Закипел двигатель — причины закипания, последствия, что делать если мотор автомобиля кипит

Содержание:

Почему закипает машина, возможные причины

Конструктивно охлаждение современного двигателя реализовано не совсем идеально. Это ответ на вопрос, почему закипает машина. Система представляет собой комбинацию жидкостного и водяного типа. Несмотря на это, она имеет много недостатков. Основная проблема — обеспечение постоянного и действенного отвода тепла.

Обычно сложности начинаются в системе замкнутого круга. Это попадание воздуха внутрь, заторы антифриза, уменьшение количества ОЖ, накипь. Из-за этого магистрали начинают хуже работать, повреждаются отдельные элементы, образуется коррозия на внутренних поверхностях — всё это причины кипения.


Схема системы охлаждения двигателя

Воздушная система целиком зависит от работы вентилятора. Здесь тоже не исключены нарушения. Как правило, они бывают связаны с приводом, датчиками, электроцепями.

На самом деле двигатель закипает из-за множества причин. Начинающему водителю разобраться с ходу очень трудно. Принято различать две основные группы: сбои охлаждения и неполадки в самой силовой установке.

Рассмотрим каждый случай по отдельности.

  • Заклинил термостат. Одна из распространённых проблем закипания. Элемент останавливается из-за изношенности в закрытом положении. Антифриз не проходит в радиатор, что и вызывает перегрев. Определяется неисправность термостата следующим образом: на прогретом двигателе следует потрогать руками любой патрубок. Если он холодный, то это подтвердит догадку.
  • Засорён радиатор из-за частой езды на автомобиле по просёлочным дорогам. Мусор легко заметить на наружных стенках, но если он попадёт во внутренние ниши — придётся всё тщательно промывать. Так удастся избежать закипания машины.
  • Неисправная помпа. Жидкость в этом случае нормально по системе не циркулирует. Довольно часто в таком случае водяной насос издаёт скрип, свист или стуки.
  • Не работает вентилятор. Обычно такое происходит из-за поломки датчика температуры.
  • Неисправный расширительный бачок. Как известно, на нём имеется особая крышка со встроенным клапаном. Её предназначение — отводить избыточное давление. Если происходит поломка, то в устройствах подачи антифриза сразу наблюдаются проблемы. Ввиду этого начинается закипание хладагента.
  • Воздушные пробки. Образуются при неграмотной заправке системы тосолом или его недостаточным уровнем. Воздушная прослойка может создаваться в отдельных элементах и способствовать закипанию ОЖ.

Перегрев вызывается ещё сбоями с мотором. Не редки и проблемы с коробкой передач, когда из-за износа механизмов КПП агрегат начинает работать под нагрузкой.

Перегрев двигателя: признаки, как избежать и что делать, если мотор уже закипел

Жаркое лето является не только порой для запоминающегося отдыха, но и сезон, когда автомобилисты сталкиваются с множеством проблем. Основная — перегрев двигателя.

Вы можете отказаться от запланированной поездки, или же столкнуться с более серьезной проблемой, двигатель будет поврежден, что повлечет за собой действительного дорогостоящий ремонт.

Несколько признаков того, что двигатель перегрелся

Есть основные признаки, позволяющие определить такую проблему:

  • Стрелка индикатора находится в красной зоне.
  • Температура силового агрегата превысила 80 градусов.
  • Существенное снижение показателей мощности.
  • Аварийная лампа перегрева является главным сигналом.
  • В салоне резко появился неприятный запах.
  • Нажимая на педаль газа, вы слышите нехарактерный звон.

Если появился хоть один из этих признаков, лучше всего остановиться и проверить состояние двигателя. Ведь дальнейшее движение может привести к поломке силового агрегата.

Как избежать перегрева

Есть рекомендации, которые помогут избежать столь неприятных ситуаций:

  • Откажитесь от высоких скоростей, ведь при таких условиях двигатель перегревается чаще всего.
  • Не экономьте на масле, а также охлаждающей жидкости. Воду не используйте в качестве альтернативы охлаждающей жидкости, это позволит избежать проблем.
  • Регулярно устраняйте загрязнения решетки радиатора. Это способствует максимально качественному охлаждению двигателя.

Перегрев уже случился, как действовать дальше?

Если вы столкнулись с ситуацией, когда двигатель перегрелся, не спешите паниковать. Если будете действовать грамотно — сможете справиться с проблемой и продолжить поездку.

Как действовать, если появились признаки перегрева:

  • Не тормозите, просто откройте окна и включите печку. Старайтесь двигаться на низких оборотах, быстрая езда позволит воздуху оперативно охладить силовой агрегат.
  • Если уже заметен пар — тогда следует остановиться, открыть капот и дать мотору остыть. Чаще всего достаточно 10–15 минут.
  • Если нет признаков того, что охлаждающая жидкость вытекает, то попросту добавьте ее в клапан. Это позволит нормализовать температуру двигателя.

Заведите силовой агрегат после того, как добавите охлаждающую жидкость. Если он не будет снова сильно нагреваться — вы можете продолжить свое путешествие.

Источник

Теперь пришло время поговорить о причинах перегрева в самом моторе!

Одной из первых мыслей, которые приходят в голову, при словосочетании «перегрев мотора» будет, наверное, низкий уровень антифриза. Большинство, скорее всего, начнет проверять уровень, кстати, когда мотор перегрелся или просто горячий, ни в коем случае не вздумайте открывать радиатор, чтобы проверить антифриз. В системе охлаждения имеется определенное давление, поэтому если на разгоряченном двигателе открыть крышку радиатора, можно получить серьезные ожоги. Никогда так не делайте!

Так вот, вернемся к нашим баранам! Если количество антифриза недостаточное для эффективного охлаждения силового агрегата, то в самых горячих его точках возникнут локальные перегревы, после чего охлаждающая жидкость полностью перестанет циркулировать по системе. Как правило, антифриз утекает через резиновые патрубки, или сквозные отверстия в радиаторах, того, что в моторном отсеке и того, который радиатор печки. Если есть проблемы с паровым клапаном пробки радиатора или расширительного бачка, задача которых контролировать давление в системе охлаждения, то порог температуры закипания жидкости снизится. В таком случае при повышении нагрузки на двигатель, он скорее всего начнет серьезно греться или закипать.

Еще к вопросу антифриза хочу отнести такие понятия, как старый антифриз или вода вместо антифриза. Антифриз необходимо менять и об этом я уже делал ролик, ссылку добавлю в описание. Так вот, если антифриз уставший, градус кипения будет снижен и мотор будет закипать даже при вполне оптимальных температурных режимах, или как минимум сразу после допустимого максимума. Что касается воды, то здесь все очень просто, она кипит гораздо раньше, чем антифриз, поэтому если вы решили сэкономить, заменив антифриз водой, то смею вас огорчить такой фокус не пройдет. На старых моторах — возможно, но не на новых горячих, одноразовых движках!

После антифриза подозрение падает на термостат, который может заклинить на «малый круг», то есть в закрытом положении, что исключает возможность циркуляции по «большому кругу», в котором радиатор и вентиляторы. Без должного охлаждения температура двигателя будет стремительно расти, особенно во время медленной езды, например в пробках, при больших нагрузках и так далее.

«Подгулявшая» помпа или, правильнее сказать, неисправный водяной насос системы охлаждения, имеет самое непосредственное отношение к перегреву силового агрегата. Если насос не выполняет свою прямую задачу, по тем или иным причинам циркуляция антифриза, а вместе с ней и эффективный теплоотвод будут нарушены. Причин возникновения проблем с помпой есть немало, например обрыв ремня привода, разрушение лопастей насоса, а также заклинивание подшипника.

Забитый изнутри, или извне радиатор охлаждения — это прямая дорога к закипанию двигателя. Если забит изнутри, циркуляция будет затруднена, а вместе с ней и отвод тепла от раскаленных деталей. Тут все понятно, думаю. Если радиатор залепило с внешней стороны, например пылью, тополиным пухом, или грязью, то воздушный поток уже не сможет циркулировать между ребрами такого радиатора, общая температура антифриза будет возрастать, а порог перегрева станет еще ближе

Мойка радиатора — это тема отдельного видео, не забывайте уделять внимание этому узлу и вникать в суть его работы, в противном случае придется вникать в то, что такое капремонт или полная замена двигателя

Двигаемся дальше, и следующий в списке возможных виновников перегрева движка — электровентилятор, который срабатывает, когда радиатору необходим дополнительный обдув и отвод тепла. Тут свои тонкости и набор причин, по которым это может произойти, например неисправный мотор вентилятора, проблема с питанием, неисправный датчик включения, или поломка реле.

Разрыв, прогар или любая другая негерметичность прокладки головки блока цилиндров неминуемо ведет к тому, что выхлопные газы начнут проникать в охлаждающую жидкость. Последствия такого неприятного явления будут печальными. Мало того, что антифриз будет выдавливать из системы, так ко всему прочему, вместо него в систему попрут газы, образуя воздушные пробки и целые участки, в которых не будет ни капли охлаждения. Зачастую, в первую очередь страдает «бошка», то есть ГБЦ, то есть головка блока цилиндров.

Что может случиться при перегреве двигателя? Причины, последствия, рекомендации.

Современные двигатели становятся все совершеннее, перегреваются они не так сильно, как например 30 лет назад, но все же если это случится — что будет? Пожар? Или что похуже? Разберемся.

Современные двигатели перегреваются очень быстро, настолько, что часто водители не успевают этого заметить и среагировать. Дело в том, что новые двигатели горячее старых, так как повышение температуры увеличивает эффективность двигателя, однако конструкция и масло имеют свой тепловой предел. Из за чего каждый дополнительный градус становится опасным.

Какие же причины перегрева?

Во-первых это плотная компоновка подкапотного пространства.

Во-вторых это кондиционер, который затрудняет циркуляцию воздуха, к тому же радиатор имеет свойство загрязняться пылью и грязью.

В-третьих это коробка автомат, которая даёт дополнительные градусы.

И четвертое — турбонаддув.

Но это лишь конструкционные причины нагрева двигателя, при исправности всех систем — двигатель будет работать в штатном режиме.

Эксплуатационные причины перегрева

Автомобиль и двигатель — это предметы повышенной ответственности. Их надо постоянно обслуживать, а не ждать, пока что-нибудь сломается.

Так в чем же могут быть причины?

Антифриз . Низкий уровень или некачественный продукт одни из самых банальных причин. В охлаждающей системе могут образовываться воздушные пробки, если жидкости постоянно не хватает.

Причиной низкого уровня может быть как халатность водителя, так и проблемы в циркуляции жидкости. Если паровой клапан или расширительный бачок не герметичны и не поддерживают необходимое давление, то температура кипения становится меньше и двигатель может «закипеть».

Далее по списку — загрязнение радиатора.

В автомобилях, оснащённых кондиционером радиатора два. Первый. Который ближе к решётке — это радиатор кондиционера. За ним же основной радиатор.

Доступ к основному радиатору зачастую затруднён и не всегда удаётся увидеть состояние радиатора.

В следствии чего автомобилисты могут ездить с загрязнённым радиатором, ничего не подозревая, подвергая двигатель опасности перегрева.

К тому же, обычной струей качественно почистить радиатор без его демонтажа практически невозможно.

Так же причинами могут быть обычные неисправности.

Такие как: выход термостата из строя, не работающий водяной насос, датчик температуры, сломанный вентилятор охлаждения радиатора.

При заклинившем термостате жидкость перестаёт попадать в радиатор и начинает быстро перегреваться.

Насос может перестать работать из — за обрыва ремня привода.

Датчик температуры же может показывать нормальную температуру, хотя на деле температура высокая. В следствии чего блок управления не предпринимает никаких попыток, чтобы начать охлаждать двигатель интенсивнее.

Выход из строя вентилятора, как правило приводит к перегреву на малых скоростях, например в пробках.

Причин этому много, например : вышли из строя электродвигатель вентилятора, реле включения или повреждена проводка.

Сигналы перегрева двигателя

Перегрев двигателя можно обнаружить до наступления серьёзных последствий. Необходимо лишь контролировать температуру охлаждающей жидкости.

Так же, перегрев двигателя могут сигнализировать такие симптомы как: появление пара из-под капота; вибрация, обусловленная кипением антифриза; падение мощности.

Последствия

При перегреве двигателя обычно страдают 2 компонента двигателя.

Уплотнения и цилиндропоршневая группа.

В первом случае от перегрева деформируется ГБЦ отчего теряется герметичность системы.

Во втором же случае все может ограничиться задирами поршневых колец, но не исключены варианты зажатия поршней в кольцах цилиндра.

Оба случая обойдутся дорогостоящим ремонтом.

Рекомендации

Регулярно ездите на ТО, чтобы заранее диагностировать все возможные проблемы.

В сильную жару избегайте резких ускорений и торможений.

Не забывайте полностью чистить радиатор, хотя раз в 2-3 года.

Также полностью меняйте охлаждающуюся жидкость раз в 60-80 тысяч километров. Примерно такой ресурс у большинства охлаждающих жидкостей. После, она уже теряет свои свойства.

Система охлождения автомобиля: назначение, устройство, принцип действия

Как правило, двигатель перегревается тогда, когда появляются сбои в работе системы охлаждения автомобиля. Причем причин для такого довольно много.

Стоит понимать, что система охлаждения автомобиля изначально обустроена так, что провоцирует перегрев двигателя в целом. Используется комбинация охлаждения с помощью жидкостей и воздуха, а вот других вариантов отвода тепла от мотора нет. В жидкостной системе прокручивается специальная жидкость – антифриз. Она передвигается по каналам за счет движения помпы, но эта стройная работа может сбиться, если есть:

  • Пробки воздуха
  • Застои антифриза
  • Уменьшение уровня антифриза
  • Изменение и появление ржавчины на поверхностях внутри
  • Образование накипи
  • Снижение пропускной способности каналов
  • Наличие протечек
  • Сбои в работе отдельных элементов

Если же говорить про охлаждение воздухом, то тут в дело вступает вентилятор охлаждения, который либо отказывает вовсе, либо работает не в полную силу. Такое случается, если отмечаются неполадки в приводе или электроцепях.

Охладительная система автомобиля необходима, чтобы двигатель не перегревался. Ведь долго без такого охлаждения работать он не сможет – от активного трения друг о друга детали нагреваются очень сильно и очень быстро. Если же игнорировать перегрев, двигатель сломается.

Физика закипания достаточно проста. Жидкость для охлаждения начинает нагреваться и закипает. Растет давление в системе, радиаторная крышка срывается, и такая раскаленная жидкость разливается под капотом. Здесь она оказывается на блоке цилиндров, который нагрет еще больше, и иных деталях автомотора. Кроме того, может вздуться и лопнуть трубка, которая есть в охлаждающей системе.

Как добраться до ремонта

В некоторых случаях работоспособность автомобиля при закипании удается восстановить. Наличие или отсутствие такой возможности определяется видом обнаруженной поломки.

При отказе датчика температуры (не работает вентилятор) вентилятор можно запустить, если вытащить фишку из неисправного датчика. Агрегат начнет вращаться и будет делать это постоянно, даже после выключения зажигания. Долго ездить таким образом нельзя, однако добраться до ближайшей автомастерской вполне реально.

Воздушные пробки можно удалить, если перед доливкой ОЖ снять патрубок, подходящий к ресиверу системы питания. Когда воздух будет удален, из патрубка потечет антифриз (актуально для автомобилей производства ВАЗ). Аналогичным образом следует доливать антифриз при его недостатке.

Иногда кипящий автомобиль удается реанимировать, очистив радиатор от внешних загрязнений. Промывку детали с целью удаления внутренних пробок в дорожных условиях не проводят.

В случаях, когда даже облегченный режим движения не позволяет поддерживать приемлемую температуру, мотор следует заглушить и транспортировать авто на буксире или эвакуаторе.

Что делать при перегреве двигателя

Как правило, при перегреве двигателя у водителей возникают почти гамлетовские вопросы. Глушить или не глушить? Останавливаться или ехать дальше? Сложность в том, что правильные действия зависят от причин перегрева (о которых мы говорили выше). Понятно, что при кипящем моторе водителю не до комплексной диагностики — решение нужно принимать быстро. Универсальным индикатором здесь служит работоспособность печки, которую можно считать экспресс-тестом. Итак, вот простой алгоритм, что делать, если стрелка температуры двигателя полезла вверх:

  1. Включите печку на максимум. Да, включать в летнюю жару отопитель не очень приятно, но это единственный способ быстро и безопасно охладить мотор. Печка является частью системы охлаждения и забирает из неё тепло — это и нужно при перегреве. Задайте на климат-контроле максимальную температуру и обдув, выключите кондиционер (он нагружает двигатель) и откройте окна, чтобы не закипеть самому.
  2. Если после ваших действий из воздуховодов подул горячий воздух — отлично, значит антифриз в системе есть, и вы успешно отводите лишнее тепло. В этом случае глушить мотор точно не стоит : пока он работает (пусть и при повышенной температуре), продолжает работать и помпа, обеспечивая циркуляцию антифриза и плавное охлаждение двигателя. Останавливать машину также не надо — набегающий поток воздуха охлаждает антифриз в радиаторе, снижая температуру двигателя. Лучше всего продолжать движение, уменьшив обороты, чтобы нагрузка на мотор была минимальной. Идеальный сценарий — катиться накатом с горы. А вот если впереди затяжной подъём, то лучше всё-таки остановиться: форсирование перевала только усугубит перегрев. Вместо этого встаньте на обочине с работающим двигателем, откройте капот (лучше в перчатках, чтобы не обжечь пальцы об радиатор), оставьте печку включенной на максимум и ждите снаружи, пока температура не вернётся к нормальному значению.
  3. А вот если из печки дует холодным воздухом — всё плохо: антифриза в системе нет, либо его уровень критически низок. В этом (и только в этом) случае нужно останавливаться, глушить мотор и очень долго ждать, пока он остынет. Затем доливать в радиатор антифриз (в крайнем случае — дистиллированную воду) и ехать в сервис — бесследно для двигателя такое приключение обычно не проходит.

Ошибки эксплуатации, из-за которых происходит перегрев мотора

Использование низкооктанового топлива может привести к тому, что двигатель будет сильнее нагреваться. Сюда же можно добавить нарушение фаз газораспределения, неподходящие свечи, которые провоцируют калильное зажигание, нагар внутри камер сгорания, а также грязный мотор, на который налипло очень много пили и грязи. Каждая из этих причин, самостоятельно или в паре с другими проблемами может способствовать перегреву.

Длительные простои в жару в пробках нередко заканчивается тем, что мотор просто не выдерживает и закипает.

Установка неоригинальных, или неподходящих деталей типа радиатора, турбины, различных вспомогательных систем, которые нагружают мотор, очень часто приводит к повышению общей температуры силового агрегата. Сюда же следует отнести различные доработки и тюнинг двигателя, который увеличивает КПД мотора и вместе с тем повышает его шансы на перегрев. При правильных расчетах, риски достаточно малы, но если это какой-нибудь «гаражный тюнинг», то начудить вполне реально, помните об этом.

Прицеп или перегруз, довольно быстро может привести к закипанию мотора. Сниженная скорость движения, плюс повышенные обороты двигателя под высокой нагрузкой в совокупности дадут повышение температуры двигателя. Сюда же стоит добавить ухудшение аэродинамики при перевозке крупногабаритных грузов, которые провоцируют излишнее сопротивление, оказывающее высокую нагрузку на силовую установку.

Эксплуатация в горных условиях — это всегда вызов для любого автомобиля, а точнее двигателя. Тут кроме постоянной нагрузок и движении вверх добавляется еще и физика. Чем выше в гору, тем ниже плотность воздуха, охлаждающего радиатор, тем сильнее, стало быть, будет нагреваться мотор.

К этому же пункту следует добавить движение по ­бездорожью, всяким пескам, грязи и прочим непроходимым дорогам. Все это в результате дает нагрузку, которая может легко обернуться перегревом.

Если уж совсем глубоко копать, то ко всем вышеперечисленным причинам следует добавить проблемы с ходовой, коробкой передач, спущенные колеса, пробуксовку сцепления или АКПП.

Что точно НЕ делать при перегреве

А вот список ошибочных действий водителей, которые не только не помогут при перегреве двигателя, но и усугубят последствия.

  • Открытие радиаторной крышки, «чтобы быстрее остыло». Никогда не открывайте пробку радиатора на горячем двигателе (а на перегретом — тем более). Во-первых, это очень опасно: вы можете получить серьёзные ожоги. Антифриз в радиаторе находится под большим давлением, и отворачивание крышки устроит под капотом настоящий гейзер из кипятка. Во-вторых, это просто бессмысленно, ведь давление в системе (а оно сохраняется и при заглушенном двигателе) не даёт антифризу кипеть. Резкий сброс давления вызовет не остывание, а локальное кипение охлаждающей жидкости в самых горячих местах мотора, что приведёт к его повреждению и дорогому ремонту.
  • Поливание двигателя холодной водой, «чтобы остудить». Вспомните, что мы делаем на кухне с только что сваренным яйцом? Опускаем в холодную воду — так скорлупа станет хрупкой и легко очистится. Чтобы не превратить горячий двигатель в подобие скорлупы, никогда не лейте на него воду — резкий перепад температуры пойдёт только во вред.
  • Доливка антифриза или воды в ещё не остывший мотор. Физика процесса похожа на предыдущий пункт: смешивание горячей и холодной жидкостей внутри радиатора может привести к повреждению металла и разрыву сот. Дождитесь, пока двигатель остынет, прежде чем заливать в него что-либо.

Последствия закипания машины

Закипание двигателя – это не просто его повышение температуры. Степень урона здесь зависит от того, как долго и насколько интенсивно эксплуатировался перегретый двигатель:

  • 5-10 минут – последствий в большинстве случаев нет, на старых автомобилях могут несколько оплавиться тела поршней. Диагностика требуется только при наличии видимого выхлопа из трубы.
  • Более 20 минут – средняя степень перегрева. Возможные последствия: деформация ГБЦ, образование в головке трещин, повреждение прокладок, повреждение и разрушение маслосъемных колец, течь сальников.
  • Более 40-50 минут – предельная степень перегрева двигателя. Последствия такого закипания обычно катастрофические: плавятся и прогорают поршни, цилиндры повреждаются расплавленным металлом поршней, отказывает система смазывания, разрушаются трущиеся элементы, клапанные гнезда вылетают, вращающийся коленвал разрушается. В итоге поршень пробивает стенку блока, после чего двигатель окончательно разрушается.

Наиболее вероятные последствия перегрева

Чаще всего при перегреве, под удар попадает прокладка ГБЦ. Если головку повело, а зачастую именно так и бывает, то между двумя плоскостями нарушится геометрия. Происходит деформация головки блока, а иногда и самого блока. Кстати, 4-цилидровые моторы, за счет их компактности ведет меньше, чем длинные рядные шестицилиндровые моторы.

Второй под удар попадает — ЦПГ (цилиндропоршневая группа). Если перегрев кратковременный, то есть вероятность, что все закончится незначительными задирами и снижением компрессии. Возможно также появление проблем с кольцами. При конкретном длительном перегреве, происходит тотальное разрушение поршней, кольца намертво цементируются в поршневых канавках. Если не повезет, хотя в данном случае уже не повезло, то мотор просто заклинит. В любом случае капремонт гарантирован, вопрос лишь в том, насколько глобальный. Порой, кстати, капремонт просто нерентабелен и гораздо дешевле заменить весь мотор в сборе.

Напоследок, несколько дельных советов!

  1. Прежде всего, избегайте всех возможных причин, которые способствуют перегреву они озвучены выше!
  2. Регулярно следите за общим состоянием двигателя, производите замену антифриза согласно регламенту, как правило это 60-80 тысяч.
  3. В жаркую погоду не старайтесь выжать из мотора по максимуму, вместо этого отдайте предпочтение неспешной езде. Помните о том, что мотору тоже жарко и как показывает практика закипеть в жару — довольно просто.
  4. Если силовой агрегат склонен к перегревам, или не имеет на приборке температурной шкалы, установите термодатчик сами или используйте диагностический разъем и OBD II, для подключения и мониторинга температуры на вашем телефоне.
  5. При необходимости, можно доработать систему охлаждения таким образом, чтобы повысить порог закипания двигателя, путем установки более эффективного радиатора, термостата и так далее.
  6. Следите за чистотой подкапотного пространства. Слой пыли и грязи всегда будут способствовать ухудшению теплоотвода и повышению общей температуры двигателя.

На этом у меня все, спасибо за внимание! Прошу прошения за такое обилие информации, уж больно тема обширная и всеобъемлющая. В двух словах не получается рассказать обо всем, а поверхностное освещение вопроса — это не моя история

Поэтому вот так.

Жду ваших комментариев, дорогие друзья. Обязательно поделитесь вашей историей перегрева, если таковая имеется, или же дополните мой рассказ своими знаниями по данному вопросу. Заранее спасибо всем и каждому!

Перегрев двигателя: признаки, как избежать и что делать, если мотор уже закипел

Жаркое лето является не только порой для запоминающегося отдыха, но и сезон, когда автомобилисты сталкиваются с множеством проблем. Основная — перегрев двигателя.

Вы можете отказаться от запланированной поездки, или же столкнуться с более серьезной проблемой, двигатель будет поврежден, что повлечет за собой действительного дорогостоящий ремонт.

Несколько признаков того, что двигатель перегрелся

Есть основные признаки, позволяющие определить такую проблему:

  • Стрелка индикатора находится в красной зоне.
  • Температура силового агрегата превысила 80 градусов.
  • Существенное снижение показателей мощности.
  • Аварийная лампа перегрева является главным сигналом.
  • В салоне резко появился неприятный запах.
  • Нажимая на педаль газа, вы слышите нехарактерный звон.

Если появился хоть один из этих признаков, лучше всего остановиться и проверить состояние двигателя. Ведь дальнейшее движение может привести к поломке силового агрегата.

Как избежать перегрева

Есть рекомендации, которые помогут избежать столь неприятных ситуаций:

  • Откажитесь от высоких скоростей, ведь при таких условиях двигатель перегревается чаще всего.
  • Не экономьте на масле, а также охлаждающей жидкости. Воду не используйте в качестве альтернативы охлаждающей жидкости, это позволит избежать проблем.
  • Регулярно устраняйте загрязнения решетки радиатора. Это способствует максимально качественному охлаждению двигателя.

Перегрев уже случился, как действовать дальше?

Если вы столкнулись с ситуацией, когда двигатель перегрелся, не спешите паниковать. Если будете действовать грамотно — сможете справиться с проблемой и продолжить поездку.

Как действовать, если появились признаки перегрева:

  • Не тормозите, просто откройте окна и включите печку. Старайтесь двигаться на низких оборотах, быстрая езда позволит воздуху оперативно охладить силовой агрегат.
  • Если уже заметен пар — тогда следует остановиться, открыть капот и дать мотору остыть. Чаще всего достаточно 10–15 минут.
  • Если нет признаков того, что охлаждающая жидкость вытекает, то попросту добавьте ее в клапан. Это позволит нормализовать температуру двигателя.

Заведите силовой агрегат после того, как добавите охлаждающую жидкость. Если он не будет снова сильно нагреваться — вы можете продолжить свое путешествие.

Источник

Чего нельзя делать, когда кипит двигатель

Когда кипит мотор, такие действия со стороны водителя строго запрещены:

повышать обороты двигателя, увеличивая нагрузку на ДВС;
резко останавливать машину — правильнее включить печку салона на максимальный обогрев;
разбавлять кипящую жидкость холодной водой или тосолом — это легко приведёт к повреждению блока цилиндров, особенно чугунного;
проверять состояние антифриза на горячий мотор — важно дать время остыть, иначе кипящая жидкость может попасть на кожу и привести к сильным ожогам;
оставлять капот авто закрытым — выключив зажигание, надо сразу поднять крышку, обеспечив приток свежего воздуха к двигателю;
лить холодную воду на мотор — резкий перепад температур может вызвать трещины и поломки БЦ.

Автомобилисты со стажем прямо на месте приступают к диагностике. Они грамотно проверяют патрубки, помпу, термостат, вентилятор охлаждения.


Проверка патрубков системы охлаждения

Если опыта для таких действий недостаточно, машину следует отвезти в ближайший сервис. Высокая квалификация мастеров и наличие стационарного оборудования позволят им быстро и правильно определить причину закипания. Проблема всегда устраняется на месте, вслед за диагностикой.

Основные неисправности охлаждающей системы двигателя

Система охлаждения двигателя автомобиля состоит из большого количества отдельных ее частей — радиатора, вентилятора, системы патрубков, датчиков. При некорректной работе хотя бы одного элемента хуже начинает работать вся система. Поэтому причиной поломки может быть:

  • Засорение радиатора. Именно этот элемент предназначается для принудительного отвода тепловой энергии из двигателя. Если он засоряется снаружи (большое количество пыли и грязи попадает на его слоты) либо внутри (сердцевина забивается значительным количеством ржавчины и осадком с жидкости), то эффективность работы узла резко снижается. Соответственно, радиатор, как и всю систему охлаждения, необходимо периодически чистить как снаружи, так и изнутри с использованием специальных очистителей либо подручных средств.
  • Неисправная помпа. По этой причине в системе охлаждения появляется либо течь из-под подшипника насоса охлаждения, либо нарушается циркулирование жидкости по рубашке охлаждения. Причин выхода насоса из строя несколько. Среди них банальный износ его лопастей либо внутренних частей, ослабление привода, нарушение герметичности. Зачастую на металлических крыльчатках можно наблюдать коррозию, а пластмассовую банально срывает и она проворачивается.
  • Некорректная работа термостата. Основная задача этого узла состоит в том, чтобы блокировать поток антифриза или тосола в радиатор до тех пор, пока двигатель достаточно не прогрелся. На большинстве автомобилей он открывается только тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигнет +87… +95°С. Соответственно, при его выходе из строя двигатель будет очень долго нагреваться, особенно в холодную погоду. Если термостат заклинил и не открывается вовсе, то температура в системе будет выше нормы вплоть до кипения. Когда открыт постоянно, то температура ниже нормы.
  • Неисправность вентилятора охлаждения. В зависимости от типа его привода может быть много своих причин. Например, у вентилятора, приводимого в движение механически, может ослабеть натяжка привода. Если привод электрический, то причиной его отказа может быть неисправное термореле либо приводной электродвигатель. Если же привод гидравлический, то причина, скорее всего, кроется в недостаточном давлении (низком уровне) масла в системе.
  • Разгерметизация системы. Утечка охлаждающей жидкости может быть в самых разных местах. Например, на патрубках, местах их соединений (на хомутах), в корпусе радиатора, на помпе, рубашке охлаждения головки блока цилиндров. В случае прогорания прокладки ГБЦ происходит смешивание охлаждающей жидкости с моторным маслом. Это не только приводит к снижению уровня антифриза, но и ухудшению характеристик масла, что оказывает дополнительную нагрузку на двигатель.
  • Неисправность датчика температуры. Информация от него поступает на электронный блок управления, и на ее основании ЭБУ отдает команды на формирование оптимальной топливовоздушной смеси, включение/отключение вентилятора системы охлаждения и другие команды. Проверить датчик температуры можно с помощью мультиметра.
  • Низкий уровень охлаждающей жидкости. Даже если система охлаждения полностью герметична и в ней нет мест утечек, то все равно со временем уровень антифриза в ней падает. Это случается по причине его испарения. Процесс этот достаточно долгий, однако автовладельцу необходимо периодически контролировать соответствующий уровень и при необходимости добавлять либо полностью менять охлаждающую жидкость, если подошел конец срока его эксплуатации.
  • Негерметичность клапана пробки радиатора. В этом случае давление в системе охлаждения будет ниже нормы. Из-за этого жидкость будет кипеть даже при работе двигателя на холостом ходу. Также происходит сброс охлаждающей жидкости в расширительный бачок, но только после остановки двигателя. Также будет наблюдаться большой расход антифриза.

Еще одной неисправностью можно считать использование антифриза с неподходящими параметрами, например, обычной воды. Как известно, на морозе она кристаллизуется, что обычно приводит к механическим поломкам элементов системы охлаждения. Поэтому выбирать антифриз нужно в соответствии с требованиями автопроизводителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector