Как прозвонить предохранитель мультиметром в машине

Содержание:

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Короткое замыкание – это недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в колодке, либо повреждение изоляции проводов. Если после замены неисправного предохранителя он снова перегорает, вероятно, в электропроводке есть короткое замыкание.

Чтобы найти короткое замыкание следует отсоединить проверяемый участок электропроводки от остальной проводки автомобиля. Мультиметр устанавливаем в режим прозвонки. Один щуп прибора подсоединяем к участку цепи, а другой – к кузову («массе»).

  • Если короткого замыкания на участке цепи нет – прибор не будет подавать звуковых сигналов.
  • Если есть короткое замыкание – мультиметр подаст звуковой сигнал (цепь окажется замкнутой).

Осматриваем весь участок цепи на наличие повреждений.

Напомним, выполнять диагностику проводки удобней тогда, когда под рукой есть схемы электрооборудования автомобиля (для Lada XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina, Priora, Niva 4×4).

Ключевые слова: универсальная статья

Электрический плавкий предохранитель — это радиокомпонент, выполняющий защитную функцию. Предохранитель защищает электрическую цепь и её элементы от перегрева и возгорания при протекании сверх допустимой силы тока.

Каждый плавкий предохранитель имеет внутри себя проводок определенного диаметра. Через этот проводок течет электрический ток по всей цепи. Если каким-то образом в цепи возникает большая сила тока, то этот проводок просто-напросто сгорает. Чем тоньше провод, тем на меньшую силу тока рассчитан предохранитель.

Как проверить предохранитель мультиметром

Итак, вот наш пациент. Первым делом, мы можем уже визуально увидеть, что тонкий проводок предохранителя целый. Но в некоторых случаях это все равно ни о чем не говорит, так как проводок может сгореть прямо у самого края предохранителя.

Для точного определения работоспособности предохранителя, мы будем использовать мультиметр. Ставим его крутилку на значок прозвонки

и прикладываем щупы к предохранителю

В результате мультиметр выдает нам сопротивление 0 Ом и звуковой сигнал “пиииииииип”. Это означает, что предохранитель целый.

Сгоревший предохранитель покажет нам на мультиметре единичку

Сопротивление бесконечно большое, никакого звукового сигнала типа “пиииииииииииииип” мы не слышим. Предохранитель в обрыве. Его можно выбрасывать в мусорную корзину.

Как проверить предохранитель с помощью батарейки и лампочки

Если у вас нет мультиметра, то этот способ будет более предпочтительней. Для этого нам понадобится батарейка и маломощная лампочка накаливания. Батарейка и лампочка должны подходить к друг другу. Если у вас батарейка на 1,5 Вольта, то и лампочка тоже должна быть на 1,5 Вольта. Смотрим рисунки:

В первом случае у нас предохранитель в обрыве, следовательно, лампочка не горит. Во втором случае предохранитель оказался целым. В этом случае лампочка уже будет гореть.

Как проверить предохранитель с помощью батарейки и языка

Если у вас нет лампочки, то здесь индикатором целостности предохранителя будет служить ваш язык. Для этого достаточно собрать вот такую схему

Если предохранитель целый, то кончик языка будет пощипывать. Если же сгоревший, то вы ничего не почувствуете.

Заключение

Некоторые умельцы восстанавливают предохранители припаяв новый провод. Но… это чревато конечно же последствиями. Провод может быть и толще, и тоньше, и может выгореть в самый неподходящий момент или наоборот, когда вся аппаратура, защищаемая предохранителем, будет уже гореть ярким пламенем.

Поэтому, в таких ситуациях проще купить сразу готовый набор предохранителей и не заниматься самодеятельностью. Я находил на Алиэкспрессе вот такой неплохой набор

Виды и классификация автомобильных предохранителей

Чаще всего предохранители располагаются в виде блоков. На каждое авто приходится не менее двух таких предохранительных объединений. Один из них неизменно располагается под капотом или же в багажном отсеке. Именно этот узел является основным, а потому состоит из наибольшего числа элементов. Второй же блок принято прятать в салоне под переднюю панель. Тем не менее такой порядок расположения отнюдь не является обязательным, а потому в разных транспортных средствах он может варьироваться. Кроме того, имеют место случаи, когда по всей машине располагаются единичные предохранители, не связанные в группы.

Существует общепринятая классификация предохранителей, в основе которой лежит размер элемента и его рабочий ток

Так, при выборе соответствующего токового блокиратора стоит обращать внимание на наличие трёх категорий размеров:

Немаловажным критерием выбора при покупке элемента является значение номинального тока. Как правило, для установки в автомобиль выбирают модели, обладающие силой тока от 5 до 30 А. Для удобства распознавания все составляющие цепи окрашивают в определённый цвет, соответствующий его номинальному току:

  • серый — 2 А;
  • розовый — 4 А;
  • оранжевый — 5 А;
  • коричневый — 7,5 А;
  • красный — 10 А;
  • голубой — 15 А;
  • жёлтый — 20 А;
  • белый — 25 А;
  • зелёный — 30 А.

Проверка сгоревших элементов

Автомобилистам следует разобраться в том, как нужно проверять предохранители в машине. Перегрузка в электросети не всегда приводит к выходу из строя самих предохранителей. Их легче всего проверить, потому обычно диагностику начинают именно отсюда.

Когда электроприбор перестаёт функционировать, далеко не факт, что виной всему защитный элемент. Тут наиболее правильным и рациональным решением будет проверка состояния устройства, отвечающего за неисправный прибор в машине.

Очень полезным инструментом в процессе диагностики станет карта предохранителей. На всех современных авто она располагается непосредственно на крышке предохранительного блока.

Существует несколько основных методов проверки:

Наиболее простым считается способ путём замены. Нужно лишь на место потенциально неисправного устройства установить новый предохранитель. Но справедливо считать эту методику идентичной визуальному осмотру. Ведь по внешним аспектам проще определять, чем менять подряд каждый из расположенных в блоке предохранителей.

Визуальная проверка

Начнём с того, как понять, сгорел ли в машине предохранитель, отталкиваясь сугубо от внешнего вида элемента. Этот метод считают самым верным, поскольку визуально многим довольно легко убедиться в том, что произошёл обрыв легкоплавкого компонента.

Для проверки потребуется извлечь элемент, подвести к свету и внимательно на него посмотреть. Опытному автомобилисту не составит труда узнать и понять, сгорел предохранитель в его машине или нет. Новички понимают это не сразу, что вызывает несколько больше вопросов касательно того, как получить точный ответ.

Изношенный предохранитель идентифицировать не сложно. Это проявляется в виде оборванной проволоки (легкоплавкий сплав) или обгорелых следов. Подобные симптомы указывают на то, что электроцепь разорвалась, и предохранитель нуждается в замене.

Подобный метод проверки актуален для тех предохранителей, которые изготавливаются на основе стекла или прозрачного пластика. Таких в легковых автомобилях большинство.

Но у способа есть также существенный недостаток. Проверка выполняется человеком, без применения каких-либо приборов. В некоторых случаях, особенно у новичков, визуальный осмотр не даёт 100% гарантии правильного диагноза. Потому намного правильнее и эффективнее проверять предохранители, используя мультиметры.

Проверка мультиметром

Это отличный способ, как можно определить в машине сгоревший предохранитель. Подобным методом вычислять может каждый, поскольку ничего особо сложного в процедуре нет. Единственным условием является наличие мультиметра. Можно проверить также и обычным тестером, но мультиметром в дальнейшем удаётся решить ряд других вопросов. Это более универсальный прибор. Имея в руках автомобильный мультиметр, следует детальнее разобраться в том, как самостоятельно проверить потенциально перегоревший предохранитель.

С помощью такого устройства выполняется проверка 2 методами:

Начнём с методики, которая предусматривает проверку состояния по напряжению. Здесь требуется выполнить следующие процедуры:

  • включить измерительный прибор в режиме проверки напряжения;
  • включить электроцепь машины, где имеются проблемы;
  • проверить параметры напряжения на одном выводе защитного элемента, а затем на втором;
  • если напряжения на одном из выводов нет, устройство сгорело, и его требуется заменить.

Способ предельно простой, за что и ценится автомобилистами. Достаточно буквально пары минут, чтобы убедиться в работоспособности предохранителя или подтвердить факт его выхода из строя.

Но в определённых ситуациях проверять по напряжению не очень легко. В основном это касается предохранителей, отвечающих за работу клаксона и дверного замка. Тут на помощь приходит альтернативный метод.

Если по каким-то причинам проверка по напряжению вам не подходит, воспользуйтесь способом диагностики по сопротивлению.

  • мультиметр переключается в режим измерения Ом. Это единицы сопротивления;
  • выводы измерительного прибора соединяются с выводами предохранителя;
  • если на экране ноль, элемент вышел из строя и нуждается в замене.

И тут ничего сложного нет, потому с поставленной задачей легко справится даже начинающий автомобилист, который лишь недавно приступил к самостоятельной эксплуатации транспортного средства.

Фактически для проверки нужно только немного свободного времени и хороший мультиметр с соответствующими режимами измерения. Купить прибор не сложно, зато его возможности огромные в плане самостоятельной диагностики автомобиля.

Как подключить мультиметр к предохранителю и как проверить его тестером

Проверка предохранителей выполняется время от времени в автоматах щитовых комнат квартир или в автомобилях. Сделать это можно с помощью простого тестера или мультиметра.

Для начала нужно разобраться с типом электропредохранителя. Они бывают патронными и плоскими. Первый имеет форму цилиндра, и продолжительное время использовался в домах и в электроприборах. Этот цилиндр имеет два металлических контакта, с помощью которых он и включается в сеть последовательно. Второй часто используется в автомобилях последние несколько десятков лет. Внешне он похож на вилку провода, так как конструктивно он выглядит как кусочек пластика с торчащими из него контактами.

После этого следует понять, как работает мультиметр. Это прибор, который измеряет силу переменного и постоянного тока, сопротивление и напряжение. С его помощью можно проверить работоспособность любых электроприборов и их элементов. Касается это и электропредохранителя.

Важно! У мультиметра и тестера есть два контакта с положительным и отрицательным знаком. Для проверки он пропускает по контурам прибора или его элемента небольшое количество электричества от своей батареи и проверяет, сколько его вернулось на другой контакт

Подробная пошаговая инструкция по проверке выглядит следующим образом:

  • Убедиться, что устройство выключено и вынуть предохранитель из прибора или автомобиля;
  • Включить мультиметр и должным образом настроить его. Установить переключатель на измерение сопротивления (Ом). Можно заранее скрестить положительный и отрицательный щупы и посмотреть на значение. Параметр измерения электропредохранителя должен получиться практически идентичным. Также можно измерить силу тока вместо сопротивления. Для этого ручка поворачивается в соответствующем направлении (А);
  • Прикоснуться обоими щупами мультиметра к ножкам электропредохранителя одновременно и зафиксировать значение измеряемого параметра на экране;
  • Если при измерении сопротивления ничего не появилось, то это означает, что элемент расплавился и вышел из строя. При измерении силы тока у нормально функционирующего предохранителя мультиметр должен постоянно издавать пищащие звуки. Если элемент перегорел, и в нем нет контакта, то прибор при прозвонке будет «молчать».

Таким образом, электропредохранитель в современной технике — важная и нужная вещь, способная защитить приборы и человека от воздействия большой силы тока, образовавшейся в результате короткого замыкания. Проверить такой элемент цепи на работоспособность можно и простым тестером или мультиметром.

Электроника в автомобиле с каждым годом становится все сложнее, и электрические цепи включают в себя все больше элементов. Практически все они связаны друг с другом тем или иным образом, и выход из строя одного из элементов может привести к поломке других. Чтобы этого избежать, в автомобиле начали устанавливаться предохранители, задачей которых является защита электрических цепей от короткого замыкания. Разрушаясь, предохранители разрывают цепь, тем самым отключая ток и защищая устройства, состоящие в ней.

Расчет его номинала при установке дополнительного оборудования

При установке дополнительного оборудования часто бывает необходимым изменить номинал предохранителя в цепи питания. Для расчета необходимо иметь данные о мощности устройства или его сопротивлении. Например, подключая дополнительный источник освещения в виде лампы мощностью 60 Ватт, необходимо воспользоваться формулой:

P=U*I, где

  • Р – мощность лампы,
  • U – напряжение бортовой сети (12 Вольт),
  • I – ток в цепи.

Из формулы следует:

I = P/U = 60/12 = 5 Ампер.

То есть при установке дополнительной лампы необходимо номинал предохранителя в цепи увеличить приблизительно на 5 Ампер, с учетом запаса по току 50%, необходимо выбрать 7,5 Ампер. Если по цепи устанавливается две лампы, тогда номинал умножается на 2, получается 15 Ампер.

Если мощность устройства неизвестна, измеряется его сопротивление. Измерение следует производить хорошим мультиметром, так как китайские имеют большую погрешность, особенно, при измерении малых сопротивлений. Например, устанавливая пресловутый электрический подогреватель воздуха в салоне, измерения показали сопротивление R равным 0,4 Ом. Ток определяется по закону Ома.

I = U/R = 12/0,4 = 30 Ампер

Если включать в разъем прикуривателя только обогреватель, с учетом запаса номинал предохранителя должен быть не менее 40 Ампер.

Видео — выбор качественных автомобильных предохранителей, их проверка на целостность, расчет номинала:

Следует учитывать, что обычно при расчете площади сечения проводника, принимается за максимальный ток на 1 кв.мм сечения проводника максимальный ток 4 Ампера. Таким образом, площадь сечения провода, идущего к разъему прикуривателя должна быть больше 30/4 = 7,5 кв.мм. Ближайшее стандартное сечение – 8 кв.мм. (наверняка там стоит провод сечением не более 6 кв.мм.) Если во время работы обогревателя захочется прикурить (посредством двойника разъема), ток может увеличиться, а это чревато перегоранием предохранителя, еще хуже, воспламенением проводки.

Если допоборудование запитывается от блока предохранителей, также необходимо увеличивать номинал мощного предохранителя, который обслуживает данный блок. Он обычно расположен под капотом либо в багажнике, если там расположена аккумуляторная батарея.

Особенности проверки проводов, входящих в состав различных устройств

Сначала рассмотрим особенности работы в условиях, когда посредством прозвонки мультиметром проверяется бортовая проводка современного автомобиля.

Автомобильная проводка

Специфика этой ситуации заключается в том, что разводка в рассматриваемом случае состоит из одного линейного проводника с питающим напряжением 12 Вольт. При этом в качестве второй (общей или «земляной») жилы используется металлический корпус автомобиля, где, как правило, обрываться нечему.

Для подготовки бортовой сети к обследованию в первую очередь необходимо отключить плюсовую клемму от аккумулятора, после чего можно смело приступать к работам. Тестирование бортовой проводки организуется по уже описанной ранее схеме прозвонки линейных цепей.

При проверке «массы» автомобиля основное внимание уделяется качеству контакта подводящих клемм с корпусом

Электрический ТЭН

Ориентируясь на показания индикатора на мультиметре, удаётся сделать прозвонку такого элемента, как водонагревательный ТЭН. В процессе проверки контрольными щупами прибора прикасаются к двум контактным пластинам нагревателя и оценивают его внутреннее сопротивление по индикатору.

Если дисплей показывает порядка нескольких Омов, то без сомнения, элемент исправен. При больших значениях на экране, соответствующих обрыву проверяемой линии, сразу можно сказать, что ТЭН повреждён и должен быть заменён.

Помимо самого нагревательного элемента, при проверке бойлеров и подобных им приборов очень важно прозвонить подводящий кабель на предмет его нежелательного контакта с корпусом устройства. С этой целью один из щупов мультиметра поочерёдно подсоединяется к входным контактам; при этом второй конец постоянно держится на корпусе нагревателя

В случае, когда цифровой мультиметр при измерении показывает какое-то сопротивление – это значит, что повреждена защитная оболочка подводящего кабеля. Для предотвращения поражения пользователя электрическим током, его следует заменить новым.

Другие бытовые приборы и детали

При помощи мультиметра можно протестировать и цепь питания любого осветительного прибора путём прозвонки проводки и вспомогательных элементов (переключателей, в частности) на короткое замыкание или обрыв. Для этого, прежде всего, следует прозвонить две линейные цепочки, заканчивающиеся непосредственно на контактах электрической лампочки.

В процессе прозвонки линейных цепочек обязательно проверьте исправность стоящего в одной из них переключателя, а также надёжность подсоединения проводников с его контактами.

Также отметим, что указанным способом можно будет прозвонить обмотки линейного трансформатора или электродвигателя и убедиться в их целостности или в наличии обрыва (КЗ).

В заключение ещё раз напомним, что посредством мультиметра удаётся проверить не только отдельные провода или скрытую в толще стен проводку, но и любые другие электрические приборы и детали.

О проверке напряжения

Измерительное устройство включают в режим измерения напряжения, устанавливают предел измерения примерно 20 Вольт. Этого будет вполне достаточно для бортовой сети машины, которое равно 12 Вольт. Для проверки следует включить в работу электрооборудование, цепи которого защищает проверяемый предохранитель. Один щуп измерительного прибора следует подключить к массе машины, а вторым измерить напряжение на ножках предохранителя.

Результат измерений может быть таким:

  • Питание имеется на обеих ножках;
  • Напряжение присутствует на входе защитного прибора;
  • На обеих ножках показания равны нолю.
  • Последние два случая будут подтверждать неисправность предохранителя.

Проверка силы тока. Для такого измерения измеритель переключают в режим измерения постоянного тока. Однако следует предупредить, что таким образом далеко не всегда можно произвести измерения. Через некоторые цепи может протекать ток, величина которого значительно больше, чем максимальный предел его измерения.

Для проверки измерительный прибор следует включить последовательно с потребителями. Если прибор покажет силу тока в цепи, можно считать предохранитель исправным, если он отсутствует, следует определить причину такого явления.

Визуальная диагностика

Общепризнанно, что самый надёжный способ, позволяющий проверить состояние предохранителя, — это визуальный осмотр и поиск обрывов. Для этого необходимо достать элемент из узла и детально просмотреть его на свету. Если вы видите, что проволока, находящаяся у него внутри, разорвана или же на детали есть следы горения, значит, причиной обрыва всей цепи был именно сломавшийся предохранитель.

Подобная диагностика хороша для прозрачных элементов из стекла или пластмассы. Единственным недостатком метода можно считать то, что проверять состояние устройства необходимо, полагаясь исключительно на человеческое знание дела и опыт. Именно поэтому нередкими являются случаи, в которых визуальный осмотр имел ошибочные выводы, а потому надёжнее использовать для тестирования состояния предохранителей мультиметры.

Стоит помнить перед работой

Нужно помнить — что предохранители стоят в электрической цепи, поэтому нужно соблюдать меры предосторожности:

  • Автомобиль должен быть «заглушен»
  • Зажигание нужно выключить
  • Аккумулятор должен быть установлен и клеммы должны быть накинуты, иначе не будет «питание» электрической цепи
  • Не перемыкайте контакты одного предохранителя с другим, мультиметром.

Что хочется добавить в заключении, ребята – два первых метода доступны всем, то есть банально вытащить и посмотреть, а вот третий с тестером … купите его, реально полезная вещь в автомобиле, если решили постигать его сами, просто не заменим!

Сейчас смотрим подробное, но полезное видео.

Надеюсь вам помог, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

(10 голосов, средний: 4,90 из 5)

Похожие новости

Как проверить генератор на машине, не снимая. Мультиметром и без.

Обгонная муфта генератора. Что это такое и для чего нужна. Важны.

Что такое OBD2 и причем тут ELM327? Как ими пользоваться в машин.

Источник

Назначение

Предохранитель в автомобиле выполняет роль защиты от перепада напряжения. Напряжение машины варьируется от 12 вольт для бензиновых и 24 для дизельных двигателей. Больше этого напряжения быть не может. Но на момент короткого замыкания электрической проводки, электрическое сопротивление полностью пропадает, увеличивая напряжение. Именно для подобных ситуаций и устанавливаются предохранители. Они не пропускают высокое напряжение в основную цепь, предотвращая выгорание проводки, датчиков, электрических приборов.

Защита от перепада напряжения осуществляется за счет тонкой проволочной перемычки, соединяющей 2 контакта радиодетали. Во время короткого замыкания проволочная перемычка обрывается, размыкая электрическую цепь.

Как проверить предохранитель мультиметром

Для проверки элемента цепи используется распространенный прибор – мультиметр, он же тестер. Прибор является незаменимым для автолюбителя, и он позволяет проверить предохранитель машины двумя способами.

Проверка по напряжению

Чтобы диагностировать неисправность предохранителя в автомобильной цепи, необходимо:

Взять мультиметр и настроить его в режим измерения напряжения;

  • Далее включить цепь автомобиля, с которой наблюдаются проблемы, – свет, печка, обогреватель зеркал или другую;
  • После этого проверить напряжение на одном выводе предохранителя, отвечающего за эту цепь, а затем на другом выводе;
  • Если напряжение отсутствует на одном из выводов, значит, предохранитель перегорел и потребуется его замена.

Данный способ хорош своей простотой, и буквально за несколько секунд он позволяет определить имеется проблема в предохранителе или другом элементе, подключенном в цепь. Однако у него имеется и минус, подобным методом будет трудно измерить напряжение предохранителя в некоторых цепях, к примеру, дверного замка или звукового сигнала. Проще это сделать с помощью второго способа, описанного ниже.

Проверка по сопротивлению

Диагностировать неисправность предохранителя можно по сопротивлению. Для этого требуется снять элемент с машины и переключить мультиметр в режим измерения электрического сопротивления (Ом). После этого выводы тестера подводятся к выводам предохранителя, и если на экране отображается нулевое электрическое сопротивление, значит, элемент неисправен и требуется его заменить.

Считается, что вышедший из строя предохранитель можно заменить проволокой, которая сможет восстановить электрическую цепь. Это действительно так, но данный метод «ремонта» крайне нежелателен. Устанавливая проволоку на место предохранителя, автомобилист не решает проблему, а только ее усложняет. В экстренных случаях это допустимо, но при долгой «поездке на проволоке», начнет плавиться электропроводка автомобиля, что может вылиться в дорогостоящий ремонт.

Современные модели автомобилей отличаются от своих старших «братьев» значительно возросшим уровнем сервиса, их возможности еще несколько лет тому назад было сложно себе представить

Достигается это за счет многих составляющих, немаловажное место среди них занимает присутствие большого количества специальных электрических приборов, электродвигателей, нагревателей и т. д. Все эти элементы довольно дорого стоят, для увеличения времени эксплуатации и защиты от коротких замыканий в автомобиле устанавливают предохранители

Из-за их большого количества для новичков значительно усложняется проверка предохранителей автомобилей

Все эти элементы довольно дорого стоят, для увеличения времени эксплуатации и защиты от коротких замыканий в автомобиле устанавливают предохранители. Из-за их большого количества для новичков значительно усложняется проверка предохранителей автомобилей.

Как проверить предохранитель с помощью мультиметра

Если у вас есть мультиметр, тогда проверить предохранитель можно двумя способами.

Проверка напряжения

Первый способ — измерить напряжение на обоих контактах (выводах) предохранителя. На маленьких предохранителях есть верхняя часть обоих выводов, выступающая сквозь корпус предохранителя. Это позволяет измерять напряжение на каждой стороне предохранителя, не вынимая его.

Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (=U). Подсоедините щуп COM (черный) к минусу или металлической части кузова. Установите стояночный тормоз и поверните зажигание в положение ON (ВКЛ).

Зажигание должно быть включено, потому что при выключенном зажигании не на все предохранители подаётся напряжение. С помощью положительного щупа (красного) проверьте напряжение на обеих сторонах каждого предохранителя. Предохранитель, это просто электрический проводник.

Этот метод хорошо работает, когда необходимо проверить много предохранителей одновременно.

Проверка сопротивления

Если вы уже вытащили предохранитель, но не ясно, перегорел он или нет, вы можете проверить его сопротивление. Сопротивление обратно пропорционально току. Чем ниже сопротивление, тем выше ток.

Другими словами, между двумя контактами предохранителя должна быть непрерывность. Перегоревший же предохранитель покажет очень высокое сопротивление (бесконечность).

Чтобы измерить сопротивление любого электрического оборудования, оно должно быть отключено от электрической цепи. Вы не можете измерить сопротивление, пока оборудование подключено или включено. Переключите мультиметр на «Ом» и подключите щупы, как на фото.

Если предохранитель перегорел — мультиметр показывает OL, что означает отсутствие непрерывности или сопротивление выше, чем можно измерить. Если предохранитель исправен, мультиметр показывает 0 Ом.

Смотрите видео, как проверить предохранитель с помощью зажигалки или мультиметра:

Конструкция и принцип действия предохранителя

На данный момент существует богатое разнообразие форм, номиналов и типоразмеров таких предохранителей, но их конструкция и принцип действия приблизительно одинаковы. Обособленно стоят только самовосстанавливающиеся предохранители, но и их мы рассмотрим в нашей статье.

Принцип действия предохранителей

Начнем наш разговор с принципа действия предохранителей. Это облегчит понимание конструкции и методов проверки этих коммутационных устройств. Ну и понятное дело — их ремонта.

  • Если вы помните школьный курс физики, то должны знать, что при протекании тока через любой проводник последний нагревается. Насколько сильно он нагревается зависит от материала проводника, силы тока и сечения проводника. Там есть еще масса мелких факторов, но на данном этапе мы их отбросим.
  • Так вот, если по проводу сечением 1 мм2 пропустить ток в 13А, то проводник нагреется, но незначительно. Если же такой же ток пропустить по проводу сечением 0,5 мм2 то проводник нагреется примерно в два раза больше. А если еще сравнить медный и алюминиевый проводник, то последний будет греться еще больше — как на видео.

  • Как мы опять-таки помним из школьного курса физики, чем сильнее проводник нагревается, тем хуже он проводит электрический ток. То есть, его сопротивление растет — а раз растет сопротивление, а ток остается прежним, то он будет еще быстрее нагреваться.
  • Получается, что если взять два одинаковых проводника один с температурой в +20⁰С, а второй с температурой в +60⁰С, и пропускать по ним одинаковый ток, то второй проводник за одинаковый промежуток времени выделит большое количество теплоты. Эти свойства и заложены в принцип действия предохранителей.

По сути предохранитель – это кусочек проводника со строго рассчитанным сечением. При протекании по нему тока ниже максимально допустимого он греется, но не достигает тех температур при которых происходит плавление данного материала. Ведь чем больше разница температур между проводником и окружающей атмосферой, тем быстрее он остывает.

Если же ток превышает некое значение, то данный проводник нагревается до такой температуры, при которой происходит его плавление. В результате он разрушается, тем самым обрывая цепь. А раз нет цепи, то нет и тока. Все, предохранитель свою функцию выполнил, защитил нашу цепь от слишком высоких токов. Несите нового защитника.

Конструкция предохранителей

Для ответа на вопрос: «Предохранитель — как проверить?», вам необходимо знать его конструкцию. Данные коммутационные аппараты бывают нескольких видов – трубчатые, ножевые и самовосстанавливающиеся.

Наибольшее распространение получили трубчатые предохранители. Ножевые применяются значительно реже и преимущественно в автомобилестроении. Самовосстанавливающиеся обычно применяются в низковольтной электротехнике.

Трубчатый предохранитель состоит из корпуса – чаще трубки, за что и получил такое название. Обычно она выполнена из диэлектрических материалов — стекло, керамика или другие диэлектрики.

Обратите внимание! Вы можете встретить трубчатые предохранители прямоугольной формы. Сути вопроса это не меняет, их всё равно относят к трубчатым

Начало и конец таких предохранителей обычно имеют контактную часть. Это может быть просто заделка из проводящего материала. А может быть оконцовка с контактной частью.

  • Оконцовка может быть разборной, а может быть неразборной. Это зависит от конструкции. Но обычно предохранители на малые номинальные токи делают неразборными. Считается, что цена полной замены такого предохранителя ниже, чем трудозатраты на его ремонт.
  • Для предохранителей на больший номинальный ток – от 20А, оконцовка обычно делается съемной, для возможной замены плавкой вставки. Обычно это резьбовые соединения.
  • Внутри корпуса располагается плавкая вставка. Это может быть обычный кусочек провода, определенного сечения. А может быть специальная вставка. Кусочек провода обычно встречается в предохранителях на небольшой номинальный ток. Обычно она припаивается к оконцовке, либо крепится при помощи опрессовки.

  • Специальные вставки крепятся к оконцовке предохранителя иногда при помощи специальных зажимов, но чаще всего при помощи обычных болтовых соединений.
  • Внутренняя полость корпуса может быть полой, а может содержать специальный наполнитель. Цель такого наполнителя — тушение дуги, которая может возникнуть при перегорании плавкой вставки. В качестве наполнителя обычно используется кварцевый песок.

Что касается ножевых предохранителей, то они обычно имеют пластиковый корпус и два ножа–контакта. Откуда и пошло название. К этим контактам при помощи пайки крепится плавкая вставка.

Проверка мультиметром (или тестером)

Значит так, им можно тестировать как уже снятые предохранители, так и установленные в блок машины.

НА мультиметре, есть звуковой режим проверки. При его включении, если замкнуть щупы, будет слышан писк, значит есть контакт.

Так вот – можно снять предохранитель, в случае если у вас не прозрачный корпус, просто устанавливаем щупы на контакты предохранителя! Слышим писк, значит исправен, звука нет – перегорел. Но опять же вытаскивать каждый и проверить это крайне неудобно!

Поэтому производители о нас позаботились, на предохранителях сверху есть открытые «точки» от контактов, вам достаточно засунуть в них щупы от мультиметра, и можно не снимая – проверить большое количество элементов. Лично я за пару минут могу проверить почти весь блок! На видео внизу это будет видно.

Именно так тестируют на СТО, потому как зачастую книжку со схемой потеряли, и очень долго искать — где какой стоит, а мультиметр обычно всегда под рукой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector