Электронное зажигание (бесконтактное): схема устройства и особенности работы

Назначение и виды трамблёров

Основной распределитель «шестёрки» располагается на горизонтальной площадке, сделанной слева от клапанной крышки мотора. Вал агрегата, заканчивающийся шлицами, входит в приводную шестерню внутри блока цилиндров. Последняя вращается цепью газораспределительного механизма и одновременно крутит вал масляного насоса.

Под установку распределителя на блоке двигателя предусмотрена специальная площадка

Трамблёр выполняет в системе зажигания 3 функции:

  • в нужный момент разрывает электрическую цепь первичной обмотки катушки, отчего во вторичной образуется импульс высокого напряжения;
  • поочерёдно направляет разряды к свечам согласно порядку работы цилиндров (1—3—4—2);
  • автоматически корректирует угол опережения зажигания при изменении оборотов коленчатого вала.

Трамблёр занимается распределением импульсов по свечам и обеспечивает своевременное искрообразование

Различные модификации «шестёрок» комплектовались разными типами распределителей:

  1. ВАЗ 2106 и 21061 оснащались двигателями рабочим объёмом 1,6 и 1,5 л соответственно. Из-за высоты блока на модели устанавливались трамблёры с длинным валом и механической контактной системой.
  2. Автомобили ВАЗ 21063 комплектовались двигателем 1,3 л с низким блоком цилиндров. Распределитель — контактного типа с укороченным валом, разница для моделей 2106 и 21063 составляет 7 мм.
  3. На обновлённую серию ВАЗ 21065 ставились бесконтактные трамблёры с длинным штоком, работающие совместно с системой электронного зажигания.

Разница в длине валов 7 мм обусловлена различными объёмами моторов, применяемых на «шестёрке»

Разница в длине приводного вала, зависящая от высоты блока цилиндров, не позволяет использовать деталь ВАЗ 2106 на двигателе объёмом 1,3 л — распределитель попросту не сядет в гнездо. Ставить запчасть с коротким валом на «чистую шестёрку» тоже не выйдет — шлицевая часть не достанет до шестерни. Остальная начинка контактных трамблёров одинакова.

Будучи молодым неопытным водителем, лично столкнулся с проблемой разной длины штоков распределителей зажигания. На моих «Жигулях» ВАЗ 21063 в дороге обломился вал трамблёра. В ближайшем автомагазине приобрёл запчасть от «шестёрки» и начал устанавливать на авто. Результат: распределитель не вставился до конца, между площадкой и фланцем остался большой зазор. Позже продавец объяснил мою ошибку и любезно заменил деталь на подходящую к мотору 1,3 л.

Распространенные неисправности трамблера

Сложная конструкция, обилие мелких элементов обусловливают большое разнообразие неполадок, которые могут возникнуть в работе трамблера. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них:

  • повреждение крышки — проявляется нестабильностью работы двигателя, его дерганием, провалами оборотов, во влажную погоду — глохнущим мотором. Неполадки могут быть механическими (трещины, сколы, попадание влаги внутрь крышки) либо химическими (окисление скрытых под крышкой контактов);
  • перегорание предохранителя бегунка — в результате становится невозможна передача электричества на катушку зажигания;
  • выход из строя конденсатора, приводящий к подаче на свечи избыточного напряжения;
  • нарушение геометрии вращения вала, его заклинивание либо прогиб, повреждение корпуса трамблера — являются следствием серьезных механических повреждений, требуют полной замены вышедшей из строя детали.
  • вакуумный регулятор зажигания — приходит в негодность при разрыве либо загрязнении диафрагмы.

Отметим, что это лишь наиболее распространенные неисправности — на практике можно столкнуться и с другими проблемами, выявить которые сможет только специалист.

Конструкция трамблера

Распределитель зажигания, или трамблер (что это такое, знает каждый автолюбитель), состоит из нескольких элементов. Во-первых, это металлический корпус. Изготовлен он из сплава алюминия, это благоприятно влияет на уровень защиты от помех. Во-вторых, ротор трамблера, который соединяется с бегунком и распределительным валом. В-третьих, сам бегунок, у которого имеются два контакта – внешний и внутренний (в центре). На внутренний подается высокое напряжение, с внешнего оно снимается и поступает на контакты в крышке трамблера. Между внутренним и внешним контактами находится сопротивление. Оно необходимо для поглощения помех. Внутри корпуса расположено несколько элементов – датчик Холла, вакуумный и центробежный регуляторы угла зажигания. Все эти элементы позволяют функционировать двигателю в нормальном режиме при любых условиях.

Ремонт электронных систем зажигания

Любая неисправность сильно будет влиять на работоспособность машины, поэтому её необходимо устранить в кратчайшие сроки. Для этого можно воспользоваться услугами профессионалов либо попытаться выполнить его самостоятельно. В первую очередь необходимо проверить состояние свечей. В среднем свечи заменяются в БСЗ каждые 18 — 20 тысяч километров пробега независимо от их состояния. Если замена выпадает на зимний период, а свечи визуально в рабочем состоянии, то их можно отложить и использовать в весенне-осенний период.

Изношенные свечи, которые имеют изолятор светлого серо-коричневого оттенка свидетельствуют о том, что детали совместимы с данным типом двигателя, а мотор работает исправно и стабильно. Нагар чёрного цвета свидетельствует о том, что свечи не подходят для данного движка либо топливная смесь переобогащена горючим. Выгорание электродов указывает на проблему в работе ДВС.

Неправильная работа может быть вызвана некачественным топливом, неверными пропорциями рабочей смеси, некорректной установкой системы зажигания.

Если не запускается движок, то возможны следующие причины поломки:

  1. Электрический ток не поступает на контакты прерывания из-за того, что они загрязнились, окислились либо пригорели.
  2. На контактах появились деформации.
  3. Обрыв проводов либо их замыкание на массу.
  4. Поломка выключателя зажигания из-за чего не происходит замыкание контактов цепи.
  5. Выход из строя конденсатора вследствие замыкания.
  6. Обрыв в катушке зажигания. Дефект проявляется преимущественно в нарушении целостности первичной обмотки. В некоторых случаях причиной может стать повреждение вторичной обмотки.
  7. Утечка электрического тока в роторе распределителя. Данный процесс возможен при попадании во внутрь влаги либо образовании нагара на внутренней стороне крышки.
  8. Не поступает питание на свечи. Помимо повреждения целостности проводов причиной такой неисправности может стать неправильная посадка свечей в гнёздах, их замасление либо окислении наконечников.

Все эти причины решаются переборкой системы зажигания и переустановкой некоторых деталей. Иногда может потребоваться регулировка работы движка, которую лучше произвести в специализированном автосервисе.

Другим признаком неисправности может стать неустойчивая работа движка либо остановка его работы на холостом ходе. Причиной такой неисправности чаще всего становится:

  • преждевременное зажигание в цилиндрах, что не позволяет полноценно работать мотору;
  • увеличенное расстояние между электродами свечей;
  • послабление пружины грузиков в регуляторе, который отвечает за контроль за опережением зажигания.

В основном причины данных поломок кроются в неправильной регулировке. Повторная настройка или корректировка положения позволит за короткий срок забыть о проблеме. Все манипуляции удобно проводить самостоятельно, но необходимо заранее подготовить ветошь, так как чаще всего в процессе работы сильно пачкаются руки.

Если в работе двигателя наблюдаются сбои при различной частоте вращения, то причинами такой неисправности со стороны бесконтактной системы зажигания могут стать:

  • повреждения проводов, послабление их креплений, окислительные процессы на наконечниках;
  • повреждение контактов прерывателя: сгорание, окисление, загрязнение, сдвиги;
  • нарушение работоспособности конденсатора;
  • ослабление пружинки уголька, её надлом либо износ;
  • подгорание контактов в роторе;
  • проблемы со свечами.

Если вариант со свечами исключён, то лучше обратиться в автоцентр для проведения комплексной диагностики всего авто и выявления причин нестабильной работы ДВС.

Ещё одной характерной неисправностью, которая появляется из-за неправильной работы зажигания, выступает невозможность развить полную скорость. В таком случае причинами могут выступать:

  • неправильный монтаж момента зажигания;
  • чрезмерный износ втулки в прерывателе;
  • заедание грузиков либо послабление их пружин в регуляторе опережения зажигания.

Если нет уверенности, что ремонт будет проведён качественно, то стоит обратиться в центры, которые специализируются на данных устройствах. Опытные мастера не только восстановят работоспособность авто, но и могут дать несколько советов, которые существенно улучшат качество поездок, а также продлят срок службы деталей.

Конденсатор


Конденсатор трамблера

Принято говорить всегда о двух методах проверки трамблерного конденсатора. Первый способ заключается в замере емкости конденсатора, так как при падении ее, система зажигания начинает давать сбои, вплоть до полной остановки ДВС. Диагностировать емкость конденсатора легко удастся с помощью мультиметра с соответствующей функцией проверки емкостей.

Снимать конденсатор для проверки не обязательно. Можно будет отвернуть лишь его центральный контакт.

Алгоритм проведения проверки:

  • Прибор устанавливается в режим до 20 микрофорат.
  • Щупы мультиметра подсоединяются к корпусу конденсатора и его главному выводу.

0,20-0,25 мкф – это нормальное значение для вазовских моделей авто. 0,17-0,25 мкф – Газ, Москвич, Запорожец и другие модели ОА. Если показания прибора не совпадут с заводскими данными, то конденсатор неисправен.

Второй способ проверки конденсатора заключается в применении самодельного устройства с проверенным и рабочим кондером.

Вот, что делается:

  • Проверяемый на машине конденсатор, отсоединяется от главного контакта и отводится в сторону.
  • К освободившемуся контакту подключается один из щупов, зажимов самодельного устройства. Другой щуп – к массе (любому удобному месту корпуса трамблера).
  • Запускается ДВС.
  • Если его работа стабилизируется, на всех оборотах функционирует нормально, нет спадов и т. д., то сомнения в неисправности того конденсатора, что был, оправдываются на все 100.

Кроме того, при исправном конденсаторе искра между контактами трамблера бьет заметно, явно виднеется, если распределитель как это нужно разобрать (снять верхушку). А самое главное – ощущается разряд катушки, бьют характерные щелчки. И наоборот, если конденсатор неисправен, разряда катушки происходить не будет.

Система зажигания: бесконтактное зажигание

Итак, бесконтактная система повышает мощность двигателя, уменьшает расход горючего, снижает токсичность выхлопа и т.д. Это становится возможным благодаря тому, что разряд отличается более высоким напряжением (30 тысяч вольт.). В свою очередь, мощная искра позволяет смеси сгорать более эффективно и полноценно.

Если иначе, отсутствие контактов позволяет подать ток на первичную обмотку катушки зажигания через полупроводниковый коммутатор, в результате чего энергия искры больше и удается получить большее напряжение на вторичной обмотке катушки. В среднем, показатель составляет до 10 кВ;

Также электромагнитный импульсный работает лучше, чем контактная группа. Работа более стабильна на разных оборотах двигателя, агрегат отдает больше мощности и способен сэкономить до 1.0 литра топлива по сравнению с аналогами, оснащенными контактной системой зажигания.

Еще следует добавить, что обслуживать бесконтактное зажигание проще, так как сбои возникают не часто, а сама система нуждается в обслуживании намного реже. Бесконтактное зажигание не нуждается в чистке и регулировке.

Также для нормальной работы электронного зажигания требуется меньше энергии АКБ. Это значит, что «с толкача» двигатель удается завести даже тогда, когда аккумулятор сильно разряжен. Дело в том, что после включения зажигания компоненты практически не потребляют энергию аккумулятора.

Если сравнивать с контактным зажиганием, энергия в этом случае потребляется тогда, когда контакты прерывателя замкнуты, катушка зажигания греется даже при заглушенном моторе. По конструкции бесконтактная система зажигания включает в себя несколько элементов. Если рассматривается схема зажигания данного типа, она включает в себя:

  • питание;
  • выключатель зажигания,
  • датчик импульсов;
  • транзисторный коммутатор;
  • катушка зажигания;
  • распределитель;
  • свечи зажигания;

Распределитель зажигания соединяется со свечами посредством ВВ – проводов (высоковольтные свечные провода зажигания). На деле, устройство бесконтактной системы зажигания напоминает схему контактного зажигания, однако есть и отдельные элементы (датчик импульсов, транзисторный коммутатор).

Начнем с того, что датчик импульсов (импульсный датчик)создает электрические импульсы. Такие импульсы имеют низкое напряжение. Датчик может быть датчиком Холла, а также индуктивным или оптическим.

При этом самым распространенным в бесконтактной системе зажигания является датчик импульсов на эффекте Холла. В двух словах, датчик работает за счет появления поперечного напряжения в пластине проводника с электрическим током под действием магнитного поля.

Сам датчик Холла включает в себя постоянный магнит, полупроводниковую пластину с микросхемой, а также металлический экран с особыми прорезями. Через прорези в экране проходит магнитное поле, в полупроводниковой пластине возникает напряжение.

Также экран не позволяет магнитному полю проникать постоянно, в результате чего нет напряжения на полупроводниковой пластине. Получается, благодаря чередованию прорезей в экране создаются импульсы низкого напряжения.

Импульсный датчик соединен с распределителем, образуя единый датчик-распределитель. Датчик напоминает прерыватель-распределитель, приводится в действие от коленвала ДВС.

Еще одним элементом является транзисторный коммутатор. Данный элемент необходим для того, чтобы прерывать ток в цепи первичной обмотки катушки зажигания.

Прерывание осуществляется благодаря сигналам импульсного датчика (за счет чередующегося отпирания, а также запирания выходного транзистора).

Назначение и виды трамблёров

Основной распределитель «шестёрки» располагается на горизонтальной площадке, сделанной слева от клапанной крышки мотора. Вал агрегата, заканчивающийся шлицами, входит в приводную шестерню внутри блока цилиндров. Последняя вращается цепью газораспределительного механизма и одновременно крутит вал масляного насоса.

Под установку распределителя на блоке двигателя предусмотрена специальная площадка

Трамблёр выполняет в системе зажигания 3 функции:

  • в нужный момент разрывает электрическую цепь первичной обмотки катушки, отчего во вторичной образуется импульс высокого напряжения;
  • поочерёдно направляет разряды к свечам согласно порядку работы цилиндров (1—3—4—2);
  • автоматически корректирует угол опережения зажигания при изменении оборотов коленчатого вала.

Трамблёр занимается распределением импульсов по свечам и обеспечивает своевременное искрообразование

Различные модификации «шестёрок» комплектовались разными типами распределителей:

  1. ВАЗ 2106 и 21061 оснащались двигателями рабочим объёмом 1,6 и 1,5 л соответственно. Из-за высоты блока на модели устанавливались трамблёры с длинным валом и механической контактной системой.
  2. Автомобили ВАЗ 21063 комплектовались двигателем 1,3 л с низким блоком цилиндров. Распределитель — контактного типа с укороченным валом, разница для моделей 2106 и 21063 составляет 7 мм.
  3. На обновлённую серию ВАЗ 21065 ставились бесконтактные трамблёры с длинным штоком, работающие совместно с системой электронного зажигания.

Разница в длине валов 7 мм обусловлена различными объёмами моторов, применяемых на «шестёрке»

Разница в длине приводного вала, зависящая от высоты блока цилиндров, не позволяет использовать деталь ВАЗ 2106 на двигателе объёмом 1,3 л — распределитель попросту не сядет в гнездо. Ставить запчасть с коротким валом на «чистую шестёрку» тоже не выйдет — шлицевая часть не достанет до шестерни. Остальная начинка контактных трамблёров одинакова.

Будучи молодым неопытным водителем, лично столкнулся с проблемой разной длины штоков распределителей зажигания. На моих «Жигулях» ВАЗ 21063 в дороге обломился вал трамблёра. В ближайшем автомагазине приобрёл запчасть от «шестёрки» и начал устанавливать на авто. Результат: распределитель не вставился до конца, между площадкой и фланцем остался большой зазор. Позже продавец объяснил мою ошибку и любезно заменил деталь на подходящую к мотору 1,3 л.

Из чего состоит устройство

Компоненты трамблера – это целый мир. Каждый из элементов играет важную роль в функционировании не только распределителя, но и всей системы зажигания. Рассмотрим основные детали, влияющие на работу устройства.

1. Ротор Этот компонент функционирует в тандеме с шестерней распредвала.
2. Прерыватель Деталь содержит кулачковую муфту, функционирующую в комплекте с центробежной муфтой.
3. Бегунок Обязательный элемент, фиксируемый к валу. Он вращается одновременно с валом.
4. Катушка Деталь имеет двойную обмотку, обязательный элемент электрики.
5. ВК Регулятор вакуумный, четко обеспечивающий опережение зажигания. Основным компонентом ВК, в свою очередь, является конденсатор, поглощающий части заряда и защищающий контакты от возможного оплавления.

ВК-контроллер – это регулятор, способный оказывать влияние на УОЗ

Особенно это важно бывает, когда меняется нагрузка автомобильной силовой установки. Отдельно вносятся коррективы в работу компонентов распределительного устройства

Схема вакуумного регулятора опережения зажигания

Специалисты рекомендуют определять производительность с помощью дросс-заслонки.

По сути, ВК-контроллер являет собой закрытую полость. Внутри конструкции имеется диафрагма, обеспечивающая наилучшие рабочие характеристики. Одна из полостей направлена в сторону карбюратора.

В процессе разрядки диафрагма устремляется вперед и от этого сжимается диск подвижного типа, а также кулачок-прерыватель. По текущей ситуации, корректируется время срабатывания.

Распределитель способен видоизменять искрообразовательный момент, оказывая таким образом на действующие характеристики силовой установки влияние.

В распределителях определенных видов нередко устанавливается октан-корректор. Компонент отвечает за скорость вращения валика.

Трамблер и его устройство

Примечательно, что на самых первых моделях трамблера октан-корректор регулировался вручную. Это добавляло лишние хлопоты водителям. Современные компоненты функционируют полностью автоматически.

Октан-корректор трамблера – элемент важнейший, иначе бы его не ставили. Нормально функционировать без него определенный вид распределителя не может. Именно этот регулятор меняет УОЗ, если владельцем заливается топливо с другим ОЧ.

Что касается самой конструкции регулятора, то внешне октан-корректор напоминает две пластинки, наделенные еще стрелкой. На последней имеются особые риски, посредством которых регулируется УОЗ. Кстати, такая же стрелка монтируется и на силовую установку.

Каким бы ни был идеальным трамблер автомобиля, время, технический прогресс и стремление человека повысить эксплуатационный комфорт не стоят на месте. Бесконтактная система зажигания, это, безусловно, шаг вперед.

Она является конструктивным продолжением контактно-транзисторной системы зажигания. Отличие – вместо прерывающей и размыкающей контактной группы установлен датчик бесконтактного типа.

Новая система сегодня штатно устанавливается на все известные иномарки, некоторые модели отечественных авто. Преимущества этой системы перед старой налицо: снижается в несколько раз расход топлива, уменьшается количество выбросов, повышается мощность силовой установки. Благодаря новой системе зажигания лучше и качественнее сгорает также топливно-воздушная смесь.

Бесконтактная система зажигания схема

Бесконтактная система зажигания включает в свой состав ряд элементов, среди которых наиглавнейшее значение имеет, конечно же, трамблер. Он соединяется со свечами и интегрируется с катушкой зажигания. Для этого используются специальные бронепровода.

Классический принцип функционирования БСЗ представлен в таблице ниже.

1 При вращении коленчатого вала двигателя датчик-распределитель формирует импульсы напряжения и передает их на транзисторный коммутатор.
2 Коммутатор создает импульсы тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания.
3 В момент прерывания тока индуцируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания.
4 Ток высокого напряжения подается на центральный контакт распределителя.
5 В соответствии с порядком работы цилиндров двигателя ток высокого напряжения подается по проводам высокого напряжения на свечи зажигания.
6 Свечи зажигания осуществляют воспламенение топливно-воздушной смеси.

Что касается корректировки УОЗ, то за это в бесконтактной системе в ответе бывает РОЗ. В ходе изменения нагрузки на мотор, регулирование УОЗ уже осуществляет ВК-регулятор.

Таким образом, зная содержимое трамблера, принцип его функционирования, назначение и преимущества, можно многое понять для себя.

В чем состоит принцип действия?

Как функционирует автомобильный трамблер? Все банально и просто. При повороте ключа в машине, осуществляется замыкание электроцепи с дальнейшей подачей напруги от аккумулятора непосредственно на стартер. После чего такая деталь стартера как бендикс обеспечивает зацепку с маховиком коленвала, а оттуда подача продолжается на шестерню привода валика распределения зажигания.

На катушке появляется низковольтный ток в процессе замыкания цепи. Тут-то контакты прерывателя разводятся и уже высоковольтное напряжение скапливается на второй цепи той же катушки. Дальше полученный ток идет на крышку за счет имеющегося в нижней части детали графитового контакта либо щетки.

При этом, бегунок все время контактирует с центральным электродом и при вращении раздает часть напряжения попеременным образом на контакт каждой из свечей. Другими словами происходит деление напряжения поровну на все четыре свечи. Вот так происходит общий принцип работы трамблера.

Причины неисправной работы


Трамблерчик может отказать в работе по следующим распространенным причинам: прогорел бегунок, застопорился поршень, случился пробой крышки либо замкнуло контакты под крышкой, датчик сломан, неисправны подшипники вала и так далее.

Чаще всего при таких неприятных моментах потребуется замена. Но есть и приятный момент, чаще замена нужна не всему трамблеру в целом, а лишь вышедшей детали из строя. А это безусловно намного дешевле обойдется по сумме оплаты мастеру.

Как видите причин может быть очень много

Но в любом случае такое происходит часто от того, что владелец авто очень мало уделяет внимание своему железному коню

Загрязнение обычно наступает через каждые 10 тысяч километров. Поэтому проверки нужны именно на указанном прокатанном километре.

Даже непосвященному в тонкости функционала авто владельцу можно визуально оценить состояние бегунка, контактов и крыши и судить о работе трамблера в целом. А как же быть с датчиком холла?

В моделях бесконтактного принципа работы часто летят датчики индуктивный и холла. Для диагностики систем зажигания и самого трамблера, стоит проследить искру на вывернутой заранее свече, запустив при этом предварительно двигатель. В гаражных условиях также можно устроить проверку. Для этого понадобятся измерительные приборы или же обычные индикаторы.

К выходящим их рабочего строя запчастям также можно отнести и конденсатор трамблера. Он помогает увеличению напряжения на свечи в момент запуска движка. Проверить его легко можно, если отсоединить и дотронутся к «массе». Когда вы услышите явный треск и падает напряжение – конденсатор живой, если же этого не происходит деталь придется отправить на замену.

Что представляют собой электронное или микропроцессорное зажигания

Такие системы полностью исключают наличие движущихся частей, достигнуть это возможно только в том случае, когда работу обеспечивают приборы, это специальные датчики и электронный блок управления. Вместо подвижных контактов применяется датчик Холла, это кнопка в электронном виде. Для ЭБУ имеется свой предохранитель, также устанавливается реле зажигания. Для такой системы характеристики имеют место более высокие показатели, чем у контактного или бесконтактного блока. Катушки устанавливаются непосредственно на свечи, этим уменьшается сопротивление на пути высокого напряжения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector