Зольность масла. или «откуда в масле зола»
Содержание:
- Зольность — топливо
- Правильно ли вы выбираете масло?
- Сульфатная зольность
- Классификация моторных масел по API.
- Малозольные
- Нормы, требования к содержанию зол в моторных маслах
- Популярные марки полусинтетических масел
- Изготовление малозольных масел
- Метод определения зольности
- Минеральные масла для автомобилей
- Топ 14 лучших моторных масел 5w30
- Сульфатная зольность
- Что такое сульфатная зольность масла
Зольность — топливо
Зольность топлива определяют по ГОСТ 1461 — 52 следующим образом: выпаривают 25 г топлива в тигле и остаток прокаливают до полного озоления. Полученную золу выражают в процентах. Зольность является косвенной характеристикой склонности топлив к нагарообразованию.
Зольность топлива характеризует содержание в нем несгораемых примесей: чем меньше зольность, тем меньше неорганических примесей попадает в нагар. Увеличение массы золы в нагаре ведет к повышению его абразивных свойств.
Зольность топлива не влияет на толщину загрязнений; по достижении ими определенных пределов зола больше не осаждается на загрязненных трубах. Толщина липких загрязнений в области низких температур зависит от АР и характеристик золы и прогрессирует во времени. Вследствие загрязнения конвективных поверхностей нагрева ухудшаются условия теплопередачи и возрастают их аэродинамические сопротивления. В результате повышается температура уходящих газов, увеличиваются потери q2 и расход электроэнергии на тягу. Для нормальной и надежной работы котлов необходимо поверхности нагрева поддерживать чистыми.
Зольность топлива определяют путем сжигания точной навески и прокаливания остатка в муфельной печи. Навеску помещают в тигель или в фарфоровую лодочку. Нужно объяснить учащимся, что слишком быстрое сжигание приводит к заниженным результатам: сильный ток образующихся газов может унести с собой частички золы и топлива.
Схема газогенераторной установки для снабжения лаборатории газом. |
Зольность топлива должна быть по возможности мала. В случае необходимости работать с многозольным топливом под камерой горения помещают колосниковую решетку с подвижными колосниками, которые можно поворачивать при помощи рукоятки. Под колосниками должно быть достаточно места для золы.
Зольность топлива особенно высока, когда на сжигание направляются тяжелые остатки с технологических установок, где перерабатываются плохо обессоленные и обезвоженные нефти, либо когда в них добавляется так называемая ловушечная нефть. В процессе горения составные части золы образуют отло-жения, которые, оседая на трубчатом змеевике, ухудшают теплопередачу, а соединения ванадия и SO3 вызывают высокотемпературную коррозию. Если температура металла в печи превышает 600 — 650 С, при сжигании тяжелого топлива, содержащего ванадий, за короткое время разрушаются как ферритные, так и аустенитные стали труб и трубных подвесок.
Зольность топлива в лаборатории определяют путем сжигания его в фарфоровом тигле при 800 С с последующим взвешиванием остатка.
Зольность топлива зависит от технологии его производства — глубины обессоливания нефти при ее подготовке на промыслах и нефтезаводах, степени очистки остатков от ката-лизаторной пыли и реагентов. Зола жидких котельных топлив, содержащая соли ванадия, никеля и других тяжелых металлов, откладывается на поверхностях котлов, экономайзеров и другого оборудования, сокращая срок межремонтного пробега котельного оборудования.
Зольность топлива определяется путем выпаривания 1 л топлива до получения 30 — 40 мл остатка, который затем прокаливают в тигле до полного озоле-ния. Зольность топлива выражается процентным содержанием полученной золы в топливе.
Зольность топлива определяется его внутренней и внешней зольностью.
Коэффициенты избытка воздуха в топке. |
Зольность топлива затрудняет его сжигание и повышает лотерю тепла со шлаком ( см. гл
Важное значение имеет температура размягчения золы. При низкой температуре размягчения золы начинается ее налипание на трубы котла — шлакование труб.
. Зольность топлив, содержащих летучие металлоорганические соединения, может быть определена только специальными химическими методами.
Зольность топлив, содержащих летучие металлоорганические соединения, может быть определена только специальными химическими методами.
Зольность топлива особенно высока, когда па сжигание направляются тяжелые остатки от технологических установок, где перерабатываются плохо обессоленные и обезвоженные нефти, либо когда в них добавляют так называемую ловушечную нефть. В процессе горения составные части золы образуют отложения, которые, оседая на трубчатом змеевике, ухудшают теплопередачу, а соединения ванадия и 8СЬ вызывают высокотемпературную коррозию. Если температура металла в печи превышает GOO-650 С, то при сжигании тяжелого топлива, содержащего ванадий, за короткое время разрушаются как ферритные, так и аустепитпые стали труб и трубных подвесок.
Правильно ли вы выбираете масло?
Я в принципе так и предполагал. Все эти маркетинговые новинки лишь для поднятия интереса к продукту. Возможно даже и заливается оно из той же бочки, только присадку добавляют.
Спасибо Женя за оперативный ответ.
Авторизуйтесь для ответа в теме
#1021
Все ИМХО. Малозольные масла – профанация. Если масло не летит в выпуск, то его малозольность до спины, а если летит как положено, то его малозольность до спины тем более. А вот пакет присадок в нем урезали существенно.
Начитавшись оилклаба тоже пришел к подобному мнению, что малозольность сокращает срок службы масла и от неё вреда больше чем пользы. Сам ЗИК для Соула (бензинового) рекомендует в первую очередь масло FE (Fuel Economy), которое по сути тоже LS. Причем и FE и тем более LS стоит дороже обычного полнозольного масла того же производителя. А в общем думаю, что езда на полнозольном масле или масле LS того же производителя двигателю и катализатору (сажевому фильтру) глубоко по боку и принципиально не влияет на их ресурс в контексте общего ресурса этих узлов)))
Сколько читал дискуссий на эту тему всё аля поговорить, никаких аргументов или серьезного опыта нету в этой сфере.
#1022
Пользователи
4 337 сообщений
- Имя: Евгений
- Пол: Мужчина
- Город: Киев
- Авто: Kia Soul CRDI 2013
У меня расход масла равен где-то такой величине, которую сложно отследить (просто сдыно писать что равен нулю).
А то почему без разницы – немного выдержек с http://bmwservice.livejournal.com
Стакан масла на 10.000 км – реальная и предельная доза потребления исправного среднестатистического двигателя. Для большинства автомобилей – это “четверть щупа”. В действительности, 90% читающих эти строки обладателей двигателей “классической конструкции”, вообще не знают о том, что такое “долив масла” и скорее всего вообще не отмечают изменения уровня на щупе в интервале 10-15 ткм.
Нейтралитические катализаторы за последние лет 30 ничем принципиально не изменились. Туда по-прежнему настоятельно не рекомендуется подавать НИЧЕГО, кроме собственно отработавших газов. Даже масла безо всяких современных допусков позволяли катализатору переживать кузов и двигатель – нейтрализация происходит без расхода активного вещества, катализатор практически вечен. Если же вы планируете подавать туда плохогорючее современное синтетическое МАСЛО, продукты сгорания которого нейтрализуют активный слой и буквально забивают катализатор, то не все ли равно – 100% там присадок, или 70%? Скажите, если у вас двигатель расходует 5 литров “полнозольного” масла на 10000 км пробега, это ХУЖЕ, чем 10 л “малозольного”?! Это пропорция, начальная школа. В исправном двигателе, ничего не должно попадать в катализатор, никакое масло: ни полнозольное, ни малозольное. Расход масла – чуть меньше никакого. Если уже попадает – прощайтесь с катализатором в скором времени. А вот совет лучше: сходите на экскурсию в катализаторный морг – специализированный сервис по ремонту глушителей. Там полно экспонатов после всяческих “современных” малозольных и полнозольных масел всех мастей, со всеми суперсовременными допусками и даже без таковых. Попробуйте отличить одно от другого на практике. Уточните у любого клиента, помогло ли ему малозольное масло продлить жизнь катализатора?
Сульфатная зольность
Понятия зольность масла и сульфатная зольность следует различать. Первое – это продукт сгорания, а второе – количество металлсодержащих присадок в масле. Присадки выступают в качестве компонентов, способных улучшить технические характеристики моторного масла. Среди разнообразия можно найти те, которые очищают поверхность двигателя, не дают появляться коррозии или увеличивают срок замены масла. Благодаря исследованиям и поиску идеального состава, сульфатное масло обладает сбалансированными компонентами. Добавляя самостоятельно, автолюбитель может неверно рассчитать содержания. В таком случае, в камере сгорания будет повышенное отложение золы. Выбирая масло с определенным содержанием зольности, нужно рассчитывать технические показатели, консультироваться со специалистами и более опытными автолюбителями.
Стандартные масла практически не содержат процент зольности. Условиями использования масел являются:
- Для бензиновых моторов – не более 1,5%;
- Дизельные системы ограничены в 1,8%;
- Дизели высокой мощности – до 2%
Отработанные материалы, такие как фосфор, зола и сера, способны негативно повлиять на работу нейтрализаторов и фильтрационных систем. Оптимальным выбором при покупке считаются малозольные масла, рекомендуемые производителем
Также стоит обратить внимание на температуру вспышки и исправность двигателя. Используя даже малозольные масла, могут появляться различные побочные эффекты от сгорания. Все это влияет на скорость зажигания и температуру
При проблемной работе систем автомобиля, рекомендуются малозольные масла с низким содержанием присадок. В таком случае, количество отработанной золы и фосфора будет уменьшаться
Все это влияет на скорость зажигания и температуру. При проблемной работе систем автомобиля, рекомендуются малозольные масла с низким содержанием присадок. В таком случае, количество отработанной золы и фосфора будет уменьшаться.
Классификация моторных масел по API.
Система классификации моторных масел API (American Petroleum Institute — Американский Институт Нефти) была создана в 1969 году и была призвана классифицировать масла по уровню чистоты и качества, а также по возможности применения в двигателях внутреннего сгорания. Помимо всего прочего, система классификации API четко разделяет масла по применяемости на масла для бензиновых и для дизельных двигателей. Для разных типов двигателей система API предусматривает свои классы качества, которые описывают необходимый набор качеств и эксплуатационных свойств смазочного материала.
Маркировка API на этикетке канистры выглядит следующим образом: API SL/CF
или APISL , APICF Если на упаковке нет информации о классе по API, это говорит о том, что масло вообще не проходило сертификацию API.
Как расшифровать маркировку API.
Итак, что же обозначают буквы и цифры в системе классификации масел по API? Первая буква маркировки обозначает принадлежность моторного масла к типу двигателя: «S » — Масла для бензиновых двигателей. «C » — Масла для дизельных двигателей. Например, маркировка APISL — обозначает, что масло применимо в бензиновых двигателях, а API CF — масло применимо в дизельных двигателях. Большинство современных масел универсальны и могут применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. В таком случае маркировка API , будет двойной. На этикетке она выглядит следующим образом:
API SL/CF или API SL, API CF
С применимостью масел по типу двигателя все понятно, далее разберемся, что обозначает вторая буква в системе классификации API.
Ниже приведены таблицы с допусками по системе классификации API для бензиновых и дизельных двигателей.
Бензиновые двигатели | |
Индекс API | Применяемость |
SA | Устаревший класс. Масла без присадок |
SB | Устаревший класс. Автомобили 1930-х годов. |
SC | Устаревший класс. Автомобили 1964-1967 годов. |
SD | Устаревший класс. Автомобили 1968-1971 годов. |
SE | Устаревший класс. Автомобили 1972-1979 годов. |
SF | Устаревший класс. Автомобили 1980-1988 годов. |
SG | Автомобили 1989-1991 годов. |
SH | Автомобили 1992-1995 годов. |
SJ | Автомобили 1996-1999 годов. |
SL | Автомобили 2000-2003 годов. |
SM | Автомобили с 2004 г. и по настоящее время. |
Дизельные двигатели | |
Индекс API | Применяемость |
СA | Устаревший класс. Автомобили с 1940 года. |
СB | Устаревший класс. Автомобили с 1949 года. |
СC | Устаревший класс. Автомобили с 1961 года. |
СD | Устаревший класс. Автомобили с 1955 года. |
CD-II | Устаревший класс. Автомобили с 1985 года. |
CE | Устаревший класс. Автомобили с 1983 года. |
CF | Автомобили 1990 года. |
CF-II | Автомобили 1994 года. Двухтактные. |
CF-IV | Автомобили 1990 года. Четырехтактные. |
CG-IV | Автомобили 1995 года. Четырехтактные. |
CH-IV | Автомобили 1998 года. Четырехтактные. |
CI-IV | Автомобили 2002 года. Четырехтактные. |
Более новые допуски API заменяют ранее принятые.
То есть допуск API CF заменяет более старый API CC, равно как и API SM заменяет API SL.
ВАЖНО! При выборе моторного масла необходимо в первую очередь руководствоваться рекомендациями производителя техники!
Малозольные
По сравнению с вышерассмотренными, доля содержания золы в таком ММ значительно снижена. Малозольные составы применяются для ДВС, работающих на бензине.
Отметим, что масло проходит процесс очищения и содержит пакет моющих и диспергирующих присадок. В ММ с низким содержанием зольности снижен объем фосфора, серы и золы до 0,5%. Как показали результаты испытаний, они способны очищать моторную систему, предохраняя детали от износа в результате неполного сгорания твердых частиц. Как правило, микротрещины и царапины в системе двигателя возникают по причине несгораемых частиц, содержащихся в моторных смазках.
Отметит тот факт, что в отличие от масел с полными и средними показателями зольности, аналоги с низким содержанием фосфора и серы подходят для легковых автомобилей, на которых установлена система нейтрализации выхлопных газов. Поэтому малозольные ММ рекомендованы для применения в дизельных моторах. Но если использовать топливо с низким содержанием октанового числа и примесями, то малозольное ММ не окажет положительного воздействия на моторную систему.
Нормы, требования к содержанию зол в моторных маслах
Ответственность за стандартизацию масел лежит на ассоциации ACEA. Европейская организация жестко прописывает регламент жидкостей, которым выдается соответствующий сертификат. Отступление от акта является неприемлемым и наказывается вплоть до лишения лицензии производителя.
Американский рынок контролируется стандартами общества американских инженеров API. Также существует категория международных стандартов.
Нормы зольности по ACEA
Так как требования организации являются самыми жесткими, следующая таблица характеризует показания соответствующих стандартов.
Требования % | Стандарт | |||
С1 | С2 | С3 | С4 | |
Фосфор(≤) | 0,05 | 0,09 | 0,07-0,09 | 0,09 |
Сера(≤) | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,2 |
Сульфатные золы(≤) | 0,5 | 0,8 | 0,8 | 0,5 |
Щелочной показатель(≥) | 6 | 6 |
Требования % | Стандарт | |||
Е4 | Е6 | Е7 | Е9 | |
Фосфор (≤) | 0,08 | 0,12 | ||
Сера (≤) | 0,3 | 0,4 | ||
Сульфатные золы(≤) | 2 | 1 | 1 | 2 |
Щелочной показатель (≥) | 12 | 7 | 9 | 7 |
Международные сертификаты
Отдельной категорией выделяются международные сертификаты качества, применимые к зольности моторных масел.
Основные требования таковы.
Тип силовой установки | Предельная зольность % |
Бензиновый | 1,5 |
Маломощный дизель | 1,8 |
Высокомощный, форсированный дизель | 2,0 |
Популярные марки полусинтетических масел
Предлагаемые современным автопромом масла рассчитаны на любой кошелек. Здесь есть и бюджетные варианты, и продукты, выполняемые из натурального сырья, которые не только поддерживают работоспособность системы, но и улучшают ее показатели. Масло, известное своим высоким качеством по всему миру, производится популярной маркой Shell. Его для своих автомобилей выбирают не только простые обыватели, но и гонщики «Формулы-1».
Полусинтетическое масло SHELL выбор гонщиков и простых автомобилистов
Сегодня производство этого продукта существенно удешевляется ввиду того, что производство организовывается в большинстве европейских стран на базе не менее популярных марок, таких как «Мобил» и «Лукойл», имеющих собственное производство. Но даже несмотря на это, позволить себе обыкновенное масло 5w30 сможет далеко не каждый человек. Продуктом, имеющим лишь положительные отзывы, по праву считается серия компании «Лукойл».
Вся продукция, поставляемая на рынок, имеет сертификаты качества и проходит тщательное лабораторное тестирование на предмет соответствия техническим характеристикам авто. Единственный недостаток такого автомасла – это его цена, значительно превышающая среднерыночную. Однако достойным конкурентом некогда монополисту «Лукойл» сегодня стала и компания «Мобил», выпускающая продукцию практически для любого автомобиля как грузового, так и легкового.
Более лояльной будет и ценовая политика «Мобил». Смазку для двигателя должного качества можно купить намного дешевле аналога компании «Лукойл». Для сравнения берется серия 5w30, ценовой разброс которой отличается от аналогичных вариантов в два раза. Кроме того, компания «Мобил» позиционирует свое производство как экономичное, позволяющее значительно снизить расход топлива и самого масла.
Рассмотренные производители считаются лучшими в своем классе, известными практически по всему миру. Однако автолюбителю не обязательно выбирать «Мобил» или другую, представленную выше компанию. Прекрасно справляться со своей задачей могут и масла неизвестных марок. Но их работоспособность можно проверить исключительно опытным путем. Качество «Мобил» и других титулованных компаний доказано годами эксплуатации.
Изготовление малозольных масел
Необходимость изготовления малозольных масел возникла во многом из-за требований экологичности (пресловутые стандарты Евро-х). При изготовлении моторных масел в них есть (в разных количествах, зависит от многого) сера, фосфор и зола (сульфатной она становится потом). Так, к появлению в составе масел упомянутых элементов приводит использование следующих химических соединений:
- диалкилдитиофосфат цинка (так называется многофункциональная присадка, имеющая антиокислительные, противоизносные и противозадирные свойства);
- сульфонат кальция — детергент, то есть, моющая присадка.
Исходя из этого, производители нашли несколько решений для уменьшения зольности масел. Так, в настоящее время используют следующие из них:
- ввод моющих присадок не в масло, а в топливо;
- использование беззольных высокотемпературных антиоксидантов;
- применение беззольных диалкилдитиофосфатов;
- использование малозольных сульфонатов магния (однако в ограниченных количествах, поскольку это вещество способствует образованию отложений в двигателе), а также моющих алкилфенольных присадок;
- применение в составе масел синтетических компонентов (например, сложных эфиров и стойких к деструкции загущающих присадок, необходимых для обеспечения нужных вязкостно-температурных характеристик и низкой испаряемости, в частности, базовых масел из 4 или 5 групп).
Современные химических технологии позволяют без труда получить масло с любой зольностью. Нужно лишь выбрать состав, оптимально подходящий для конкретного автомобиля.
Метод определения зольности
А как же определяется зольность моторного масла и как понять с какой зольностью масло в канистре? Для потребителя проще всего определить зольность моторного масла просто по обозначениям непосредственно на этикетке емкости. На них уровень зольности, как правило, указывается по стандарту ACEA (европейский стандарт автопроизводителей). В соответствии с ним все реализуемые ныне масла делятся на:
- Полнозольные. Они имеют полный пакет присадок. В английском языке имеют обозначение — Full SAPS. По стандарту АСЕА обозначаются следующими буквами — A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. Зольные примеси здесь составляют порядка 1. 1,1% от общей массы смазывающей жидкости.
- Среднезольные. Имеют в своем составе урезанный пакет присадок. Обозначаются как Middle SAPS или Mid SAPS. По АСЕА имеют обозначение C2, C3. Аналогично в среднезольных маслах масса золы будет около 0,6. 0,9%.
- Малозольные. Минимальное содержание металлосодержащих присадок. Обозначаются Low SAPS. По АСЕА имеют обозначение С1, С4. У малозольных же соответствующее значение будет менее 0,5%.
Обратите внимание, что в некоторых случаях масла, имеющие по стандарту АСЕА обозначения от С1 до С5, объединяют в одну группу под названием “малозольные”. В частности, такую информацию можно найти в Википедии. Однако это не совсем корректно, поскольку такой подход просто указывает, что все эти смазывающие жидкости совместимы с каталитическими нейтрализаторами, и не более того! На самом же деле правильная градация масел по зольности приведена выше
Однако это не совсем корректно, поскольку такой подход просто указывает, что все эти смазывающие жидкости совместимы с каталитическими нейтрализаторами, и не более того! На самом же деле правильная градация масел по зольности приведена выше.
Стандарты определения зольности
Тестирование разных образцов масла
Существует российский межгосударственный стандарт ГОСТ 12417-94 «Нефтепродукты. Метод определения сульфатной золы», в соответствии с которым любой желающий может измерить сульфатную зольность проверяемого масла, благо для этого не нужно сложное оборудование и реагенты. Существуют также другие, в том числе международные, стандарты определения зольности, в частности, ИСО 3987-80, ISO 6245, ASTM D482, DIN 51 575.
В первую очередь необходимо указать, что ГОСТ 12417-94 определяет сульфатную зольность как остаток после карбонизации образца, обработанный серной кислотой и прокаленный до постоянной массы. Суть метода проверки достаточно прост. На первом его этапе берут определенную массу испытуемого масла и сжигают ее до углистого остатка. Далее необходимо выждать, чтобы получившийся остаток остыл, и обработать его концентрированной серной кислотой. Далее прокалить при температуре +775 градусов по Цельсию (допускается отклонение на 25 градусов в одну и другую сторону) до полного окисления углерода. Получившейся в результате золе дают некоторое время, чтобы она остыла. После этого обрабатывают разбавленной (в равных объемах с водой) серной кислотой и прокаливают при той же температуре до момента, когда ее значение массы не станет постоянным.
Под воздействием серной кислоты получившаяся зола будет сульфатной, откуда, собственно, и пошло ее определение. Далее сравнивают массу получившейся золы и изначальную массу испытуемого масла (массу золы делят на массу сожженного масла). Соотношение масс выражается в процентах (то есть, получившееся частное умножают на 100). Это и будет искомое значение сульфатной зольности.
Что касается обычной (базовой) зольности, то для нее также существует государственный стандарт ГОСТ 1461-75 под названием “Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности”, в соответствии с которым и проверяют испытуемое масло на наличие в нем различных вредных примесей. В связи с тем, что он предполагает сложные процедуры, а тем более для разных веществ, то в данном материале не будем приводить его суть. При желании этот ГОСТ можно легко найти в интернете.
Существует еще один российский ГОСТ 12337-84 «Масла моторные для дизельных двигателей» (последняя редакция от 21.05.2018). В нем четко прописываются значения различных параметров для моторных масел, в том числе для отечественных, используемых в дизельных двигателях различной мощности. В нем указываются допустимые значения различных химических компонентов, в том числе и количества допустимых сажевых отложений.
Источник
Минеральные масла для автомобилей
Свойства и состав
Минеральное масло – это результат неоднократных последовательных переработок нефти (точнее, мазута). Название говорит о том, что оно является натуральным, и это действительно так. Благодаря простоте и незатратности производства на выходе получается достаточно дешевый продукт, в чей состав входит:
- Различные типы углеводородов: ¾ от всего объема – циклановые, примерно до 15% ароматических, около 10% – циклано-ароматических и минимум алкановых, характеризующихся низкой насыщенностью.
- Компоненты парафинов – циклических и щелочных.
Во время производства продукт подвергается тщательной очистке и в итоге в состав входит очень мало веществ, типа сернистых и кислородных углеводов, положительно влияющих на работу двигателя. Также в базовую минералку не вводятся дополнительные элементы – присадки – как в синтетические или полусинтетические аналоги, поэтому она не обладает высоким качеством защиты деталей двигателя от трения. Но в таком виде она почти не встречается, так как ее применение будет просто нецелесообразным, поэтому стоит выделить три типа, на которые делят минеральное масло, в зависимости от наличия присадок:
- Нафтеновые;
- Парафиновые;
- Ароматические.
Различия в них базируется на составе углеводорода, а именно на его строении. Например, наиболее высокая вязкость в парафиновом типе.
Присадки призваны улучшать технические характеристики минерального моторного масла, но одновременно они могут повлиять и негативно. Это связано с тем, что из-за высоких рабочих температур двигателя присадки с колоссальной скоростью выгорают, в связи с чем меняются свойства смазочной жидкости. В целом же применение стабилизирующих присадок делает минералку более устойчивой к износу и коррозийным проявлениям, улучшают ее моющие свойства.
Вязкость
Вязкостный показатель минерального масла – это число, определяющее диапазон температурных значений, при которых мотор работает в нормальном режиме. В чистой минералке индекс вязкости варьируется в диапазоне 85-100, с присадками – до 120 единиц. Невысокий индекс – показатель того, что при минусовой атмосферной t° можно ждать проблем с запуском двигателя. В жару также особой защиты мотору не гарантировано.
В соответствии со стандартами SAE различают минеральное масло трех типов – 10W-30/40 и 15W-40. Расшифровка этих данных говорит о том, в каких температурных условиях оно применимо. Следует учитывать, что вязкость и t° взаимосвязаны – чем вторая выше, тем показатели первой ниже, то есть масло разжижается в жару и густеет на холоде. А вязкость напрямую влияет на толщину масляной пленки, защищающей детали от излишнего трения. Соответственно, чем выше вязкостное значение, тем толще пленка и больший ресурс работы двигателя.
Преимущества и недостатки
Из плюсов можно отметить, что минералка значительно дешевле той же синтетики и п/синтетики.
Отрицательные свойства:
- Нестабильность состава при различных температурных данных,
- Повышенная испаряемость,
- Быстрое окисление и, как следствие, разрушение,
- Необходимость частой замены,
- Неспособность выдерживать высокие температуры,
- Быстрое загустевание на морозе,
- Засорение двигателя продуктами горения при закипании.
Возникает закономерный вопрос – зачем вообще нужны минеральные масла для автомобилей? Используют его в основном при эксплуатации «возрастных» транспортных средств, чаще всего отечественного производства. Оно позволяет поддерживать в рабочем состоянии двигатели, имеющие большой пробег, а также проблемные.
Топ 14 лучших моторных масел 5w30
Моторное масло 5W30 является одним из самых популярных синтетических вариантов смазки. Великолепные эксплуатационные свойства этой технической жидкости обеспечивают стабильную работу мотора в запыленных городских условиях, что негативно влияет на компоненты силовых установок.
Именно вязкость 5W30 сегодня является наиболее универсальной – ее используют и в автомобилях премиум-класса, и в бюджетных иномарках
В связи с этим, каждому автовладельцу важно уметь выбирать данное масло для своей техники. Оказать помощь в выборе способны рейтинги смазочных материалов, основанные на многочисленных тестированиях и мнении экспертов
Я написал свежий рейтинг о зимних маслах — ТОП 15 лучших масел для зимы
Сульфатная зольность
Что определяет параметр сульфатной зольности
Сульфатная зольность – это содержание в масле различных твердых и неорганических соединений, которые образуются после сжигания смазочного материала. Определяется в процентах от общей массы масла.
Есть два понятия зольности – зольность базового масла и сульфатная зольность. Если объяснять просто, то обычная зольность указывает на чистоту базового масла, то есть сколько в самой базе без добавления пакета присадок содержится солей и несгораемых примесей. Сульфатная же зольность определяется для уже готового масла с добавленным пакетом присадок, и она определяет количество присадок и их состав, это относится к солям натрия, калия, фосфора и других веществ.
Почему так? В любом ДВС некоторое количество масла испаряется под воздействием высокой температуры, то есть угорает. Этот процесс приводит к тому, что несгораемые примеси, которые всегда есть в масле, оседают на стенках. То есть чем выше у масла зольность, тем больше будет этого налета. Особенно чувствительны к высокой зольности системы, оборудованные сажевыми фильтрами, для них можно использовать только масла из специальной категории LowSAPS – малозольные масла.
Как определяется сульфатная зольность готового масла
В лаборатории масло сжигают при температуре 775 градусов до образования твердых остатков, именно эта твердая масса и есть та самая зола, несгораемые остатки, которые оседают на стенках двигателя и забивают систему очистки выхлопных газов. Массу остатков соотносят с количеством тестируемого масла и выводят процентное соотношение.
Если говорить о зольности чистой основы, без присадок, то зачастую она не превышает 0,005%, в готовом же масле мы говорим о цифрах в 2%, эту разницу дают добавляемые в масло присадки. То есть мы получаем такую картину – чем «жирнее» пакет присадок в масле, тем больше будет золы. Так что рассматривать этот показатель можно двояко. С одной стороны, масло должны быть чистыми не оставлять отложений на двигателе. С другой стороны, высокая зольность говорит о богатом пакете присадок.
На что влияет сульфатная зольность
Кроме того, что высокое содержание сульфатной золы приводит к большому количеству налета внутри двигателя, она влияет на некоторые еще параметры масла. Зольность напрямую связана с щелочным числом моторного масла, о котором еще поговорим ниже. Количество золы прямо пропорционально количеству щелочи, то есть чем больше золы, тем больше щелочи и тем выше моющие свойства масел.
Количество зольных отложений при сгорании сказывается на температуре вспышки масла, о которой уже говорили выше. Особенно хорошо это заметно в отработке. Со временем присадки выгорают, и чем меньше их остается, тем ниже температура вспышки, то есть эксплуатационные качества масла падают.
Если говорить о самой конструкции автомобиля, то масла с большим количеством золы негативно сказываются на системе зажигания, затрудняют пуск в мороз, загрязняют элементы системы очистки выхлопа – катализаторы, сажевые фильтры, системы EGR. А малозольные масла, в свою очередь, не обеспечивают нужную защиту для нагруженных двигателей.
Классификация масел в зависимости от количества сульфатной золы
Классификация ACEA уделяет большое внимание сульфатной зольности масел и даже подразделяет их на категории, в зависимости от ее содержания в готовом составе:
- Full Saps – полнозольные смазки, допускается содержание золы в пределах 1-1,1%.
- Mid Saps – среднезольные смазки, допускается содержание золы от 0,6 до 0,9%.
- Low Saps – малозольные, менее 0,5%.
Зачастую производители размещают информацию на канистре масла о принадлежности масла к той или иной категории.
Что такое сульфатная зольность масла
По определению изготовителей зольность – критерий, характеризующийся двумя основными показателями. Первая часть представляет составляющую основы, вторая показывает характеристику готового изделия. Общим параметром считается определение содержания несгораемых частиц жидкости по окончании срока эксплуатации. Это связано с выгоранием присадочных элементов при работе смазки, которые распадаются на фракции металлов, солей.
Базовая зольность
Показатель, определяющий содержание нерастворимых, несгораемых частиц металлов, солей, содержащихся в базе продукта. При очистке сырой нефти происходит расщепление длинных углеводородов. Это приводит к выделению чистой смазочной фракции с последующим отделением от основной группы. Процесс отсекает 99% лишних компонентов и образует предельно чистую основу.
Однако при синтезе природного газа или гидрокрекинговой очистке, минимальное количество несгораемых примесей остается. Получить 100% результат невозможно, ввиду отсутствия технологий требуемого уровня. Процентное содержание металлических, солевых составляющих в основе масла называется – базовой зольностью. Соотношение не превышает 0,005%, что считается нормой для стандарта жидкостей класса Евро-6.
Сульфатная зольность
Показатель сульфатной зольности определяет количество несгораемых примесей в составе готовой формулы. Моторное масло изготавливается с добавлением примесей в количестве до 20% от конечной емкости. Золы остаются на стенках узлов двигателя. При смешивании с мазутами образуют абразивные составы, истирающие и царапающие поверхности конструкций. Это существенно снижает длительность эксплуатации силовой установки.
Среди основных присадочных материалов применяются соли калия, магния, цинка, фосфора, натрия. Данные элементы представляют собой категорию органических соединений, способных образовать пленочные накипи.