Какие мозги лучше на ваз 2114
Содержание:
- Электронный блок управления Bosch
- Почему ELM 327 не подключается к ЭБУ ВАЗ 2110
- Где находится ЭБУ ВАЗ 2114?
- Как сбросить ошибки ЭБУ ВАЗ 2114 – видео
- ВИДЫ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ ВАЗ 2114
- Где находится масса ЭБУ на ВАЗ 2114
- ЭБУ Январь7.2
- Описание «мозгов»
- Инжекторные модели ВАЗ: ЭБУ, назначение контроллера и особенности
- Распиновка разъемов ЭБУ ВАЗ Bosch
Электронный блок управления Bosch
Судя по его маркировке 21126-1411020 и судя по наименованию заводской прошивки B174DR04 можно определить, что это блок управления Bosch 7.9.7 с плюсом. Есть еще просто Bosch 7.9.7 без плюса. Так вот прошивки для двух этих блоков не взаимозаменяемы. Для Bosch 7.9.7 с плюсом идет своя прошивка, а для Bosch 7.9.7 без плюса своя. Блок имеет 81 контакт также, как и Январь 7.2. Блок, очень распространенный. Устанавливался на автомобилях вплоть до 2008-2009 годов выпуска. Это все семейства ВАЗ, Самара, 2110, Приора, Калина и Нива. При разборке этого блока в глаза бросается плата, на которой аккуратно расположены элементы. Этот блок Bosch 7.9.7 с плюсом поддерживает нормы токсичности Евро-3, т.е. системы на которых присутствуют два датчика кислорода. Январь 7.2 в отличии от этого Bosch 7.9.7 поддерживает нормы токсичности Евро-2, т.е. системы на которых присутствует только один датчик кислорода. Кроме того, если рассматривать главные отличия аппаратной части этого блока от Январь 7.2, то на этом блоке флеш память и процессор – это одна микросхема. При выходе флеш памяти или процессора при выходе на этом блоке придется полностью менять весь процессор, а на Январь 7.2 процессор и флешка — это две отдельные микросхемы, т.е. там при выходе из строя флеш памяти просто меняем микросхему флеш памяти, а если вышел из строя процессор меняем микросхему процессора.
На блоке присутствует 4 ключа зажигания. Это означает, что этот блок предназначен для 16-клапанных двигателей. Один ключ зажигания обрабатывает свою индивидуальную катушку зажигания. К тому же этот блок Bosch 7.9.7+ имеет более мощный процессор как раз для того, чтобы он смог обрабатывать сигнал с двух датчиков кислорода. Процессор Январь 7.2 итак уже загружены по 100%, и он бы не смог вырабатывать сигнал с двух датчиков кислорода. Поэтому на мой взгляд переход ВАЗов с Январь 7.2 на Bosch 7.9.7+ этим и обуславливается чтобы этот блок обрабатывал сигналы с двух датчиков кислорода. Ужесточение норм токсичности требует переход на более современные и мощные блоки управления. Для того, чтобы перепрошить блок Bosch 7.9.7+ недостаточно собрать кабель и подключиться к ножкам электронного блока через k-lineадаптер. Нужно на самой плате блока, конкретно если рассматривать блок Bosch 7.9.7+ нужно резистор на этой плате нужно выпаять из одного места и припаять к другому месту. И только после этого запустить программу прошивальщика и блок при перепрошивке выйдет на связь. Если этого не сделать, то блок просто на связь не выйдет.
Схема перепрошивки Bosch 7.9.7+ точно такая же как для Январь 7.2. Разница в том, что на Январь 7.2. на 43-ю ногу электронного блока идет + через резистор 4,7 кОм. А для того, чтобы перепрошить блок Bosch 7.9.7+ провод, идущий на 43-ю ногу с электронного блока с + перенесем на — . Сейчас на 43-ю ногу электронного блока идет – и удалим резистор. Т.е. – должен идти напрямую от источника питания на 43-ю ногу электронного блока. Для прошивки использую БМ-9513, а в качестве источника питания используем прикуриватель. Программа ChipLoaderзапущена. K-lineадаптер висит на сом4. В самой программе также указываем сом4. Переходим во вкладку Bosch 7.9.7+, имитируем включение зажигания, т.е. подаем + на 13 ногу электронного блока и нажимаем «установить связь». Программа считала прошивку, и мы можем ее сохранить. Теперь ее открываем. Выключаем + на 13-ю ногу блока. Снова включаем, устанавливаем связь и записываем прошивку в память электронного блока. Запись прошивки в блок закончена. После перепрошивки блока резистор, который мы перепаяли для перепрошивки блока нужно выпаять и перепрошить на то место, где он стоял изначально иначе автомобиль просто не заведется. А если нам блок перепрошивать нужно несколько раз, то чтобы постоянно не возиться с перепайкой резисторов можно резистор который мы перепаиваем в другое место можно оставить на том же месте, пойти в магазин и купить точно такой же резистор и соорудить выключатель и перепаять. Когда мы хотим этот блок перепрошить мы с помощью выключателя связь между двумя контактами разрываем и перепрошиваем блок. После перепрошивки для того, чтобы автомобиль завелся на этом блоке мы включаем выключатель для того, чтобы связь между двумя этими контактами была. Этот выключатель мы можем вывести куда-нибудь на корпус этого блока, чтобы постоянно блок не разбирать и не возиться с перепайкой резисторов. На блоке Bosch 7.9.7+ вы не сможете грамотно откалибровать прошивку в режиме онлайн при тюнинге двигателя. Поэтому если вы хотите тюнинга, то переходите на блок Январь 7.2.
Почему ELM 327 не подключается к ЭБУ ВАЗ 2110
Итак, почему ELM327 не видит ЭБУ? Что делать, чтобы устройство могло подключиться и видеть блок? На сегодняшний день в продаже можно встретить множество различных адаптеров для тестирования транспортного средства. Если вы покупаете ELM327 Bluetooth, вероятнее всего, вы пытаетесь подключить некачественное устройств. Вернее, вы могли приобрести адаптер с устаревшей версией программного обеспечения.
Адаптер ELM 327
В устройствах ELM327 Bluetooth с устаревшей прошивкой применяется другой модуль Bluetooth, позволяющий взаимодействовать с двумя протоколами из имеющихся шести. Соответственно, со синхронизировать прибор со смартфоном можно, но когда вы попытаетесь соединить девайс с блоком управления, он вам сообщит о том, что нет связи с ЭБУ.
Итак, по каким причинам устройство отказывается подключаться к блоку:
- Сам адаптер некачественный.
- Проблемы могут быть как с прошивкой девайса, так и с его «железом». Если основная микросхема является неработоспособной, произвести диагностику работы двигателя, как и подключиться к ЭБУ, будет невозможно.
- Плохой кабель подключения. Возможно, кабель переломлен или сам по себе является неработоспособным.На девайсе установлено неправильная версия программного обеспечения, в результате чего добиться синхронизации не получится (автор видео о тестировании устройства — Rus Radarov)
В том случае, если вы являетесь владельцем девайса с правильной версией прошивки 1.5, где присутствуют все шесть протоколов из шести, но при этом адаптер не подключается к ЭБУ, выход есть. Подключаться к блоку можно, используя строки инициализации, позволяющие устройству подстроиться под команды блока управления мотором машины. В частности, речь идет о строках инициализации к утилитам для диагностики ХобДрайв и Torque к транспортным средствам, которые используют нестандартные протоколы подключения.
Видео: ELM 327 не подключается к ЭБУ Ваз
https://youtube.com/watch?v=MwVfsGSOZVs
Схема электрических соединений ЭСУД Россия-83 Bosch 1.5.4, Январь 5.1.1 ВАЗ-21102, 2111, 21122 с двигателем 2111
2- свечи зажигания;
3- модуль зажигания;
4- колодка диагностики;
6- колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов;
8- предохранитель главного реле;
9- реле электровентилятора;
10- предохранитель цепи питания контроллера;
11- реле электробензонасоса;
12- предохранитель цепи питания электробензонасоса;
13- датчик массового расхода воздуха;
14- датчик положения дроссельной заслонки;
15- датчик температуры охлаждающей жидкости;
16- регулятор холостого хода;
17- датчик детонации;
18- датчик положения коленчатого вала;
19- блок управления АПС;
20- индикатор состояния АПС;
21- датчик скорости;
22- электробензонасос с датчиком уровня топлива;
23- датчик контрольной лампы давления масла;
24- датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
25- датчик уровня масла;
26- колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания;
27- комбинация приборов;
28- монтажный блок;
29- электровентилятор системы охлаждения;
30- выключатель зажигания;
А — колодка присоединяемая к жгуту салонной группы АБС; В — колодка, присоединяемая к жгуту кондиционера; С — колодка, присоединяемая к колодке R жгута переднего; D — провод, присоединяемый к выключателю зажигания (лампа подсветки); Е — колодка, присоединяемая к голубо-белым проводам, отсоединённым от выключателя зажигания; F — к клемме «+» аккумуляторной батареи; G1,G2 — точки заземления; L — контакты колодки к маршрутному компьютеру; М — контакт колодки к блоку бортовой системы контроля; N — контакты колодки жгута панели приборов и жгута переднего; R — колодка, присоединяемая к колодке С жгута системы зажигания; Z — к клемме «В+» генератора;
Где находится ЭБУ ВАЗ 2114?
Расположен блок в торпеде, непосредственно под приборкой. Чтобы провести замену или демонтаж, нужно выкрутить саморезы и извлечь панель с бока, со стороны пассажирского места. Через образовавшееся отверстие можно рассмотреть корпус ЭБУ – он установлен внутри стального фиксатора.
Для снятия электронного блока управления нужно выкрутить болт и аккуратно вытянуть корпус, взявшись за фиксатор. Само собой, необходимо отключать питание от бортовой сети, в противном случае можно вывести из строя дорогостоящую аппаратуру. Короткое замыкание – это враг любого электроприбора, поэтому будьте аккуратны. Желательно даже не просто снимать массу с аккумулятора, но и плюсовой провод тоже отключать.
Как сбросить ошибки ЭБУ ВАЗ 2114 – видео
В принципе решений у данной проблемы может быть множество:
Если напряжение на АКБ меньше 12.4 вольта, то ЭБУ начинает экономить энергию, на 11 вообще можешь не завести даже на шнурке))) ЭБУ иногда видит напряжение меньше чем реально на АКБ, это как правило говорит о том, что пора бы массы ЭБУ почистить, в разъем заглянуть контакты протереть. В твоем случае – на холодную проблемы, на горячую все нормально. А если взглянуть со стороны АКБ? На подсевшем проблема, на подзаряженном геной все нормально
Хороший диагност не повредит машинке
Так же рекомендую обратить внимание на неисправность: катушки зажигания, модуля зажигания, коммутатора бесконтактного зажигания свечи.
Электронный блок управления двигателем ВАЗ 2114 – это своеобразное устройство, которое можно охарактеризовать как мозг тачки. Через этот блок в машине абсолютно все работает – от маленького датчика до движки. И если устройство начинает барахлить, то машина попросту встанет, ведь ей некому командовать, распределять работу отделов и так далее.
Чтобы не было путаницы, сразу пояснение: электронная система управления движки, или мозги, контроллер, а так же прошивка, аббревиатура ЭБУ и ЭСУД, процессор в тачке – все это одно и тоже!
Чтобы узнать, где находится ЭБУ на ВАЗ 2114, нужно заглянуть под торпеду приборной панели (центровую), естественно, предварительно сняв все крепления кожуха торпеды (если стало интересно прям сей час посмотреть на электронный блок – крестовая отвертка вам в помощь).
Но смотреть местоположение блока вам будет бесполезно, если вы не знаете, что такое эбу и как он работает. Принцип работы прошивки на четырнадцатой – это не такой уж сложный процесс, с одной стороны, с другой – он собирает во едино всю систему двигателя, подвески, КПП. Но привязан он больше к движке. С того момента, как вы завели свою машину, мозг вашей тачки начинает работу по сбору инфы, которая поступает со всех датчиков, что только есть на четырнадцатой, потом он ее обрабатывает и распределяет работу системы двигателя согласно поступившей информации.
ЭБУ на ВАЗ 2114 собирает данные с таких датчиков:
- Положения коленвала
- Фазы
- Массового расхода воздуха
- Температуры охлажденки
- Положения дросселя
- Детонации
- Кислорода
- Скорости
Это основной список, могут стоять тюнинговые примочки или пара-тройка других датчиков (в зависимости от комплектации), но все они всегда будут напрямую работать с ЭБУ ВАЗ 2114. С помощью этой инфы контроллер регулирует работу следующих систем:
- Система топливной подачи – все, что связано с работой бензонасоса, давлением и форсунками
- Зажигание
- Адсорбер
- Работу движки на холостом ходу
- Работа радиатора
- Самодиагностика
Мозги на ВАЗ 2114, чтобы все успевать, состоят из трех видов памяти:
- Отдел с постоянной памятью, которую можно запрограммировать (ППЗУ – программное постоянное запоминающее устройство). Это и есть то, что мы называем прошивкой, в этот отдел можно закачать основную программу для работы электронного блока. Программа содержит основу: калибровки и алгоритмы для управления движкой. Плюсы этого отдела памяти, что он постоянен и не сотрется в момент резкого обрыва питания. Такой момент как чип-тюнинг связан именно с этой памятью.
- Отдел с оперативной памятью, которая хранит в основном всплывающие ошибки системы и те настройки параметров, которые могут измениться в зависимости от ситуации (ОЗУ – оперативное запоминающееся устройство). Если выключить питание, все, что было зафиксировано этим отделом памяти – пропадет.
- Отдел памяти с кодами против угона (ЭРПЗУ – электрически репрограмируемое запоминающее устройство). В этом отделе содержится инфа о паролях сигналки, с которой сверяется иммобилайзер при каждом пуске движки.
ВИДЫ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ ВАЗ 2114
Четырнадцатая – автомобиль, производство которого велось в течении 12 лет. На протяжении всего цикла производства инженеры Авто-ВАЗа занимались постоянным усовершенствованием основных характеристик ВАЗ 2114. Изменения касались в том числе и мозгов машины. На ВАЗ 2114 может быть установлено 8 поколений электронных блоков от разных изготовителей.
Разберемся, как узнать, какой ЭБУ стоит на ВАЗ 2114. Для этого необходимо посмотреть на само устройство – на его корпусе нанесены цифры номера модели, перепишете эти цифры и сопоставьте с маркировкой, приведенной в таблицах этой статьи.
GM-09 И ЯНВАРЬ-4
Первое поколение мозгов четырнадцатой были представлено блоками GM-09 и Январь-4. Такие устройства устанавливались с самого начала производства ВАЗ 2114 по 2003 год.
Первые блоки обладали широким модельным рядом, электронный контроллер ВАЗ 2114 мог отличатся наличием датчика детонации, работающего по резонансному принципу, и соответствием стандарту ЕВРО-2.
На сегодняшний день стоимость такого устройства составляет от 5 до 5,5 тысяч рублей.
Список моделей ЭБУ GM-09 и Январь-4 (на рис.-таблица):
Список моделей ЭБУ GM-09 и Январь-4
ЯНВАРЬ 5.1.Х, ИТЕЛМА 5.1, BOSCH M1.5.4
Следующее поколение мозгов представлено устройствами Январь 5.1.х. (аналогичное устройство также ставилось на ВАЗ 2113 и ВАЗ 2115).
На ВАЗ 2114, выпущенных после 2013 года, может быть установлено 3 варианта блока Январь 5.1.х, отличия между которыми заключается в методе впрыска бензина: существуют устройства с фазированным, одновременным и парно-параллельным впрыском.
Стоит отметить, что данная модельная линейка Январей является полностью идентичной устройствам “Ителма 5.1” и “Bosch M1.5.4”.
Список моделей Январь 5.1.х и Ителма 5.1 (на рис.-таблица):
Список моделей Январь 5.1.х и Ителма 5
Список моделей Bosch M1.5.4 (на рис.-таблица):
Список моделей Bosch M1.5
Наиболее часто встречаемая модель на ВАЗ 2114 2003-2007 года производства – Январь 5.1.1, купить которую сейчас можно за 7-8 тыс. рублей, на экспортные машины чаще всего ставился Bosch 2111 1411020, который стоит аналогичных денег.
Статья в тему: Топливный насос на ВАЗ 2110
ЯНВАРЬ 7.2 И И BOSCH M7.9.7
То, какая модификация Января 7.2 установлена на четырнадцатой, зависит от литража силового агрегата. Контролеры Бош ставились, как правило, только на экспортные модели машин, от которых требовалось соответствие экологическому стандарту Евро-3.
На 8-ми клапанные ВАЗ 2114 объемом 1.5 л. устанавливались следующие контролеры (на рис.-таблица):
Список контроллеров на ВАЗ 2114 8 клапанов 1
На ВАЗ 2114 с объемом двигателя 1.6 литров (на рис.-таблица):
Список контроллеров на ВАЗ 2114 8 клапанов 1.6 литра
Стоимость нового Январь 7.2 варьируется в пределах 7-8 тысяч, БУ-шного – примерно в половину меньше, тот же ЭБУ 2111 1411020 81 можно взять за 3-3.5 тысячи рублей..
ЯНВАРЬ 7.3
Этот ЭБУ производился заводами Ителма и Автэл, в зависимости от модификации он мог соответствовать экологическому стандарту Евро-3 или Евро-4.
Соответствие ЭБУ ВАЗ 2114 экологическому стандарту
Рекомендуем: Замена ремня генератора Chery Amulet, Tiggo, Kimo
Новая Ителма 11183 1411020 02 стандарта ЕВРО-3 стоит сейчас около 8 тысяч рублей.
Где находится масса ЭБУ на ВАЗ 2114
Для работы автомобиля жизненно необходимо электричество. Питание поступает от аккумулятора через положительный и отрицательный провода. В первом из них обеспечивается 12 В. Второй соединён с корпусом автомобиля. Его называют массой или нулевым проводом.
Аккумуляторная масса
Для исправной работы электронного блока управления, датчиков, приборов, фар и многого другого важно, чтобы масса на мозги ВАЗ 2114 была надёжной. На практике речь идёт о том, что на корпусе в некоторых местах к приваренным шпилькам прикручены гайками клеммы нулевых проводов
Хотя на первый взгляд кажется, что масса ЭБУ на ВАЗ 2114 должна быть надёжной, на самом деле это не так. Если массовому проводу не уделять должного внимания, то онон постепенно перестаёт нормально функционировать. У этого может быть несколько причин:
- При покраске может нарушиться контакт клеммы с корпусом.
- Постепенно гайка раскручивается.
- Контакт нарушается из-за окисления или загрязнений.
Присоединение к корпусу имеется в нескольких местах. Необходимо знать, где находится масса ЭБУ на ВАЗ 2114 и регулярно проверять наличие контакта. Для того, чтобы сделать его более надёжным, рекомендуют использовать корончатую шайбу между клеммой и корпусом. Благодаря наличию острых участков, она обеспечивает качественный контакт.Корончатая шайба Расположение массы зависит от модели используемого двигателя. Если речь идёт о модели с объёмом 1.5 то используется следующее расположение:
- Под приборной доской на креплении руля находится первый вывод.
- Второй расположен на корпусе отопительного двигателя с левой стороны.
Чтобы знать, где находится масса ЭБУ на моделях, где используется двигатель на 1.6 л, нужно запомнить следующее:
- Если заглянуть внутрь панели приборов, то в левой части можно увидеть первый вывод. Он находится выше блока реле/предохранителей.
Масса внутри приборной панели
- Второй расположен над левым экраном центральной консоли приборов. Он находится на приварной шпильке.
Масса ничем не защищена от загрязнения или ржавчины. Её необходимо регулярно осматривать, при необходимости очищать и подтягивать гайку.
ЭБУ Январь7.2
Назначение остальных следующее:
- 2, 5 –управление катушками зажигания цилиндров 2, 3 и 1, 4.
- 3 – масса зажигания.
- 6, 7, 27, 47 – управление форсунками цилиндров 2, 3 и 1, 4.
- 8 – подключение тахометра.
- 10 – величина расхода топлива.
- 12 – напряжение от аккумуляторной батареи.
- 13 – напряжение от выключателя зажигания.
- 14 – включение главного реле.
- 15 – контакт А ДПКВ.
- 16, 17, 32 – сигнал, масса и напряжение питания ДПДЗ.
- 18 – датчик кислорода (ДК).
- 19, 20 – Питание и масса датчика детонации (ДД).
- 31 – индикатор Check Engine.
- 34 – контакт В ДПКВ.
- 35, 39 – масса и сигнальный провод ДТОЖ.
- 33, 36, 37 – питание, масса и сигнальный провод ДМРВ.
- 40 – контроль температуры впуска.
- 44, 63 – главное реле, напряжение на выходе.
- 45 – напряжение питания на ДФ.
- 46 – адсорбер, клапан продувки.
- 48 – нагреватель ДК.
- 50 – включение реле стартера.
- 51, 53 – масса контроллера.
- 57 – выбор вариантов калибровочных данных.
- 59 – датчик скорости.
- 61 – масса
- 64, 65, 66, 67 – регулятор холостого хода (РХХ) контакты D, С, В, А.
- 68 – вентилятор.
- 69 – кондиционер.
- 70 – электробензонасос.
- 71 – К-линия.
- 75 – кондиционер.
- 76 – усилитель руля.
- 79 – ДФ.
- 80 – общий.
Распиновка ЭБУ М73 Ителма на ВАЗ 2114 аналогична приведенной выше. Различия контроллеров заключаются только в программном обеспечении.
Описание «мозгов»
ЭБУ ВАЗ 2114 представляет собой бортовой компьютер транспортного средства, предназначенный для управления основными системами авто. Параметры управляющего модуля влияют как на функциональность тех или иных регуляторов, так и на работу двигателя в целом
То есть важность данной системы отрицать нельзя
Местоположение контроллера
В автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 управляющий модуль устанавливается под центральной консолью авто, в частности, посредине, за панелью с магнитолой. Чтобы добраться до контроллера, необходимо выкрутить фиксаторы бокового каркаса консоли. Что касается подключения, то в модификациях Самар с полтора литровым двигателем масса ЭБУ берется с корпуса силового агрегата, с крепления заглушек, расположенных справа от ГБЦ.
Место расположения ЭБУ в «Четырке»
В автомобилях, оборудованных 1.6- и 1.5- литровыми моторами с ЭБУ нового образца масса берется с приваренной шпильки. Сама шпилька фиксируется на металлическом корпусе контрольного щитка у тоннеля пола, неподалеку от пепельницы. Во время производства инженеры ВАЗ, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может разболтаться, соответственно, это приведет к неработоспособности некоторых устройств.
Устройство и принцип работы
Управляющий блок электронной системы работает в соответствии с показателями, полученными от датчиков:
- скорости;
- детонации;
- лямбда-зонда;
- фаз впрыска горючего;
- положения коленчатого вала;
- положения дросселя;
- расходомера воздуха;
- температуры антифриза.
В соответствии с данными, полученными от этих контроллеров, управляющий модуль осуществляет управления следующими системами:
- зажигания;
- адсорбером;
- форсунками, а также бензонасосом;
- системой вентиляции и отопления;
- программами для диагностики работоспособности авто;
- регулятором холостых оборотов (автор видео — Евгений Вехтер).
Что касается устройства, то конструктивно управляющий модуль состоит из следующих компонентов:
- ОЗУ или оперативная память. В этом модуле содержатся основные данные о недавно выявленных ошибках, обнаруженных электронной системой в работе различных узлов. Когда водитель отключает зажигание, блок ОЗУ обновляется, в результате чего эти данные пропадают.
- ППЗУ — основной элемент системы, в нем содержится прошивка управляющего модуля. Следует отметить, что в данном блоке памяти содержатся все необходимые данные о калибровках систем «четырки» вместе с общим алгоритмом управления двигателем. В отличие от ОЗУ, ППЗУ — это постоянная память, поэтому данные, прописанные в ней, сохраняются и после отключения зажигания. При необходимости данный модуль может быть перенастроен, то есть заново запрограммирован, что может привести к улучшению мощности, а также динамики транспортного средства.
- ЭРПЗУ — первостепенная функция этого модуля заключается в охране авто. В памяти ЭРПЗУ содержится информация от противоугонной установки — пароли, а также кодировка основных параметров. Запуск мотора будет возможен только в том случае, если ЭПЗУ успешно сверится с данными, содержащимися в памяти иммобилайзера.
Характерные неисправности: их признаки и причины
По каким признакам можно определить неисправность ЭБУ:
- нет сигналов управления, поступающих от исполнительных устройств (РХХ, расходомера, различных датчиков и т.д.);
- нет сигнала взаимодействия с системой зажигания, топливным насосом, форсунками и прочими элементами;
- при подключении диагностического тестера связь с электронной системой также будет отсутствовать;
- также признаком могут служить перегоревшие контакты и механические повреждения устройства.
Какие причины способствуют выходу из строя управляющего устройства:
- замыкание электроцепи или ее обрыв;
- неправильный ремонт электрики, в ходе которого были допущены ошибки, в частности, речь идет об установке или ремонте противоугонной системы;
- подкуривание севшего АКБ от автомобиля с заведенным мотором;
- поломку блока может спровоцировать неверное подключение клемм аккумулятора — плюс вместо минуса и наоборот;
- отключение контактов АКБ при заведенном двигателе;
- попадание влаги на плату модуля электронной системы;
- механические повреждения девайса в результате аварии (автор видео о ремонте управляющего модуля в гаражных условиях — канал Авто Практика).
Инжекторные модели ВАЗ: ЭБУ, назначение контроллера и особенности
Итак, инжектор, который фактически представлен электронно-механическими форсунками, дозировать топливо самостоятельно не может. За корректную работу форсунок отвечает блок управления двигателем. В свою очередь, этот блок фактически и является электронной системой управления двигателем ЭСУД.
Так вот, на ЭБУ приходят сигналы с большого количества датчиков, после чего по «зашитым» в память блока алгоритмам осуществляется расчет количества топлива, необходимого для работы двигателя в оптимальном режиме. Также ЭБУ управляет моментом искрообразования в цилиндрах, заменив систему зажигания на авто с карбюратором.
Еще ЭБУ проводит самодиагностику и проверяет состояние двигателя, фиксируя сбои, отклонения и нарушения в работе. Если исправить ситуацию контроллер не может, тогда в памяти прописывается ошибка, а водитель получает уведомление в виде значка «чек» на панели приборов.
Что касается датчиков, благодаря их наличию ЭБУ определяет режим работы двигателя, обороты, нагрузку на ДВС. Например, ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) позволяет получить данные для расчета количества топлива с учетом количества воздуха, поступающего в цилиндры.
ДТ (датчик температуры определяет температуру ДВС, тем самым указывая, как будет сгорать топливо в холодном и прогретом двигателе). ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) показывает, как сильно нажата педаль газа.
Если сгорание топлива приобретает взрывной характер, взрыв фиксирует датчик детонации двигателя (ДД). Блок управления корректирует смесь и меняет угол зажигания, чтобы избежать детонации. Если же ЭБУ не может решить проблему, загорается «чек», ошибка прописывается в память ЭБУ.
Еще на более поздних моделях ВАЗ изменились сами контроллеры и прошивки ВАЗ, так как в конструкции были применены датчики кислорода в паре с катализатором. Эти датчики определяют эффективность сгорания топлива, фиксируя количество кислорода в выхлопе. Так вот, по этой причине нужно учитывать, что ЭБУ различных поколений отличаются.
Например, старые версии не имели поддержки датчика фаз (ДПРВ), впрыск происходил во впускной коллектор, а не в каждый цилиндр по отдельности. Такие ЭБУ являются блоком управления центрального впрыска. Позже появились блоки, готовящие смесь для каждого отдельного цилиндра (ЭБУ распределенного впрыска).
В дальнейшем была реализована поддержка датчика кислорода, затем двух датчиков кислорода (с учетом ужесточения норм токсичности) для более эффективного использования каталитического нейтрализатора.
Это означает, что мозги Калина не получится использовать в качестве замены ЭБУ Приора, хотя один и другой блок будут ЭБУ ВАЗ
Получается, важно знать, какой именно блок стоит на том или ином автомобиле. Чтобы это определить, нужно понять, где стоит ЭБУ ВАЗ, после чего изучить маркировки на устройстве
Давайте разбираться.
Распиновка разъемов ЭБУ ВАЗ Bosch
Bosch 7.9.7 Январь 7.2
Номер | Bosch M1.5.4 (1411020 и 1411020-70) Январь 5.1.1 (71) | Bosch M1.5.4 (40/60) Январь-5.1 (41/61) Январь 5.1.2 (71) | Bosch MP7.0 |
1 | Зажигание 1-4 цилиндра. | Зажигание 1-4 цилиндра. | Зажигание 1-4 цилиндра. |
2 | . | Массовый провод зажигания. | . |
3 | Реле топливного насоса | Реле топливного насоса | Реле топливного насоса |
4 | Шаговый двигатель PXX(A) | Шаговый двигатель PXX(A) | Шаговый двигатель PXX(A) |
5 | Клапан продувки адсорбера. | Клапан продувки адсорбера. | |
6 | Реле вентилятора системы охлаждения | Реле вентилятора системы охлаждения | Реле вентилятора левого (только на Нивах) |
7 | Входной сигнал датчика расхода воздуха | Входной сигнал датчика расхода воздуха | Входной сигнал датчика расхода воздуха |
8 | . | Входной сигнал датчика фазы | Входной сигнал датчика фазы |
9 | Датчик скорости | Датчик скорости | Датчик скорости |
10 | . | Общий. Масса датчика кислорода | Масса датчика кислорода |
11 | Датчик детонации | Датчик детонации | Вход 1 датчика детонации |
12 | Питание датчиков. +5 | Питание датчиков. +5 | Питание датчиков. +5 |
13 | L-line | L-line | L-line |
14 | Масса форсунок | Масса форсунок | Масса форсунок. Силовая «земля» |
15 | Управление форсунками 1-4 | Нагреватель датчика кислорода | Лампа CheckEngine |
16 | . | Форсунка 2 | Форсунка 3 |
17 | . | Клапан рециркуляции | Форсунка 1 |
18 | Питание +12В неотключаемое | Питание +12В неотключаемое | Питание +12В неотключаемое |
19 | Общий провод. Масса электроники | Общий провод. Масса электроники | Общий провод. Масса электроники |
20 | Зажигание 2-3 цилиндра | Зажигание 2-3 цилиндра | |
21 | Шаговый двигатель PXX(С) | Шаговый двигатель PXX(С) | Зажигание 2-3 цилиндра |
22 | Лампа CheckEngine | Лампа CheckEngine | Шаговый двигатель PXX(B) |
23 | . | Форсунка 1 | Реле кондиционера |
24 | Масса шагового двигателя | Масса выходных каскадов шагового двигателя | Силовое заземление |
25 | Реле кондиционера | Реле кондиционера | . |
26 | Шаговый двигатель PXX(B) | Шаговый двигатель PXX(B) | Масса датчиков ДПДЗ, ДТОЖ, ДМР |
27 | Клемма 15 замка зажигания | Клемма 15 замка зажигания | Клемма 15 замка зажигания |
28 | . | Входной сигнал датчика кислорода | Входной сигнал датчика кислорода |
29 | Шаговый двигатель PXX(D) | Шаговый двигатель PXX(D) | Входной сигнал датчика кислорода 2 |
30 | Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ | Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ | Вход 2 датчика детонации |
31 | . | Резервный выход сильноточный | Входной сигнал датчика неровной дороги |
32 | . | . | Сигнал расхода топлива |
33 | Управление форсунками 2-3 | Нагреватель датчика кислорода. | . |
34 | . | Форсунка 4 | Форсунка 4 |
35 | . | Форсунка 3 | Форсунка 2 |
36 | . | Выход. Клапан управления длиной впускной трубы. | Главное реле |
37 | Питание. +12В после главного реле | Питание. +12В после главного реле | Питание. +12В после главного реле |
38 | . | Резервный выход слаботочный | . |
39 | . | . | Шаговый двигатель РХХ (С) |
40 | . | Резервный вход дискретный высокий | . |
41 | Запрос включения кондиционера | Запрос включения кондиционера | Нагреватель датчика кислорода 2 |
42 | . | Резервный вход дискретный низкий | . |
43 | Сигнал на тахометр | Сигнал на тахометр | Сигнал на тахометр |
44 | СО — потенциометр | Датчик температуры воздуха | . |
45 | Датчик температуры охлаждающей жидкости | Датчик температуры охлаждающей жидкости | Датчик температуры охлаждающей жидкости |
46 | Главное реле | Главное реле | Реле вентилятора охлаждения |
47 | Разрешение программирования | Разрешение программирования | Вход сигнала запроса включения кондиционера |
48 | Датчик положения коленвала. Низкий уровень | Датчик положения коленвала. Низкий уровень | Датчик положения коленвала. Низкий уровень |
49 | Датчик положения коленвала.Высокий уровень | Датчик положения коленвала.Высокий уровень | Датчик положения коленвала.Высокий уровень |
50 | . | Датчик положения клапана рециркуляции | Разрешение программирования |
51 | . | Запрос на включение гидроусилителя руля | Нагреватель ДК |
52 | . | Резервный вход дискретный низкий | . |
53 | Датчик положения дроссельной заслонки | Датчик положения дроссельной заслонки | Датчик положения дроссельной заслонки |
54 | Сигнал расхода топлива | Сигнал расхода топлива | Шаговый двигатель РХХ (D) |
55 | K-line | K-line | K-line |
Полезное: Схема и распиновка блоков предохранителей автомобилей ВАЗ