольный и тростниковый сахар, химические подсластители.
- Этанол с содержанием спирта более 80%.
- Все товары из списка повышенного риска: мясо, молочная продукция, смесь для детского питания, масло и маргарин.