Категории водительских прав нового образца и их расшифровка

Содержание:

Категории водительских прав в 2021 году с расшифровкой

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ № 196, в 2021-м году в РФ действует:

  • 10 категорий водительских прав;
  • 6 подкатегорий водительских прав.

Таблица с краткой расшифровкой категорий водительских прав в 2021 году:

Категория и отметка в ВУ, подтверждающая правомочие на управление соответствующей разновидностью автотранспортного средства Описание вида ТС
A Мотоциклы.
B Легковые машины, а также небольшие грузовики, обладающие общей массой не свыше 3500 кг.
BE Легковые машины, использующиеся вместе с “большими” прицепами.
C Грузовики с весом более 3500 кг.
CE Грузовые машины, относящиеся к категории C, оборудованные “большим” прицепом.
D Транспортные средства, специально предназначенные для пассажирских транспортировок, с числом мест, кроме водительского, более 8-ми.
DE Сочлененные автобусы или машины категории D, сцепленные с “большим” (тяжелым) прицепом.
Tm Трамваи.
Tb Троллейбусы.
M Мопеды, а также легкие квадрициклы.

Описание A

Наличие в ВУ разрешающей отметки напротив категории A свидетельствует о праве водителя управлять мотоциклами.

В соответствии с п. 1.2. ПДД, мотоциклом признается ТС, у которого два колеса и которое имеет:

  • или двигатель с мощностью более 50 кубов (если мотоцикл оборудован двигателем внутреннего сгорания);
  • или максимальную техническую скорость более 50 км/ч (при электродвигателях).

При этом с A можно ездить как на “обычных” мотоциклах, так и на оборудованных боковой коляской.

Обращаем внимание, что получать категорию водительских прав B1 в 2019 году, необходимую для вождения трициклов и квадрициклов, не нужно (достаточно A), если таковой имеет:

  • мотоциклетную посадку;
  • массу не более 0,4 тонн;
  • максимальную эффективную мощность двигателя не более 15 киловатт.

Описание B

С наличием категории водительских прав B автомобилист получает право ездить на:

  • легковых машинах с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг;
  • вышеуказанных легковых автомобилях, сзади которых есть прицеп, имеющий массу не больше 750 килограммов.

Также с данной категорией можно ездить на легковой машине с прицепом массой и более 750 кг, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • масса прицепа равна или меньше массы автомобиля без нагрузки (см. п. 15 лицевой стороны ПТС);
  • вес всей конструкции (машина + прицеп) не более 3500 кг.

Описание BE

В 2019 году потребуется категория водительских прав ВЕ в том случае, если не соблюдаются массовые характеристики для легковой машины с прицепом, указанные в предыдущем пункте. То есть BE нужно, когда:

  • масса прицепного устройства больше 750 кг и превышает вес машины без нагрузки;
  • а также в случае, если общая тяжесть конструкции (прицеп + машина) превышает 3500 кг.

Описание C

При наличии категории в водительском удостоверении C водитель может управлять:

  • среднеразмерными грузовиками (весом от 3500 до 7500 кг);
  • тяжелыми (свыше 7500 кг).

Также с данной категорией допускается ездить на указанных грузовых машинах, если они оборудованы прицепом, вес которого не более 750 кг.

Обращаем особое внимание, что в 2019 году категория водительских прав C не дает правомочий на управление легкими грузовиками с весом до 3500 кг – для этого нужно получить категорию B

Описание CE

Чтобы ездить на средних и тяжелых грузовиках, оборудованных прицепом весом более 0,75 тонн, потребуется наличие CE.

Описание D

Имея разрешающую отметку в ВУ “D”, гражданин получает право совершенно на законных основаниях ездить на любых автобусах (в том числе, и оборудованных прицепами весом до 0,75 тонн).

Описание DE

Если планируется вождение сочлененного автобуса, либо же “обычного” с прицепом массой более 0,75 тонн, то потребуется разрешающая отметка вышеуказанной категории.

Чтобы ездить на трамваях, в 2019 году потребуется категория водительских прав Tm, на троллейбусах – Tb.

Описание M

Наличие данной отметки в ВУ обуславливает право автомобилиста водить:

  • мопеды;
  • а также легкие квадрициклы.

На основании аб. 2 ч. 7 ст. 25 ФЗ № 196, если есть любая другая категория или подкатегория, то получать отдельно M для управления мопедами не нужно. Например, при наличии A, B, C, D (всех или любой из вышеперечисленных).

Как выглядят права нового образца

Российское ВУ нового формата изготовлено в соответствии с требованиями международного Венского договора, благодаря чему с такой корочкой, без оформления дополнительных бумаг, разрешено спокойно пересекать границы ближнего зарубежья. На сторонах удостоверения можно найти:

  • 14 пометок, шифрующих определенную информацию;
  • Таблицу категорий, с указанными в ней датами начала и окончания их срока действия;
  • Защитный штрих-код, предназначенный для ведения автоматизированного учета;
  • Индивидуальный номер документа;
  • Фото владельца ВУ.

Для чего нужны эти обозначения, и каким стандартам они отвечают, мы рассмотрим ниже.

Система защиты

В связи с тем, что инспектора дорожной полиции все чаще стали обнаруживать поддельные корочки, было принято решения внедрить на водительских удостоверениях нового поколения дополнительную систему защиты, состоящую из трех основных элементов:

  • Логотип с надписью «RUS» (над фотографией) подсвечивается под ультрафиолетом, а слева от него проявляется так называемый «водный знак», который невозможно рассмотреть под обычным освещением;
  • На обратной стороне ВУ также имеются зашифрованные символы, нанесенные прямо на пластик. Поэтому при фальсификации прав их просто невозможно подделать;
  • Материал для изготовления корочки обладает особой структурой, благодаря чему липовое удостоверение можно определить даже на ощупь.

Такого уровня защиты вполне достаточно для снижения вероятности подделки документа. В остальном ответственность за обнаружение ненастоящих ВУ или ПТС ложится на плечи сотрудников госавтоинспекции.

Лицевая сторона

На лицевой стороне новых прав присутствуют 9 из 14 пометок, которые располагаются друг под другом. Расшифровывается данная информация следующим образом:

  1. Фамилия владельца корочки;
  2. Его имя и отчество (инициалы водителя, в соответствии с международными требованиями, указываются на двух языках: русском и английском);
  3. Дата рождения и гражданство;
  4. Данная графа делится на три дополнительных подпункта, где: a – это дата выдачи документа, b – срок окончания его действия, и c – наименование структуры, ответственной за регистрацию и выдачу ВУ;
  5. Серия и номер удостоверения;
  6. Изображение владельца, в соотношении 3:4 (при наличии проблем со зрением гражданину разрешается фотографироваться в очках);
  7. Электронная подпись владельца;
  8. Населенный пункт, в котором человек официально прописан;
  9. Доступные для управления водителю категории и подкатегории ТС.

Оборотная сторона

Большую часть оборота на удостоверении нового образца занимает таблица категорий, включающая в себя 16 разных видов транспорта. Кроме этого в ней можно найти и три цифровых пометки, обозначающих:

  • Дату открытия категории (под индексом 10);
  • Окончание ее срока действия (номер 11);
  • Имеющиеся ограничения на управление определенным видом ТС (цифра 12).

Сразу под таблицей размещается отметка 14, демонстрирующая так называемый GCL номер. А в левой части корочки можно найти продолговатый штрих-код, служащий для автоматизированного контроля штрафов и других погрешностей особы (вплоть до лишения прав).

Менять или не менять старые права

Поводом для таких вопросов стала информация центральных СМИ, что по принятому нардепами Украины закону старые водительские удостоверения можно теперь менять по желанию. Под обмен водительских документов попали в основном люди пенсионного возраста, которым сложно разобраться в коллизиях нашего законодательства.

Именно поэтому в пресс-центр «Вечерки» мы пригласили старшего инспектора регистрационной и экзаменационной работы управления ГАИ ГУ МВД Украины в Днепропетровской области Юрия Подопригору, которому и были заданы вопросы не только пришедших на пресс-конференцию журналистов.

Как получить категорию В1 в 2021 году?

Согласно Приложению №3 Приказа МВД №365 от 13.05.09 г. присвоение категории В1 происходит автоматически если:

  • Получены права категории В. В этом случае ставится пометка AS.
  • Открыта категория А. Этому типу соответствует В1 с пометкой MS.
  • Водительское удостоверение с перечисленными выше категориями было утеряно, тогда при восстановлении документа подкатегория В1 вписывается без прохождения экзамена.

Те же, кто впервые оформляет водительские права должен пройти все необходимые процедуры чтобы получить подкатегорию В1. В 2021 году порядок действий следующий:

  1. Посещение медучреждения для получения заключения о профпригодности.
  2. Сбор и сдача бумаг на поступление в автошколу. Оплата первого взноса за учебу.
  3. Прохождение всего курса обучения на категорию прав В1.
  4. Сдача тестирования на знание ПДД и внутреннего экзамена на автодроме.
  5. Посещение отделения ГИБДД для сдачи экзамена. С собой нужно взять соответствующий пакет документов.
  6. Оплата государственных услуг по выдаче водительского удостоверения.
  7. Получение документа в ГАИ.

Теперь небольшие уточнения по данному списку.

Стоимость обучения в лицензированной автошколе в 2021 году зависит от ряда нюансов. Например, была ли ранее открыта категория, количество часов отведенных на практику и теорию, регион. Ценник колеблется от 15 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Взнос может быть разбит на 2-3 части или же его можно оплатить единым платежом. Все зависит от желания будущего водителя.

В отдельных случаях водительское удостоверение может заменить даже общегражданский паспорт.

Согласно Приложению 1 Приказа МВД №365 в водительском удостоверении должна фигурировать следующая информация:

  1. Ф.И.О.;
  2. где и когда родился водитель;
  3. когда был выдан документ и срок его действия;
  4. кем выданы права;
  5. подпись и фотография владельца;
  6. категория водительских прав;
  7. дополнительные данные: носит ли водитель очки или линзы и др.

Причины, по которым необходимы международные водительские права за рубежом

Водительское удостоверение старого образца. Есть дублирующая надпись на французском языке

Водительские права нового образца

  • С 1.04.14 в России действуют водительские права нового образца. По уверениям руководства ГАИ, новые права удовлетворяют всем положениям Венской конвенции, и казалось бы, россиянам можно без проблем ехать на своем авто в Европу, имея на руках лишь российские права. Однако не все так просто.
    Наличие лишь российких водительских прав и отсутствие международных не гарантирует возникновение определённых проблем у российских водителей за рубежом.На старых российских водительских правах надпись «Водительское удостоверение» была продублирована на французском языке. А имя и фамилия автовладеца была как на русском языке, так и на латинице.В правах нового образца нет перевода ни на французский, ни на какой — либо другой языка. Бланки водительских удостоверений одинаковые хоть для России, хоть для Германии, хоть для Италии, в соответствии с Венской конвенцией. Но нет никакой гарантии, что где-нибудь в провинциальном городке Франции или Испании вы сможете доказать остановившему вас полицейскому, что по новым стандартам перевод позиций не требуется и что ваше удостоверение свидетельствует о праве вождения данной категории автомобиля.Даже в Европе многие полицейские не очень хорошо разбираются в международном праве, про Азию и речи нет. В подобном случае избежать денежного штрафа будет проблематично, даже имея на руках ксерокопию Венской конвенции. суммы денежных штрафов в странах Европы за управление автомобильным транспортом без международных «корочек» могут достигать серьёзных величин. Например, на территории Италии подобный штраф для иностранного водителя достигает 300 евро. Именно таких неприятностей помогает избежать международное водительское удостоверение, являющееся для иностранных водителей панацеей от всех бед. По своему предназначению международное водительское удостоверение по сути лишь служит переводом национальных водительских прав, заверенного государственным надзорным органом.
  • В большинстве стран дальнего зарубежья принятыми правилами установлено выдавать автомашины в наём или на прокат исключительно на основании международных водительских прав. Поэтому, если есть намерение путешествовать на арендованном автомобиле, то лучше всего не затягивать с получением международного водительского удостоверения, чтобы быть на 100% уверенным в успехе своих планов за рубежом.
  • Кроме этого, наличие таких прав обеспечивает заключение договора страхования и получение компенсаций в страховых случаях. В большинстве стран при аренде автомобиля заключается страховой договор.
  • Некоторые страны, например, Австрия могут затребовать ксерокопию водительского удостоверения международного образца, чтобы оформить въездную визу.

Видео: Международные водительские права

https://youtube.com/watch?v=bIAasZoD1rY%2520

Итак, резюмируя вышеизложенные доводы, приходим к следующим выводам:

  1. C российскими правами в принципе без проблем можно разъезжать за рулём автомобиля только по территории СНГ, а в дальнем зарубежье лучше иметь с собой международные водительские права. При этом нужно иметь в виду, что международные права имеют действительную силу лишь при наличии внутреннего российского свидетельства, на основании которого они выданы и реквизиты которого записаны в международном документе. Другими словами, за рубежом международные водительские «корочки» должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО в паре с российскими.
  2. Наличие двух удостоверений, российского и международного, является гарантией спокойной езды по вышеперечисленным странам и решения возникающих проблем с вождением автомобилей в аренду. В тех же странах, которые не являются подписантами Венской или Женевской конвенций, следует подтвердить знание правил вождения сдачей экзаменов по ПДД на территории этих государств и получить разрешение на управление транспортом.
  3. Если вы не имеете возможности оформить свидетельство международного образца, то, в крайнем случае, перед поездкой за рубеж прихватите перевод российских прав на официальный язык того государства, куда вы отправляетесь, заверенный нотариальной службой.

С какого возраста можно получить водительские права на разные категории

По новому законодательству правом получения водительского удостоверения по категориям обладают все люди, достигшие определённого возраста:

  • на «А» — управление мотоциклами – с 18 лет;
  • на «А1» по управлению мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт – с 16 лет;
  • на «М» по вождению мопедов – с 16 лет;
  • на «В» и «С» по управлению легковыми и грузовыми автомобилями – с 18 лет;
  • на «D», «Tb» и «Tm» по управлению автобусами, троллейбусами и трамваями – с 21 года;
  • на «ВЕ», «СЕ» и «DE» по управлению автотранспортом с прицепами – люди, имеющие права и опыт вождения на категории «В», «С» или «D» со стажем вождения не менее 12 месяцев.

Для того, чтобы получить водительские права на право управления транспортом по любой категории, обязательно требуется прохождение обучения в автошколе со сдачей экзаменов на знание правил дорожного движения и наличие навыков практического вождения. Пойти учиться в автошколу, закончить её и сдать экзамены в ГИБДД можно и раньше определенного возраста. Например, на категорию «А» или «В» можно можно пойти учиться в автошколу и в 17 лет, и экзамены в ГИБДД можно сдать в 17 лет, правда, для этого потребуется согласие родителей. Но вот водительские права на руки можно будет забрать только тогда, когда исполнится 18 лет, не раньше.

Как открыть категории А и А1 на мотоцикл?

Перед тем, как открыть категорию А, следует определиться с разницей в понятиях:

  • Категория А. Получение категории А означает возможность управления всеми видами мототранспорта без исключения (имеющими коляски и 3 — и 4 — колесными автомашинами массой не более 400 кг.). Присваивают ее лицам с 18 лет.

  • Подкатегория А1. Введена в рамках категории А последними новшествами в дорожные правила. Подкатегория А1 разрешает управлять облегченным видом мототранспорта с объемом двигателя не более 125 куб. см. и мощностью не выше 11 кВт. Присваивается лицам с 16 лет.

Если человек — начинающий водитель, то получить права категории А он вправе после обучения мотовождению, прохождения медицинской комиссии и сдачи тестов в ГИБДД.

Учебный процесс проводится в лицензированной мотошколе (или автошколе с соответствующей лицензией), чья программа согласована с ГИБДД. Обучение включает в себя:

  • Освоение теоретической части (112 часов). В рамках нее слушателям даются знания по профильному праву, ПДД, техническому устройству мотосредств, основам психологии водителя и медицинской помощи.

  • Освоение практической части (18 часов — для МКПП, 16 часов — для АКПП). Слушатели получают навыки вождения на автодроме и в условиях города.

  • Сдачу внутреннего экзамена (проходит посредством сдачи тестов).

  • Получение сертификата после прохождения экзамена.

Автошкола после набора группы в 20 человек регистрирует ее в ГИБДД. В день регистрации определяется дата экзамена слушателей в государственном органе.

К экзамену в ГИБДД допускаются лица, представившие:

  • паспорт;

  • медсправку с отметкой о том, что выдана для прав категории А и А1;

  • заявление, заполненное согласно требованиям;

  • сертификат об окончании курсов автошколы;

  • квитанцию об оплате госпошлины;

Пакет документации в ГИБДД направляет автошкола.

При наличии у водителя категории А отдельно открытие категории А1 не осуществляется — соответствующая отметка о присвоении этой подкатегории автоматически ставится в водительском удостоверении. В обратном порядке это правило не действует.

Также получение права категории А1 отличается тем, что практические занятия в рамках обучающего процесса осуществляется на облегченном виде мототранспорта. В остальном учеба на категории А и А1 схожа по алгоритму.

Если водитель с категорией В имеет медицинское заключение, разрешающее управлять мотоциклетным транспортом, он может добавить категорию А1 в свое водительское удостоверение.

Где можно найти особые отметки в правах нового образца

Если у вас новые водительские права (ВП) в виде пластиковой карточки, нужную информацию вам нужно искать в двух графах:

  1. № 12, где находится информация об ограничениях, относящихся к отдельным категориям транспортных средств (ТС).
  2. № 14, куда вписываются ограничения, касающиеся всех открытых категорий ТС. Пункт располагается внизу таблицы.

Обе графы можно найти на оборотной стороне удостоверения.

Особые отметки в разделе 12 в ВП нового образца

В удостоверениях последнего образца ограничения указываются в виде кодов. Рассмотрим подробнее каждый, который может быть нанесен в п. 12.

AT – значение этих букв на ВУ

Расшифровывается, как «automatic transmission». Если в ВУ указан данный код, водитель может управлять только тем транспортом, который оснащен автоматической коробкой передач.

Подобное ограничение может относиться как к определенной категории ТС (в этом случае код будет указан в графе № 12), так и ко всем открытым (тогда он будет находиться в п. 14).

AS – что означает в правах

В новых ВУ появились категории, которых не было в документах старого образца. Например, «В1», которая является подкатегорией старой привычной «В».

Она позволяет водить мототранспортные средства, максимальная масса которых не превышает 400 кг.

Отметка AS (automotive steering) ставится, когда у водителя открыта только категория «В» без «А», она означает «автомобильный тип рулевого управления». Данный код подразумевает, что ТС, которым управляет владелец ВУ с подобным ограничением, имеет рулевое колесо и автомобильную посадку (кресло).

Получается, что они могут садиться за руль квадрацикла и трицикла, при условии, что у транспорта не имеется посадка мотоциклетного типа.

MS – что это такое

Даная отметка расшифровывается, как «motorcycle steering» и также относится только к подкатегории «В1», но является противоположной предыдущей. Эти буквы, наоборот, позволяют управлять транспортом, имеющим мотоциклетный руль или посадку.

ML – что значит

Данная отметка относится к «М» – новой категории, позволяющей управлять транспортом малой мощности (с объемом двигателя до 50 см³). Сюда относятся мопеды, скутеры и квадрациклы.

Если на ВУ имеется пометка ML – это означает запрет на управление транспортом категории «М» по медицинским противопоказаниям.

Особые отметки в разделе 14

В данную графу заносятся:

  • Ограничения, которые относятся ко всем категориям ТС (по результатам медосмотра).
  • Информация о владельце удостоверения.

Общие ограничения и их расшифровка

Здесь указывается информация на основании результатов водительской медкомиссии. Отметки, которые можно найти в п. 14 новых ВП:

  • MC – «manual control only», подразумевает возможность управления ТС исключительно с ручной коробкой передач. Заболевания, при которых устанавливается данное ограничение, указаны в разделе I медицинских показаний Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1604 « О перечнях медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению ТС».
  • AT – позволяет управлять транспортом, оборудованным автоматической коробкой передач, при наличии состояний, указанных в разделе II медицинских показаний Постановления № 1064 (отсутствие каких-либо конечностей или их сильная деформация, затрудняющая движения).
  • APS – «acoustic parking system only», с такой пометкой можно управлять только теми ТС, которые оборудованы акустической парковочной системой (парктроником). Устанавливается при слепоте одного глаза (раздел III медицинских показаний Постановления № 1064).
  • GCL – расшифровывается, как «Must wear glasses or contact lenses» и подразумевает возможность управления ТС только при наличии приборов, корректирующих зрение.
  • HA/CF – «must wear hearing aid/communication aid», позволяет водить только с использованием приборов для коррекции слуха.

Сведения о стаже

Также в графе 14 указывается дата получения первых прав. Подобная отметка ставится только в случае замены ВУ (независимо от оснований для получения нового документа).

Другие сведения о водителе

В разделе 14 указывается дополнительная информация о водителе: серия и номер старого ВУ и ИНН. В отличие от остальных меток, данные сведения не являются обязательными.

Поэтому, если на ваших ВП не указаны дополнительные данные о вас, это не является поводом для беспокойства, т. к. не означает, что документ не соответствует стандартам.

Что делать, если при замене прав не открыли некоторые категории

Опытные автомобилисты нередко сталкиваются с ситуацией, когда сотрудники ГАИ при замене прав не открыли категорию ВЕ, при наличии отдельных пометок В и Е в корочке старого формата. А ссылаются инспектора в подобных случаях на то, что сдача практики на авто с прицепом у водителя происходила на тягаче категории С или D. И с точки зрения закона они совершенно правы.

Но суд часто входит в положение автомобилистов, поскольку за десятилетний срок действия ВУ без ограничений, управлять легковой машиной с прицепом многие учатся самостоятельно, и происходит это обучение довольно просто. Однако сразу идти в судебный орган тоже не стоит. Первоначально попытайтесь решить возникший конфликт с ответственными специалистами ГИБДД.

Если они пойдут на принцип, тогда уже можно обращаться в вышестоящие инстанции и просить их о повторном рассмотрении решения Госавтоинспекции. Но данная процедура не бесплатная. Поэтому, прежде чем подавать иск, хорошенько подумайте, а выгодно ли это для вас.

Борьба с метками

Поскольку чаще всего в метках заключено негативное содержание, а их присутствие на документах полностью незаконно, водителям имеет смысл бороться с этим явлением. В большинстве случаев, скрытые символы остаются незамеченными, и водители даже не подозревают об их существовании, поэтому для начала стоит внимательно осмотреть свои документы.

ВАЖНО !!! В зависимости от способа нанесения метки, можно попробовать избавиться от нее самостоятельно с помощью подручных предметов. Например, иголки или же ручки

Однако сделать это будет затруднительно. Очень часто выдавленная поверхность не поддается обратному восстановлению, поэтому вернуть права в первоначальный вид вряд ли получится.

Радикальный, но однозначный метод – замена водительского удостоверения. Стоит учитывать, что для этого придется оплатить государственную пошлину, собрать необходимые документы, что неудобно и невыгодно для самого водителя.

Других вариантов нет, но всегда можно пожаловаться на символы в ближайшее отделение ГИБДД. Права шансы доказать их незаконность, а также установить виновных практически невозможно, поскольку мало кто замечает символы сразу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector