Езда по обочине запрещена — какой штраф придется заплатить?
Содержание:
- Обгон или опережение
- Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами
- Кому разрешено движение по обочине
- Чрезвычайная ситуация отменяет правила
- Штраф за движение по обочине
- Объезд пробки по обочине не является объездом препятствия 2021
- Можно ли избежать наказания
- Второй загранпаспорт: прихоть или реальная необходимость?
- Что делать, если штраф с камеры пришел за езду по обочине ошибочно?
- Основные требования ПДД
- Общие принципы совершения обгона
- Что называется обочиной
- Как оплатить штраф
- В каких случаях допускается езда по обочине
- Можно ли отличить водителя-аса от чайника?
Обгон или опережение
Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.
Обгон ТС
Опережение, по новым правилам — это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.
Опережение ТС
Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Перестроение ТС
В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.
Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:
- пешеходного перехода;
- ж/д переезды;
- перекрестки;
- эстакады и тоннели;
- участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.
Вопросы читателей:
- «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
- «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
- «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
- Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.
C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.
На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.
Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.
Видео: ПДД обгон и опережение ТС
https://youtube.com/watch?v=HU57FiY0iHQ
Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами
Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.
Для этого нужно:
- Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
- Зайти на сайт ГИБДД, выбрать свой регион и подать жалобу.
- В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
- Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.
Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.
Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:
- Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
- Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
- Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.
И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.
Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:
Кому разрешено движение по обочине
В первую очередь обочина предназначена для движения пешеходов. В этом и заключается главный смысл разделения дороги на проезжую часть и обочину, по которой автомобиль в стандартной ситуации ездить не должен.
Закон
Есть смысл сделать поправку.
Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2017 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.
Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:
· Мопеды, не создающие помех пешеходам
· Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.
· Автомобили экстренных служб
· Машины коммунальных служб
· Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект
· Гужевые повозки
· Велосипедисты
· Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам
· Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)
Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.
Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2021 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.
Чрезвычайная ситуация отменяет правила
Идея в следующем. Любые проявления культуры, и не только за рулем, уместны в повседневной жизни в отсутствие экстремальных ситуаций.
Например, вы едете вечером рабочего дня домой, все в порядке, вы никуда не торопитесь. Вы соблюдаете все ПДД, не делаете резких маневров и не пытаетесь объехать «толпу зевак». Встречаете любимую девушку, она ждет вас в назначенном месте, вы останавливаетесь, выходите из машины, открываете ей дверь, помогаете сесть в машину, размещаете ее вещи в салоне или багажнике, после чего вы вместе едете на культурное мероприятие. Вы пропускаете всех пешеходов на всех «зебрах» — ведь у вас запас времени в полчаса, рядом сидит ваша возлюбленная и восхищается вашим водительским мастерством и мужской невозмутимостью. Если вы попали по пути в небольшую пробку, то и в голову не придет объезжать ее по обочине или, тем более, по «встречке».
В экстремальной же ситуации не до джентльменских жестов и не до соблюдения условностей. И степень тяжести нарушений пропорциональна экстремальности ситуации.
Давайте представим, в город пришла Годзилла 🙂 И преследует нашу машину :))) Будем останавливаться на зебрах? Будем стоять на красный свет, если спереди пусто? Будем терпеливо ждать, пока рассосется пробка, если «встречка» свободна? Не говоря уже о свободной обочине… Шутки шутками, но в жизни может быть множество ситуаций. Как общественного масштаба – наводнения, эпидемии, снежные лавины, землетрясения, войны, так и личного – опоздание на самолет, пожар в доме, бабушка при смерти, жена рожает и так далее… Во всех этих ситуациях реально не до проявления культуры и не до соблюдения ПДД. И чем опаснее ситуация, тем больше нам наплевать на условности. Понятно, что ограничения все равно есть. Если это чрезвычайная ситуация, то действуют правила эвакуации и поведения в таких случаях. Или если жена рожает, конечно, муж поедет быстро и не будет уступать дорогу пешеходам на зебрах, но вряд ли он станет их сбивать, если они все же выйдут на дорогу. И так далее. В любом случае, на первом месте — безопасность дорожного движения, а не формальное соблюдение условностей. Если водитель нарушает условности, то должен, тем не менее, соблюсти безопасность, тогда это оправдано.
Нарушать ли правила – вопрос приоритетов и личной ответственности
И далее каждый для себя расставляет приоритеты и решает сам, что ему важнее: остановиться на красный свет или проехать перекресток, обеспечивая безопасность проезда, но довезти до больницы тяжело раненого человека, истекающего кровью на сиденье. Опоздать на самолет, стоя в пробке, или все-таки прийти на стойку регистрации за 5 минут до ее окончания, объехав пробку справа. Но к таким ситуациям я точно не отношу личное негодование по поводу низкого уровня водительского мастерства окружающих при отсутствии уважительной причины, примеры которой я привел выше и по которой вам «кровь из носа» нельзя опоздать. «Чисто влом стоять в пробке, которую создали чайники» — к уважительным причинам не относится.
Хотя, сама по себе пробка — уже экстремальная ситуация на дороге. Да, это не пожар, не ураган и т.п., но и не норма жизни. Поэтому многие водители и занимают свободные обочины, уже не считая это нарушением в условиях пробки. В самом деле, если рядом, считай, целая свободная полоса, почему ее не занять? И ГАИшники по тем же причинам часто не обращают на таких нарушителей внимания. Как к этому относиться — сложный вопрос. Для кого приемлемо — едет по обочине сам и не осуждает других. Для кого нет — смиренно стоит в пробке и ругает нарушителей. Вопрос приоритетов. Есть, правда, мнение, что из-за объезда пробки по обочине пробка только усиливается, но это уже тема отдельного разговора.
В особых случаях и «встречка» — не нарушение
Кстати, я однажды стоял в многокилометровой и многочасовой пробке на Киевском шоссе в сторону Москвы, а половина дороги из Москвы была свободна. В том месте дороги тогда еще не было отбойника, и измученные водители выехали на встречную полосу, хотя это никак не ускорило их передвижение. Так вот, пробка была настолько жуткой, что проезжающие по туда-сюда инспекторы ДПС не обращали никакого внимания на этих водителей, несмотря на то, что это грубейшее нарушение ПДД, тянет на «лишение», и «гайцы» при желании могли бы в один вечер закрыть месячный план по отлову нарушителей, а заодно и повысить личное благосостояние. Это к вопросу о том, что тяжесть нарушения пропорциональна степени экстремальности ситуации.
Штраф за движение по обочине
Движение по обочине относится к категории административных нарушений, наказанием является штраф. Первоначально сумма штрафа составляет 1500 рублей, однако, подобная сумма способна испугать не всех. Особо нетерпеливые все равно выбиваются на обочину, в связи с чем создают ряд проблем, таких как:
- образуют облако пыли, из-за чего видимость усугубляется для нарушителя и невиновных водителей;
- после совершения обгона каждое недобросовестное лицо совершает попытку возвращения в полосу, что сделать непросто, из-за такого поведения пробка увеличивается еще больше;
- затормаживают движение пешеходов, делают их перемещение небезопасным для здоровья и жизни.
Благодаря существованию таких нарушителей, законодательство решило усилить меры наказания при повторном пресечении одного и того же водителя, и увеличить штраф.
Нюансы штрафа
Несомненно. КоАП поступают абсолютно верно, наказывая недобросовестных водителей
Однако, при разработке правила органы не оказали должное внимание некоторым тонкостям
Так, честный гражданин, припарковавшийся на обочине по всем правилам дорожного движения, может получить штраф так же, как и нарушитель, совершающий обгон по этому же участку. С чем связана такая несправедливость?
Чаще всего проблема состоит в том, что законность своего действия оказывается проблематично доказать инспектору. Подобное явление нередко выглядит так:
- руководствуясь законами, водитель припарковывает автомобиль на обочине;
- когда владелец автомобиля решает выехать с обочины, неподалеку оказывается инспектор ГИБДД и замечает «нарушение»;
- инспектор накладывает штраф на автомобилиста.
Следуя этой теории несложно догадаться, что парковка разрешена, однако за любое движение и попытки выезда может быть наложен штраф.
Поскольку ситуация является неясной, большинство сотрудников не обращают внимание на данное явление, но не стоит забывать, что они имеют право наказать соответствующим образом
Положительные стороны штрафа
- Сумма штрафа и страх перед повторным пресечением все же пугает немалую часть автомобилистов и предостерегает от движений по обочине, что позволяет не нарушать движение по полосе и сохранять безопасность для пешеходов;
- Из-за понимания возможности наложения штрафа при попытке выезда с обочины, парковаться там стало намного меньше водителей, из-за чего пешеходам удобнее совершать перемещения;
- Пробки перестали увеличиваться и парализовать полосы из-за «особо нетерпеливых водителей», вдруг решивших вернуться с обочины на проезжую часть.
Объезд пробки по обочине не является объездом препятствия 2021
Объезд пробки (дорожного затора) по обочине категорически запрещен действующим в России законодательством. Вопреки мнению некоторых водителей, дорожная пробка, исходя из ПДД, не является препятствием. На это четко указывает пункт ПДД 1.2
Закон
Определение понятия «Препятствие»
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющее продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Настаивать на объезде пробки как объезде препятствия не имеет смысла еще и по той причине, что даже объезд лежащего дерева или бетонного блока согласно КоАП является правонарушением и за такой маневр автомобилиста ожидает штраф 1500 р. по статье 12.15 ч. 3 КоАП РФ.
Все статьи автора: Сергей Иванов
Можно ли избежать наказания
Чтобы наказать нарушителя, сотрудники ГИБДД должны зафиксировать проступок следующим путем:
- фотофиксация;
- видеофиксация;
- свидетельства понятых.
На основании имеющихся материалов составляется протокол и принимается решение о размере наказания. После составления необходимых документов готовится постановление на оплату положенной суммы.
Если нарушение носит жестокий характер, например, автомобиль двигался по краю встречного движения, то возможно лишение водителя прав на управление транспортным средством на срок до 6 месяцев. Однако такое решение может принять только судья, поэтому в данном случае документы будут переданы на рассмотрение в мировой суд.
Как правило, в момент привлечения к ответственности водители начинают спорить и оправдываться. Но если инспектор имеет доказательства нарушения, это становится бессмысленным. В такой ситуации можно лишь посоветовать найти уважительные причины нарушения, чтобы получить хотя бы денежное наказание, а не лишиться прав на полгода.
В настоящее время широкое распространение получили уличные камеры, которые самостоятельно фиксируют нарушения. В дальнейшем собственнику автомобиля приходит постановление на оплату. При грамотном составлении письма оспорить штраф с камеры достаточно сложно.
Рис 1. Автомобили могут заезжать на обочину только для кратковременной остановки.
Важно знать, что при движении по краю дороги ограничивается видимость движущихся автомобилей по проезжей части из-за поднимающейся пыли. Часто именно по этой причине происходят дорожные происшествия, виноват в которых будет тот водитель, который двигался по обочине
Ссылаясь на водителя, который двигался по проезжей части и не уступил дорогу нарушителю, оспорить вину будет невозможно.
Несомненно, несогласный водитель имеет право подать жалобу на постановление ГИБДД или решение суда в вышестоящие инстанции в течение 10 дней. Однако верховный суд всегда признавал виновным водителя, движущегося по запрещенному месту.
Материал в тему: А вы знаете, как пожаловаться на сотрудника ГИБДД?
Второй загранпаспорт: прихоть или реальная необходимость?
В некоторых случаях выделение пешеходной зоны связано и с достопримечательностями, которые располагаются в городе. Так, например, в Москве главной пешеходной зоной является Арбат, в других регионах также есть свои отдельные небольшие части улиц. Если взять Европу, то там не только во многих городах введен платный въезд, но пешеходам выделены целые улицы.
Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Автомобили по тротуарам ездить не могут.
На какое расстояние действует этот знак? Правилами дорожного движения этот аспект не определен. Но, по сути, действие его распространяется до пересечения участка с проезжей частью.
Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Автомобили по тротуарам ездить не могут.
Как уже говорилось, помимо пешеходов в этой зоне могут передвигаться велосипедисты. Но на самом деле существуют еще некоторые исключения из правил. Это касается транспортных средств дорожных и коммунальных служб, которым необходимо исправить какой-либо рабочий момент на данном участке.
Фасад дома – неотъемлемая часть тротуара и главный признак превращение транзитного пространства в общественное.
Ставить мотоциклы и легковые авто на околотротуарной стоянке водителям позволяют таблички 8.6.2-8.6.9.
Тротуары из комфортных пространств превратились в пешеходные дороги – место для транзита туда-сюда без функции комфортного места. Тут стоит отдать должное строителям и дорожникам во главе беспредела, ведь архитекторов не подпускают к улицам в 90% случаев.
Эти термины в некоторых случаях пересекаются между собой. Например, покрытую щебнем полосу земли, которая на одном уровне примыкает к проезжей части, следует считать обочиной или тротуаром?
На наших дорогах можно увидеть тротуары и пешеходные дорожки. Пешеходные дорожки, обозначены определенным знаком, полосками. На них можно двигаться пешеходам и велосипедистам. Автомобили могут останавливать свое авто на них.
Отличие тротуара от пешеходной дорожки есть, но их объединяет одно, по ним нельзя ездить автомобилям. Брусчатый камень обычно имеет высокую несущую способность и мало изнашивается. Вымощенные гранитными плитами дороги времён Древнего Рима во многих местах до сих пор пригодны к использованию.
Существуют правила движения и по тротуару. Пешеходы, в каком бы направлении они не шли, должны придерживаться правой стороны. Если же этот порядок нарушить, начнутся столкновения, кто-то вынужден будет сойти с тротуара на проезжую часть, а это может создать опасную ситуацию. Крайне опасно ходить и по краю тротуара.
Особенно опасно кататься зимой с горки около дороги. Лыжи или санки могут вынести вас на проезжую часть прямо под колеса автомобилей.
Что делать, если штраф с камеры пришел за езду по обочине ошибочно?
Если человек вынужден осуществлять движение по обочине, чтобы объехать препятствие, наказание будет менее суровым. В пункте 3 статьи 12.15 КоАП РФ говорится, что в подобной ситуации размер денежного взыскания составит 1000-1500 руб. Если присутствует специальный знак, предписывающий объехать препятствие справа или слева, действие вовсе не будет считаться нарушением.
Если нарушение зафиксировано автоматически, штраф всё равно наложат. В этой ситуации гражданин имеет право оспорить взыскание. Действовать необходимо по следующей схеме:
- Убедиться, что сроки не пропущены. На обжалование постановления даётся 10 дней с момента получения соответствующего документа. Срок исчисляется с того момента, когда получатель поставил соответствующую подпись.
- Обратиться в центр фото и видеофиксации. Для этого в 2021 году подаётся жалоба на официальном сайте ГИБДД. На портале присутствует раздел «прием обращений». Здесь нужно заполнить онлайн-форму, прикрепив к ней подтверждающую документацию. Альтернативой выступает внесение данных в классический бланк. В этом случае жалоба подается во время личного визита в уполномоченный орган.
- Дождаться рассмотрения заявления. Процедура выполняется в течение 30 дней в соответствии с нормами ФЗ №59 от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Если ситуация связанная с ездой по обочине спорная и требует дополнительного рассмотрения, период может быть продлён ещё на 30 дней.
- Получить ответ и ознакомиться с ним. Если принятое решение не удовлетворяет, необходимо обратиться в суд. Подавать документацию нужно в районное учреждение по месту совершения правонарушения. Если гражданин посчитает вердикт суда не соответствующим действительности, можно подать апелляцию в вышестоящие органы.
Основные требования ПДД
Помимо того что по обочинам разрешается передвигаться перечисленным участникам дорожного движения, их допускается использовать и обычным автолюбителям, но лишь для некоторых маневров:
- Для разворота — п. 8.8 ПДД гласит, что данный элемент дороги может использоваться водителем для разворота вне перекрестков, если ширина ПЧ слишком мала для совершения маневра из крайнего левого и даже правого положений.
- Для остановки и стоянки — п. 12.1 ПДД разрешает водителям съезжать с правой крайней полосы за границу ПЧ. При этом не имеет значения, отделена последняя от обочины линией разметки либо вообще не обладает таковой (что встречается у многих загородных двухполосных асфальтовых и грунтовых дорог). В любом случае авто рекомендуется останавливать как можно дальше от края ПЧ, а при недостаточном освещении для безопасности не выключать фары.
Кроме разрешающих действий, ПДД содержит и прямой запрет на передвижение вдоль крайних полос дорог для определенных ТС. В частности, обычным автомобилистам езда по ближней к ним обочине грозит штрафом в 1500 рублей.
Такая санкция, определяемая ч. 1 ст. 12.15 КоАП, часто применяется по отношению к любителям объезжать автомобильные заторы. При этом, будучи пойманными сотрудниками ГИБДД, такие нарушители нередко пытаются избежать наказания, представляя свои действия не как обгон или опережение пробки по обочине, а как объезд препятствия в условиях крайней необходимости.
На аналогичную сумму в 1500 р. водитель накажет сам себя, если промчится по обочине, переоборудованной под велодорожку (обозначается знаком 5.14.2). Кроме того, на данный элемент дороги обычным механическим ТС запрещено съезжать даже для остановки и разворота.
Общие принципы совершения обгона
Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.
Обгон – это очень опасно!
Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона
И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).
Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.
Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:
1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;
2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);
3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;
4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.
Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.
Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):
- полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
- водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
- водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
- есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.
Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».
Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.
Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.
Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!
Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.
Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.
Что называется обочиной
Согласно п. 1.2 ПДД, под обочиной принято понимать край дороги, составляющий единую плоскость с ее проезжей частью (ПЧ) и отделенный от последней прерывистой или сплошной линией разметки.
В зависимости от места расположения и ширины дороги обочины бывают следующих видов:
- Асфальтовые — на загородном шоссе с двумя (или более) полосами для движения в одну сторону. На такой дороге обочиной является край шоссе шириной до 1 метра. По сути, это продолжение единого асфальтированного полотна трассы, отделенное от транспортных полос разметкой.
- Грунтовые — в городе, поселке или на загородной асфальтированной двух-, четырехполосной дороге. Начинаются практически у самой разметки с края ПЧ. Могут иметь покрытие из щебня, песка, травы и т. д. (см. рис. 1). Ширина составляет 1–2 метра.
- В виде велодорожки — в населенном пункте. Если ширина городской улицы позволяет выделить с краю ПЧ дорожку, по которой может проехать один велосипед (или разъехаться 2 встречных велосипедиста), то в мегаполисах такие полосы нередко обозначают разметкой и превращают их в отдельные обочины-велодорожки (см. рис. 2). Двигаться по ним можно только на велосипедах, электросамокатах и приравненных к ним средствам передвижения.
- Если ширина улицы в городе недостаточна, очень часто обочина как таковая на ней отсутствует, а правый край ПЧ дороги ограничивает возвышающийся над ней бордюр тротуара, передвигаться по которому допускается исключительно пешим участникам уличного движения.
Как оплатить штраф
Сегодня существует масса способов вовремя погасить штраф. Среди них особое положение занимают онлайн-платежи, которые выполняются с помощью:
- портала «Госуслуги»;
- официального сайта ГИБДД;
- интернет-банкинга;
- электронных кошельков.
Кроме того, платеж можно осуществить в кассе банков, терминалах и банкоматах, а также в отделениях Почты России, которые имеются в каждом районе города.
Материал в тему: Если почта России не принимает платежи по штрафам – подайте жалобу!
При отправке платежа стоит помнить, что срок поступления денежных средств может затянуться до трех суток
А также важно внимательно проверить реквизиты, на которые необходимо перевести оплату. Обычно они указываются в постановлении, которое вручает сотрудник ГИБДД в момент оформления протокола
Ответственность за перевод платежа лежит на нарушителе, а не на платежной системе или операторе.
В каких случаях допускается езда по обочине
Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.
Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).
В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.
Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине
Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.
В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.
Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину
Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).
Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.
Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.
Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить
За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.
В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.
Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.
Вам нужно:
- Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
- Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
- Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.
При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.
Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине
Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:
- Создание опасности для других участников дорожного движения.
- Выезд на обочину задним ходом.
- Отсутствие знаков аварийной остановки.
На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений
Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:
- Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
- ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
- Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
- Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
- Мопедам и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.
Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.
Можно ли отличить водителя-аса от чайника?
Теперь, что касается движения по обочинам более опытных водителей.
Лично я не согласен с делением водителей на опытных и неопытных. Хотя, водительское мастерство реально слабо зависит от опыта, поэтому правильнее их было бы делить на высококвалифицированных и низкоквалифицированных. Но как мы об этом узнаем? По желтому восклицательному знаку на стеклах или отсутствию такового? Не показатель. Как говорится, на лбу не написано, какой ты водитель. И каждый водитель, особенно, мужчина, считает себя водителем ну уж точно выше среднего 🙂 Есть, кстати, такая статистика: 80% водителей считают, что входят в ТОП-20 по уровню водительского мастерства. Забавно :)))) А официальных критериев деления водителей по уровням водительского мастерства и сертификации у нас пока не существует, подтвердить нечем. Так что на дороге все равны: и чайники, и асы!
Возможно, через лет 5-10, мы введем систему сертификации с экзаменами для водителей, имеющими «права». И тогда идея разных прав и обязанностей водителей разной квалификации, как минимум будет иметь право на жизнь. К примеру, прошел ты курсы зимней контраварийной подготовки, сдал соответствующий экзамен – можешь ехать по заснеженному ТТК 80 км/ч, а если не прошел, если ты «как все», тогда не можешь, и тебе разрешено только 50 км/ч по снегу. Или прошел ты курсы спортивного вождения, сдал экзамен, можешь проходить повороты на развязках 3-го кольца 50 км/ч, а если не прошел – то, как все, только 30 км/ч. Конечно, в этом случае более квалифицированные водители должны иметь больший уровень ответственности. А отличать водителей в случае официального разделения по уровням мастерства будет проще. Например, можно сделать номерные знаки разных цветов, или наклейки на машину типа желтых восклицательных знаков, но с большей разновидностью. Тогда и едущие сзади водители не будут слепо повторять скоростные маневры, а понимать, что это едет профи, он умеет и может обеспечить безопасность движения, ему разрешено. Но это пока только фантазии и вопрос далекого будущего.