Моторные масла с молибденом
Содержание:
- Обзор отзывов о продукте
- Зачем молибден в моторном масле
- Особенности молибдена
- Плюсы присадки
- Положительное и негативное влияние молибдена на двигатель
- Преимущества и недостатки
- Описание смазочного материала
- Преимущества молибдена
- Плюсы и минусы присадки
- Плюсы и минусы присадок
- Преимущества и недостатки масла с молибденом
- Отличился производитель Маннол ↑
Обзор отзывов о продукте
В большинстве своем люди, которые уже какое-то время пользуются смазывающими материалами компании Liqui Moly и придерживаются инструкции производителя, оставляют о моторном масле с молибденом положительные отзывы и рекомендуют его для применения. Автолюбителями отмечено, что двигатель работает мягче, не расходует масло, а расход топлива уменьшается. Зафиксированы факты повышения компрессии в цилиндрах ориентировочно на 1 единицу, но не в случае с сильно изношенными агрегатами.
Отрицательных отзывов гораздо меньше, они часто необоснованны или базируются на непроверенных данных. Например, утверждение о том, что если масло с молибденом не сменить вовремя, то двигатель выйдет из строя. Основание — дисульфид молибдена начинает распадаться, сера образует в двигателе серную кислоту, а молибден окисляется и превращается в абразив. Утверждение не соответствует истине.
Во-первых, дисульфид молибдена не распадается при таких условиях. Во-вторых, сера присутствует и в других маслах, а также в дизельном топливе. В-третьих, абразивами являются соединения углерода и кремния, а не молибдена. И, наконец, любое масло в любых агрегатах необходимо менять вовремя, иначе они выйдут из строя. Отдельно следует сказать о спамерских (фейковых) отзывах. Последние появляются на форумах от людей, рекламирующих продукт в интернете.
Их зачастую пишут без понимания сути вопроса, чем оказывают «медвежью услугу» как продавцам, так и автолюбителям, стремящимся правильно выбрать моторное или другое масло для своего автомобиля. Пользователи, собравшие достаточно информации о том или ином продукте, теряют доверие к бренду, который рекламируется таким образом. Приведем ряд рекомендаций по применению, чтобы присадка или смазка с дисульфидом молибдена не стала для вас разочарованием, так как стоимость этих продуктов достаточно высока.
Если вы решили, что масло с молибденом или молибденовая присадка — это то, что вам необходимо, следует проконсультироваться со специалистом, в идеале это может быть консультант из представительства компании Liqui Moly. Он изначально поможет выбрать из ассортимента подходящую марку моторного или другого масла.
На вашем авто двигатель находится в изношенном состоянии, стучит и расходует много масла. В этом случае любая присадка или масло не спасут ваш двигатель от капитального ремонта. Не стоит строить иллюзий, что после их заливки агрегат «восстанет из мертвых». Вы только напрасно потратите время и деньги. Правильнее будет произвести ремонт, а после этого заливать качественное масло Ликви с молибденом.
В сервисных книжках новых современных автомобилей может быть указан значительный межсервисный пробег, например, 20000 км. Не подвергая сомнению гарантию производителя авто, следует отметить, что при переходе на другую марку масел, в том числе и при переходе на моторное масло с молибденом, межсервисный интервал может измениться. В этом вопросе конкретно в вашем случае поможет разобраться консультант, представляющий производителя.
Почернение масла в двигателе не говорит о его низком качестве. Это говорит о том, что в двигателе во многих местах скапливаются продукты сгорания топлива (нагар), а масло успешно их вымывает. В этом случае масло потребуется заменить раньше и устранить неисправности
Например, обратить внимание на изношенность маслосъемных поршневых колец или клапанных маслоотражающих колпачков.
Необходимо обратить особое внимание при покупке смазывающих материалов на оригинальность продукта, чтобы не приобрести подделку и не сломать по-настоящему сердце своего автомобиля.
Следует остерегаться навязчивых советов продавцов и «специалистов», которые заинтересованы в продаже своего товара.
Применение качественных смазочных материалов, содержащих жидкий молибден и зарекомендовавших себя в течение многих лет в качестве надежных и высокотехнологичных продуктов, позволит двигателю и другим агрегатам работать в оптимальном режиме, пройти приличный пробег до капитального ремонта и значительно экономить топливо.
Автомобильные масла и присадки с дисульфидом молибдена являются продуктом современных высоких технологий и рекомендуются всем, кто желает исправности и долгого срока службы своему «железному коню». Недостаток продукта в виде его высокой стоимости вполне оправдан, ведь это оплата за уникальные технологии, качество и экономную эксплуатацию автомобиля.
Зачем молибден в моторном масле
Дисульфид молибдена успешно вводят в масло для двигателя, где он стабилен и может долго находится в виде взвеси, сам по себе являясь твёрдым веществом и не растворяясь в нефтепродуктах и прочей органике, в том числе и достаточно агрессивных веществах присадок, которых в качественном масле великое множество.
Рабочий слой вещества на поверхностях двигателя очень тонок, поэтому не оказывает существенного влияния на геометрию зазоров. Соединение проходит через масляные фильтры, не образуя крупнодисперсных частиц, способных создать засорения, тем более не понижает сечение маслопроводящих каналов.
При этом молекулы присадки формируют на всех деталях вторую защитную границу. Первая образуется масляной плёнкой, но она имеет ограниченную прочность.
При высоком удельном давлении, которое всегда присутствует в особо нагруженных парах трения, плёнка разрывается и наступает контакт двух металлических деталей. Мгновенно повышается температура, происходит механический или тепловой задир поверхностей. Присадка позволяет этого избежать.
Особенную роль подобные присадки сыграли в тех условиях, когда двигатели могли испытывать масляное голодание при работе в нештатных режимах.
Например, моторы военной техники, повреждённые во время боевого применения.
В гражданских автомобилях на такое не рассчитывают. Тут на первый план выходит энергосберегающий эффект, когда в критических режимах масляного голодания, например, низких оборотах и большой нагрузке, коэффициент трения не возрастает и расход топлива остаётся в норме.
Особенности молибдена
Это металл с низким коэффициентом температурного расширения, жаростойкий. Разберемся с химическим составом дисульфида молибдена. За счет чего он работает? Молекула MoS2 – двухполюсная. В той стороне, где расположен атом молибдена, формируется положительный потенциал, у двух атомов серы – отрицательный. Благодаря поляризации, молекулы ориентируются между собой, оседают на металле. Образно говоря, на поверхности они образуют структурную сетку – тончайшую пленку. Она защищает детали от трения. Прочность пленки высокая, способность удерживаться на металле (адгезия) тоже.
Антифрикционные свойства дисульфида были замечены давно. Маслянистый на ощупь порошок добавляли в оружейную смазку, использовали в литейном производстве и металлургии.
При производстве моторного масла и трансмиссионных жидкостей дисульфид молибдена используется наряду:
- с графитовым пластификатором с высокой адгезией;
- эстерами – сложными углеводородами с полярными молекулами, облепляющими металл;
- керамикой, стабилизирующей вязкость масла при нагреве.
Учитывая неоднозначное отношение к присадке, производители моторных смазок разработали органические молибденовые присадки в масло (они маркируются MoDTC, MoDTP). По физическим свойствам они мало чем отличаются от дисульфида. Их легко обнаружить – жидкость приобретает зеленоватый оттенок, не характерный для моторных масел.
Плюсы присадки
В настоящее время неорганические вещества на основе молибдена в моторных маслах повышенного качества почти не применяются, им на смену пришла органика.
Используются вещества, обозначаемые, как MoDTC или MoDTP, это более эффективные модификаторы трения, способные при определённых условиях даже легировать атомами молибдена трущиеся поверхности металлов.
К уже известным антифрикционным свойствам добавляется эффект упрочнения поверхностей, между которыми остаётся прочный и скользкий дополнительный слой твёрдой смазки. Эти вещества более стабильны и придают новые свойства моторным маслам.
Особенно это важно для применяемых при низких температурах сезонных и энергосберегающих масел низкой вязкости, плёнка которых не отличается высокой прочностью основы. Хотя данные соединения часто добавляют и в более традиционные продукты, но уже в меньших количествах
Стабильность пограничного слоя обеспечивается его динамическим обновлением. Молекулы присадки постоянно содержатся в составе масла и защита обновляется по мере расходования её молекул в зоне трения.
Поэтому не стоит верить заявлениям, призывающим один раз обработать двигатель, создав защиту, работающую даже после смены масла на обычное. Сроки обновления смазывающего продукта не должны нарушаться, какими бы свойствами он ни обладал.
Положительное и негативное влияние молибдена на двигатель
Молибденовая смазка заполняет выработку на изношенных деталях: мелкие трещины, неровности Понять, почему пользователи смазочной жидкости с присадкой разделились на два лагеря, поможет анализ свойств, масла с молибденом, плюсы и минусы очевидны.
Достоинства смазочной смеси:
- Снижает силу трения при повреждении маслянистой пленки:
- от мощной ударной нагрузки;
- при перегреве двигателя;
- проблемами с маслонасосом.
- Скорость образования дисульфидной пленки и ее стойкость к истиранию высокая.
- В смазочной жидкости молибден выполняет функцию модификатора трения – заполняет выработку на изношенных деталях: мелкие трещины, неровности. Петтинг (контакт металлических поверхностей под нагрузкой) при компрессии уменьшается. Старые мотора обретают второе дыхание, меньше стучат при нагрузке, снижается вибрация на холостых оборотах.
- Благодаря антифрикционным свойствам, продлевает ресурс поршневой системы двигателей, часто работающих при критических температурных показателях, когда вязкость моторного масла значительно снижается – смазка скатывается с деталей.
- Присадки начинают работать в небольшой концентрации. Для образования слоя достаточно одного ряда молекул. Основные эксплуатационные свойства автомасла при этом не изменяются. Присадки вводят в смазки разных классов, они выпускаются отдельно.
- Моторное масло с молибденом сохраняет работоспособность двигателя в жарком климате. С помощью их производители выпускают смазочные жидкости, работающие при температуре воздуха до +55°С (SАЕ 60), разогреве двигателя до +400°С. Вязкая минеральная основа при такой жаре приобретает консистенцию воды. При низких температурах молибденовые соединения также сохраняют свои свойства, когда масло густеет, с трудом прокачивается, молибденовая пленка предохраняет детали от износа.
Преимущества и недостатки
Как и любая присадка, дисульфид молибдена в чистом виде имеет плюсы и минусы. Рассмотрим сначала преимущества использования молибденовых присадок в современных моторных маслах.
- Снижение коэффициента трения в сопряжениях. Это одно из самых весомых и определяющих популярность автомасел с молибденом свойств. Низкий коэффициент трения повышает КПД двигателя, увеличивает его мощность и приемистость, снижает расход топлива.
- Увеличение защитных свойств трущихся поверхностей. Защитная пленка предохраняет металлические поверхности при перепадах механических нагрузок от сухого трения.
- Быстрое образование на металлических поверхностях и возможность восстановления целостности пленки в случае повреждения.
Влияние количества трехатомного молибдена на коэффициент трения
Сегодня масла с дисульфидом молибдена в чистом виде практически не производятся. И этому есть несколько отрицательных причин.
- Дисульфид молибдена в чистом виде начинает образовывать молекулярные связи еще до контакта с металлическими поверхностями. Это приводит к формированию крупнодисперсных частиц, которые имею плотность выше плотности масла. Если двигатель простаивает, частицы молибдена осаживаются на дно поддона и не участвуют некоторое время после пуска двигателя в работе.
- После заливки нового масла, молибден образовывает защитную пленку на всех металлических поверхностях. Оставшиеся молекулы свободно циркулируют в объеме смазывающей жидкости. Являясь соединением не самым устойчивым, постепенно дисульфид молибдена разлагается на нефункциональные соединения и уже не может участвовать в защите деталей двигателя.
- В некоторых случаях избыток дисульфида молибдена работает не на пользу, а вредит двигателю. Производители для увеличения срока службы повышают концентрацию этого компонента в масле. Часть молекул связывается на металлических поверхностях в пленку. Остальная часть циркулирует по системе и оседает в виде сгустков в самых неудобных местах: в зазорах поршневых колец, на датчиках, в изгибах масляных магистралей. Нередко эти осадки приводят к неприятным проблемам.
Описание смазочного материала
Молибден — металл, который в свободном виде в природе отсутствует. Зато дисульфид молибдена, или молибденит, имеется в достаточном количестве в виде минерала. Поэтому его широко используют в металлургической отрасли для легирования сталей. Нашел он свое применение и в отрасли автомобилестроения. Вещество невозможно растворить в масле, поэтому оно вводится туда по специальной технологии, которая является одним из достижений фирмы Ликви Моли.
Минерал с решетчатой структурой атомов — дисульфид молибдена
Измельченный до микрочастиц дисульфид молибдена добавляется в масло таким образом, что абсолютно не выпадает в осадок, находится постоянно во взвешенном состоянии. Ошибочным является мнение, что он может осесть в виде порошка в масляном фильтре: микрочастицы дисульфида молибдена гораздо меньше, чем пропускные отверстия фильтра. Таким образом, в зоне контакта трущихся деталей присутствует вещество, которое противостоит силам трения и повышенному износу металлических поверхностей и не теряет своих свойств в условиях высокой температуры и давления.
Смазка, которая содержит данное вещество, в целом позволит двигателю работать в более благоприятных условиях и увеличит его ресурс. Кроме двигателя смазка с молибденом широко используется в трансмиссионных агрегатах автомобиля (коробка передач, раздаточная коробка, планетарная передача редуктора заднего моста) и для смазки ШРУСов (шарнир равных угловых скоростей).
Шестеренчатые и планетарные передачи отличаются менее экстремальными условиями работы, нежели двигатель, вместо поверхностей трения в них присутствует пятно контакта шестерен. Однако усилие, прилагаемое к пятну контакта, достаточно велико, поэтому снижение коэффициента трения с помощью дисульфида молибдена будет совершенно оправданно. Краткий обзор производителей смазочных материалов, содержащих дисульфид молибдена.
- О первом и главном производителе масел с молибденом упоминалось выше, это компания Liqui Moly GmbH, которая на данный момент занимает одну из лидирующих позиций как на рынке Германии, так и на мировом рынке смазочных материалов. Масло Ликви сертифицировано по требованиям API (Американский институт нефти) и ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей), имеет высшие стандарты качества. Фирмой представлен широчайший ассортимент качественных продуктов для обслуживания и эксплуатации автомобилей, в том числе и смазка с молибденом. Долгое время масла Моли с молибденом применяются во всех видах автомобильных гонок — от ралли и мотогонок до Формулы 1.
- Фирма SCT GmbH, на рынке СНГ представляет крупнейшего европейского производителя Wolf Oil Corporation. Производит все виды расходных материалов для автомобилей, в том числе и все виды масел под торговой маркой Mannol, достаточно известна в нашей стране. В предлагаемом компанией ассортименте присутствует полусинтетическая смазка для двигателя с дисульфидом молибдена Mannol Molibden Benzin.
Преимущества молибдена
Молибден, а точнее сказать дисульфид молибдена (MoS2) легко отличить по светло-серому оттенку. Данный компонент уже давно используется в металлургии, благодаря его повышенной жароустойчивости и отличной вязкости.
Интерес к этому веществу появился не вчера, а еще в годы Второй Мировой войны, когда MoS2 активно использовали немецкие танкисты. Если танк начинал терять масло, то благодаря этому компоненту он мог еще некоторое время продолжать двигаться, так как молибден способен оставлять отложения «питающие» мотор. Такой же хитростью пользовались и американцы во время военных действий во Вьетнаме. Они заливали молибден в трансмиссии вертолетов, чтобы те в аварийной ситуации не сразу камнем падали на землю, а могли еще какое-то время находиться в воздухе.
Все это стало возможным благодаря тому, что MoS2 образует на металлических поверхностях дополнительный защитный слой, молекулы которого очень быстро двигаются, благодаря чему исключается прямой контакт металлических элементов (снижается трение). Молибденсодержащие масла образуют дополнительный смазочный слой, который активируется в тот момент, когда обычная смазка перестает работать.
Также в продаже встречаются отдельные присадки на основе MoS2, которые, как многие полагают, улучшат качество и характеристики моторного масла. Доля истины в этом есть. Ведь молибден действительно является одним из немногих компонентов, способных работать как в экстремально высоких температурных режимах (до 400 градусов), так и при аномально отрицательных температурах.
Казалось бы, что может быть не так. Характеристики масла действительно улучшаются, но, все не так просто.
Плюсы и минусы присадки
После ознакомления с принципом работы стало понятно, что присадки с молибденом имеют как значительные плюсы, так и существенные минусы. Давайте теперь систематизируем их для наглядности.
К плюсам относятся:
- низкая стоимость продукта по сравнению с аналогами;
- значительное повышение износостойкости;
- хорошие защитные показатели при регулярном и правильном использовании.
К минусам относятся:
- необходимость добавления дополнительных средств очистки;
- затраты топлива и масла не снижаются;
- регулярное использование без очистки способно нанести дополнительный ущерб деталям.
Можно ли использовать молибденовые присадки для восстановительных работ? Да, но при условии полной очистки после применения. Если проигнорировать процедуру смены масла, то двигатель загрязниться и закоксуется значительно быстрее. Постоянное использование в масле эффективно для тех водителей, которые смогут найти время для правильного проведения процедур добавления и очищения. Как правило, это не занимает много времени, но регулярное проведение заметно надоедает. При этом стоит помнить, что молибденовые присадки не предназначены для экономии. Главная их функция защита деталей от разрушительного воздействия трения.
Плюсы и минусы присадок
Для начала поговорим о плюсах применения молибдена в моторном масле. Современные реалии автопроизводителей таковы, что им нужно выпускать автомобили, которые соответствуют жестким экологическим нормам и потребляют меньшее количество топлива. Подобные требования относятся и к производителям автомобильных масел.
Именно поэтому сегодня в жидкостях, предназначенных для смазывания двигателя, добавляют дисульфид молибдена. Он значительно снижает количество задиров, улучшает смазывание и уменьшает износ. Органический молибден также отлично взаимодействует с серой, что позволяет ему надежно удерживаться на поршнях или иных подвижных элементах двигателя, которые нуждаются в смазывании. Все эти качества позволяют ДВС проработать как можно дольше без вмешательства.
Рассмотрим отрицательные стороны молибденовых присадок. Как считают многие механики и эксперты, сегодня применение подобных добавок по отношению к двигателю не оправдано. Все дело в том, что 10-20 лет назад автомасло не содержало активных моющих присадок. Но с развитием автомобильной промышленности данная ситуация в последние годы изменилась. Последние поколения моторных масел содержат много щелочи, кальция и других веществ.
Кальций и дисульфид молибдена вступают в реакцию, которая происходит намного раньше того момента, когда MoS2 образует на поверхностях защитную пленку. Результатом этого взаимодействия становится частица большого размера. В большом количестве они оседают на масляном фильтре и загрязняют его. То же самое происходит и с другими моющими присадками. В итоге происходит общее загрязнение двигателя. Если где и можно применять присадки, так в старых автомобилях, где не предусмотрена многоуровневая система очистки масла.
Помимо этого моторные масла с молибденом нужно менять чаще чистых. Если в среднем моторную жидкость меняют каждые 8-10 тыс. км пробега, то масло с присадкой следует менять каждые 5-7 тыс. км. пробега. Это связано с тем, что окисляясь, MoS2 выделяет серу, вызывающую коррозию, и окись молибдена, которая является абразивом.
Преимущества и недостатки масла с молибденом
К молибденовым автомаслам у водителей неоднозначное отношение. Как и у любого продукта, у них имеются свои преимущества и недостатки.
К преимуществам можно отнести:
- предотвращение быстрого износа механизмов мотора;
- устойчивость к воздействию высокого давления защищает от износа при тяжелых нагрузках на агрегат;
- защитная оболочка в виде коллоидной суспензии позволяет эффективно отводить избыточное тепло от двигателя, защищает от перегрева;
- высокие противозадирные свойства;
- возникают антифрикционные барьеры в месте повреждения масляной пленки, которые способствуют энергосбережению;
- эффективное снижение трения;
- молибденовая пленка способна защитить поверхности деталей при потере маслом эксплуатационных качеств;
- не нарушаются циркуляции масла в моторе за счет тонкой и прочной пленки. Пленка способна сохраняться при постоянном использовании таких продуктов;
- снижаются механические потери (особенно актуально при движении «старт-стоп»).
Автовладельцам, которые используют моторное масло с молибденом рекомендуется внимательно контролировать уровень смазки и период ее замены. Вырабатывая свой ресурс, дисульфид Мо в процессе окисления образует окись с высокими абразивными свойствами. Выделяемая в процессе окисления сера способствует коррозии металла. Все это может привести к серьезным проблемам в работе двигателя внутреннего сгорания.
https://youtube.com/watch?v=8KbyMTXYzGI
Недостатки проявляются эпизодически, и могут отмечаться не в каждом случае, и не на всех ДВС. К негативным свойствам относятся:
- Отрицательное влияние на бензиновые двигатели, работающие при высоких температурных показателях;
- Взаимодействие с кальцием приводит к агрессивным последствиям;
- Частицы вещества характеризуются относительно крупными размерами. Это способствует тому, что при попадании в цилиндропоршневую группу могут образовываться отложения. Впоследствии это явление приводит к закоксованности мотора;
- Автомасла в значительных количествах содержат кальций. Реагируя с дисульфидом образуется агрессивная среда, негативно влияющая на металл.
Полусинтетика с MoS₂ отличается высокой стоимостью, что также является минусом.
Подведя итоги, можно констатировать, что автомасла, содержащие дисульфид молибдена, являются высокотехнологическими современными смазочными материалами. Такие жидкости способны увеличить ресурс автомобиля.
Необходимо отметить, что молибденосодержащие моторные жидкости подходят не для каждого силового агрегата. Большое количество кальция в автомаслах довольно агрессивно взаимодействует с молибденом, что способно свести к нулю полезные свойства модификатора трения. В итоге отложения продуктов сгорания и закоксовывание двигателя с последующим всплеском активных газов.
Рассмотрев все плюсы и минусы, каждый автолюбитель сможет принять свое решение в отношении выбора подходящего продукта. С уверенностью можно сказать одно: молибденовые моторные масла оптимально будет применять в тех случаях, когда такая рекомендация указана в технической документации производителем двигателя.
Отличился производитель Маннол ↑
Нефтяной концерн Маннол совсем недавно выпустил в свет моторное масло для бензинового типа двигателей Molibden Benzin 10W40. Полусинтетическая смазка наделена высоким показателем ресурсосберегающего свойства, основа максимально адаптирована для работы в режимах «старт-стоп» в условиях густонаселённых мегаполисах. В целом результаты тестирования положительные. Но, имеется одно «Но». Интервал замены жидкости чётко указан – не более 7000 км. пробега. После превышения нормы – высока вероятность начала реакции окисления, что крайне негативно сказывается на производительности.
Водителю на заметку! Желаете улучшить мощностные показатели своего автомобиля – купите небольшой флакон дисульфида молибдена. Залейте его в маслозаливную горловину и «прогоните» машину в соответствии с рекомендациями, указанными на флаконе. Смесь совместима с любыми типами силовых установок.
Будем надеяться, что приведённая выше статья поможет вам окончательно определиться с выбором. Поступайте мудро, рассудительно. Всего хорошего. До скорых встреч.