О проекте

I фактор

Первый фактор — географический (геоклиматический): для климата на всей территории России характерно отчетливое разделение года на холодные и теплые сезоны, а также существенные перепады температур и влажности. Все это губительно для дорожного покрытия, подвергающегося значительным нагрузкам и физическому износу. Разница температур более чем существенна: от – 46 в январе на Дальнем Востоке до + 15 в январе в районе Сочи и Краснодарского края. Ежегодные колебания температур в одном и том же регионе могут составляет до 60 градусов, от – 30 по Цельсию до + 30. Таким образом, быстрый износ и разрушение дорожного покрытия, к сожалению, — наша объективная реальность.

Низкое качество строительных материалов

0 Основные материалы в дорожной отрасли — каменный материал, чаще используемый как основа (щебень в простонародье), и вяжущий, то есть битумы. Качество и щебня, и битума у нас прихрамывает по ряду причин, напрямую с дорожным строительством не связанных. Битумы — это остатки производства в нефтяных компаниях и не основная статья дохода. Поэтому о его качестве никто особенно не думает, какой получился, такой и хорошо, на безрыбье все равно купят. Решение этой проблемы уже сдвинулось с мертвой точки, Росавтодор подготовил ужесточенные требования к битуму, которые постепенно вводятся в оборот. Нефтяные компании начинают поворачиваться к дорожникам лицом, но этот процесс будет замедлен из-за кризиса. Денег у компаний становится меньше, они сокращают всех тех специалистов, которые не имеют отношения к разведке месторождений и добыче. Возможно, через 9-10 лет в России будут хорошие битумы. С камнем ситуация попроще. У нас есть свои хорошие карьеры, оттуда материал нужно поднять специальными грузовиками, правильно раздробить, подобрать состав и отправить на завод

Проблема в том, что есть крупные потребители этого камня, которым качество щебня не очень важно. Например, железные дороги

Они закупают щебень для насыпей в объемах, несопоставимых с тем, какой требуется для дорожников. Заводам невыгодно производить мелкую партию качественного щебня, проще продать большую партию, где никто не будет придираться к качеству.

Отсутствие системного контроля

0 В Москве проектирование и строительство дорог фактически находится в ведении строителей, у которых психология таксистов: если есть 2 ряда и стоит пробка, надо сделать 4 ряда. Они взяли и построили Садовое кольцо на миллион рядов. И что оно, едет? Не едет. Если просто дать дорожникам много денег, они построят еще много полос дорог на свое усмотрение. То же самое касается ремонта. У чиновников, которые должны следить за состояние дорог, нет никакого стимула ездить по городу и замерять размеры ям, свою зарплату они получат в любом случае. Поэтому возникают такие организации, как «Росяма», которые хороши именно в части принуждения чиновников к работе: любой человек может сфотографировать дорожный дефект или яму, отправить фото в сооветствующее ведомство, которое обязано проблему исправить. Но, разумеется, в масштабах страны на ручном управлении ехать невозможно, необходимо создавать механизмы контроля всех этапов дорожного строительства.

Ремонт дороги и его отсутствие

0 Построить дорогу — это половина дела. Ее надо еще и содержать. В зимний период — убирать снег, мыть барьерные ограждения, возобновлять разметку, подметать и мыть улицы, менять верхний слой дорожного полотна, производить ремонт ям. Ремонт дорог — отдельная большая тема, он подразделяется на текущий, капитальный и реконструкцию. Срок службы отдельного элемента всегда меньше, чем предполагаемый срок службы всего объекта. Построили мост, у него есть опоры, в них появляются трещины. Конечно, не надо разрушать весь мост целиком, достаточно заменить опоры, и мост простоит еще много лет. У нас этот этап часто «провисает». Тут ситуация как с зубами. Если вовремя не лечить и не ухаживать за ними, вскоре придется вырывать зуб или проводить сложное лечение. Если своевременно не ремонтировать дорогу и неправильно ее обслуживать, то она быстро разрушается.

Что нужно, чтобы строить хорошие дороги?

Для начала, не стоит так глобально сравнивать качество наших дорог с заграничными. Учитывая, что иностранные дороги россияне видят, в большинстве случаев, глазами туриста, и, как правило, не ездят по провинциальным дорогам и неблагополучным районам. Поэтому разница, на первый взгляд, кажется очень ощутимой.

Во-вторых, нужно уделять большее внимание квалификации и опыту работы строителей. Знания должны позволять им понимать, то что они делают

Мастерство должно быть профессиональным.

По возможности следует исключить регулярную смену компаний, взявшихся за реализацию проектов. И не допускать снижения объёмов работ на объектах из-за отсутствия средств.

Климатические условия регионов изменить невозможно, но предусмотреть их в проекте и использовать современные технологии просто необходимо. Также, как и ограничить свободный проезд тяжеловесного транспорта по региональным дорогам.

Дорожную инфраструктуру необходимо постоянно улучшать. Всем понятно, что нынешнее состояние дорог оставляет желать лучшего. Но надо помнить, что хорошая дорога обеспечивает не только быстрый проезд и экономию времени, но и прежде всего безопасность водителей и пешеходов.

III фактор

Третий фактор: нарушение технологии при строительстве или ремонте дорог. Тендеры и коррупция. Разумеется, совокупность первого и второго фактора порождают потребность в проведении дорожного ремонта, что формирует заказ. Государственный заказ. А система его в России сейчас такова, что побеждает не тот кто строит по технологии, соблюдая сроки, приобретая необходимые и качественные материалы, следуя технологиям и ГОСТ, а тот кто заявит о выполнении работ в самые короткие сроки и за самую низкую стоимость. Разумеется, при такой постановке вопроса ни очередность и технология, ни качество и объем материалов в расчет не идут. По этой причине те показатели прочности и качества, которые были установлены еще при СССР (а климат с того времени не сильно изменился), не достигаются и дорожное покрытие приходится менять по несколько раз в год, что безусловно, создает комфортные условия для дорожно-ремонтных или дорожно-строительных компаний, особенно, если они близки к руководителям региона.

Что построят в ближайшие годы

Пандемия стала нешуточным испытанием для дорожно-строительного сектора: и «Автобану», и другим отраслевым игрокам пришлось на ходу адаптироваться к новым условиям.

Тем не менее, именно пандемийный 2020 год стал для нас наиболее динамичным и результативным. В ноябре мы запустили движение на ЦКАД-3, в декабре — на ЦКАД-4. По сути, это первая российская цифровая автомагистраль, которая включает Россию в главные международные коридоры, разгружает МКАД и столичные вылетные магистрали от вечных пробок.

2020 год стал переломным моментом в зачистке устаревших СНиПов. Так, из 10 тыс. ГОСТов, СНиПов, СанПиНов и других обязательных требований 3 тыс. стали рекомендательными. Из оставшихся 7 тыс. около 90% требований упростили и переработали. В федеральном законе № 44-ФЗ «О госзакупках» теперь есть возможность заключать контракты «под ключ», когда в одном лоте разыгрывают и проектирование, и строительство, и поставку оборудования. В результате регионы расширили свои градостроительные полномочия и теперь могут быстрее и эффективнее развивать и застраивать собственные территории. По словам вице-премьера Правительства России Марата Хуснуллина, совершенный прорыв в законодательстве позволил на два года раньше начать строительство скоростной трассы М-12 «Москва — Казань», поскольку если бы дорожникам пришлось проектировать и строить по старым нормам, то к строительству приступили бы не ранее конца 2022 года.

Дорожникам упростили требования к переносу инженерных сетей: больше не требуется готовить так много документации по планировке территории, не нужно получать дополнительное разрешение на строительство. Если же без переноса коммуникаций дорожники не могут начать строительные работы, то срок получения техусловий на перенос и переподключение сокращается до 20 дней. Упрощение переноса коммуникаций сыграло свою роль в том, что «Автобан» запустил движение на ЦКАД-4 почти на год ранее запланированного контрактом срока.

Проверка готовности ЦКАД-3 перед открытием, октябрь 2020 года

(Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

«Транспортный закон» заметно сократил избыточные процедуры, усложняющие и удорожающие строительство автомобильных и железных дорог, портов, аэродромов, транспортно-пересадочных узлов и прочих объектов инфраструктуры. Теперь строители могут утверждать проект планировки территории (ППТ) до внесения изменений в документы территориального планирования, могут отправлять проектную документацию на экспертизу до утверждения планировки территории, получать разрешение на строительство до оформления прав на землю, а выполнять подготовительные работы — до получения разрешения на строительство. В общей сложности нормы принятого закона могут сократить срок строительства объектов на 18 месяцев.

Но чтобы обеспечить экономическое развитие российских регионов и полностью реализовать их транспортный и экономический потенциал, нужно гораздо больше современных и удобных дорог.

Самым амбициозным отраслевым проектом в России на ближайшие три-четыре года станет скоростная магистраль М-12 «Москва — Казань». В прошлом году мы заключили контракты на строительство четвертого и шестого этапов этой трассы. Еще один масштабный проект — обход Тольятти: эта трасса наконец-то разгрузит проезд через Жигулевскую ГЭС, который исчерпал свою пропускную способность много лет назад.

И трасса М-12, и обход Тольятти — российская часть международного коридора «Европа — Западный Китай», по сути возрождение Великого шелкового пути. Он изменит карту мировых грузопотоков и станет реальным конкурентом торговым маршрутам через Суэцкий канал, которые наглядно показали свою уязвимость минувшей весной. Одновременно этот коридор обеспечит удобную альтернативу перегруженному железнодорожному пути.

10 уроков Ever Given: как кризис в Суэцком канале изменит логистику

Но людям нужны не только мегапроекты уровня М-12, им нужны хорошие дороги между городами и селами, по которым можно проехать, не застряв в грязи, не убив подвеску и ходовую. Им нужны удобные автомобильные трассы вместо стокилометровых объездов, паромов и зимников

На это обращал внимание президент Владимир Путин еще в мае 2018 года, говоря о необходимости срочно привести в порядок региональные и местные дороги. И такими стройками отрасль тоже будет заниматься в ближайшие годы

Осуществляется строительство не только роскошных скоростных автомагистралей, но и сельских дорог

Кроме строительства скоростных автомагистралей, сеть автодорог России была существенно благоустроена и за счёт возведения впечатляющего количества новых мостов (см. соответствующий обзор), многочисленных объездных дорог вокруг городов и сёл, а также разделений уровней дорог (путепроводов) в узловых точках и над железнодорожными путями. Национальная программа по повышению безопасности на дорогах и улучшению их качества предусматривает совершенствование двух третей всех российских автодорог в период с 2016 по 2018 год.

В связи с национальной программой дорожного строительства на период до 2024 года правительство определило новые цели по совершенствованию второстепенных дорог, межрегиональных дорог и дорог в пределах городских агломераций. Она предусматривает полную модернизацию 39 тыс. километров межрегиональных дорог и модернизацию 85% дорог в 104 крупных городских агломерациях.

Завершая работу над этим обзором, мне довелось поднять тему дорожного строительства в разговоре с водителем, чьими услугами я часто пользуюсь. Сказанное им вновь подтвердило, что в корне не правы пропагандисты, стремящиеся очернить всё российское, утверждая, что прогресса удалось достичь только в пределах МКАД (или в отдельных случаях в центрах нескольких других крупных городов страны). Как сообщил мне водитель, даже в небольшом селе в Нижегородской области (село Новомочалеи Пильнинского района), из которого он родом, за последние несколько лет заметно улучшилось качество дорог. Три основные дороги в этом селе теперь заасфальтированы, тогда как раньше лишь одна из них была асфальтовой. Им также построили два новых качественных моста. Он также отметил совершенно удовлетворительное качество дороги, ведущей из села в районный центр.

Европейское строительство дорог

Мнение о том, что во всём мире дороги лучше, чем у нас – скорее всего обоснованно. Ведь Европа задумалась о своих дорогах на несколько веков раньше. В европейских странах дорожная сеть намного гуще, а ширина позволяет обеспечивать хорошую пропускную способность. Количество развязок и автобанов не поддаётся исчислению. А километраж измеряется сотнями тысяч миль.

Россия, к сожалению, не может пока организовать быстрое и качественное строительство. Как правило, это происходит по причине отсутствия достаточного финансирования и техники, способной это строительство обеспечить.

Европейские дорожники используют в строительстве своих автобанов новейшие материалы, которые позволяют сохранить слой износа в надлежащем состоянии, не смотря на основательную нагрузку.

Можно обратить внимание на порядок эксплуатации дорог в европейских странах. Их дороги чаще всего имеют гораздо большее количество полос, одна из которых практически не используется

Водители часто останавливаются там при поломке автомобиля или чтобы передохнуть.

А дорожная разметка по мере изнашивания одной части дорожного полотна периодически перемещается. Её регулярно переносят на другую часть дороги таким образом, чтобы изнашиванию подвергались обе части поочерёдно. И именно в этот момент происходит ремонт износившейся части без перекрытия всей дороги.

Борьба с коррупцией в сфере дорожного строительства

Большинство автовладельцев основной причиной проблемы состояния российских дорог все же обозначают воровство денег из государственной казны чиновниками. Это мнение отчасти можно считать обоснованным.

Так, например, несколько лет назад, в Великом Новгороде был осуждён на восемь лет вице-губернатор Новгородской области Арнольд Шалмуев. Его признали виновным в присвоения государственных средств, предназначенных для возведения новых автодорог.

Также на него было заведено уголовное дело по обвинению в даче взятки, для того, чтобы получить возможность управления дорожным строительством в регионе.

Ущерб, нанесённый государству, оценивался в сумму около 15 миллионов рублей.

По известному «дорожному делу» в Великом Новгороде были осуждены ещё несколько фигурантов и получили реальные сроки лишения свободы:

  • Депутат города Боровичи Анатолий Петров;
  • Депутат города Чудово Николай Закалдаев;
  • Директор ООО «Магистраль» Алексей Тутыкин;
  • Бизнесмены: Георгий Вишняков, Олег Орлов, Александр Белов, Константин Бекчев.

Что делается для улучшения ситуации с плохими дорогами

Как можно заметить, в течение последних двух лет плохие дороги прочно попали в фокус внимания государства. Многое делается для того, чтобы улучшить состояние полотна и снизить смертность из-за недостаточного его качества.

Правительство старается регулировать прокладку и ремонт дорог в стране, активно придумывая новые проекты и законы, которые способны повлиять на качество проведения работ.

  1. Были приняты два национальных проекта, которые призваны улучшить качество дорог по всей стране. В результате ожидается увеличение доли автомобильных дорог, соответствующих требованиям, до 50% относительно общего количества, снижение перегрузки на действующие трассы, понижение смертности на дорогах как минимум в 3,5 раза, а также многое другое.
  2. Принято постановление Правительства, которое регулирует правильный выбор подрядчиков: он теперь в меньшей степени зависит от стоимости предложения и сроков его выполнения. Пусть и не полностью, поэтому стоимость контракта до сих пор играет важную роль.
  3. Кроме того, введена обязательная гарантия на дорожное полотно, что должно в теории улучшить состояние дорог и повысить качество проводимых постройки или ремонта.

Интересно и то, что в улучшении дорог активно участвуют и граждане. Поскольку государство не способно уследить за качеством полотна во всех городах, инициативные горожане стремятся своевременно сообщать о поврежденном покрытии. В частности, для этого разработано приложение «Госуслуги. Дороги», которое позволит своевременно пожаловаться на недостаточно качественную дорогу из списка включенных в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Однако приложение еще сырое, регламентов по работе с ним у государства нет – они будут разработаны в первом квартале 2020 года.

Кроме того, уже много лет существует сайт «Карта убитых дорог», который позволяет пожаловаться на неудовлетворительное качество дорожного полотна.

Он создан Общероссийским народным фронтом и призван обращать взгляды чиновников на дороги, которые необходимо отремонтировать

Однако это не гарантирует, что улицей непременно займутся – это негосударственный проект, который не имеет реальной власти, но может привлечь внимание

В любом случае того, что делается сейчас, недостаточно для полноценного восстановления дорожной сети многих региональных городов. Для того, чтобы что-то кардинально изменилось, требуются серьезные вмешательства в разные сферы экономической жизни страны. Ильшат Хафизов подчеркивает, что требуется полная перестройка всей дорожной отрасли, чтобы добиться положительного эффекта. В частности, необходимо внедрять новые технологии и привлекать партнеров, считает эксперт.

Основания для подачи жалобы

В зависимости от прямого предназначения, дороги классифицируются на разные виды: скоростные, федеральные, городские, сельские и т. д. Каждый отельный вид делится в свою очередь по уходу и надзору за участком дороги. К сожалению, большинство дорожных покрытий находится сегодня в «аварийном» состоянии, что может привести к ДТП и другим неприятным последствиям.

Основываясь на ГОСТ 50597-93, можно утверждать, что проблемы на городских дрогах должны устраняться в 5-дневный срок, а на магистральных – в 10-дневный. Если по какой-либо причине этот порядок нарушен, то любой неравнодушный гражданин РФ имеет право написать жалобу и подать ее в контролирующую или исполнительную инстанцию.

Написать и подать в контролирующие и исполнительные органы жалобу не качественное дорожное покрытие дороги можно в следующих случаях:

  • Ремонтные работы на «аварийных» и опасных участках дороги проводятся недостаточно быстро или же они были проведены некачественно.
  • Неудовлетворительное состояние дороги привело к возникновению ДТП на данном участке. В этом случае в жалобе надо указать, если есть повреждения ТС или причинен вред здоровью участникам ДТП.
  • Из-за плохого состояния дорожно-транспортного полотна пострадало личное транспортное средство, например, пробилось колесо автомобиля.

Читать по теме: Стоимость укладки асфальта

География

0 Россия — огромная страна, вытянутая с востока на запад на тысячи километров. 60% территории — это зона мерзлоты; при строительстве дорог приходится пересекать горы и реки, строить туннели. Все это удорожает строительство. При этом плотность населения невысокая. Поэтому у нас нет дорожной сети как таковой, между городами обычно в лучшем случае одна трасса. Если с ней что-то случается, добраться до места по альтернативным маршрутам невозможно. Такой «густой» дорожной сети, как, например, в США или Европе, у нас не будет — по объективным причинам. И скоростных магистралей по всей стране тоже не будет. Аналогичная история, кстати, со скоростными железными дорогами. В Китае они растут как на дрожжах, из-за очень высокой плотности населения — дороги быстро окупятся. У нас, если построить скоростные железные дороги, ими просто будет некому пользоваться — людей нет, никогда не окупятся.

Недостаточное финансирование

0 Дорожникам говорят: сколько вам ни дай, вы все разворуете и ничего нормально не построите. Чтобы содержать дороги в нормальном состоянии, в них надо вкладывать деньги. Россия — огромная страна с разными климатическими зонами, соответственно, и нагрузки на дорожное полотно разные. Например, в Сочи зимой 15-20 градусов тепла, там надо в декабре косить обочины, стричь кусты, чтобы знаки было видно. Где-нибудь в Ленинградской области смотрят на этот план и говорят: «вы там с ума сошли, какая трава в декабре? Вы в окно-то смотрели?». И в то же самое время в 10 километрах от Сочи, в горах, сходит снег, его надо разгребать. Начинаются разборки, вмешивается прокуратура. Конечно, Сочи — уникальный пример, но по всей стране от погоды многое зависит. Не выделяют средства в достаточном количестве, а не стричь ту же траву дорожники не могут: по трассе ездит президент, и она косметически должна выглядеть отлично. В итоге часто экономят на текущем ремонте и обслуживании, что приводит к быстрому разрушению дороги.

Куда подавать жалобу на аварийное состояние тротуаров?

В большинстве городов России наблюдается «аварийное» состояние не только дорог, но и тротуаров. Если на этом участке плохое освещение, то прохожие могут не только вступить в лужу, образовавшуюся в выбоинах дороги после дождя, а и получить травму. Особенно актуальна эта проблема на территориях, прилегающих к домам и во дворах многоэтажных зданий.

Читать по теме: Толщина слоя асфальта

Одиночную или коллективную жалобу на «аварийное» состояние тротуаров надо подавать в Товарищество собственников жилья. Большинство ТСЖ, к которым обращаются жильцы жилого дома с жалобой на неудовлетворительное состояние тротуаров, отказывают заявителям. Отказ основывается на том, что договор не учитывает расходы на ремонт тротуаров и дорожных покрытий.

II фактор

Второй фактор – неправильная эксплуатация дорожного покрытия, несвоевременный и/или ненадлежащий ремонт. Сравнивая состояние российских дорог с европейскими или американскими автобанами напрашивается закономерный вопрос: почему в нашей стране так быстро дороги приходят в полную негодность? Ответ неочевиден, но прост. В подавляющем большинстве стран Европы и США существуют различные режимы использования дорог, которые соблюдаются, в том числе под угрозой значительных штрафов. В частности, разделение дороги по скоростным режимам или недопущение (ограничение) тяжелой техники на дорогах определенного уровня и интенсивности движения. Из-за колоссальных расстояний, значительные участки связывают дороги, в том числе федеральные трассы, без дублеров и там, где дорожное покрытие можно было бы использовать более долговременно и рачительно, разрушение дорожного покрытия происходит стремительно и необратимо.

Как же бороться?

Разумеется, есть и иные факторы, более мелкие, однако имеет смысл обратить внимание на меры, способные нивелировать перечисленные негативные факторы. Если с первым и вторым факторами (климат и протяженность) довольно сложно что-то сделать в ближайшую декаду, то третий и четвертый факторы поддаются регулированию весьма неплохо

Поскольку разработки мировой промышленности не стоят на месте и используется огромное количество новых веществ, включая соединение резины, пластика (и отходов пластика) с различными консистенциями асфальтовых масс, устранить фактор воздействия химии и шипов на дорожное покрытие – весьма посильная задача.

С традиционным для России третьим фактором, коррупцией, дело обстоит несколько сложнее. Вряд ли искоренить такую традиционную для России проблему удастся быстрым и эффективным способом. А раз так, то имеет смысл минимизировать негативные последствия. Главным критерием конкурса (и отбора победителя) должен стать опыт компании в проведении подобных работ и результат, то есть создание качественного и износостойкого дорожного покрытия, соответствия его технологии. А если еще на выполненные работы и дорожное покрытие будет установлен гарантийный срок, в течение которого компания, выполнившая работы, будет обязана бесплатно осуществить его ремонт и замену, то, можно быть уверенным, что состояние дорожной сети перестанет быть таким катастрофическим, как сейчас и количество перекрытых для круглогодичного ремонта дорог резко сократиться, сделав, тем самым, более комфортным жизнь не только автомобилистов, но и пешеходов и жителей региона.

Какие риски мешают строить

ГЧП — очень эффективная и перспективная, но все-таки непростая схема работы. Для участия в таком партнерстве недостаточно быть просто профессиональным строителем: нужно уметь работать с банками, фондами, институциональными инвесторами, юристами и консультантами.

В дорожном строительстве мы можем просчитать и оценить экономику проекта от инвестиционной идеи и проектно-сметной документации до чистой прибыли на выходе. Для этого мы создали службы, которые занимаются экспертизой и оценкой финансовых вложений в инвестиционные проекты. Эти же специалисты просчитывают и прогнозируют экономическую эффективность проекта как для компании-концессионера, так и для заказчика — государства, региона или муниципалитета.

В результате наши компетенции позволяют не только инвестировать собственные средства, но и привлекать «длинные» заемные деньги соинвесторов.

Мост на ЦКАД над Каналом им. Москвы

(Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Однако наличие компетенций не снимает всех характерных для отрасли сложностей. Среди рисков, с которыми мы сталкиваемся при реализации проектов, можно выделить несколько основных.

  • Система ценообразования опирается на архаичную индексную методику. В результате затраты строителей на материалы, технику, зарплаты сотрудникам оказываются занижены. Поэтому отрасли жизненно необходимо перейти на ресурсную систему ценообразования, которая будет основана на реальной стоимости ресурсов и учитывать реальные расходы строителей.
  • Методика определения накладных расходов также не отражает действительности. Даже в советские времена, когда среди накладных расходов не было ни банковских гарантий, ни стоимости отвода земель, объем накладных расходов составлял 18,3% от прямых затрат. Сейчас накладные расходы по отношению к реальным прямым затратам не превышают 2–3%.
  • Правила заключения госконтрактов не стимулируют строителей искать инновационные технические решения, способные снизить стоимость строительства. В Гражданском кодексе есть статья 710, которая регулирует ситуации, когда подрядчику удалось сэкономить, и фактические расходы оказались меньше тех, что учитывались при определении цены работ. Если это не повлияло на качество, то подрядчик вправе получить оплату в полном объеме, предусмотренном в договоре.

Проще говоря, если компания использовала более эффективные и экономичные решения, то сэкономленные средства она может оставить себе. Или распределить их между сторонами, если это предусмотрено договором.

Но с учетом действующих для госконтрактов правил этой статьей практически никто не пользуется. У нас до сих пор нет механизма строительства экспериментальных участков автомобильных дорог, направленных на совершенствование качества и технологий. По закону подрядчик реализует только то, что определено проектом, а в проект после проведения экспертизы может попасть только то, что тем или иным образом уже узаконено.

Все эти риски часто становятся непреодолимыми барьером в реализации многих необходимых регионам и муниципалитетам транспортных проектов. И если эти риски хотя бы частично устранить, государство и пользователи получат больше современных и качественных дорог, чем они рассчитывали раньше.

ФОТОЭКСКУРСИЯ ПО НЕКОТОРЫМ АВТОДОРОГАМ

Теперь давайте посмотрим на некоторые новые и строящиеся автодороги.

Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)

МКАД стала первой современной скоростной автомагистралью России и одной из трёх скоростных автомагистралей, которые существовали до вступления Владимира Путина в должность президента. За последние восемь лет после того, как Сергей Собянин стал мэром Москвы, на МКАД были произведены значительные улучшения.

По общему правилу, буквально все автодороги в России ведут в Москву, а МКАД — это главная дорога, в которую они все вливаются. Именно поэтому эта транспортная артерия испытывала такое огромное давление. В связи с этим новая Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) протяжённостью 525 км вокруг Москвы и далее через Московскую область, строительство которой планируется завершить в 2021 году, призвана разгрузить МКАД и отвести поток автотранспорта от столицы.

Правда ли, что ГОСТы устарели?

О том, что в России две беды, знают все. И вторая из этих бед существует уже не одно столетие. Принято считать, что хорошие дороги в России не приживаются – в этом винят обычно природные условия, нарушения при эксплуатации, плохое обслуживание, и главное – отсутствие денег на нормальный ремонт. С другой стороны, в законодательстве все еще действуют различные стандарты и требования, которые достаточно четко прописывают, какими именно должны быть российские дороги.

Что интересно, значительная часть ГОСТов, СНиПов и других стандартов действуют еще со времен СССР – и, как считается, давно устарели. Например, еще в 2011 году об этом заявляли в госкомпании «Автодор» (строит платные дороги и управляет ими), в 2016-м президент призывает пересмотреть стандарты, в 2019-м об этом снова вспомнили в ОНФ. А не так давно часть советских ГОСТов попала под «регуляторную гильотину» – по ней отменили огромное количество все еще действующих советских нормативных актов.

Среди примеров устаревших нормативов называют такое:

  • максимальна скорость движения – 110 км/ч за городом и 60 км/ч в городе. Говоря об ограничениях в городе, чиновники часто упоминают о так называемых «городских шоссе» – многополосных магистралях с отбойниками, где можно двигаться быстрее 60. А за городом уже давно хотят поднять скорость до 130 км/ч (там, где это возможно);
  • не предусмотрены искусственные неровности на пешеходных переходах. В других странах их полностью поднимают, что вынуждает водителей заранее снижать скорость;
  • устаревшие нормы для благоустройства улиц. Чаще всего критикуют обязательную установку заборов против пешеходов – хотя обычно местные администрации просто идут навстречу водителям, игнорируя интересы пешеходов.

С другой стороны, больше всего претензий к российским дорогам касается не правил проектирования или каких-то устаревших технологий. Чаще всего проблема в том, что дорога попросту не соответствует никакому стандарту – ни советскому, ни зарубежному. А это уже следствие отсутствия денег на ремонт (особенно для дорог местного значения).

Например, принятый недавно ГОСТ Р 50597-2017 уточняет требования к эксплуатации дорог. В нем говорится, что яма длиной до 15 см, глубиной до 5 см и шириной до 60 см – это нормально. Нормально в том смысле, что она не требует срочного ремонта (на это у дорожников есть до 20 дней), а вот если по какому-то параметру яма выйдет за пределы – то отремонтировать ее должны быстрее.

То же касается поврежденных знаков или разметки – их должны восстанавливать в срок до 3 дней.

Правда, реальность такова, что балансодержатели дорог (особенно местных) просто не в состоянии отремонтировать все несоответствующие ГОСТам ямы, поэтому ремонтируют только те, о которых заявляют сами автомобилисты. Причем заявить нужно по всем правилам – с фотофиксацией и официальной жалобой.

Еще недавно изменили правила уборки дорог – теперь плотный снежный накат убирать необязательно, но от гололеда, а разлитые или рассыпанные по дороге предметы нужно убирать срочно, если они занимают больше одного квадратного метра. Кроме того, в некоторых местах запретили ставить рекламные баннеры.

Но стоит ли так кардинально менять ГОСТ, если даже существующие нормативы не выполняются в полной мере?

Есть ли у России шанс?

На строительство трасс федерального значения в России тратятся огромные деньги – например, на каждый километр участка трассы М5 «Урал» потратили 250 миллионов рублей (правда, часть этой суммы пошла на возведение моста через реку). В среднем строительство и реконструкция километра дорог в России стоит 132 миллиона рублей (и это в ценах 2016 года, сейчас больше).

Такая высокая цена связана с тем, что дорога – это не только полоса из асфальта, но и масса сопутствующей инфраструктуры. К тому же чиновники не устают жаловаться на сложные климатические условия – поэтому не готовы сравнивать стоимость строительства с другими странами. Например, в России в 2015 году километр однополосной дороги стоил 127 миллионов рублей, в Китае – 29 миллионов, а в Польше – 25,8 миллионов. Все решает климат – если в США основание дороги может быть в глубину 62 см, в Китае – 90 см, то в России нужно закладывать подушку на глубину до полутора метров. А еще в России дороги более широкие – полоса в 3,75 метра больше, чем в других странах мира, плюс более широкая разделительная полоса.

К тому же в качестве причины дорогого строительства называют большие расстояния – сначала стройматериалы нужно еще привезти на место строительства, что тоже увеличивает цену. А раз цена выше, то денег в бюджете хватает на меньшее количество дорог, и на ремонт остается меньше.

В итоге денег на строительство не хватает, материалы закупаются дешевые, а рабочие не имеют квалификации. Все это напрямую влияет на качество и скорость дорожного строительства в России считает профессор МАДИ Михаил Якимов:

Но другие эксперты видят другие пути решения проблемы – все та же отмена части устаревших нормативов в пользу новых технологий и материалов. Среди перспективных направлений называют такое:

  • использовать модифицированные битумные материалы, которые обеспечат лучшую поверхность дороги. К битуму добавляются специальные полимеры, которые делают материал прочнее;
  • использовать геополимерную сетку – она предотвратит просадку насыпи и перемешивание слоев в структуре дороги;
  • делать более прочное земляное полотно – его обычно укрепляют камнями, недостатка в которых в России нет;
  • использовать более современный формат щебня – на западе уже давно принято использовать специальный кубовидный щебень, который делает дорогу прочнее.

Правда, современные технологии требуют денег, которых мало, а из-за кризиса стало еще меньше. Поэтому реальный шанс на качественно иной уровень дорог Россия получит, лишь преодолев проблемы в экономике. Жаль, что пока этого не видно даже в перспективе.

Что в итоге: станут ли дороги в стране лучше?

В целом можно сказать, что ситуацию с дорогами в России правительство пытается хоть как-то улучшить. Да, очень медленно, да, у регионов часто не хватает денег на внедрение современных технологий и инновационных материалов. Текущее развитие дорожной отрасли принимает отдельные решения в работу, но использовать их может только в качестве временных «костылей».

Пока не будет пересмотрена вся сфера деятельности дорожников, а также не будут введены новые материалы в обязательном порядке, а технологии инструменты не будут введены, говорить о кардинальном улучшении преждевременно. А для этого, в свою очередь, требуется дополнительное финансирование, которое точно не осядет в чьих-нибудь карманах, а пойдет в дело. Только в таком случае можно будет говорить, что одна из национальных проблем страны наконец-то начнет решаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector