Алгоритм правильной установки автомобильного аккумулятора

Что значит прямая или обратная полярность

Полярность АКБ, как мы уже упомянули выше, может быть обратная и прямая. Прямая полярность была разработана еще для нужд советского автопрома. И до сих пор все автомобили, выпущенные в России, комплектуются аккумуляторами с прямой полярностью.

Обратная полярность, как несложно догадаться, используется в европейских, американских и азиатских авто. Правда то, что машина собрана за рубежом не всегда означает ее принадлежность аккумулятора к «обратнополярной» группе.

Что такое прямая и обратная полярность аккумулятора? Прямая полярность подразумевает плюсовую клемму слева и минусовую справа, в случае обратной полярности — плюс с минусом меняются местами.

Смотреть на батарею следует с лицевой стороны, ее можно определить по наклеенной этикетке, а в случае отсутствия таковой – лицевой считается та сторона, к которой ближе расположены клеммы. Если красная, плюсовая клемма (может быть обозначена гравировкой на корпусе) находится справа, значит, у аккумулятора обратная полярность.

Подготовка к снятию батареи

Необходимость снятия и установки аккумулятора может возникнуть по нескольким причинам: замена на новый АКБ, необходимость зарядки, установка нового электрооборудования, ремонт узлов, к которым затруднён доступ, если стоит аккумулятор

При замене старого аккумулятора на новый нужно обратить внимание на расположение клемм. Оно отличается у разных типов машин

Следует выбирать новую батарею с таким же расположением полюсов, какое было у старой, иначе провода могут не дотянуться до клемм.

Перед началом работ следует подготовить следующий инструмент:

  • рожковый ключ на 10 мм;
  • торцевой ключ на 12 или 13 мм с воротом (в зависимости от модели автомобиля);
  • защитные очки;
  • резиновые перчатки;
  • раствор пищевой соды.

Перед снятием нужно внимательно осмотреть аккумулятор на предмет нарушения герметичности пробок, трещин или потёков на поверхности. Электролит, который находится в АКБ, содержит в своём составе раствор серной кислоты и при попадании на кожу вызывает ожоги.

Порядок отключения аккумулятора в автомобиле

Процедура правильного снятия аккумулятора с автомобиля предполагает точное соблюдение принятой последовательности действий.

Подготовка к работе

Если вы выполняете эту операцию впервые, выясните вначале, где расположена АКБ в вашей модели автомобиля. В большинстве случаев батарея находится на специальной площадке в моторном отсеке справа или слева, ближе к салону. Но в некоторых случаях аккумулятор можно обнаружить в совершенно неожиданных и нетипичных местах: под задним диваном, в нижней нише багажника, а иногда даже под передним сиденьем.

В любом случае если в подкапотном пространстве источника питания нет, лучше сразу заглянуть в руководство пользователя, откуда вы можете почерпнуть все необходимые сведения.

Подготовительные мероприятия предполагают снятие крышки аккумулятора (при её наличии), а также первичную уборку его поверхности с помощью мягкой щётки, ни в коем случае не металлической. Обычно клеммы зажимают с помощью болтов на 10, но иногда требуется ключ на 13.

Кроме зажимов проводов, батарея крепится в посадочном месте с помощью прижимной планки верхнего или нижнего расположения и другими способами. Внимательно изучите их и подготовьте соответствующий инструмент.

Дальнейший порядок действий перед снятием АКБ:

  • выключите зажигание (желательно вынуть ключ из замка);
  • отключите включенные электроприборы (фары, радио, освещение салона и другие приборы, подключённые к аккумулятору напрямую, то есть которые могут работать при выключенном зажигании);
  • закройте все окна, двери, захлопните багажник;
  • если машина имеет выключатель массы, лучше её действительно выключить.

Желательно, конечно, изучить руководство пользователя, особенно те сведения, где говорится о подготовительных операциях перед снятием аккумуляторной батареи.

И только после этого можно приступать непосредственно к демонтажу АКБ.

Какую клемму аккумулятора снимать первой

Последовательность снятия клемм аккумулятора очень важна. Правило, которое нужно запомнить раз и навсегда, гласит: сначала снимать нужно минусовый провод, имеющий чёрный цвет (в отличие от красного плюсового). Если у вас старая модель, на которой оба провода одного цвета, ориентируйтесь на обозначения на самих клеммах (или возле них): знак «-» обозначает минусовую клемму, «+» – положительную.

Данное правило не имеет исключений, вне зависимости от типа мотора или наличия/отсутствия иммобилайзера или системы сигнализации.

Снимая минусовый провод, вы тем самым разрываете электрическую цепь, связывающую АКБ с кузовом транспортного средства. Если во время снятия положительной клеммы вы случайно уроните гаечный ключ, отвёртку или иной металлический предмет, и он коснётся двигателя или кузова, никаких неприятных последствий не будет, поскольку цепь уже разорвана, и закоротить вы ничего не сможете.

Другое дело, если такая оплошность произойдёт, когда минусовый провод ещё не снят. В этом случае возможно короткое замыкание, которое в состоянии повредить электрооборудование, даже если все приборы были выключены. Если вы оперативно не устраните короткое замыкание, то силы тока аккумулятора может оказаться достаточно, чтобы привести к возникновению пожара в результате сильного нагрева и оплавления изоляции электропроводки.

Итак, какую клемму снимать с батареи первой, мы разобрались. Теперь – сам алгоритм демонтажа:

  1. Ослабляем ключом на 10 (реже – на 13) гайку на крепеже минусового электрода, сделав несколько оборотов. Этого будет достаточно, чтобы расшатать и вынуть провод, отведя его в сторону и обязательно зафиксировав верёвкой, проволокой или иным способом (если этого не сделать, из-за упругости провод может случайно опять «взобраться» на крышку аккумулятора, грозя коротким замыканием).
  2. Если во время снятия провода между ним и клеммным выводом проскочила искра – скорее всего, какой-то прибор остался включённым, хотя это может свидетельствовать и о неисправности самой электропроводки.
  3. Точно так же поступаем с плюсовой клеммой, не забыв зафиксировать провод.
  4. Откручиваем крепёж самого аккумулятора, это может быть верхняя или нижняя прижимная планка или иной крепёж.

Итак, как отключить аккумулятор в машине, мы разобрались. Рассмотрим теперь особый случай – как правильно вынимать АКБ, если провода просто так отсоединить не получается.

Разновидности, принцип работы автомобильных аккумуляторов

Чтобы знать, как подключить аккумулятор на машине, желательно разобраться, как устроены и какими бывают автомобильные источники питания.

Классическая батарея названа так неспроста, она содержит несколько банок (в нашем случае – 6), соединённых последовательно. Впрочем, существуют модификации, у которых секции подключены параллельно – если требуется уменьшить силу тока устройства.

То есть АКБ представляет собой батарею отдельных аккумуляторов небольшой ёмкости, разделённых перегородкой. Каждая банка заливается электролитом и содержит пару электродов в виде пластин

Если на клеммы батареи не подавать питание, заряд не тратится, если не принимать во внимание токи утечки. В противном случае он может находиться в двух состояниях: отдавать или принимать заряд

При пуске двигателя или подключении нагрузки при неработающем моторе АКБ отдаёт ранее накопленный заряд. Достаточно подключить нагрузку, чтобы на аноде батареи начался процесс окисления, сопровождающийся выделением свободных электронов. Они начинают двигаться к катоду, формируя ток разряда. На катоде при этом преобладают восстановительные реакции.

При работающем силовом агрегате происходит зарядка аккумулятора, и это процесс, восстанавливающий ёмкость АКБ, при котором направление движения меняется на противоположное, от катода к аноду.

Несмотря на схожесть принципа функционирования, конструктивно аккумуляторы могут сильно различаться между собой. Существует несколько разновидностей автомобильных аккумуляторов:

  1. Свинцово-кислотные АКБ. На данный момент – самый распространённый тип батарей, построенный по классической схеме: шесть последовательно соединённых банок с залитым раствором серной кислоты. При идеальных условиях эксплуатации и обслуживания срок службы батарей этого типа составляет порядка 5 лет. На практике этот период меньше.
  2. Батареи AGM представляют собой усовершенствованную версию свинцово-кислотной разновидности АКБ. Здесь электролит заливается в микропористый материал из стекловолокна, что даёт таким батареям ряд преимуществ – существенное уменьшение саморазряда, кратное увеличение скорости зарядки, более безопасная конструкция, способность легче принимать заряд. Массовому распространению мешает более высокая стоимость.
  3. Свинцово-гелиевые АКБ содержат электролит в желеобразном виде благодаря добавке в жидкость кремниевых заполнителей. Такая батарея не боится наклонов и переворотов, а её основной минус – боязнь глубоких разрядов, даже относительно кратковременных.
  4. Тяговые батареи характеризуются высокой мощностью, поэтому применяются преимущественно на электромобилях. Способны выделять энергию длительное время, выдерживая множество циклов зарядки/разрядки. Номинальная ёмкость может достигать 1000 А*час. Батареи подобного типа служат до 10 лет.

Особенности снятия аккумулятора или какую клемму отсоединять первой?

Необходимость снять аккумуляторную батарею возникает с целью ее замены или переноса в теплое помещение для дальнейшего обслуживания в зимнее время года.

Автолюбителям, особенно новичкам, которые постигают азы в этой области, следует запомнить ряд важных правил касательно обращения с АКБ.

Как не допустить замыкания? Во избежание такой неприятности, в первую очередь необходимо отсоединять отрицательный контакт (он помечен знаком «-») и только потом положительный. В ином случае, ключом можно случайно коснуться металлического корпуса автомобиля в момент откручивания крепления плюсовой клеммы. Упомянутая последовательность разрывает цепь, что исключает риск замыкания.

Необходима оснастка. Для отсоединения клемм АКБ не нужно привлекать сложное техническое оборудование — хватает ключа с размерностью на 10. В зависимости от способа крепления и доступности можно использовать рожковый, накидной или торцовый инструмент. Им откручиваются гайки на клеммах, а также крепления самой батареи.

Локализация аккумулятора. Далеко не в каждом автомобиле АКБ помещается в подкапотное пространство. Ряд производителей из Германии прячут батареи в багажнике либо под задним сиденьем. У некоторых транспортных средств аккумулятор находится в нише крыла. В целях повышения комфорта обслуживания таких машин, под капотом у них присутствуют специальные клеммы с соответствующей маркировкой — NEG (минус) и POS (плюс).

Демонтаж с включенным мотором. Очень сложно предугадать, что именно может случиться при снятии аккумуляторной батареи с запущенным двигателем. Все зависит от электрической схемы конкретного автомобиля. Нередко это сопровождается определенными неприятностями: -Пульсация напряжения и тока, что заканчивается выходом из строя не только предохранителей, но и ряда потребителей; -Страдают внутренние элементы ЭБУ (электронный блок управления), из-за чего компьютер начинает давать сбои в работе.

Это применимо не ко всем машинам, в особенности тем, которые были давно выпущены. Однако невозможно заранее быть уверенным в безопасности столь рисковой процедуры. Поэтому перед снятием аккумулятора, необходимо глушить двигатель.

Противоугонная система. В некоторых случаях необходимость обслуживания аккумуляторной батареи вызывает сбои в работе сигнализации либо теряется доступ к управлению охраной системой с ключа. Такое обычно бывает, когда противоугонный комплекс поставлен давно, а аккумулятор уже потерял всю емкость и нуждается в замене. Для восстановления работоспособности сигнализации придется отправиться в специализированный сервис.

Алгоритм действий. Процедура отсоединения АКБ от бортовой сети предусматривает определенную последовательность: -выключить зажигание; -проверить отключение всей электроники; -если есть заземление, отсоединить сначала его; -откручивается крепление плюсового контакта АКБ; -отрицательная клемма снимается, после чего можно переходить к ослаблению гайки положительного контакта; -снимается плюсовая клемма; -главное не допускать контакта положительного контакта аккумуляторной батареи с кузовом автомобиля.

Итог. Демонтаж аккумуляторной батареи в автомобиле с первого взгляда довольно простая процедура, но следует выполнять простые правила демонтажа. При не правильном снятии может потребоваться поездка в автосервис.

Вместе весело шагать. Тест-драйв кроссовера DFM 580

Смотреть все фото новости >>

Очередность действий при снятии клемм у аккумулятора

Первой снимается минусовая, второй – плюсовая. При подключении порядок меняется: сначала одевается плюсовая, затем минусовая. Мнение о том, что нет разницы, сначала плюс или минус, чтобы аккумулятор отсоединить, обманчиво. Отрицательный выход подключен к корпусу автомобиля. Если первым отключить красный разъем, положительный выход, при соприкосновении автовладельца инструментом к корпусу авто, может возникнуть замыкание.

Перепад напряжения выведет из строя все электрооборудование. При сбое в работе систем нужно знать, какую клемму надо снимать с аккумулятора для сброса ошибок. Обычно снимают минусовой разъем, через 10 минут подсоединяют обратно.

Как определить минусовую клемму

Если на батарее нет обозначений, нужно знать, что красный цвет предполагает плюсовой зажим, а синий – минусовой. Плюсовая имеет большую толщину, чем минусовая. Если по ошибке одеть отрицательный разъем на положительную клемму, он одевается с трудом.

Возможные проблемы при снятии батареи

При оснащении автомобиля аудиосистемой или сигнализацией при демонтаже акб могут возникнуть проблемы с этими устройствами.

  1. Информация о коммутаторах может быть стерта с памяти электронного блока. Силовой агрегат будет заблокирован.
  2. Все параметры системы собьются.
  3. Если в машине есть автозапуск, то он может не функционировать.
  4. Настройки аудио системы при снятии батареи будут сброшены. Всегда перед демонтажем АКБ нужно удостовериться, есть ли код разблокировки системы.

Что делать, чтобы клеммы не прикипали

Для того, чтобы из-за окисления разъемы не прикипали, и автомобиль внезапно не вышел из строя, необходимо проводить обязательные работы:

  • раз в месяц осматривать контакты;
  • протирать насухо поверхность аккумулятора;
  • летом каждый месяц контролировать уровень электролита в обслуживаемых АКБ;
  • если белый налет на контактах обнаружен, произвести проверку герметичности батареи;
  • перед началом холодов, нужно проверить насколько нагреваются контакты при запуске двигателя, при небольшом нагревании, нужно проверить контакты и провести дополнительную обработку.

Самый действенный способ снятия налета на клеммах – это механическая очистка.

Для этого нужно скинуть клеммы, смочить спиртосодержащей жидкостью или растворителем, разбавленным с водой, и насухо протереть. Содовый раствор (столовая ложка соды на стакан воды) поможет удалить остатки кислоты.

Нельзя использовать ацетон, из-за свойств разъедать металл. Для очистки подойдет наждачка или металлическая щетка. Результатом работы должна быть блестящая поверхность, даже если не идеально ровная.

Чтобы сохранить контакты блестящим, нужно их защитить от попадания агрессивных веществ. Применение литола, солидола и других смазочных материалов помогут уберечь зажимы. Перед использованием смазки, нужно удалить остатки прежнего материала.

Прекрасно зарекомендовала себя силиконовая смазка, задерживающая и отталкивающая агрессивные среды. Минусом смазки является текучесть, быстро вытекает, необходимо регулярно проводить ее впрыскивание. Отлично зарекомендовали себя спреи не только качеством, но и удобством в использовании.

Мнение о том, что для обработки контактов подходит графитовая смазка, обманчиво. В состав смазки входят токопроводящие вещества.

К чему приведет ошибка в последовательности

Новички не всегда знают, какую клемму снимать с аккумулятора первой. Если не знать, в какой последовательности снимать клеммы с аккумулятора, возможен выход из строя самого прибора и поломки всего электрооборудования.

Поврежденный аккумулятор можно заменить на новый, а вот замена бортового компьютера обойдется очень дорого. Если сначала ставить отрицательную клемму, закрепить ее, при установке положительной закоротить ключом, произойдет замыкание. Протекание тока приведет:

  • к разрушению батареи;
  • разрушению пластин;
  • ожогам кожных покровов и органов зрения;
  • выходу из строя электрооборудования.

Последовательность снятия и одевания клеммы с аккумулятора

О том, насколько важным элементом в устройстве автомобиля является аккумуляторная батарея, мы уже много раз рассказывали на страницах нашего портала для автомобилистов Vodi.su. Однако, часто в повседневной жизни можно заметить, как начинающие водители и автомеханики не соблюдают очередность снятия клемм и их обратного подключения. Как же правильно нужно снимать и устанавливать аккумулятор: какую клемму снимать первой, какую одевать первой, и почему именно так? Попробуем разобраться с этой проблемой.

Отключение и снятие аккумулятора

АКБ, как и любая другая деталь современного автомобиля, имеет свой ресурс работы. Вы заметите, что с аккумулятором творится что-то не то, когда он начнет быстро разряжаться, а электролит внутри начнет вскипать. Кроме того, в условиях, когда на протяжении осенне-зимнего сезона машина длительное время простаивает на улице, даже опытные автослесари посоветуют вам снять новую аккумуляторную батарею и перенести ее временно на хранение в теплое место.

Могут быть и другие причины для снятия АКБ:

  • замена на новый;
  • подзарядка;
  • снятие АКБ для сдачи в магазин, где покупали, по рекламации;
  • установка на другую машину;
  • очистка клемм и выводов от накипи и отложений, из-за которых ухудшается контакт.

Снимать клеммы нужно в следующей последовательности:

Возникает закономерный вопрос: почему именно такая очередность? Все очень просто. Минус подключен к массе, то есть к металлическому корпусу или металлическим деталям подкапотного пространства. От плюса же идут провода к другим элементам электрической сети транспортного средства: генератору, стартеру, системе распределения зажигания и к другим потребителям электрического тока.

Таким образом, если в процессе снятия аккумуляторной батареи, вы сначала снимете «плюс», а затем случайно, при откручивании минусовой клеммы, прикоснетесь металлическим рожковым гаечным ключом к корпусу двигателя, который подключен к «массе», и одновременно к положительному выводу АКБ, вы перемкнете электрическую сеть. Будет замыкание со всеми вытекающими отсюда последствиями: сгорание проводки, выход из строя электрооборудования. Возможен также сильный удар током вплоть до летального исхода, если не придерживаться правил техники безопасности при работе с электрооборудованием.

Однако, сразу заметим, что такой серьезный исход при несоблюдении очередности снятия клемм возможен лишь в некоторых случаях:

  • вы задели другим концом гаечного ключа металлические части под капотом и плюсовой вывод АКБ, тем самым перемкнув цепь;
  • на автомобиле не установлены предохранители на минусовые клеммы.

То есть, последовательность снятия клемм не обязательно должна быть такой — сначала «минус», потом »плюс» — так как если все делать аккуратно, то ни вам, ни проводке с электрооборудованием ничто не грозит. Более того, на большинстве современных авто стоят предохранители, защищающие АКБ от замыкания.

Тем не менее, именно в такой последовательности снимают клеммы на любой СТО, от греха подальше. Также, в любых инструкциях можно почитать о том, что если возникает необходимость в проведении тех или иных ремонтных работ, то для отключения АКБ достаточно отсоединить клемму именно от минусового вывода аккумуляторной батареи. Плюсовой же электрод можно оставить подключенным.

В какой последовательности подключать клеммы при установке АКБ?

Сначала снимают минусовую клемму, а лишь потом плюсовую с целью предотвращения короткого замыкания.

Подключение же происходит в обратном порядке:

  • первой прикручиваем плюсовую клемму;
  • затем минусовую.

Напомним, что на корпусе АКБ возле каждого вывода стоят отметки «плюс» и «минус». Положительный электрод обычно красного цвета, отрицательный — синего

Обратите внимание, что при установке АКБ изменять очередность подключения клемм ни в коем случае нельзя. В случае подключения первым минусового электрода очень велик риск повреждения бортовой сети

Источник

Очередность действий при подключении аккумулятора

При установке АКБ нужно обратить внимание на плюсовой и минусовой контакты, чтобы не установить батарею наоборот плюс к минусу. Те автолюбители, которые не видят разницы, какую клемму одевать первой на аккумулятор, могут причинить вред своему авто

Какую клемму надо одевать первой на аккумулятор

Первой одевается плюсовая клемма

Устанавливают АКБ в следующем порядке:

  • установить и закрепить батарею на ее положенном месте в автомобиле;
  • надеть плюсовую клемму на соответствующий контакт, порядок подключения клемм аккумулятора происходит в обратной последовательности;
  • затянуть крепежную гайку с помощью ключа № 10 или гайкой-барашком;
  • затем надеть минусовую клемму и затянуть гайку.

Инструкция по дальнейшим действиям

После установки аккумулятора нужно проверить работу бортовой электроники. Когда аккумулятор снимается все параметры автоматически сбрасываются. Возникает проблема, что при правильном снятии и обратной установке батареи, не обеспечивается функционирование автомобиля.

Чтобы настроить данные системы, многолетний опыт автомобилистов предлагает следующие действия:

  • при запуске двигателя, довести его работу до обычной температуры;
  • заглушить двигатель;
  • отсоединить минусовой контакт, через 5 минут вернуть его на место;
  • проделать такой же вариант с плюсовой клеммой;
  • завести двигатель на 15 минут, именно за это время компьютер восстановит все данные;
  • после его выключения вся информация сохранится;
  • для проверки, еще раз в тестированном режиме запустить двигатель;
  • отключить зажигание, через несколько минут система запишет все параметры.

Чтобы автомобиль был всегда на ходу, нужно знать причины разрядки аккумулятора, как снять клеммы с аккумулятора, какую клемму нужно снимать первой с аккумулятора, в какой последовательности подключать клеммы аккумулятора. Проведение диагностики батареи поможет избежать поломок авто. При правильном обслуживании акб прослужит не один год.

Техника безопасности

Техника безопасности важна даже при выполнении таких незначительных работ как обслуживание и даже обыкновенное снятие аккумуляторной батареи. Перед снятием АКБ необходимо произвести ее отключение от всех автомобильных систем. Работу следует выполнять в следующем порядке:

  1. Прежде всего, выключаем зажигание.
  2. Затем обесточиваем всю автомобильную электронику.
  3. Правила безопасности предусматривают закрытие дверей и окон авто. При наличии стеклоподъемников после отключения батареи поднять стекла будет невозможно.
  4. Снимаем защитную крышку, если она имеется.
  5. После этого можно снимать клеммы в установленном порядке.
  6. Демонтируем аккумулятор.

Во время выкручивания клемм нельзя прилагать слишком большие усилия, чтобы не нанести батарее повреждение. Действовать тут нужно аккуратно – сначала ослабляется крепеж, а потом снимается клемма. Чрезмерное усердие здесь окажет плохую услугу. И если только испортится внешний вид АКБ – повредится полировка, образуется скол или появится другой внешний дефект – это еще полбеды, так вполне можно отломить токовыводы.

При установке клемм действия должны осуществляться от обратного. То есть, если обесточивать аккумулятор нужно с минусовой клеммы, то при его подключении первой необходимо подсоединить плюсовую.

Перед подсоединением клемм токовыводы необходимо зачистить. Грязь нужно удалить с поверхности батареи дистиллированной водой. От простой воды помощь небольшая – может появиться налет, поэтому использовать ее не стоит. Подсоединять плюс можно будет только после установки и закрепления батареи на свое место. После этого подключается минус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector