Характеристики масел автопроизводителей. категории и допуски
Содержание:
- Классификация моторного масла
- Классификация моторных масел по ILSAC
- Маркировка моторных масел API
- Стандарты API и ILSAC 2020 – стоит ли переходить на новое масло?
- Классификация моторных масел по ГОСТ
- Основные свойства и параметры моторных масел
- Технические спецификации автомобилей
- Классификация моторных масел по ACEA
- Эксплуатационные характеристики ILSAC GF 4
- Из чего состоят моторные масла
- Выбираем моторное масло по составу
- Какие бывают типы моторных масел
- Выбираем моторное масло по составу
- Отличие ILSAC GF-5 от прежних аналогов
- Маркировка моторных масел по SAE
Классификация моторного масла
Чтобы в последующем была понятна тематика, рассмотрим основные виды моторных масел:
- минеральное: в меньшей степени пригодно для современных автомобилей легкового класса. Невысокая стоимость — главная отличительная черта;
- полусинтетическое: промежуточный класс между «синтетикой» и «минералкой». При отсутствии достаточных средств на обслуживание машины, полусинтетическое — идеальное решение проблемы;
- класс синтетических моторных масел: разработан на основе искусственных материалов, компонентов. Отличается высокими техническими характеристиками, эксплуатационными свойствами, повышенной степенью защиты деталей.
Международная стандартизация видов автомобильных моторных масел
- АСЕА: сообщество автопроизводителей в Европейском Союзе;
- API: институт нефти в США;
- SAE: сообщество автоинженеров в США.
Одновременно по всем трем классификаторам проводится анализ моторной жидкости на предмет соответствия стандартам, совместимости с европейскими и американскими машинами.
Классификации моторных масел по API
Каждая канистра, емкость маркируется буквенным символом «S» / «C», что обозначает тип двигателя: бензиновый или дизельный. Следом за буквой указывается второй символ, обозначающий эксплуатационные свойства, например, CD или CF.
- маркировка моторных масел для бензиновых двигателей: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M. Первые пять символов по градации от меньшей нагрузки к большей. Оставшиеся буквы символизируют период выпуска от 1964 до 2004 г.
- для дизельных: A, B, C, D, D2, E, F, F2, F4, G4, H4, I Здесь также градация по тяговым усилиям, годам выпуска машины: до и после 1994 года.
Классификация масел по ACEA
Градация по американскому стандарту, в отличие от европейского, указывается двумя символами: буквенным и цифровым.
- бензиновый: А;
- дизельный: В;
- грузовой класс автомобилей: Е.
Далее следуют номера от 1-го до 8-ми, где указываются свойства моторных масел, тип двигателя, наличие турбированного нагнетателя, коэффициент вязкости.
Классификация масел по SAE
Масло с высоким коэффициентом вязкости используют в низкооборотных моторах, на технических средствах, работающих в тяжелых условиях, климатических зонах. Жидкость со средним и минимальным коэффициентом применима при умеренных условиях использования автомобиля.
Типы моторных жидкостей:
- зимнее масло;
- летнее масло;
- всесезонное масло.
Главное отличие каждого из классов в диапазоне рабочих температур.
Обозначение: 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40. Для каждой из перечисленных категорий предусмотрен свой температурный режим использования. В целом, диапазон градусов от -35 до +45℃.
Рекомендуем:
- Характеристики моторного масла Мобил 1 5w30;
- Характеристики моторного масла Шелл Хеликс 5w30;
- Характеристики моторного масла Эльф 5w40;
Классификация моторных масел по ILSAC
Сообщество производителей Японии вкупе с американскими коллегами организовало Международный комитет по лицензированию и сертификации, представив собственный способ разграничения масел по уровню качества.
Классификация разработана, как система проверки качества масел для двигателей иномарок, произведенных в Японии и Америке. Стандарты похожи на API.
Характеристики отличающие масла, которые классифицируются по ILSAC:
- имеют энергосберегающие свойства;
- экономят топливо (подтверждено испытаниями);
- обладают низкой вязкостью;
- медленно испаряются;
- фильтруются при низких температурах;
- стойки к вспениванию;
- повышенная устойчивость к сдвигу;
- защитные свойства.
- GF-5. Экономит топливо, заставляет более эффективно работать все узлы автомобиля, а не только двигатель. Надежно защищает компоненты от отложений при сильном нагревании. Совместимо с уплотнителями.
- GF-4. Мало испаряется, экономит топливо, сохраняет стабильность параметров масла. Характеризуется улучшенными моющими свойствами, содержит фосфор 0,08%, что снижает токсичность выхлопов. Имеется модификатор трения.
- GF-3. Характеризуется экономичностью, медленно испаряется, снижает количество отложений. Отличается стабильностью в ходе всего эксплуатационного периода.
- GF-2. Содержит фосфор до 0,1%. Может использоваться при пониженной температуре, препятствует образованию отложений и перегреву.
- GF-1. Создан в 90-е годы. Имеет допустимый минимум требований к маслу — противоизносные свойства, пониженный объем отложений, меньший расход горючего. Норма фосфора в общем объеме составляет 0,12%.
В разработке находится новый класс масла — ILSAC GF-6.
Соответствие категорий ILSAC относительно API
Перечислим некоторые соответствия:
- ISLAC класса GF-1 похож по характеристикам на API SH;
- ISLAC GF-2 схож с API SJ, а также 0W-30, 40, 5W-20 и до 5W-50, 10W- от 30 до 50;
- ISLAC GF-3 имеет соответствия с API SL;
- ILSAC GF-4 схож с API SM (тестирование проходят вместе).
Маркировка моторных масел API
Специалисты института нефти регулярно проводят испытания моторных масел на качество и по их результатам присваивают каждому виду продукции индекс, соответственно требованиям производителей. На этикетках сначала указываются символы класса качества, а за ними следует маркер API.
По API тип масла обозначают двумя прописными латинскими буквами. Бензиновый двигатель имеет знак S, дизельный – С. Вторая буква указывает водителям, при каких условиях будет возможно применить данный вид масла. Все зависит от самого агрегата – новый он или изношенный, турбированный или обычный. Если смазка подходит для всех видов двигателей данной категории, то обозначение будет двойное через черточку, например, SJ/CF.
Если автовладелец решит поменять класс масла, то выбирать нужно из тех, что стоят на 1-2 пункта выше.
Жидкость более высокого класса использовать можно, а более низкий выбирать не стоит. Масла каждого последующего класса по возрастающей, как правило, производятся со всеми необходимыми присадками для предыдущей категории. Если ранее в системе было залито масло SЕ, то вместо него подойдут продукты с маркировкой SF или SG. А вот SJ и прочие жидкости для современных машин сразу брать не рекомендуется. Можно попробовать применить SM, если мотор не очень старый.
Как расшифровать маркировку API
Всего в системе API насчитывается 10 классов для бензиновых агрегатов и 9 классов для дизелей.
Маркировка моторных масел по системе API для движков, использующих бензин.
Класс моторного масла | Год выхода с заводского конвейера | Наличие в продаже |
SC | До 1964 года | Не выпускается |
SD | С 1964 до 1968 г. | Не выпускается |
SE | С 1969 по 1972 г. | Не выпускается |
SF | С 1973 по 1988 г. | Есть в продаже |
SG | С 1989 по 1994 г. (жесткие условия) | Есть в продаже |
SH | С 1995 до 1996 г. (жесткие условия) | Есть в продаже |
SJ | С 1997 по 2000 г. (функция энергосбережения) | Есть в продаже |
SL | С 2001 по 2003 г. (повышают срок эксплуатации узла) | Есть в продаже |
SM | с 2004 года (увеличивают интервал замены, не окисляются, препятствуют образованию отложений, морозостойкие) | Есть в продаже |
SL+ | Новая разработка с высокой стойкостью к окислению | Встречается реже |
Обозначение | Год выпуска авто |
CB | До 1961 г. — содержит в составе серу |
CC | До 1983 г. — для сложных условий |
CD | До 1990 г. — объединяет признаки предыдущих классов |
CE | Сошли с конвейера до 1990 года, для мотора с турбиной |
CF | Сошли с конвейера в 1990 году и позднее |
CG-4 | Сошли с конвейера в 1994 года |
CH-4 | Сошли с конвейера в 1998 года, низкий процент токсичных выбросов |
CI-4 | Новые модели, имеющие клапан EGR |
CI-4 plus | Пониженная токсичность, соответствует высоким нормам |
Стандарты API и ILSAC 2020 – стоит ли переходить на новое масло?
09 июля 2020
1 мая 2020 года вступили в действие новейшие стандарты ресурсосбережения Международного комитета по стандартизации и сертификации смазочных материалов (International Lubricants Standardization and Approval Committee) – ILSAC GF-6A, ILSAC GF-6B и категория Американского Института Нефти (API) SP. Насколько важна эта информация для простого автовладельца, ведь автомобили, которые уже ездят по дорогам сегодня, проектировались и выпускались, когда еще никакого API SP не было?
Если вспомнить, что для конечного пользователя все еще действующий стандарт ILSAC GF-5 отличался от устаревшего ILSAC GF-4 в основном «какими-то процентами экономии топлива», можно предположить, что и сейчас произошло что-то подобное, «снова экономия, снова экология», то есть новые масла будут нужны автомобилям, выпущенным «когда-нибудь потом», в 2021-м году и позднее. Однако сегодняшняя ситуация существенно отличается от смены классификаций десятилетней давности. С одной стороны, за прошедший период произошли важные изменения в мировом моторостроении: массовый возврат от ремня ГРМ к цепному приводу, повышение степени сжатия ДВС, широкое применение турбонаддува и непосредственного впрыска топлива на автомобилях массового сегмента, общая тенденция к снижению рабочего объёма двигателя при одновременном увеличении мощности силового агрегата. С другой – появились новые классы вязкости моторных масел (xW-16 и ниже), требования к которым не были отражены в действующем стандарте ILSAC GF-5. Столь значительные перемены в автомире вызвали необходимость применения так называемого «промежуточного» класса API – SN Plus, введенного в 2018-м году для того, чтобы стандарты качества моторных масел «догнали» мировое моторостроение. Самым важным, на наш взгляд, в SN Plus явились «превентивные действия по сокращению/исключению появления неконтролируемого сгорания топлива (LSPI)» – явления, с которым столкнулись производители турбированных двигателей с непосредственным впрыском топлива (T-GDI).
Введенные в мае текущего года стандарты API и ILSAC учли изменившиеся требования, предъявляемые современными двигателями к моторным маслам, а также появление новых ультрамаловязких масел. Продукты новейших классов могут быть использованы вместо масел классов API SN Plus и SN.
Основные отличия новых стандартов ILSAC GF-6A/B от ILSAC GF-5:
1) защита двигателя от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI),
2) защита цепи ГРМ от износа и растяжения,
3) защита от образования высокотемпературных отложений на поршне и в турбокомпрессоре,
4) снижение образования лаковых отложений и шлама.
Класс API SP был дополнен в части требований к снижению количества высокотемпературных отложений в двигателе с турбокомпрессором, повышению топливной экономичности и улучшению совместимости с системами доочистки отработавших газов и возможностью применения топлива на основе биоэтанола Е85.
Таким образом, если Ваш автомобиль выпущен не позднее 2013 года и его двигатель:
— использует в качестве топлива бензин или биоэтанол,
— оснащен системой непосредственного впрыска топлива и/или турбонаддувом,
— имеет цепь в приводе ГРМ,
— рассчитан на работу на маслах класса ILSAC GF-5 или на ультрамаловязких маслах (xW-16 и ниже),.
то Вам имеет смысл обратить внимание на смазочные материалы новейших классификаций, таких как MJ-P01. MITASU GOLD Plus SP 5W-30 ILSAC GF-6A 100% Synthetic и MJ-P02
MITASU GOLD Plus SP 0W-20 ILSAC GF-6A 100% Synthetic. Новая серия масел MITASU GOLD Plus SP 100% Synthetic сохранила все преимущества предыдущей серии MITASU GOLD SN 100% Synthetic и в то же время обеспечила качественно новый уровень защиты для самых современных двигателей восточноазиатского, американского и европейского производства.
MITASU – качество. Всегда.
Классификация моторных масел по ГОСТ
ГОСТ делит моторные масла на классы с учетом степени вязкости, а также на группы по типу автомобильного двигателя и характеру применения продукта.
Показатели кинематической вязкости
С группами масел по ГОСТ и их назначением можно ознакомиться в таблице.
Группы масел по ГОСТу 17479.1-85 | Назначение и эксплуатация | |
А | Обычные двигатели с нефорсированной мощностью, дизельные и бензиновые | |
Б | Б1 | Двигатели с незначительно повышенной мощностью, имеют невысокие антикоррозийные показатели и оставляют отложения при нагревании |
В | В1 | Двигатели, имеющие среднюю степень форсирования мощности |
В2 | Среднефорсированные с более высокими требованиями к качеству масел | |
Г | Г1 | Двигатели с высоким форсированием мощности (бензиновые), призванные работать в тяжелых условиях |
Г2 | Высокофорсированные дизельные моторы с умеренным турбонаддувом или без него | |
Д | Д1 | Имеют такие же характеристики, как и предыдущая группа, но работают в условиях более тяжелых, чем масла категории Г |
Д2 | Для дизелей с турбонаддувом | |
Е | Е1 | Бензиновые двигатели с усиленной мощностью, работающие в условиях более сложных, чем группа Д |
Е2 | Дизели высокой мощности |
Основные свойства и параметры моторных масел
Как отмечалось выше, каждый производитель хранит в секрете точный состав своих моторных масел, поскольку использует свои собственные уникальные наборы присадок. Но основной параметр вязкости должен быть указан при маркировке моторного масла.
Вязкость моторного масла
При выборе подходящего состава нужно обращать внимание, в первую очередь, на показатель вязкости масла. От него непосредственно зависит, насколько сильно будут повреждаться детали в процессе работы:
- Высокая вязкость. Излишне высокая вязкость ведет к тому, что мотору сложно стартовать при низкой температуре окружающей среды. Кроме того, при высокой вязкости может возникнуть “масляное голодание”, поскольку не сразу после пуска двигателя до трущихся деталей дойдет масляный состав;
- Низкая вязкость. Также может приводить к повреждению трущихся деталей из-за недостаточного давления в системе смазки.
Дополнительные присадки
Каждое моторное масло, которое можно встретить в продаже, имеет свой уникальный набор присадок, дополняющих его эксплуатационные свойства. В зависимости от состояния мотора, его склонности к износу, а также других параметров владелец автомобиля может подобрать необходимое ему масло. Некоторые из свойств, которые добавляются с наборами присадок:
- Дополнительная защита от износа;
- Минимизация вероятности отложения стружки и различных посторонних веществ в моторе;
- Устойчивость к возникновению коррозии;
- Наличие дополнительных антиокислительных свойств;
- Дополнительные “чистящие” присадки.
Этот список далеко не полный. На канистре каждого моторного масла можно увидеть основные преимущества, которые выделяет его производительно.
Технические спецификации автомобилей
Созданные в API и ACEA минимальные базовые условия, которые должны быть соблюдены производителями масел и производителями автомашин. В разных ДВС условия эксплуатации для моторного масла разные, они испытывают различные нагрузки.
В связи с тем, что из-за конструкции двигателей создаются разные мощности и одно масло эксплуатируется в экстремальном режиме, другое — в щядящем, производители ДВС создали специальные системы классификации, так называемые, допуски. Это производители моторов для хороших машин, таких как АУДИ, БМВ, МЕРСЕДЕС, ШКОДА, ФОЛЬКСВАГЕН, ПОРШЕ, ФОРД, РЕНО И ФИАТ. То есть данные производители сами рекомендуют свои наработки в области присадок для масел. В инструкциях по эксплуатации таких автомобилей есть спецификации, по которым можно посмотреть номера, которые подходят для данного двигателя и которые должны быть нанесены на упаковку моторного масла рядом с шифром.
Система допусков WAG для легковых авто
- VW 500.00 — это энергосберегающее масло для двигателей (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.);
- VW 501.01 — всесезонное моторное масло, назначается для бензиновых ДВС до 2000 года выпуска;
- VW 502.00 — предназначен для турбированных моторов.
- VW 503.00 — для бензиновых моторов, вязкость таких масел SAE 0W-30. Также особенностью является то, что менять такое масло надо реже, через 30 тыс.км.
- VW 504.00 — это масло для таких же ДВС, что и 503, но выхлопная система должна быть с трехкомпонентным нейтрализатором.
- VW 505.00 — это для двигателей TDI дизельных, это Ауди, Шкода и Фольксваген до 2000 г.в.
- VW 505.01 — это для моторов PDE с форсункой.
- VW 506.00 — это энергосберегающее моторное масло со степенью вязкости 0W-30 для ДВС V6 TDI -*замена через каждые 30 тыс.км. Для 4х цилиндровых TDI замена масла через 50 тыс.км. Рекомендуется использовать для дизелей от 2002 г.в.
- VW 506.01 — этот допуск применяется для турбированных ДВС с насос форсункой PD-TDI. Эксплуатационный ресурс увеличен, как у предыдущего.
Система допусков для автомобилей Mersedes-Benz (легковых)
У знаменитого автоконцерна Mersedes есть свои допуски для использования моторных масел.
То есть, если, например, на канистре есть обозначение МВ-229.1, то этот допуск говорит о том, что масло подходит и для дизелей и для бензиновых, но только до 1997 г.в.
МВ 229.5 — этот допуск информирует о том, что энергосберегающее масло для дизель и бензиновых ДВС с увеличенным сроком эксплуатации.
МВ 229.31 — соответствует по спецификации с SAE 0W и с SAE 5W. Такой допуск уменьшил содержание фосфора и серы в составе масла.
Система допусков BMW
- BMW loglife 98 — допуск информирует, что это масло для ДВС после 1997 г.в. Соответствует сертификату SAE A3/B3. Повышен эксплуатационный ресурс, то есть менять такое масло надо реже.
- БМВ longlife 01 — масло с таким допуском для моторов 2001 г.в.
- БМВ longlife 01FE — масло для ДВС, которые эксплуатируются в тяжелых условиях.
- БМВ longlife 04 — масло с таким допуском разрешено использовать в современных новых двигателях БМВ.
Система допуска Renault
- RN 0700 — соответствует сертификату ACEA A3/B4 или АСЕА А5/В5.
- RN 0710 — соответствует АСЕА А3/В4.
- RN 0720 — масло с таким допуском предназначено для новых дизельных моторов с сажевыми фильтрами последнего поколения, соответствует АСЕА А3 с доп.требованиями РЕНО.
Система допусков Ford
- Ford WSS-M2C913-A — масло 5W-30 с таким допуском применяется для первичной и сервисной замены. Соответствует сертификатам ILSAC GF-2, ACEA A1-98, B1-98 и доп.требованиям концерна Форд.
- Ford M2C913-B — масло с таким допуском подходит для бензиновых и дизельных двигателей, но для первичной заливки или сервисной замены. Также, соответствует сертификату требований ИЛСАК GF-2, ACEA A1-98, B1-98.
- Ford WSS-M2C913-D — масло с таким допуском предназначено только дизелей, кроме двигателя машины ФОРД КА TDCI до 2009 г.в. Также, не подходит для авто от 2000 до 2006 г.в. Повышенный ресурс эксплуатации (менять реже). Предусматривает возможность заправления биодизелем и высокосернистым топливом.
- Ford WSS-M2C934-A — для дизельных моторов с сажевыми фильтрами DPF.
- Ford WSS-M2C948-B — для бензиновых и дизельных ДВС с катализатором. Соответствует сертификату АСЕА С2. Имеет требования по вязкости, должно быть 5W-20. Также, должно быть заниженное образование сажи.
Классификация моторных масел по ACEA
Существует также классификация по системе ассоциации производителей из Европы (ACEA). Требования к качеству продукции схожи с системой API, но некоторые параметры очень жесткие. Бензиновые моторы обозначаются буквой «А», дизельные – «В». На этикетках буквы сочетаются с цифрами. Чем большая цифра, тем более высоким требованиям должен соответствовать смазочный материал. Так, масло с маркировкой ACEA A3/B3 относится к классу API SL/CF.
Для компактных турбинных агрегатов европейцы специально разрабатывают масла с повышенными защитными свойствами и сниженной вязкостью. Это позволяет улучшать экологический показатель продукта и снижать потери жидкости на трение между деталями. Так, масло ACEA A5/B5 показывает себя в работе намного лучше API SM/CI-4.
Эксплуатационные характеристики ILSAC GF 4
Тотальная ликвидность ilsac масла gf 4 обусловлена линейкой эксплуатационных показателей с непревзойденными характеристиками:
- Низкой вязкостью для силовых бензиновых установок средней и повышенной мощности.
- Стабильность молекулярной структуры при изменении давления.
- Экономное расходование смазочного продукта.
- Ничтожный процент фосфорных вкраплений, позволяющих существенно повысить эксплуатационный ресурс катализаторов.
- Пониженные температуры не влияют на качественные показатели .
- Незначительный расход масляной консистенции, обусловленный образованием ничтожной накипи, угара.
- Отсутствие пенообразования и так далее.
Приведенные характеристики ставят масло с уникальными свойствами ilsac gf 4 в особый ряд ликвидных продуктов для бензиновых двигателей на автомобилях производствах США и страны Восходящего Солнца.
Из чего состоят моторные масла
Каждый производитель моторного масла имеет свою уникальную рецептуру, которая, по его мнению и испытаниям, является идеальным сочетанием между стоимостью и исполняемыми защитными функциями. Тем не менее, основа у всех моторных масел одна — это масляные фракции, которые были получены во время переработки нефти.
Обратите внимание: В последнее время некоторые производители начали использовать масляные фракции, полученные искусственным путем.
Моторные масла можно разделить на 3 типа по составу: минеральные, синтетические и полусинтетические.
Производители современных автомобилей рекомендуют использовать для повышения срока службы мотора синтетические или полусинтетические масла. Минеральные составы в настоящее время применяются, в большинстве своем, для грузовых автомобилей или старых моделей легковых машин.
Важно: Если на канистре с моторным маслом не указано, что оно является синтетическим или полусинтетическим, вероятнее всего, данный состав минеральный.
При выборе типа масла для автомобиля обязательно нужно ознакомиться с рекомендацией производителя. Далеко не всегда синтетическое масло подходит моторам, для которых изначально установлено использование минерального состава.
Выбираем моторное масло по составу
Удачно подобранное моторное масло способно надолго продлить срок работы двигателя, а неподходящий состав, наоборот, сократит период его службы.
Сегодня производится три основных группы масел.
Синтетическое (Fully Synthetic)
Водители называют масло «синтетикой», так как изготовители получают его с помощью синтеза химических компонентов. Это сложный процесс, при котором изначально в основу будущего масла закладывается ряд необходимых параметров и количество присадок.
Такие смазывающие материалы обладают качествами:
- надежно защищают мотор;
- обладают отличными очищающими свойствами;
- не густеют на сильном морозе;
- способны выдержать максимально возможный нагрев агрегата во время работы.
При использовании смазки синтетического типа элементы системы двигателя меньше изнашиваются, так как продукт хорошо сгорает с минимальным количеством отложений.
Испаряется такое масло очень медленно, поэтому менять его придется реже. Но один недостаток у «синтетики» все же имеется – это высокая стоимость.
Полусинтетическое (Semi Synthetic)
Недорогой альтернативный вариант для экономных автовладельцев. По составу представляет собой нечто среднее между «синтетикой» и «минералкой». Основа у смазки минеральная, но для улучшения ее характеристик производители добавляют большое количество присадок. При этом масло становится наполовину синтетическим. В итоге получается жидкость с содержанием натуральных компонентов и улучшенными качествами за счет наличия в ней химических добавок.
Минеральное (Mineral)
Масло получают в ходе переработки нефтепродуктов. По своим характеристикам не уступает синтетическим аналогам, однако натуральным компонентам сложнее противостоять влиянию природной среды — низким температурам, а также перегреву двигателя и окислению. При закипании жидкости образуются шлаки, которые откладываются в моторе. Проводить замену придется часто, чтобы сохранить работоспособность компонентов.
Какие бывают типы моторных масел
Как известно, главная задача моторного масла — минимизировать трение движущихся деталей в моторе автомобиля. Чем меньше детали трутся, тем меньше вероятность поломки, а значит, двигатель прослужит дольше.
В зависимости от того, какой мотор используется на автомобиле, существует 3 типа моторных масел: бензиновое, дизельное и универсальное. Как можно понять из их названий, первые два предназначены для конкретных типов двигателей, а универсальный вариант подойдет, как для дизеля, так и для бензинового мотора.
Помимо деления масел по типу двигателя, также их можно классифицировать по сезонности, когда рекомендуется такие составы использовать. Масло может быть летним, зимним или всесезонным. Стоит отметить, что сезонность масла зависит от его вязкости, а также от показателя изменения консистенции при повышении или понижении температуры.
В зимний период лучше использовать менее вязкие масла, чтобы мотору было проще стартовать после стоянки на холоде. Летом же такие масла применять не рекомендуется, поскольку они недостаточно качественном смазывают компоненты двигателя. Для лета подойдут более вязкие варианты, но если их использовать зимой, они могут препятствовать быстрому пуску мотора при отрицательной температуре окружающей среды.
Обратите внимание: Наиболее распространены сейчас всесезонные моторные масла, вязкость которых практически не меняется от температуры окружающей среды.
Выбираем моторное масло по составу
Удачно подобранное моторное масло способно надолго продлить срок работы двигателя, а неподходящий состав, наоборот, сократит период его службы.
Сегодня производится три основных группы масел.
Синтетическое (Fully Synthetic)
Водители называют масло «синтетикой», так как изготовители получают его с помощью синтеза химических компонентов. Это сложный процесс, при котором изначально в основу будущего масла закладывается ряд необходимых параметров и количество присадок.
Такие смазывающие материалы обладают качествами:
- надежно защищают мотор;
- обладают отличными очищающими свойствами;
- не густеют на сильном морозе;
- способны выдержать максимально возможный нагрев агрегата во время работы.
При использовании смазки синтетического типа элементы системы двигателя меньше изнашиваются, так как продукт хорошо сгорает с минимальным количеством отложений.
Испаряется такое масло очень медленно, поэтому менять его придется реже. Но один недостаток у «синтетики» все же имеется – это высокая стоимость.
Полусинтетическое (Semi Synthetic)
Недорогой альтернативный вариант для экономных автовладельцев. По составу представляет собой нечто среднее между «синтетикой» и «минералкой». Основа у смазки минеральная, но для улучшения ее характеристик производители добавляют большое количество присадок. При этом масло становится наполовину синтетическим. В итоге получается жидкость с содержанием натуральных компонентов и улучшенными качествами за счет наличия в ней химических добавок.
Минеральное (Mineral)
Масло получают в ходе переработки нефтепродуктов. По своим характеристикам не уступает синтетическим аналогам, однако натуральным компонентам сложнее противостоять влиянию природной среды — низким температурам, а также перегреву двигателя и окислению. При закипании жидкости образуются шлаки, которые откладываются в моторе. Проводить замену придется часто, чтобы сохранить работоспособность компонентов.
Отличие ILSAC GF-5 от прежних аналогов
Масло пятого сертифицированного поколения, ILSAC GF-5, отличается от предыдущих продуктов по степени вязкости.
Обладает неоспоримым преимуществом по следующим позициям:
- Экономии на протяжении эксплуатационного периода.
- Лучше защищает системы эмиссионного контроля.
- На более высоком структурном уровне устанавливает контроль над окислительными процессами, отложениями и шламами.
Сертификационным документом предусмотрена возможность предотвратить фальсификацию продаваемого продукта. Моторные масла наливаются в специальные емкости, имеющие на фронтальной стороне лейбл с маркой «Звездный взрыв». На противоположной стороне канистры помещена наклейка с кольцом — символом американского института нефти и газа.
Маркировка моторных масел по SAE
В соответствии с SAE масла маркируются по вязкости – важнейшему параметру для всех горюче-смазочных материалов. Она указывает на уровень трения элементов и стойкость двигателя к износу. Особенно этот показатель важен для автолюбителей, проживающих в северных районах нашей страны.
В свою очередь, SAE делят на три класса:
- летний (жидкий);
- зимний (густой);
- универсальный.
Большинство современных продуктов относятся к третьему классу, то есть их можно использовать вне зависимости от времени года. Масла маркируют двумя цифрами, разделяемых дефисом, а в промежутке указывается буква «W» — зима (winter), значит смазку можно использовать в зимнее время года. Первая цифра — это показатель самой низкой температуры, какую способно выдерживать масло. Вторая — указывает на самую высокую температурную отметку, при которой жидкость останется в рабочем состоянии и не закипит.
Чтобы смысл значений был более понятен, охарактеризуем несколько популярных обозначений:
- 5W-30 — марка используется для заливки в двигатели авто европейских производителей. Цифра 5 означает вязкость масла в холодном состоянии при первоначальном запуске мотора. Буква «W» — возможность применения в холодную погоду. Цифра «30» определяет вязкость состава после нагрева двигателя.
- 5W-40 – подходит для самых быстрых спортивных автомобилей. Интервал вязкости в холодном состоянии и разогретом будет равен соответственно 5 и 40. Буква «W» также сообщает о возможности использования в суровых зимних условиях.
Расшифровка маркировки моторного масла по SAE
Классы масел по системе SAE и температура, при которой жидкости могут работать.
Класс | t, °C | Температура для прокачки/ проворачивания коленвала, °C | Плотность, мм2/с при 100 °C |
0W | от -40 до 10 | -35/-30 | 3,8 |
5W | от -35 до 10 | -30/-25 | 3,8 |
10W | от -30 до 0 | -25/-20 | 4,1 |
15W | от -25 до +5 | -20/-15 | 5,6 |
20W | от -15 до +15 | -15/-10 | 5,6 |
30 | от -5 до +35 | +20/-25 | 9,3 |
40 | от +10 до -40 | +35/-40 | 12,5 |
50 | от +10 до -50 | +45/-50 | 16,3 |
60 | от +10 до -60 | от +50 | 21,9 |
По мере роста первой цифры вязкость масла повышается. Так, жидкость 5W-40 можно использовать при температуре воздуха от -35 мороза до +40 градусов тепла.