Как выглядит самый мощный в мире «запорожец» (фото)

Ходовая часть

Несмотря на то что машина во многом повторяла итальянский «Фиат», конструкция ходовой части и шасси подверглась существенным доработкам. Так, вместо «фиатовской» подвески на поперечной рессоре (которая использовалась спереди и была хрупкой для наших дорог) советские инженеры использовали систему на двойных продольных рычагах с поперечными торсионами. Схожая компоновка использовалась на «Фольксвагенах» тех годов. При этом на горбатом «Запорожце» использовались пластинчатые торсионы. Такая конструкция подвески позволяла вынести немного вперед балку, а также переместить вдаль педальный узел. Последний стал располагаться там, где ранее у «Фиата» находилась поперечная рессора.

Кроме того, данное решение позволило расширить пространство в салоне. Отметим, что для «Запорожца» были выбраны колеса большего диаметра с увеличенным профилем. Был увеличен ход подвески. Таким образом, машина стала более приспособленной для эксплуатации по дорогам вне асфальтированного покрытия.

Как ведет себя на ходу данный автомобиль? Как отмечают отзывы, машина не отличается высокой плавностью хода и характеристиками управляемости. Ее трясет на кочках, в салоне жарко и шумно. Также автомобиль сильно кренится в поворотах.

Общий вид конструкции и рациональность разработки

Проектируя и собирая трактор своими руками из Запорожца, следует все основные механизмы взять именно из этого автомобиля. Исключение составляет коробка передач, не рассчитанная на высокую силу тяги. Из-за этого детали быстро изнашиваются и разрушаются. Вместо нее можно установить любой другой с более высокими характеристиками мощности. Чтобы осуществить соединение коробки передач непосредственно с двигателем, следует предусмотреть карданную передачу. Если же предпочтительнее установка оригинальной КП, нужно дополнить ее и двигатель системой охлаждения.

Двигатель, взятый из исходной машины, даст дополнительный запас тяговой силы по сравнению со специализированными аналогами. Кроме того в большинстве своем они гораздо надежнее и долговечнее. При правильном подходе самодельный трактор из Запорожца можно использовать для всех видов работ связанных с грунтом. Высокие показатели тяги и мощности дополнят функциональный список возможностью перевозки различного груза.

О проблемах двигателей

О надежности «Запорожца» среди советских автолюбителей ходило множество шуток. Как известно, в каждой шутке есть доля правды. К сожалению, мотор МеМЗ не отличался надежностью. Так как здесь отсутствовала классическая жидкостная система охлаждения, мотор существенно перегревался. Причем кипел он даже на скорости. Очень часто такие машины вставали у обочины на трассе в ожидании, пока двигатель придет в себя. С перегревом сталкивался практически каждый автовладелец. Также двигатель не отличался высоким ресурсом. До капитального ремонта «Запорожец» ходил максимум 80 тысяч километров. И это при надлежащем техобслуживании.

Еще владельцы жаловались на расход топлива. Он никогда не соответствовал паспортным данным и был всегда выше. В среднем машина тратила 8 литров бензина. Но нужно сказать, что советские моторы были непривередливы к качеству топлива. Поэтому даже в модернизированный мотор спокойно заливали 72-й бензин.

Сезонная машина

«Запорожец» за проходимость ценили
охотники, рыболовы и просто любители ездить в лес. На таком авто умудрялись
путешествовать семьей из четырех человек.

Обычно «зазик» зимой не эксплуатировался, хотя на некоторых
моделях стоит печка. Но это был очень капризный агрегат, который отдельно работал
на бензине, требовал отдельного завода и часто ломался.

Машину берегли. Тогда не было масел, при которых двигатель
завелся бы в минус 30. До 1970-х годов не было зимней резины. Первую выпущенную
сегодня приравняли бы к грязевой резине — у нее был аналогичный протектор, шипов
не было.

Как авто для поездок летом по вечерам или на выходных ретро-«Запорожцы»
используют и сегодня.

Сборка трактора Запорожец

Собрать трактор своими руками — непростая задача, но и образование по физике или инженерии тоже не потребуется. Желательно обзавестись сварочным аппаратом. Без него придется все детали крепить либо на болты, либо на кронштейны. Последние без сварки все равно не получится установить.

Как и любые самоделки, трактор собирается из основы, то есть с трансмиссии. В задней ее части устанавливается двигатель. От него же делается коленчатый вывод на мост (чем меньше кулачков, то есть углов сгиба, тем выше предельная мощность). Агрегат обязательно укрывается под металлическую раму. За двигателем ЗАЗ устанавливается коробка передач.

Усилие от нее до мотора передается прямым соединением, а вот от водителя к КП — системой рычагов. Допускается использовать оригинальную из ЗАЗ. Нужно учитывать, что переключение скоростей будет нагревать шестерни. Поэтому следует тщательно продумать систему охлаждения как двигателя, так и КП.

Еще в трактор Запорожец нужно включить крепление под плуг или культиватор. Правда, будет все это без гидравлики, так как такую технику своими руками сделать практически нереально. Поэтому лучше остановиться на навесном варианте, когда инструментарий крепится на передвижную или съемную раму. Здесь все зависит от удобства пользователя. Остается только добавить рулевое управление и при необходимости кабину, сидение для водителя. Но это уже считается дополнительными аксессуарами.

Необычный и оригинальный

А это творение создано руками пензенского умельца. Такой вариант не может не привлекать своим необычным видом. А ведь когда-то это был всего лишь горбатый Запорожец. Машина получила поднимающиеся двери по подобию «крыльев чайки». Это еще не все. Они электроприводные, могут автоматически подниматься и опускаться за пятнадцать секунд. Но дверной тюнинг не только главная изюминка. 

Авто оснащено обвесом с расширенными колесными арками. Красиво смотрятся хромированные решетки и литые диски. Ну прям как у современных собратьев. Также, мастера постарались над интерьером. Салон полностью перетянут кожей, пришлось заменить руль. 

Новая передняя панель дает возможность поностальгировать, так как выполнена в стиле ретро. Еще и кресло водителя поворачивается.

Мотор тоже заменен и взят от ВАЗ-2108. Этого достаточно для такого компактного авто. Еще ему досталась задняя подвеска вместе с рулевым управлением.  

А на этом фото демонстрация того, каким был изначально Запорожец. Теперь сравнив этот снимок с первым, просто восхищаешься, как может трансформироваться обычный народный автомобиль в настоящее произведение искусства. 

Хата на полном ходу

После ликвидации Запорожской Сечи Петриковка получила статус государственной слободки, поэтому село никогда не знало крепостничества. Здесь до сегодняшнего дня множество зданий различного назначения украшены яркими красивыми рисунками.

Среди всего этого пестрого разнообразия особенно выделяется расписной домик на колесах. Снаружи это традиционная хата старого образца, но это здание может ездить!

Именно благодаря своей мобильности, данное произведение архитектурного искусства стало известно далеко за пределами своего населенного пункта.

В качестве основы для своего домика местный народный умелец Николай Дека выбрал старый «Запорожец». Машину разрезали на две половинки, а затем соединили их так, чтобы обеспечить хорошую управляемость. Вместо боковых зеркал здесь используются видеокамеры.

Силовой агрегат удачно замаскировали, а водительское сидение жестко закрепили на полу. Внутреннее пространство помещения выполнили в традиционном украинском стиле.

Здесь в углу находится печь, а стены украсили вышитыми рушниками, иконами. Сам автор идеи говорит о том, что в создании своего шедевра он опирался на помощь членов своей семьи. В технической части ему помогал родной брат.

Его супруга Валентина является заслуженным мастером народного творчества Украины. Именно она изобразила дерево жизни. Четверо детей мастера увлекаются росписью, поэтому они украсили своими красочными орнаментами одну из стен сооружения.

Таким образом, хату разрисовывали и покрывали рогозом буквально всей семьей. В результате появился отличный аттракцион для туристов, которые с большим удовольствием катаются внутри такой хаты за пределами дорог общего пользования.

ЗАЗ 968М модификации

ЗАЗ-968АП пикап, для внутризаводского транспорта
ЗАЗ-968АБ4 для инвалидов, у кого повреждена левая нога
ЗАЗ-968Р для инваидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу
ЗАЗ-968АБ для инвалидов, у которых повреждены обе ноги
ЗАЗ-968АБ для инвалидов, у которых повреждена правая нога

Мало кому известно, что ЗАЗ выпускал и грузовую модификацию ЗАЗ-968М.
Правда, увидеть эти машины можно было только на территории автозавода или неподалеку от него — в сущности, это были внутризаводские
автокары для транспортировки деталей и узлов между цехами. Автокар имел удлиненный кузов с двумя грузовыми отсеками — спереди, в
стандартном багажнике, и в середине — между передними сиденьями и моторным отсеком. Кстати, в городе Запорожье, в отличие от других
городов CCCP автомобили ЗАЗ-968М широко использовались в качестве милицейских, разъездных и служебных.

Первые проектные работы по созданию автомобиля нового поколения взамен выпускавшегося 968-го
начались еще в 1970 году. Десятки вариантов компоновок, сотни моделей и макетов, тысячи километров, пройденные экспериментальными образцами
опытных машин, — все это позволило уже к 1987 году представить публике в качестве экспоната ВДНХ СССР принципиально новый компактный
переднеприводной автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия». Некоторые, впрочем, утверждали, что эта самобытная конструкция ЗАЗа также сделана «по мотивам»
итальянского автомобиля — на этот раз прототипом назывался Fiat 127, серийно выпускавшийся концерном с 1971 года. Серийный выпуск «Таврии»
был развернут в 1988 году. Некоторое время «Таврия» и «Запорожец» выпускались одновременно, но в конце 1990-х годов производство морально
устаревшего автомобиля-ветерана было прекращено.

Свойства агрегата

Если уж и пытаться получить трактор из Запорожца, то в нем, естественно, следует использовать такой же двигатель. Стоит напомнить, что в ЗАЗ-966 (или его аналоге) используется мотор на воздушном охлаждении.

А его предельная мощность ограничена 40 л. с. Может показаться, что это довольно смешная величина, вот только в большинстве садовых тракторов двигатели имеют значительно меньшую тяговую силу. То есть трактор Запорожец сможет всем им еще и дать фору.

Стоит ли делать технику на базе КПП ЗАЗ? Здесь нужно упомянуть, что трансмиссия этого автомобиля сделана на основе Fiat 600, который пользовался небывалой популярностью в начале 1960-х гг. Технология украинскому автопроизводственному комплексу была передана концерном ВАЗ после покупки запчастей Fiat. Не следует думать, что трактор из Запорожца будет ничуть не хуже специализированной техники, однако в плане надежности он ей не уступит.

Единственный минус будущей техники заключается в коробке передач. Она не призвана выдерживать столь высокую силу тяги, поэтому шестерни могут попросту рассыпаться. Рекомендуется агрегат заменить на любой более мощный, выдерживающий значительно большую нагрузку. С двигателем ЗАЗ соединять коробку лучше всего через карданную передачу (можно и кулачкового типа). Похожее используется и в самом автомобиле, но не следует забывать, что у него двигатель располагается сзади.

Что позволит создать трактор из Запорожца? Дополнив его плугом, а также культиватором, можно выполнять любые работы по обработке грунта. Вместе с этим техника все же остается силовой, а поэтому ее допускается использовать для перевозки груза, строительного и садового мусора.

Как собрать минитрактор на КПП и деталях от ЗАЗ своими руками

Многие фермеры хотят узнать, как установить КПП ЗАЗ на минитрактор. Сельскохозяйственная техника — вещь незаменимая, однако зачастую ее стоимость отпугивает фермеров, обладающих малыми площадями приусадебных участков. Считается, что тратить огромные суммы денег на обработку малой площади нецелесообразно. Но не стоит забывать о том, что полностью заменить машину, выполняя все действия исключительно руками, тоже невозможно.

В таком случае на выручку может прийти самодельный мини-трактор, сконструированный на базе старого автомобиля, например, Запорожца. Несмотря на тот факт, что кузов автомобиля быстро выходит из строя, внутри машина оснащена мощными и качественными элементами, необходимыми для функционирования средства передвижения.

Внешность

Прототипом данной модели является итальянский «Фиат» 600-й модели. Данный автомобиль был выбран с точки зрения технико-экономических качеств. Кузов был облегченным, цельнометаллическим, оболочкового типа. Сварен из минимального количества крупногабаритных панелей. Однако стоит отметить, что итальянский автомобиль не имел характерного горба. Спереди – круглые галогеновые фары и компактный металлический бампер. Решетка радиатора слита с кузовом. Крыша – круглой формы. Диски – металлические, на 13 дюймов.

Стоит отметить, что сзади у горбатого «Запорожца» имеется продолговатая прорезь. Она служит для лучшего охлаждения. Ведь двигатель горбатого «Запорожца» не имеет классическую жидкостную систему. СОД здесь воздушная.

Кузов полностью металлический. Стоит сказать, что он качественно покрашен. Однако к нашему времени многие экземпляры не сохранились. К сожалению, годы берут свое.

Поездки с остановками

«Запорожец» стал первым советским автомобилем, у которого
двигатель стоял сзади. 

Ресурс у него был небольшой — до 50 тысяч километров. Затем требовалась переборка, как минимум, замена масляных колец. Но конструкция была настолько простой, что хозяин мог сам двигатель снять, занести в квартиру и там его отремонтировать.

Но поскольку это был мотор с воздушным охлаждением, его размещение сзади создавало множество проблем. «При постоянной езде на высокой скорости либо
долгом стоянии на холостом ходу, когда не создавалось необходимого воздушного
потока для охлаждения, двигатель перегревался», — говорит Крупский. 

О проблеме стало известно еще во время испытаний, и инженер по фамилии Вассерман предложил решетки на кузове. Но воздухозаборники, получившие название по фамилии автора «терка Вассермана», совершенно не справлялись с перегревом.

Поэтому владельцы ехали, останавливались и открывали капот, доставали из багажника чай и бутерброд, перекусывали. А через некоторое время, когда двигатель остывал, продолжали движение. «Это было абсолютно нормальным явлением», — отмечает собеседник.

При этом расположение мотора хорошо сказалось на проходимости авто.
Основная нагрузка пришлась на заднюю ось, и ведущие колеса плотно прижаты к дорожному покрытию. Передняя ось разгружена, еще у машины почти ровное днище, так как нет
карданной передачи, которая соединяла бы двигатель с передним мостом. Поэтому автомобиль меньше цепляет кочки и неровности, объясняет специалист.

А спереди, под капотом разместилась запаска, бензобак объемом 30 литров, малюсенькая емкость для омывателя и оставлено какое-то свободное место под багаж.

Пасынок советского автопрома

Машинка получилась достаточно интересной и современной для своего времени. Важнейшим ее достоинством была отличная проходимость, которую обеспечивали высокий клиренс (17,5 см), удачное распределение веса (две трети на заднюю ось) и абсолютно плоское дно (наследие военных инженеров). В сельской местности, где дороги зачастую были разбиты грузовиками, лишь «Запорожец» мог ехать, не проваливаясь в колеи. Дополнительными преимуществами были вместительный салон, достаточно приличный по сравнению с собратьями багажник (точнее, капот) и абсолютная ремонтопригодность в кустарных условиях. Недостатков тоже хватало, но они отчасти компенсировались относительно низкой ценой — 18 тыс. рублей (после деноминации 1961 года 1800 рублей). Для сравнения: «Волга» стоила почти 55 тыс.

Слепить «горбатого»

Парад автомобилей ЗАЗ-965 во время празднования 60-летней годовщины выпуска первого автомобиля, Запорожье, Украина, 1 октября 2020 года

Фото: Getty Images/Dmytro Smolyenko/ Ukrinform/Barcroft Media

О принципах ценообразования на «Запорожцы» в народе сложилась характерная легенда. Сразу после появления машины люди заметили, что «горбатый» стоил… ровно тысячу бутылок водки. Случайность? Возможно. Но эта пропорция сохранялась до последних дней существования СССР. Когда водка стоила 3 рубля 50 копеек. ЗАЗ-966 (наследник «горбатого», по прозвищу «ушастый» или «чебурашка») стоил 3500 рублей. А когда цена водки поднялась до 5 рублей 30 копеек, машина подорожала до 5300 рублей.

«Горбатый» оказался востребован даже в Европе, в частности, его поставляли в Бельгию и Финляндию. Поскольку выговорить слово «запорожец» могли не все, экспортировали машину под названием «Ялта». В западноевропейских автомобильных журналах ЗАЗ-965 окрестили «Фиат Фольксвагенович», намекая на то, что его собрали из этих двух прототипов. Журналисты упражнялись в остроумии напрасно, поскольку и от итальянской, и от немецкой машины «Запорожец» взял лишь концепции, но не более. По сути, это был совершенно оригинальный продукт, в котором оказалось много интересных идей. Другое дело, что инженерная красота часто разбивалась об отвратительное качество комплектующих и неповоротливость советской хозяйственной системы.

Слепить «горбатого»

Октябрьский проспект в столице Аджарской АССР — Батуми, Грузинская ССР, 1973 год

Фото: РИА Новости/Александр Чепрунов

«Запорожец» так и не смог стать по-настоящему массовым автомобилем — за девять лет было выпущено всего 322 тыс. единиц. Для сравнения: тираж Fiat 600 приближался к 3 млн экземпляров. ЗАЗ попытался исправить ситуацию, выпустив совершенно новую модель ЗАЗ-966, но тут на арену вышли «Жигули», которые и заняли нишу «народного автомобиля». Новой марке откровенно симпатизировал Леонид Брежнев, «Лада» стала витриной отечественного автопрома, в Тольятти уходили основные капиталовложения. «Запорожец» же ушел в сегмент малобюджетной молодежной машинки, дачного «телепортатора» («тридцать минут позора и ты на даче»), автомобиля для инвалидов.

Славу инженерной школы ЗАЗ (которая никуда не делась) вполне могла спасти принципиально новая модель первого в СССР переднеприводного городского автомобиля, который впоследствии получил название «Таврия». Ее начали разрабатывать в 1960-е, в середине 1970-х собрали несколько экспериментальных экземпляров и довели их до заводских испытаний, где они отлично себя показали. Вот только до постановки на конвейер прошла целая вечность — к 1987 году по дорогам страны уже бегали вазовские «восьмерки» и «Москвичи-2141». Да и самой стране оставалось лишь четыре года. «Запорожцы» ушли в историю, оставшись одним из символов советской эпохи и неотъемлемой составляющей народного фольклора тех лет.

«Запорожец» это лучшее творение советского автопрома

Россия – не самый известный и успешный производитель автомобилей в мире. Очевидно, что в Советском Союзе не очень хорошо делали машины, но это не значит, что не было попыток создать что-то стоящее. Вдохновили руководителей огромной страны на создание собственного современного «народного автомобиля» успехи Volkswagen Beetle, разработанного в Западной Германии, и Trabant, пользующийся спросом в восточной части страны.

Эти автомобили настолько понравились бонзам коммунистической партии, что было принято решение создать микс двух успешных немецких моделей. В результате появился «Запорожец». От «Жука» он унаследовал двигатель с воздушным охлаждением, который устанавливался в задней части, соответственно и задний привод.

В отличие от 4-цилиндрового V-образного мотора Beetle, «Запорожец» получил принципиально новый двигатель. Это был радикальный конструкторский ход, но он имел существенный изъян – мощность в 23 лошадиные силы. Этот недостаток не стал помехой для долгого пути «Запорожца». Автомобиль выпускался с 1960 до 1994 года в 2-х поколениях и нескольких модификациях.

На смену «Запорожцу» в середине 90-х годов пришла переднеприводная «Таврия». Двигатель с водяным охлаждением располагался уже под капотом. Это стало неудачной, скучной заменой по-настоящему «народного автомобиля». Тут не было новаторских технических решений, поэтому о «Таврии» нечего написать. Она стала худшей разработкой уже украинских конструкторов.

Тюнинг ЗАЗ своими руками

Тюнинг Москвича 412 сделаем старый автомобиль крутым Все недостатки ЗАЗов, независимо от поколения и года выпуска, могут быть оправданы невысокой ценой этих автомобилей. Но это не означает, что нужно мириться с дискомфортом. Став владельцем такого экономного транспортного средства, поневоле начинаешь думать о тюнинге.

О главном этапе – замене кресел – уже было сказано выше. Но это далеко не все, что можно сделать своими руками. Например, еще больше удобств принесет установка подлокотника, который отсутствует на ЗАЗах как понятие. Сложно сказать, почему конструкторы из поколения в поколение игнорируют столь востребованный элемент, но даже последний проект ЗАЗ Форза не имеет подлокотника.

Без посторонней помощи можно заменить рулевое колесо. На ЗАЗах не используются рули с мультиуправлением, поэтому подобрать замену достаточно легко. Подушка безопасности все равно работать не будет, поэтому искать лучше рули без таковой.

Добиться звукового комфорта, которым ЗАЗы никогда не отличались, на самом деле не так сложно. Всего-навсего нужно оклеить перегородку мотора, колесные арки и днище автомобиля специальным шумопоглощающим материалом. Данную процедуру нужно выполнять очень тщательно, чтобы не оставалось так называемых мостиков шума.

После изоляции салона от внешнего шума самое время заняться аудиосистемой. Не стоит спешить устанавливать обшивку, сначала определитесь с местом установки динамиков и траекториями прокладки сигнальных проводов. При установке аудиосистемы не должна пострадать шумоизоляция.

Пластик салона у всех автомобилей, вылущенных на ЗАЗе, далеко от идеала. Кроме дешевого вида, он еще и легко царапается, быстро покрываясь следам бытования. Отделка всех пластиковых деталей натуральной кожей обойдется довольно дорого, но можно использовать качественный кожзаменитель. На вид его сложно отличить от кожи, однако стоимость гораздо ниже при высокой износоустойчивости.

Интересное видео: электрическая реинкарнация «горбатого» Запорожца

  • Главные направления тюнинга ЗАЗ 1102 «Таврия»
  • О классическом тюнинге отечественных автомобилей ВАЗ 2106 (шестерка)
  • Особенности тюнинга автомобиля Запорожец (ЗАЗ 968)

«Хрущевка» на колесах

Идея создания первого советского «народного» автомобиля родилась в середине 1950-х. До этого наш автопром был сосредоточен на выпуске грузовиков, которые требовались армии и народному хозяйству, а легковые машины воспринимались в большей степени как служебные — для перевозки номенклатурных сотрудников, работы в качестве такси. В личном пользовании машины имели лишь немногочисленные обласканные властью «избранные». Собственно, само наличие машины уже свидетельствовало о принадлежности к советской элите. Ситуация стала меняться вскоре после смерти Сталина.

Слепить «горбатого»

Кафе «Карлыгаш» в селе Ново-Воскресеновка, колхоз «Победа», Меркенский район Джамбульской области, Казахская ССР, 9 марта 1968 года

Фото: РИА Новости/Иосиф Будневич

Из речи Георгия Маленкова на V сессии Верховного Совета (август 1953 года):

Начался период, который иногда называют «малым НЭПом»: согласно бюджету на 1954 год, предполагалось резко повысить закупочные цены на сельхозпродукцию, увеличить размеры приусадебных участков и даже сократить военные расходы. Государственные ассигнования на производство потребительских товаров выросли впервые за всю советскую историю, причем достаточно существенно. Желание не только работать, но и зарабатывать — естественно, честным трудом, а не спекуляцией или, упаси Маркс, частным предпринимательством, — более не считалось чем-то зазорным.

Новый глава государства Никита Хрущев, хотя и не без подозрения относился к подобным новациям, но разделял мнение, что пора «дать послабления» трудящимся массам. Так, в 1955 году он стал инициатором массового строительства жилья, в народе получившего прозвание по его фамилии — «хрущевки». Создание недорогого семейного автомобиля как нельзя лучше вписывалось в новую советскую реальность, и в 1957 году Минавтопром получил соответствующее задание. Машину разрабатывали в полном соответствии с европейской модой: лучше — меньше. К 1960 году микролитражка должна была встать на конвейер.

Слепить «горбатого»

Корпус будущего автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» в специальной сушильной камере Запорожского автомобильного завода, Украинская ССР, 6 июля 1961 года

Фото: РИА Новости/Л. Леонов

Но для того чтобы создать свой автомобиль, нужно иметь конструкторскую и экспериментальную базу, а ее в СССР по большому счету не было. Самой скромной по размерам моделью в послевоенные годы был «Москвич-400/401», слегка переделанный трофейный Opel Kadett К38 1937 года, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей на полученном по репарациям оборудовании. В середине 1950-х эта машина уступила место «Москвичу-402», более вместительному, комфортабельному и дорогому. Других компактных авто на советском автомобильном горизонте просто не существовало.

«Запорожец» – второе поколение, модели ЗАЗ-966 и 968

Второе поколение советского «народного автомобиля» получило обозначение ЗАЗ-966. «Запорожец» стал угловатым, более лаконичным и приятным с точки зрения восприятия дзайна. Его схожесть с NSU Prinz, разработкой восточногерманских конструкторов — простое совпадение

По крайней мере, в Советском Союзе на это обстоятельство не сильно обращали внимание

Новый «Запорожец», как и предшественник, не избежал насмешек. На этот раз их спровоцировали воздухозаборники, размещенные на задних крыльях автомобиля. Они напоминали торчащие в разные стороны уши. Но вместе с ними второе поколение получило множество технических доработок. Шум двигателя стал не таким резким, объем мотора увеличился с 0,9 до 1,2 литра, мощность выросла до 30 лошадиных сил. Еще одно значительное и приятное изменение нового поколения – кардинальная переработка несуразных, самоубийственных дверей.

В 1971 году на смену 966 модели пришла 968. Новая модификация получила стильную фальшрешетку радиатора, хромированную отделку бардачка. Конструкторы переделали приборную панель, модернизировали передние тормоза. В целом была улучшена безопасность. «Запорожец» с индексом 968 получил прирост мощности до немыслимых 40 лошадиных сил. Этого стало достаточно для преодоления крутых склонов и без высокого центра тяжести. Особого внимания заслуживает причудливое охлаждение двигателя.

Непонятным решением конструкторов стало отверстие в ногах со стороны пассажира. Существует шутливое предположение, что такое технологическое окно в кузове предназначено для подледной рыбалки, чтобы можно было удить рыбу, не выходя из автомобиля. При этом 968 модификация «Запорожца» считается самой стильной из всех.

В 1979 году проведена последняя модернизация ЗАЗ. Автомобиль лишился смешных ушей-воздухозаборников, хромированные элементы отделки заменены черным пластиком. В таком виде «Запорожец» выпускался до 1994 года. Единственная значительная техническая доработка последней модификации – увеличение мощности двигателя до 50 лошадиных сил. Но это уже не могло спасти безнадежно устаревший автомобиль.

Запорожец спешит на пожар

Несмотря на небольшой объем грузового отсека, неудобство при погрузке и выгрузке, пикапы получили определенное распространение. В Ленинграде на производственном объединении «Игрушка» впервые авто этой модели стали использовать в качестве пожарной машины для внутризаводских нужд.

ЗАЗ-968 МП помимо перевозки огнетушителей, другого пожарного инвентаря, буксировал специальную помпу для тушения пожаров.

Через десятки лет именно этот автомобиль под заказ восстановило КБ Смирнова. Базовую машину ЗАЗ-968 МП нашли у московского коллекционера. Работа предстояла достаточно обширная.

Понадобилось достаточно большое количество доработок для создания полноценного пожарного расчета:

Вначале автомобиль полностью разобрали, окрасили элементы, агрегаты в ярко-красный цвет

Кроме того, особое внимание уделили усилению кузова. Специалисты установили проблесковые маячки, дополнительные фары, фаркоп, вездеходные колеса ИВ-167 от внедорожника ЛуАЗ

Пожарный автомобиль оснастили девятью огнетушителями тех лет с маркировкой ОП-5.

Салон воссоздали с использованием исключительно оригинальных материалов

Особое внимание мастера уделили прицепу с установленной пожарной помпой. Стандартным остался силовой агрегат объемом 1,2 литра, мощностью 40 «лошадок»

Самодельный мини-трактор с ДВС от Запорожца

Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» сегодня мы с вами рассмотрим очередной самодельный минитрактор с двигателем от Легендарного автомобиля «Запорожец» собранный Александром из города Вологда. Данный трактор собран полностью из узлов и агрегатов Отечественного производства, а именно КПП установлена от грузового автомобиля ГАЗ-51, задний мост укорочен тоже ГАЗ, двигатель как вы уже поняли «Запорожец» 30 л/с, задние колеса стоят от полноприводного трактора Т-40 (передние)или от МТЗ ,что в принципе одинаково. Рама мини-трактора сварена из швеллера 8, панель приборов и электрика ЗАЗ.

Мини-трактор имеет целый комплекс навесного оборудования: плуг для вспашки огорода, косилка сегментного типа (лошадиная) культиватор, бороны, окучник, картофелекопалка и сажалка, а так же отвал для чистки и уборки снега в зимнее время года. Вообщем трактор эксплуатируется по полной программе круглый год без простоев)

ZAZ GTR испугал соперников

Украинские автотюнеры из команды SRT более 10 лет улучшают свое «детище» под названием ZAZ GTR. Ежегодно они демонстрируют новые возможности «горбатого» на базе ЗАЗ-965, под капотом которого кроется 5,4-литровый битурбированный V8 Ford Mustang, а также 3-ступенчатая автоматическая коробка переключения передач.

«Зверь» с 2000-сильным мотором после испытаний принял участие в этапе чемпионата Украины по драгрейсингу, который проходил в Сумах. После заезда ZAZ GTR скепсис оппонентов сразу исчез.

Данные автомобили за небольшим исключением лишь отчасти можно назвать продукцией ЗАЗа. Автотюнеры ставят на них двери-ножницы, моторы от Ford Mustang и Toyota, заимствуют преимущества Porsche Boxster, в том числе откидной верх. Благодаря оригинальности и эксклюзивности некогда смешные машинки обретают популярность и новую стоимость.

Прототипы ЗАЗ-966

Прототипы нового «Запорожца» появились уже в 1961-м, когда покупатели еще не привыкли
к 965-му. Впрочем, до тех самых покупателей новинка дошла не быстро. Ускорение, с которым страна и ее автомобильная промышленность
развивались на рубеже 1960-х, уже не было столь интенсивным. Концептуально 966-й не отличался от предшественника. Конструкторы и
дизайнеры понимали: компоновке да и агрегатам жить в производстве очень долго. Но заднюю подвеску все же модернизировали, изменив
рычаги и полуоси и избавив автомобиль от характерной для 965-го криволапости задних колес. Подготовили и модернизированный 40-сильный
мотор (стандартный форсировали всего на 3 л.с.), который стал серийным, правда, чуть позже автомобиля. Но главное — новый трехобъемный
кузов, наконец-то сделавший «Запорожец» похожим на нормальные, полноценные автомобили.

фотография прототип ЗАЗ-966

фотография прототип ЗАЗ-966

фотография прототип ЗАЗ-966

Ранние прототипы автомобиля имели достаточно оригинальную внешность, однако конечная
версия демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), — последняя, впрочем, сама,
как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной
линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.

Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых —
список выполненных в близком ключе автомобилей был весьма широк и включал такие модели, как британский Sunbeam/ Hillman Imp, немецкий
NSU Prinz, итальянский FIAT 1300/ 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa, и другие.
«Шевроле» был хронологически первым, и, соответственно, исходным прообразом всего стиля, а остальные модели — в примерно равной
степени подражаниями.

На ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).

фотография ЗАЗ-966

Некоторые источники содержат и предположения о наличии непосредственно «североамериканских»
корней у дизайн 966-го «Запорожца» — известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на
Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя. Оформление же задних
фонарей и профилировка борта явно перекликаются с другой американской моделью — Ford Falcon начала шестидесятых годов. Интерьер с панелью
приборов, выполненной в виде открытой полки, трапециидальным щитком приборов и двухспицевым рулём крайне напоминал
английский Hillman Imp.

фотография ЗАЗ-966

Главным нововведением было использование полностью переработанной задней подвески с более
совершенной кинематической схемой: вместо идущих ещё с «Фиата 600» диагональных рычагов и качающихся полуосей с одним карданным шарниром
на каждой — А-образные «косые» рычаги и по два шарнира на полуось (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Это была удачная
схема — для сравнения, сходная по кинематике задняя подвеска долгое время использовалась на автомобилях BMW, начиная с заднемоторного
BMW 700, но и на более известных машинах 3-ей (E21 и E30) и 5-й (E12) серий, Ford Sierra и Ford Scorpio, а также многих других. Более
оптимальна кинематика только у сложных многорычажных задних подвесок, получивших широкое распространение лишь в последние десятилетия.

Передняя подвеска была переработана по сравнению с предыдущей моделью, но её общая схема
осталась прежней (система Порше) — два поперечных торсиона и крепящиеся к их концам четыре продольных рычага. Главное отличие
заключалось в том, что у ЗАЗ-966 в передней подвеске вместо шкворней появились шаровые шарниры — по два с каждого борта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector